Календарно-тематическое планрование по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Данное планирование подходит к программе литературы 8 класса под редакцией Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literatura_8_klass.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№№ № урока | Кол-во часов | Содержание (тема урока) | Примечания |
1. | 1 | Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование |
2. | 1 | Устное народное творчество. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народных песнях: «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». | Рассказ учителя. Беседа. |
3. | 1 | Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Тульские частушки. Поэтика частушек. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | Рассказ учителя. Беседа |
4. | 1 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий. | Беседа. |
5. | 1 | Из древнерусской литературы Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. |
6. | 1 | Вн. Чт. «Шемякин суд» как сатирическое повесть XVII века. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. | Урок внеклассного чтения. |
7. | 1 | «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | |
8. | 1 | Из литературы 18 века Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Д. И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. | Рассказ учителя. Беседа. |
9. | 1 | Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Говорящие фамилии и имена. Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | Практикум. |
10. | 1 | Урок-проект. Постановка сцен из комедии «Недоросль» на школьной сцене | Театрализация |
11. | 1 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений). | Урок развития речи. |
Вн.чт. Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». Сюжет, композиция и характеры героев. | Урок внеклассного чтения | ||
13. | 1 | Из русской литературы 19 века. И. А. Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. | Рассказ учителя. Презентация «И. А. Крылов». Беседа. |
14. | 1 | Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812г. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | |
15. | 1 | Вн. чт. Мои любимые басни И.А. Крылова. Развитие представлений об аллегории. | Урок внеклассного чтения |
16. | 1 | К. Ф. Рылеев. Автор дум и сатирик. Краткий рассказ о писателе. Думы К. Ф. Рылеева. Оценка дум современниками. | Рассказ учителя. Практикум. |
17. | 1 | Дума «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. | |
18. | 1 | Тема расширения русских земель. Текст Думы Рылеева – основа народной песни о Ермаке. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева | |
19. | 1 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. | Рассказ учителя. Презентация «А. С. Пушкин». Беседа. |
20. | 1 | Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновение…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. | Урок-беседа. Прослушивание романсов. |
21. | 1 | Стихотворение «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных . | |
22. | 1 | Вн. Чт. А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 кл.). | Семинар. |
23. | 1 | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Пугачёв и народное восстание. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. | Рассказ учителя. Беседа. |
24. | 1 | История создания романа. Пугачёв в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. | |
25. | 1 | А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. | Рассказ учителя. Беседа. |
26 | 1 | Пётр Гринев: жизненный путь героя, формирование характера, нравственная оценка его личности. Швабрин – антигерой. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | Беседа. Обучение устному рассказу. |
27. | 1 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственная красота героини Пушкина. Значение образа Савельича в романе. | Беседа. |
28. | 1 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | Беседа. Практикум. |
29. | 1 | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва» | |
30. | 2 | Р.р. Подготовка и написание сочинения по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: «Что повлияло на формирование характера Петра Гринёва?», «Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина?», «Какова авторская позиция в оценке Пугачёва и народного восстания?» | Урок развития речи. |
31. | 1 | Вн. Чт. А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. В. Г. Белинский о Пушкине. | Урок внеклассного чтения |
32. | 1 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина. | Урок контроля. |
33. | 1 | М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе. Отношение к историческим темам и воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6—7 классах). | Рассказ учителя. Презентация «М. Ю. Лермонтов». Семинар. |
34. | 1 | Воплощение в литературе романтических ценностей. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Мцыри как романтический герой. | Беседа. |
35. | 1 | Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монахов. Романтически-условный историзм поэмы. | |
36. | 1 | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы. Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. | |
37. | 1 | Романтический пейзаж, его роль в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | Практикум. |
38. | 2 | Р.р. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося): «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме „Мцыри". | Урок развития речи. |
39. | 1 | Вн.чт. Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 кл.). | Урок-семинар внеклассного чтения |
40. | 1 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Поворот русской драматургии к социальной теме. | Рассказ учителя. Беседа. |
41. | 1 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | Беседа. Практикум. |
