И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Конспект урока по произведению Тургенева "Бежин луг" (Роль пейзажа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы(учитель Доможирова Е.В., 6 класс)

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».

        Цели урока:

  • знакомство учеников с   фрагментами биографии Тургенева; 
  • рассмотрение  идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».

          Задачи:

  •  показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
  • помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;
  • продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения;
  • помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев;
  • воспитывать  трепетное отношение к природе. 

Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. Тургенев «Записки охотника», издание «Записок охотника».

Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Методические приёмы: рассказ учителя, доклады учеников, беседа, выразительное чтение, анализ текста.

                                                         Ход урока.

                                                  Вся моя биография в моих  сочинениях…

                                                                                           И. С. Тургенев. 

1. Слово учителя (слайд 1)

Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, И.С. Тургенева, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык.

Писатель отличается от  обыкновенных людей особой эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остается в памяти навсегда. Случалось это и с Тургеневым. Давайте послушаем, как прошло его детство.

(слушаем доклады учеников)

доклад 1 (слайд 2)

(статья в учебнике на стр. 167)

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана Грозного.

В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии.

Все управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что все вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.

     Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в моих произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.

С гувернерами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых  её проявлениях.

  • доклад 2 

(статья в учебнике на стр. 168)

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

  • доклад 3 (слайд 3-5)

 (на  материалах, данных учителем)

        Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал  яркую картину  средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от начального периода творчества И. С. Тургенева, в течение которого он создал множество стихотворений и поэм, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев, поставивший перед собой новые творческие задачи, обратился для их воплощения и выражения к рассказам-очеркам.

     состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая читателю уже известные сведения об этом лице.

2.  Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)

 - С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?

- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов  этой книги «Бежин луг».

- Дома вы начали читать этот рассказ. Чем он вам запомнился?

- С чего начинается рассказ? (с описания природы)

- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том   числе)? (Пейзаж)    

- Запишем определение в тетради:

(слайд 6)  Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  Описание природы помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия.

- Жанровая необычность произведения была отмечена первыми  читателями: 

«Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…».

 - Почему читатели обращали внимание на необычность формы, по-разному определяли жанровую принадлежность? Как вы определите жанр «Записок охотника»? Как бы вы объяснили авторский выбор? (Очерк)

 - Почему очерк? Запись определения в тетради.

(слайд 7)

Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.

 Спокойная музыка  и некоторый видео ряд с изображением природы (слайд 8)

 Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик  к происходящему в рассказе.

 3. Выразительное чтение. 

   - Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные  интересные истории. Они – другие. (Активизация  читательского восприятия перед чтением очерка)    (слайд 9)

(Чтение описания  июльского утра.  Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника»)

- Какую функцию выполняет такое описание природы? (Пейзаж  июльского дня выполняет эстетическую функцию)

4. Работа с текстом.

-Давайте попробуем определить, какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? Приведите примеры.   (слайд 10-11)

 Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос)  (слайд 12)

      -   Почему повествователь заблудился? Кто он? (слайд 13)

- О каких чувствах пишет автор рассказа? Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?  (слайд 14)

 (Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам – наудалую».   Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей»)

-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (слайд 15)

- Кто  же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун) (слайд 16)

       - Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек?    (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

      -  Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

    -  Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)  (слайд17)

5. Закрепление.

- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева? 

 (В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила)

- Что такое природа для писателя? (природа -  высшая сила) 

Итоги урока:  (слайд 18)

- Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

- Что нового вы узнали на уроке?

6. Домашнее задание (слайд 19)

1.Сделать презентацию одного из героев по плану  (индивидуальное задание 5 человек из класса):

  1. Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);
  2. Описание его внешнего вида (цитаты из текста);
  3. История, которую рассказал герой;
  4. Ваше отношение к герою.

2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.

7. Подведение итогов урока и выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.И.С.Тургенев. Цикл рассказов "Записки охотника". Роль пейзажных зарисовок в рассказе "Бежин луг". "

Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы....

Урок по творчеству И.С. Тургенева "Из Записок охотника" ("Бежин луг") Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

Данный материал может быть использован при подготовке к уроку как молодыми учителями, так и учителями - стажистами....

Урок по литературе по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг". Роль пейзажных зарисовок в рассказе " Бежин луг".

В ходе урока ученики приходят к выводу о том, каким талантливым писателем-пейзажистом был И.С.Тургенев. Отмечают текстовые средства выразительности,.помогающие автору создавать картину русской природы...