Урок литературы в 6 классе Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: человек и природа.
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Технологическая карта урока литературы. Цели деятельности учителя:
формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова; установление взаимосвязей личности и творчества поэта;
воспитание интереса к лирике Рубцова и поэзии в целом;
обучение анализу поэтического текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Класс: 6
Предмет: литература
Тема урока: Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: человек и природа.
Цели деятельности учителя | формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова; установление взаимосвязей личности и творчества поэта; воспитание интереса к лирике Рубцова и поэзии в целом; обучение анализу поэтического текста. Задача: познакомить со стихотворением "Звезда полей" Рубцова, помочь увидеть творческий почерк поэта, обучить анализу лирического произведения через определение цветозвукового фона стихотворения. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: совершенствование умения анализировать поэтический текст, навыков комментированного чтения, выразительного чтения Коммуникативные: совершенствование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, осуществлять учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: совершенствование умения анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа, осуществлять саморегуляцию Познавательные: совершенствование умения выделять необходимую информацию в предложенных текстах, навыка выразительного чтения, навыка анализа поэтического текста через определение цветозвукового фона стихотворения. Личностные: духовно - нравственное обогащение личности школьника от общения с поэтом и его произведениями |
Методы и формы обучения: | Частично-поисковый, исследовательский метод; |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; -определить содержательные рамки урока | Включение в деловой ритм. Создание ситуации мотивации к обучению: На фоне музыки П.Чайковского («Сладкая грѐза») Что такое красота? Как рождается красота на земле? - У нас сегодня есть замечательная возможность прикоснуться к красоте – красоте родного края, к красоте языка поэта Рубцова. Говоря о лирике Н.Рубцова нельзя не сказать, каким чутким и одаренным человеком надо быть, чтобы так воспринимать и любить все то, что его окружает. Прожив короткую, полную невзгод и лишений жизнь, в которой были и раннее сиротство, и бедность, и скитания, Николай Рубцов самые прекрасные, задумчивые строки посвятил Родине. Во всей его поэзии душа, возвышенная сила, которая соединяет человека с природой, с Родиной. - Вспомните, какие чувства охватывают вас, когда вы бываете на природе? Если бы у вас сейчас в руках были краски, в какие цвета вы бы раскрасили свои ощущения? Презентация – слайды с 1- 9 | Готовятся к работе. Слушают музыку. Размышляют о том, как же рождается красота, о красоте родного края, о Родине. Записывают ключевые слова урока: Родина, родной край, краски неяркие: свело-голубые, светло-зеленые, желтые. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в деятельности Цель: -актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; -актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; -зафиксировать затруднение при выполнении учащимися учебного действия | -Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н.Рубцова «Звезда полей». Какие знания потребуются? Учитель создает проблемную ситуацию. Мы будем анализировать произведение, а что это значит? | Чтобы проанализировать лирическое произведение, нужно внимательно прочитать, попытаться понять его, увидеть замысел поэта. Понять идею, чувства, образы; увидеть, какими средствами выразительности они создаются. | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. |
3. Постановка учебной задачи. Определение темы урока. | Сформулируйте тему урока. Тема: Анализ стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей». В процессе работы мы уточним тему урока. Сформулируем ее более точно. Какие цели поставите? Учитель наизусть под музыку читает стихотворение «Звезда полей» | Ребята формулируют тему урока Ученики формулируют цели урока. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