42. | 1 | Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление | Практикум. |
43. | 1 | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. | |
44 | 1 | Р.р. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комедия», «сатира», «юмор», «фантастика». | |
45. | 1 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). | Урок развития речи. |
46. | 1 | Проблема личности и общества. Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе, его развитие (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | Рассказ учителя. Беседа. |
47. | 1 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении. | Практикум. |
48. | 1 | Р.р. Обучение написанию отзыва на театральные или кинематографические версии комедии и повести | Урок развития речи |
49. | 1 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе). Тургенев и Тульский край. | Презентация «Тургенев и Спасское-Лутовиново» |
50. | 1 | Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции. | |
51. | 1 | Р.р. Устная характеристика образа повествователя и средств создания его образа | |
52. | 1 | Вн. Чт. И.С. Тургенев. Автобиографический характер повести «Ася». Образ тургеневской девушки | |
53. | 1 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. | Рассказ учителя. Беседа. |
54. | 1 | Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | |
55. | 1 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И.С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина. | Урок контроля. |
56. | 1 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита беззащитных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания образа. | Рассказ учителя. Беседа. |
57. | 1 | Нравственные и философские искания русских писателей. Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Толстой и Ясная Поляна. | Рассказ учителя. Презентация «Толстой и Ясная Поляна». Беседа. |
58. | 1 | Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Противоречия между сословиями и внутри сословий. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | |
59. | 1 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта. | Практикум. |
60. | 1 | Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество». | Урок внеклассного чтения. |
61. | 1 | Вн. Чт. Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова. | Урок внеклассного чтения. Презентация «Поэзия родной природы». |
62. | 1 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Чехов и Тульский край. Рассказ «0 любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Психологизм рассказа. | Рассказ учителя. Презентация «Толстой и Чехов». Беседа. |
63. | 1 | Вн. Чт. Рассказы А.П. Чехова. Характеристика сюжета, тематики, проблематики рассказов. | Урок внеклассного чтения |
64. | 1 | Из русской литературы 20 века. И. А. Бунин. Слово о писателе. Бунин и Тульский край. Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. | Рассказ учителя. Презентация «Бунин и Тульский край». Беседа. |
65. | 1 | Подготовка к учебному диспуту «Поговорим о превратностях любви» | |
66. | 1 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания в рассказе «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | Рассказ учителя. Беседа. |
67. | 2 | Р.р. «Что значит быть счастливым?». Подготовка и написание классного сочинения по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна. | Урок развития речи. Урок-диспут. |
68. | 1 | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. И стихотворении «Россия». Современное звучание и смысл стихотворения. Обучение выразительному чтению. | Рассказ учителя. Беседа. |
69. | 1 | С. А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Понятие о драматической поэме. | Рассказ учителя. Беседа. |
70. | 1 | Р.р. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. | Урок развития речи. Урок-конференция. |
71. | 1 | Р.р. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | Урок развития речи. |
72. | 1 | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — рассказ о пути к творчеству. | Рассказ учителя. Беседа. |
73. | 1 | Р.р. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими. | Урок развития речи. |
74. | 1 | Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом" (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности | |
75. | 1 | Вн.чт. Тэффи. «Жизнь и воротник», О. Дымов, А. Аверченко. Приемы и способы создания сатирического повествования. | Урок внеклассного чтения |
76. | 1 | Вн. Чт. М. Зощенко. «История болезни». Сатира и юмор в рассказах | Урок внеклассного чтения |
77. | 1 | М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание | Рассказ учителя. Беседа. |
78. | 1 | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина | Урок контроля. |
79. | 1 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия ВОВ. Тема служения Родине. Оценка поэмы в литературной критике. | Рассказ учителя. Презентация «Литературные места России. Смоленск». Беседа |
80. | 1 | Новаторский характер образа Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Реалистическая правда о войне в поэме Твардовского. | Обучение устному рассказу. |
81. | 1 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклоризм литературы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Авторские отступления. | Практикум. |
82. | 1 | Вн. Чт. А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | Урок внеклассного чтения. |
83. | 2 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне (обзор). Традиции в изображении боевых подвигов и военных будней в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»,;Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»). Лирические и героические песни в годы ВОВ. | Урок развития речи. Урок-концерт (презентация). |
