Урок по творчеству И.С. Тургенева "Из Записок охотника" ("Бежин луг") Роль пейзажных зарисовок в рассказе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Архипова Елена Александровна

Данный материал может быть использован при подготовке к уроку как молодыми учителями, так и учителями - стажистами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.s._turgenev_bezhin_lug.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

И.С. Тургенев «Бежин луг» (Из «Записок охотника»)

Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».

Цели урока:  познакомить с рассказом; отметить мастерство писателя в описании природы,  воспитывать умение видеть красоту русской природы, понимать тесную связь человека и природы богатство выразительных средств языка; показать мастерство портретной характеристики. Методические приемы: комментированное чтение, пересказ, аналитическая беседа.

Задачи урока:

1.Показать взаимосвязь человека и природы в рассказе.

2.Определить роль пейзажа.

 3.Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Словарная работа: пейзаж, очерк.

Ход урока:

1.Слово учителя об истории создания произведения.

Данное произведение было написано во времена крепостного права. Писатель включил его в сборник под названием «Записки охотника». Эта книга сыграла огромную роль в судьбе Тургенева и жизни нашего государства. В апреле 1852г. писатель был арестован, а затем сослан почти на 2 года в деревню. Внешним поводом послужила статья, написанная Тургеневым, потрясенным смертью Гоголя. Истинной же причиной был сборник «Записки охотника», героями которого стали крепостные крестьяне. «Записки охотника» были запрещены более 6 лет, т.к. имели «вредный» политический смысл.

Вот что писал об этой «вредности » цензор Волков: «Полезно ли, например, показывать нашему грамотному народу… что однодворцы и крестьяне наши, которых автор до этого опоэтизировал, что видит в них администраторов, рационалистов, романтиков, идеалистов, людей восторженных и мечтателей (бог знает, где он нашел таких!), что крестьяне эти находятся в угнетении, что помещики, над которыми так издевается автор, выставляя их пошлыми дикарями и сумасбродами, ведут себя неприлично, противозаконно  … или, наконец, что крестьянину жить на свободе привольнее, лучше». По мнению цензора, такая книга «сделает больше зла, чем добра», ибо потрясает самые основы крепостнического государства. Рассказы Тургенева действительно сыграли немаловажную роль в борьбе с крепостным правом.

В 1861г. крепостное право было отменено.

2.  Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)

 - С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

- Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов  этой книги «Бежин луг».

- Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?

- С чего начинается рассказ? (с описания природы). Посмотрите на картины природы.( пейзажи -4 шт.) Всё это окрестности Бежина луга.

- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том   числе)? (Пейзаж)

- Оформление записи определения  в тетради: пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  Описание природы помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия.

 – А теперь давайте определим  жанр этого произведения.

- Жанровая необычность произведения была отмечена первыми  читателями:  «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…».  Очень трудно было определить жанр произведений этого сборника.

 Цикл произведений сборника И. С. Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое очерк?

    Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк? ( Потому, что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события. )

Запись определения в тетради.      

Задание классу:

 - Ребята,   обозначьте сюжет в произведении и охарактеризуйте его. (Ситуация затруднения, т.к. сюжета в рассказе как бы нет).  Но ведь что – то происходит? (Ребята должны прийти к сюжету рассказчика – охотника, заблудившегося после удачной охоты июльским днем в бескрайних охотничьих угодьях Тульской губернии. Особенность данного рассказа в том, что автор =рассказчику.)

Слово учителя:

 Тургенев страстно любил охоту, и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью, а дупели и бекасы спокойно порхали с ветки на ветку. Охотник Тургенев никуда не стреляет, он следит не за полетом птицы, а за золотисто – серыми, с белыми краями облаками, смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не ускользает от его верного поэтического и пытливого взгляда!

Работа с текстом произведения:

1.

 - Что мы можем сказать об авторе и его героях, если обратимся только к сюжету произведения?

 - Имеется ли в произведении развернутая характеристика какого – либо героя через поступок?

 - Что является основным способом создания художественного образа и воплощением авторского замысла? (Сюжет максимально  ослаблен и мало что может рассказать о героях). Учащиеся должны прийти к следующему заключению: обычно в произведениях пейзаж является фоном для развития действия, а в этом произведении – наоборот.

Задание классу: Восстановите композицию произведения, определите значение, функцию каждой композиционной части.

Композиционная часть

Значение, функция

  1. Дневной пейзаж прекрасного июльского дня

Экспозиция, эстетическая функция

  1. Знакомство с автором

Образ объективного рассказчика, завязка произведения

  1. Ночной пейзаж

 Передача чувства и настроения автора, эстетическая функция

  1. Встреча с мальчиками

Кульминация

  1. Портретные характеристики

Черты внешности, социальное происхождение

  1. Былички

Отражение быта и культуры, описание выражения лиц рассказчиков и реакции слушающих.

  1. Три перерыва в рассказах мальчиков

2 – й портрет Павлуши, раскрытие образов остальных мальчиков

  1. Второй ночной пейзаж

Переход в утренний пейзаж, сон автора – сопоставление состояния автора с состоянием природы.

  1. Уход автора

  1.  Эпилог (рассказ о судьбе Павлуши)

«Доказательство» реальности происходившего («должен добавить»). Автор не может идти против художественной правды очерка.

 

2.

   -Давайте попробуем определить, какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? Приведите примеры.  

 Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «могучее светило».

Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами».

Вывод:  Каждое слово дышит любовью к родине. Писатель бережно, любовно подбирает каждое слово, чтобы передать нежную красоту русского лета. Природа у Тургенева наполнена живыми звуками и запахами («В сухом  и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью и гречихой…»)

 - Зачитайте строчки, рисующие состояние охотника (удивление – «эге!», испуг – «как – то жутко», «странное чувство», «отдернул ногу»). Автор, оказавшись ночью в незнакомых местах,  в полном одиночестве, испытывает робость и тревогу.

 - Какие эпитеты, сравнения, метафоры рисуют душевное состояние автора, прошагавшего с охотничьим ружьем не один десяток лет и великолепно знавшего природу? (Вечерняя мгла – «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «странное чувство», «камни сползлись».)

   - Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек?

(В начале рассказа природа  живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила)

 - Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте.    

Вывод: В сознании автора равное место занимают и воспоминания о том, как он заблудился, и картины природы, и образы мальчиков, трагическая судьба Павлуши… Все это связано с Бежиным лугом  не только как географической точкой.

Оформление записи в  тетради: Бежин луг – целостный образ, воссозданный памятью автора и ставший одним из самых великолепных образов в русской классической литературе.

Подведение итогов урока.

- Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

- Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографические сведения о  Тургеневе)

Домашнее задание:

1.Сделать презентацию одного из героев по плану  (индивидуальное задание ) или Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание его внешнего вида (обязательно использовать цитаты из текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

2. Прочитать рассказ до конца, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.И.С.Тургенев. Цикл рассказов "Записки охотника". Роль пейзажных зарисовок в рассказе "Бежин луг". "

Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы....

урок литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Урок "открытия нового знания" в рамках системно-деятельностного подхода с включением элементов регионального компонента...

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».

Конспект урока по произведению Тургенева "Бежин луг" (Роль пейзажа)...

Урок по литературе по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг". Роль пейзажных зарисовок в рассказе " Бежин луг".

В ходе урока ученики приходят к выводу о том, каким талантливым писателем-пейзажистом был И.С.Тургенев. Отмечают текстовые средства выразительности,.помогающие автору создавать картину русской природы...