4. Этап выявления места и причины затруднения. Погружение в тему. Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения. | О чём стихотворение? Какова его основная тема? Найдите строки, слова, которыми поэт рисует «малую родину». Какие слова непонятные встретились? Проведем словарную работу. Работа в группах. -Объясните значение слов и выражений, которые встретились в стихотворении: «полынья», «мгла заледенелая», «в минуты потрясений» (учащиеся работают со словарями С.Ожегова; Толковым словарем (лексические значения слов фиксируются в тетрадях, на доске) | Ответы: В стихотворении говорится о любви к природе, к родному краю. В стихотворении «Звезда полей» описывается звезда, сияющая над зимними просторами родины. Стихотворение «Звезда полей» — это размышление автора о его привязанности к родному краю. Это тема Родины, тема родной природы. Словарная работа Полынья – незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма. Заледенеть – закоченеть, застынуть. Мгла заледенелая – мгла закоченевшая, заледеневшая от холода. Потрясение – 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) душевное переживание. В минуты потрясений – в минуты душевных переживаний, волнений. Угасать — то же, что и гаснуть. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
5. Этап построения проекта и выхода из затруднений. Творческая мастерская. Практическая работа в группах с проверкой Выявление места и причины затруднения. | Анализ средств выразительности. На доске записано: -Эпитет -Метафора -Олицетворение -Повтор -Анафора -Антитеза -Ассоциативная связь цвета и звука в поэтических произведениях – цветозвук. Внимательно прочитайте и ответьте на вопрос: «Что вы уже знаете, а что вам незнакомо?» (Не знают - ассоциативная связь цвета и звука в поэтических произведениях – цветозвук.) Исследовательская работа: проведите исследование текста и выясните: -Какие художественные приёмы, средства выразительности автор использует, чтобы передать любовь к родной земле? Хотели бы узнать, что такое «цветозвук»? | Учащиеся работают в группах. (по карточкам – информаторам). Задание 1-й группе: Прочитайте в словаре терминов, что такое «эпитет», «повтор» Выпишите из стихотворения эпитеты, повторы. Задание 2-й группе: Прочитайте в словаре терминов, что такое «метафора», «анафора». Выпишите из стихотворения метафоры, анафоры. Задание 3-й группе: Прочитайте в словаре терминов, что такое «олицетворение», «антитеза». Выпишите из стихотворения олицетворения, антитезы. На доске и в тетрадях заполняется таблица. | |
6. Этап реализации построенного проекта. | Попробуйте последнюю строчку произнести в соответствии с написанием. Какой гласный звук вы слышите? Случайно ли это? Есть ещё одна отличительная особенность лирики поэта. Попробуем её найти. Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова «поэзией света, цвета». «О» повторяется не случайно. «Оканье» —основной признак северновеликорусских говоров. Это своеобразное указание на родную Вологодчину, малую родину Рубцова. Но есть и еще объяснение этому: В трудах многих литературоведов, языковедов, философов, в работах символистов высказывается предположение о том, что цвет может быть выражен посредством звука, а звук можно «обозначить» цветом. Ученые стали обращать особое внимание на звукоцветовые соответствия в художественном произведении. Е. Замятин писал: «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Звуки «окрашены» в восприятии всех носителей языка. Например, А ассоциируется с красным цветом, О – с желтым, И – с синим, Е– с зелёным и т.д. Особый подход к пониманию цветовой символики, цветозвуковых совпадений можно отметить в творчестве поэтов и писателей, поскольку используя тот или иной цвет в своем творчестве, они не только создают какие-то внешние образы, символы, но и передают своё эмоциональное состояние, создают свою поэтическую картину мира. Метод изучения эмоционального состояния личности автора на основе звукоцветового анализа письменных текстов был разработан А. П. Журавлёвым, который писал: «Главные слова и главные звуки заголовка пронизывают затем всё стихотворение, ведя в гармоничном единстве смысловую, звуко-смысловую и звукоцветовую линии произведения». В книге «Звук и смысл» А. П. Журавлёвым была определена методика расчёта цветовой палитры стихотворения. Презентация слайд № 9-11 Учитель делит класс на группы, раздаёт карточки с заданием. Проверка (по презентации). Выводы. Презентация – слайд № 12-15 | Что такое цветозвук? Как определить цветозвуковой фон стихотворения? Самостоятельная работа по таблицам № 2,3 Цветовой фон стихотворения желто-зеленый. Это цвет бескрайних полей Родины. | |
7. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа. Цель: -проверить свое умение применять полученные знания | «Раскрасьте» стихотворение. (Красками раскрашивают согласно результатов подсчетов гласных и определения цвета строф). Поделитесь своими мыслями и открытиями. Вопросы для беседы или сочинений миниатюр: Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине? Какое значение имеет название стихотворения? Что в приведенных строках символизирует звезда? Какую картину рисует Н.Рубцов в этом стихотворении? Когда горит звезда? Где горит звезда? Для кого горит «звезда полей»? Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? Где же звезда «восходит ярче и полней»? Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине? Какой главный образ вы видите в стихотворении? В четвёртой строфе обратите внимание на слово «здесь» - это где? От чего счастлив лирический герой? «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей!...» | Предполагаемые ответы: Звезда полей — это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Образ звезды окрашивается тёплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережёт сон Родины. Звезда далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, /Для всех тревожных жителей земли». Рубцов сосредотачивает своё внимание на звезде, как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру. В первой строфе мы видим картину: зима, морозная ночь, полночь; страна спит; звезда смотрит в полынью. Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда, в любое время года: и «под золотом осенним», и «над зимним серебром». Над полями, над городами, над всей планетой. «Для всех тревожных жителей земли». Звезда является символом света, доброты, душевного спокойствия, а это всё связано с понятием «Родина». В третьей строфе мы видим не одно поле и речку с полыньёй, а всю страну и даже планету. Н. М. Рубцов имеет в виду свою Родину. В стихотворении звучит и взволнованная радость, и восхищённая нежность, и тихая грусть. Тишина, покой заставляют испытать лирического героя чувство нежности к своей родной земле. «Звезда полей», звезда его родины была рядом с ним в «минуты потрясений». И не только с ним. Она горит «для всех тревожных жителей земли». Лирический герой счастлив от того, что на свете белом / Горит, горит звезда моих полей...» | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Сделайте вывод. С какой целью Н. М. Рубцов использует различные средства художественной выразительности, в том числе и цветозвук? Уточните ему урока. Анализ стихотворения "Звезда полей" через определение цветозвукового фона стихотворения | Вывод: Для того, чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует различные средства художественной выразительности. И чтобы глубже понять замысел поэта, очень важно определить цветозвуковой фон стиха. | ЛР |
9. Рефлексия деятельности Цель: -оценить результаты собственной деятельности. | 1.Учитель предлагает составить синквейн – выразить свое отношение к поэзии Н.Рубцова и к стихотворению «Звезда полей» 2.Как вы думаете, мы справились с задачами, которые ставили для себя в начале урока? Вывод: стихи Н. Рубцова наполняют нас добрым светом, И звезда его души, его поэзии будет светить нам в пути. Звезда - символ Родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. А почему не просто звезда, а звезда полей? Именно образы родных полей, холмов, зимней полыньи, спящего леса представляют родину Н. Рубцова. Именно эти места становятся центром вселенной для него. Именно здесь он может жить в гармонии с собой, с окружающими. Пусть и в ваших сердцах останутся навсегда уголки природы родного края. 3.Комментированное выставление отметок. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и | Личностные УУД: смыслообразование ; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: доказательство |
10. Д/з | Выучить наизусть стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.
На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....
Урок литературы в 6 классе "Н.Рубцов "Звезда полей"
Презентация составлена для учащихся 6 класса раздел: "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века" ,тема: " Н. Рубцов "Звезда полей"...
Открытый урок по географии в 7 классе по теме "Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии".
Урок « Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии» Цели:продолжить изучение темы о взаимосвязи и взаимоотношениях организм...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов "Баллада "Три пальмы". Взаимоотношения человека и природы"
Презентация была подготовлена для обучающихся 7 класса коррекционной школы-интерната (слабослышащие). Целью было доведение до понимания ребят лексических значений слов и понятий в произвед...
урок литературы, 6 класс, тема: Н.М. Рубцов
Задачи урока: 1. познакомить учащихся с Н.М. Рубцовым как автором литературных произведений;2. содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, д...
Урок для 7 класса «Царство Грибы. Представители, особенности строения, значение в природе и жизни человека»
Урок биологии в 7 классе по теме"Грибы" Может быть использован как учебное пособие для занятий в начальной школе на уроках окружающий мир. Открытый урок с элементами лабораторной работы...
- Мне нравится (1)