84. | 1 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет» - автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. | Рассказ учителя. Беседа. |
85. | 2 | Р.р. Подготовка и написание классного сочинения «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося). | Урок развития речи. |
86. | 2 | Русские поэты о Родине, родной природе (обзор). И. Анненский «Снег»; Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия». | Урок внеклассного чтения. |
87. | 2 | Вн.чт. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп, З. Гиппиус, Дон-Аминадо, И. Бунин. Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. | Урок внеклассного чтения. Презентация по данной теме. |
88. | 1 | Из зарубежной литературы У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. |
89. | 1 | Сонеты У. Шекспира. «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...» Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | Практикум. |
90. | 1 | Вн. Чт. Конкурс на лучшее чтение сонетов Шекспира (по выбору учащихся) | |
91. | 1 | Ж.-Б. Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (сцены) – сатира на дворянство и невежественных дворян. | Рассказ учителя. Беседа. |
92. | 1 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Черты классицизма в комедии Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии | Рассказ учителя. Беседа. |
93. | 1 | Вн. Чт. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Урок внеклассного чтения. |
94. | 1 | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Главные герои и события. | |
95. | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | Беседа. |
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для
поддержания основ литературного образования на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение»,— писал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интерес-
ным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие, приучить их к грамотному анализу прочитанного произведения, развить потребность в чтении. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, изображающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные ценности у человека читающего.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю (102 ч в год), 34 рабочих недели. В настоящее время дети перестали активно читать, плохо рассуждают, не умеют выражать свои мысли, поэтому в программу был добавлен дополнительный 1 час в неделю за счет школьного компонента. Кроме того, в программу введены часы регионального компонента: «Тульские частушки», «Тургенев и Тульский край», «Бунин и Тульский край», «Чехов и Тульский край», «Толстой и Ясная поляна».
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 3 |
Из древнерусской литературы. | 3 |
Из русской литературы 18 века | 5 |
Из русской литературы XIX века. | 53 |
Из русской литературы XX века. | 29 |
Зарубежная литература. | 8 |
Всего часов | 102 |
Образовательные технологии.
Следует широко применять иллюстрации, портреты писателей и фотографии различных эпох, экранные и звуковые средства обучения. Кроме того, учебные диафильмы и презентации, аудиокниги.
Различные средства обучения расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, формированию читательской культуры, облегчают реализацию внутрипредметных и межпредметных связей и т. д.
Одно из перспективных экранных пособий — презентация с экранным проектором — позволяет интенсифицировать учебный процесс, повысить плотность урока, увеличить объем дидактического материала для объяснения нового и закрепления изученного ранее. Использование репродукций картин известных русских художников на уроках способствует расширению словаря учащихся, активизации их устной и письменной речи, помогает решить задачу эстетического воспитания учащихся.
Следует совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Класс | Кол-во часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающегося | УМК учителя | ||
Феде раль ный компонент | Регио наль ный компонент | Школь ный компо нент | ||||
8 | 2 | - | 1 | Рабочая программа по литературе под ред. В.Я. Коровиной. – М., Просвещение, 2013 | Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 8 кл. Учеб. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2013 | Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 8кл. Учеб. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2012; Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 8 классе: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 2013. |
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы для 7 класса
Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 7 классе. (Хрестоматия по дальневосточной литературе для 7 класса. – Издательство «РИОТИП» Хабаровской краевой типографии, 199...
Календарно-тематическое планирование по татарской литературе 2 класс
Календарно-тематическое планирование по татарской литературе 2 класс по Хайдаровой...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 7 класс. Программа Бунеева.
Планирование составлено на основе «Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, М,Баласс, 2008....
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 7 класс. Программа Бунеева.
Планирование составлено на основе «Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, М,Баласс, 2008....
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 9 класс. Программа Бунеева.
Планирование составлено на основе Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, М,Баласс, 2008....
Календарно-тематическое планирование по программе литература (надомное обучение) 5 класс
Календарно-тематическое планирование по программе литература (надомное обучение) 5 классПрограмма изучения (предмет): литератураКоличество часов по программе: 34 часаКоличество часов в неделю: 1 часТи...