Найдите соответствия. Примеры взяты из произведений Ф.И.Тютчева.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Гордиенко Лариса Валентиновна

Материал предназначен для подготовки к ЕГЭ по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_lirika_f.i.tyutcheva.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

I вариант    1.Найдите соответствия. Примеры взяты из произведений Ф.И.Тютчева.

   1.

Анафора

А

Беспрерывно вал морской

С рёвом, свистом, визгом, воем

Бьёт в утёс береговой

2.

Антитеза

Б

Молчит сомнительно Восток.

3.

Бессоюзие

В

Ты – жизнь, назначенная к бою,

Ты – сердце, жаждущее бурь.

4.

Гипербола

Г

Я был при ней убитый, но живой.

5.

Инверсия

Д

Вот, как призрак гробовой,

Месяц встал…

6.

Метафора

Е

О,  не кладите меня, в землю сырую –

Скройте, закройте меня в траву густую!

7.

Метонимия

Ё

И до звёзд допрянуть хочет,

До незыблемых высот…

8.

Оксюморон

Ж

Из чьей руки свинец смертельный

Поэту сердце растерзал?

9.

Олицетворение

З

Как ни гнетёт рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни броздят чело морщины…

10.

Параллелизм

И

И тихих, тёплых майских дней румяный светлый хоровод толпится весело за ней.

11.

Перифраза

Й

Продлись, продлись, очарованье!

12.

Риторическое восклицание

К

Лазурь небесная смеётся.

13.

Синекдоха

Л

С деревьев ржавый лист валился

14.

Сравнение

М

Так грустно тлится жизнь моя.

15.

Эпитет

Н

Родились утром, вечером умрут…

2.  Найдите в данном стихотворении Ф.И.Тютчева тропы и фигуры речи, определите их вид:

Поток сгустился и тускнеет,

И прячется под твердым  льдом,

И гаснет цвет, и звук  немеет

В оцепененье ледяном, –

Лишь жизнь бессмертную ключа

Сковать всесильный хлад не может:

Она все льется – и, журча,

Молчанье мертвое тревожит.

Так и в груди осиротелой,

Убитой хладом бытия,

Не льется юности веселой,

Не блещет резвая струя, –

Но подо льдистою корой

Еще есть жизнь, еще есть ропот –

И внятно слышится порой

Ключа таинственного шепот.

                                       1835

II вариант    1.Найдите соответствия. Примеры взяты из произведений Ф.И.Тютчева.

   1.

Анафора

А

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней! 

2.

Антитеза

Б

Ты ль это, Неман величавый?..

И целость русского порога

Ты тем навеки утвердил…

3.

Гипербола

В

Лениво дышит полдень мглистый…

4.

Градация

Г

И самого себя, краснея, сознаю

Живой души твоей безжизненным кумиром.

5.

Инверсия

Д

И сердце на клочки не разорвалось…

6.

Метафора

Е

Душе моей стократно

Любовь твоя была.

7.

Метонимия

Ё

Завтра день молитвы и печали,

Завтра память рокового дня…

8.

Оксюморон

Ж

Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи.

9.

Олицетворение

З

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей.

10.

Перифраза

И

Что общего меж нами?

Ты жить идёшь – я ухожу…

11.

Плеоназм / тавтология

Й

Гремят раскаты молодые…

12.

Риторическое восклицание

К

Опять вздохнут о горестной утрате

Все честные, все русские сердца.

13.

Синекдоха

Л

Могу дышать, но жить уж не могу.

14.

Сравнение

М

 Чей это праздник

так празднуешь ты?

15.

Эпитет

Н

Спят города и дремлют сёла.

2.  Найдите в данном стихотворении Ф.И.Тютчева тропы и фигуры речи, определите их вид:

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Играя в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей.

                               1852

I вариант (ответы)

   1.

Анафора

З

Как ни гнетёт рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни броздят чело морщины…

2.

Антитеза

Н

Родились утром, вечером умрут…

3.

Бессоюзие

А

Беспрерывно вал морской

С рёвом, свистом, визгом, воем

Бьёт в утёс береговой

4.

Гипербола

Ё

И до звёзд допрянуть хочет,

До незыблемых высот…

5.

Инверсия

М

Так грустно тлится жизнь моя.

6.

Метафора

И

И тихих, тёплых майских дней румяный светлый хоровод толпится весело за ней.

7.

