Найдите соответствия. Примеры взяты из произведений Ф.И.Тютчева.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Материал предназначен для подготовки к ЕГЭ по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege_lirika_f.i.tyutcheva.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I вариант 1.Найдите соответствия. Примеры взяты из произведений Ф.И.Тютчева.
1. | Анафора | А | Беспрерывно вал морской С рёвом, свистом, визгом, воем Бьёт в утёс береговой |
2. | Антитеза | Б | Молчит сомнительно Восток. |
3. | Бессоюзие | В | Ты – жизнь, назначенная к бою, Ты – сердце, жаждущее бурь. |
4. | Гипербола | Г | Я был при ней убитый, но живой. |
5. | Инверсия | Д | Вот, как призрак гробовой, Месяц встал… |
6. | Метафора | Е | О, не кладите меня, в землю сырую – Скройте, закройте меня в траву густую! |
7. | Метонимия | Ё | И до звёзд допрянуть хочет, До незыблемых высот… |
8. | Оксюморон | Ж | Из чьей руки свинец смертельный Поэту сердце растерзал? |
9. | Олицетворение | З | Как ни гнетёт рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни броздят чело морщины… |
10. | Параллелизм | И | И тихих, тёплых майских дней румяный светлый хоровод толпится весело за ней. |
11. | Перифраза | Й | Продлись, продлись, очарованье! |
12. | Риторическое восклицание | К | Лазурь небесная смеётся. |
13. | Синекдоха | Л | С деревьев ржавый лист валился |
14. | Сравнение | М | Так грустно тлится жизнь моя. |
15. | Эпитет | Н | Родились утром, вечером умрут… |
2. Найдите в данном стихотворении Ф.И.Тютчева тропы и фигуры речи, определите их вид:
Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом,
И гаснет цвет, и звук немеет
В оцепененье ледяном, –
Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может:
Она все льется – и, журча,
Молчанье мертвое тревожит.
Так и в груди осиротелой,
Убитой хладом бытия,
Не льется юности веселой,
Не блещет резвая струя, –
Но подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот –
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шепот.
1835
II вариант 1.Найдите соответствия. Примеры взяты из произведений Ф.И.Тютчева.
1. | Анафора | А | Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! |
2. | Антитеза | Б | Ты ль это, Неман величавый?.. И целость русского порога Ты тем навеки утвердил… |
3. | Гипербола | В | Лениво дышит полдень мглистый… |
4. | Градация | Г | И самого себя, краснея, сознаю Живой души твоей безжизненным кумиром. |
5. | Инверсия | Д | И сердце на клочки не разорвалось… |
6. | Метафора | Е | Душе моей стократно Любовь твоя была. |
7. | Метонимия | Ё | Завтра день молитвы и печали, Завтра память рокового дня… |
8. | Оксюморон | Ж | Внизу, как зеркало стальное, Синеют озера струи. |
9. | Олицетворение | З | Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей. |
10. | Перифраза | И | Что общего меж нами? Ты жить идёшь – я ухожу… |
11. | Плеоназм / тавтология | Й | Гремят раскаты молодые… |
12. | Риторическое восклицание | К | Опять вздохнут о горестной утрате Все честные, все русские сердца. |
13. | Синекдоха | Л | Могу дышать, но жить уж не могу. |
14. | Сравнение | М | Чей это праздник так празднуешь ты? |
15. | Эпитет | Н | Спят города и дремлют сёла. |
2. Найдите в данном стихотворении Ф.И.Тютчева тропы и фигуры речи, определите их вид:
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Играя в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей.
1852
I вариант (ответы)
1. | Анафора | З | Как ни гнетёт рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни броздят чело морщины… |
2. | Антитеза | Н | Родились утром, вечером умрут… |
3. | Бессоюзие | А | Беспрерывно вал морской С рёвом, свистом, визгом, воем Бьёт в утёс береговой |
4. | Гипербола | Ё | И до звёзд допрянуть хочет, До незыблемых высот… |
5. | Инверсия | М | Так грустно тлится жизнь моя. |
6. | Метафора | И | И тихих, тёплых майских дней румяный светлый хоровод толпится весело за ней. |
7. | Метонимия | Ж | Из чьей руки свинец смертельный Поэту сердце растерзал? |
8. | Оксюморон | Г | Я был при ней убитый, но живой. |
9. | Олицетворение | К | Лазурь небесная смеётся. |
10. | Параллелизм | Е | О, не кладите меня, в землю сырую – Скройте, закройте меня в траву густую! |
11. | Перифраза | В | Ты – жизнь, назначенная к бою, Ты – сердце, жаждущее бурь. |
12. | Риторическое восклицание | Й | Продлись, продлись, очарованье! |
13. | Синекдоха | Б | Молчит сомнительно Восток. |
14. | Сравнение | Д | Вот, как призрак гробовой, Месяц встал… |
15. | Эпитет | Л | С деревьев ржавый лист валился |
Ответы к заданию 2:
1. Поток… прячется - олицетворение
2.И звук немеет- олицетворение
3. В оцепененье ледяном - эпитет
4. Жизнь бессмертную - эпитет
5. Жизнь…ключа - метафора
6. Всесильный хлад - эпитет
7. Сковать всесильный хлад не может - метафора
8. Она [жизнь] все льется - метафора
9. Молчанье мертвое - эпитет
10. Молчанье мертвое тревожит - оксюморон
11. В груди осиротелой - эпитет
12. Так и в груди осиротелой,
Убитой хладом бытия - метафора
13. Юности веселой - эпитет
14. Резвая струя - эпитет
15. Не льется юности веселой - метафора
16.Но подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот – метафора, антитеза
17. Ключа… шепот- метафора
18. Ключа таинственного- эпитет
Найдите соответствия (ответы) II вариант
1. | Анафора | Ё | Завтра день молитвы и печали, Завтра память рокового дня… |
2. | Антитеза | И | Что общего меж нами? Ты жить идёшь – я ухожу |
3. | Гипербола | Е | Душе моей стократно Любовь твоя была |
4. | Градация | З | Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей |
5. | Инверсия | В | Лениво дышит полдень мглистый… |
6. | Метафора | Д | И сердце на клочки не разорвалось… |
7. | Метонимия | К | Опять вздохнут о горестной утрате Все честные, все русские сердца |
8. | Оксюморон | Л | Могу дышать, но жить уж не могу |
9. | Олицетворение | Н | Спят города и дремлют сёла |
10. | Перифраза | Г | И самого себя, краснея, сознаю Живой души твоей безжизненным кумиром |
11. | Плеоназм / тавтология | М | Чей это праздник так празднуешь ты? |
12. | Риторическое восклицание | А | Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! |
13. | Синекдоха | Б | Ты ль это, Неман величавый?.. И целость русского порога Ты тем навеки утвердил… |
14. | Сравнение | Ж | Внизу, как зеркало стальное, Синеют озера струи |
15. | Эпитет | Й | Гремят раскаты молодые |
Ответы к заданию 2:
1. На всём улыбка, жизнь во всём - метафора
2. Деревья радостно трепещут,
Играя в небе голубом - олицетворение
3. Поют деревья - олицетворение
4.Любовью воздух растворен - метафора
5. И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен - метафора
6. Цветущий мир - эпитет
7. Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей.- метафора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь музыки и движения на примере содержания музыкального произведения
Взаимосвязь музыки и движения...
Презентация к уроку "Особенности стихотворного ритма произведений Ф.И.Тютчева о природе"
Презентация содержит иллюстрации и материал для анализа стиховорного ритма в стихотворениях Ф.И Тютчева "Как весел грохот летних бурь..." и "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора..."...
Сравнение соответствия планируемых результатов, взятых из ФГОС ООО и примерной программы по предмету физика.
В данной небольшой статье сравниваются планируемые результаты - личностные, метапредметные и предметные, взятые из ФГОС ООО и примерной программы по физике. Статья полезна коллегам при изучении конкре...
Найди соответствие «Общий обзор организма человека»
Закркпление и повторение терминологии...
Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: "Письменный ответ на проблемный вопрос «Чем современна литература18 века» (на примере 2—3 произведений)"
Презентация поможет ученикам 9 класса подготовиться к написанию контрольного сочинения по литературе 18 века....
Открытое занятие «Ритмика. Построение и перестроение в соответствии со структурой музыкальных произведений»
План-конспект открытого занятия для детей 10-12 лет...
Актуальные проблемы преподавания литературы и способы их решения на примерах изучения художественных произведений.
Современное образование в школе предполагает ориентацию обучения не только на усвоение учащимися определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. То ес...