Метонимия

Ж

Из чьей руки свинец смертельный

Поэту сердце растерзал?

8.

Оксюморон

Г

Я был при ней убитый, но живой.

9.

Олицетворение

К

Лазурь небесная смеётся.

10.

Параллелизм

Е

О,  не кладите меня, в землю сырую –

Скройте, закройте меня в траву густую!

11.

Перифраза

В

Ты – жизнь, назначенная к бою,

Ты – сердце, жаждущее бурь.

12.

Риторическое восклицание

Й

Продлись, продлись, очарованье!

13.

Синекдоха

Б

Молчит сомнительно Восток.

14.

Сравнение

Д

Вот, как призрак гробовой,

Месяц встал…

15.

Эпитет

Л

С деревьев ржавый лист валился

Ответы к заданию 2:

1. Поток… прячется - олицетворение

2.И  звук  немеет- олицетворение

3. В оцепененье ледяном - эпитет

4. Жизнь бессмертную - эпитет

5. Жизнь…ключа - метафора

6. Всесильный хлад - эпитет

7. Сковать всесильный хлад не может - метафора

8. Она [жизнь] все льется - метафора

9. Молчанье мертвое - эпитет

10. Молчанье мертвое тревожит - оксюморон

11. В груди осиротелой - эпитет

12. Так и в груди осиротелой,

     Убитой хладом бытия - метафора

13. Юности веселой - эпитет

14. Резвая струя - эпитет

15. Не льется юности веселой - метафора

16.Но подо льдистою корой

     Еще есть жизнь, еще есть ропот – метафора, антитеза

17. Ключа…  шепот- метафора

18. Ключа таинственного- эпитет

Найдите соответствия  (ответы)                                                                     II вариант

   1.

Анафора

Ё

Завтра день молитвы и печали,

Завтра память рокового дня…

2.

Антитеза

И

Что общего меж нами?

Ты жить идёшь – я ухожу

3.

Гипербола

Е

Душе моей стократно

Любовь твоя была

4.

Градация

З

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей

5.

Инверсия

В

Лениво дышит полдень мглистый…

6.

Метафора

Д

И сердце на клочки не разорвалось…

7.

Метонимия

К

Опять вздохнут о горестной утрате

Все честные, все русские сердца

8.

Оксюморон

Л

Могу дышать, но жить уж не могу

9.

Олицетворение

Н

Спят города и дремлют сёла

10.

Перифраза

Г

И самого себя, краснея, сознаю

Живой души твоей безжизненным кумиром

11.

Плеоназм / тавтология

М

Чей это праздник

так празднуешь ты?

12.

Риторическое восклицание

А

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней! 

13.

Синекдоха

Б

Ты ль это, Неман величавый?..

И целость русского порога

Ты тем навеки утвердил…

14.

Сравнение

Ж

Внизу, как зеркало стальное, 

Синеют озера струи 

15.

Эпитет

Й

Гремят раскаты молодые 

Ответы к заданию 2:

1. На всём улыбка, жизнь во всём - метафора

2. Деревья радостно трепещут,

   Играя в небе голубом - олицетворение

3. Поют деревья - олицетворение

4.Любовью воздух растворен - метафора

5. И мир, цветущий мир природы,

   Избытком жизни упоен - метафора

6. Цветущий мир - эпитет

7. Одной улыбки умиленья

   Измученной души твоей.- метафора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Особенности стихотворного ритма произведений Ф.И.Тютчева о природе"

Презентация содержит иллюстрации и материал для анализа стиховорного ритма в стихотворениях Ф.И Тютчева "Как весел грохот летних бурь..." и "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора..."...

Сравнение соответствия планируемых результатов, взятых из ФГОС ООО и примерной программы по предмету физика.

В данной небольшой статье сравниваются планируемые результаты - личностные, метапредметные и предметные, взятые из ФГОС ООО и примерной программы по физике. Статья полезна коллегам при изучении конкре...

Найди соответствие «Общий обзор организма человека»

Закркпление и повторение терминологии...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: "Письменный ответ на проблемный вопрос «Чем современна литература18 века» (на примере 2—3 произведений)"

Презентация поможет ученикам 9 класса подготовиться к написанию контрольного сочинения по литературе 18 века....

Актуальные проблемы преподавания литературы и способы их решения на примерах изучения художественных произведений.

Современное образование в школе предполагает ориентацию обучения не только на усвоение учащимися определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. То ес...