конспект урока литературы для учащихся 10-11 классов "Тема становления личности в повести В.Н. Крупина "И вот приходит мне повестка..."
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Данный урок разработан в помощь учителям русского языка при изучении литературы XX века в 11 классе. Тема повести Крупина и проблемы, поднятые в ней, актуальны для современного юношества. Вопросы, которые решают герои произведения, задают себе и их ровесники в реальной жизни, становясь на самостоятельный путь. Тип урока "мастерская" предполагает самостоятельное ознакомление старшеклассников с повестью, определение проблематики, выявление художественных особенностей данного произведения. Полное погружение в материал повести, глубокий её анализ заканчивается созданием собственного текста - рецензии на прочитанное и изученное произведение Крупина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема становления личности в повести В. Н. Крупина «И вот приходит мне повестка…»
Оформление к уроку: словари литературоведческих терминов, книжная выставка произведений автора; на стенде вопросы:
- Чем герои повести В. Крупина близки вам, чем не похожи на вас?
- Что объединяет Саньку, Ваську и Володю? Почему нет дружбы с Вилоркой и его компанией?
- Пойдёт ли в армию Вилорка?
- Почему способный организатор Володя не остался в райкоме?
- Согласны ли вы с утверждением, что Родина и государство не одно и то же?
- Что скрывается за названием главы «Свободы нет, но воля есть»?
- Как звучат в повести пушкинские мотивы?
Цели урока:
образовательные: знакомство с особенностями оценки текста - рецензией; выявить особенности раскрытия писателем темы становления личности на примере повести В.Н. Крупина «И вот приходит мне повестка…»; организовать работу учащихся по самостоятельному определению тематики и проблематики произведения.
воспитательные: способствовать формированию гражданской позиции и гражданского сознания старшеклассников; способствовать формированию нравственных и жизненных идеалов.
Ход урока.
- Вступительное слово о писателе.
- Задание 1.
Вам, вероятно, хорошо знакомо слово «повестка». Пусть каждый запишет, какие значения этого слова вам знакомы, ассоциации, связанные с этим словом. Затем обсудите между собой и определите ряд слов от группы.
Выступление групп со своим ассоциативным рядом.
- Работа по осмыслению произведения Крупина.
- Расскажите сюжет повести, назовите героев; определите тематику и проблематику произведения. По ходу обсуждения группа заполняет таблицу (представлена ниже).
(социализация – предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов; по мере выступлений заполняется общая таблица)
- Подберите и запишите различные литературоведческие термины, слова, словосочетания, клише, которые можно использовать при анализе текста.
Перечислите возможные пункты плана характеристики произведения.
(Выступление групп. Выбор важнейших пунктов характеристики произведения).
- Составление плана рецензии, исходя из предложенных учащимися пунктов.
- Используя разработанный материал, разработать в группе один из пунктов плана рецензии.
(презентация своих работ, результаты можно разместить на доске).
- Домашнее задание: закончить рецензию на повесть Крупина или дать развёрнутую аннотацию.
Материал к заданию 2: сюжет, повествование, реминисценция, ассоциации, конфликт, проблемы, кульминация, аспект, фабула, композиционные приёмы, система образов, пафос…
В продолжение повести, в данном произведении, рецензируемая работа, актуальность темы, оценивая произведение в целом, вместе с тем надо отметить следующее, наиболее интересным представляется, необходимо рассматривать, расширение временного пространства.
Таблица к заданию 1.
Смысл названия, варианты заголовка | |
Сюжет произведения | |
Тематика произведения | |
Проблематика | |
Система образов |
Задание 3 (III)
План рецензии.
- Обоснование повода для рецензии (новое, «возвращённое» имя, новое произведение, творчество автора – заметное явление в литературе, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юбилей автора)
Тезис – предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.
- Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения
А) анализ названия (семантика, аллюзии, ассоциации)
Б) способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе», др.), другие композиционные приёмы и их художественная роль.
В) Характеристика проблематики, художественного конфликта и его движения в развитии сюжета.
Г) авторский подбор системы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания характеров.
Д) другие средства выражения авторской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзаж) и их оценка.
Е) другие особенности авторского стиля и метода.
3. Выводы о художественных достоинствах произведения и его значимости для литературного процесса, общественной жизни. Приглашение к полемике.
Основные положения рецензии.
Тема нравственного выбора – одна из ведущих в произведении В. Крупина. Важное место в повести отводится дружбе. Дружба Володи, Саньки и Васи – истинный образец взаимопонимания, уважения и преданности: «Нас ещё с детства прозвали: три друга – буран, метель и вьюга. Говорили: да из них одного пальцем тронь – сразу три кулака увидишь». Автор подчёркивает искренность в их отношениях, абсолютное доверие.
Обращаясь к теме связи поколений, герой сожалеет об отсутствии этой связи: «Они-то своих стариков слушали. О, а Яков Иванович был говорок. Любил поговорить. Так мне всё некогда: то статью бегом строчу, то к Валентине бегу».
Лейтмотивом звучит в повести любовь к родине, восхищение её красотой: «Много мне предстояло дорог, но я чувствовал, что нигде и никогда не увижу места более красивого, чем наше село». В пейзажных зарисовках, в лирических отступлениях передал автор своё лирическое отношение к русской природе и негодование по поводу расхищения её богатств: «Боже ж ты мой – одно из самых страшных зрелищ в моей жизни – это штабеля гниющего, чернеющего леса по берегам рек, не сплавленного, не вывезенного, но уже погубленного…»
В основе сюжета повести конфликт между Володей и его друзьями, стремившимися жить в мире со своей совестью, и персонажами, ставившими во главу угла достижение материальных ценностей, стремление к власти.
Система персонажей повести построена на противопоставлении героев. Она в полной мере отражает авторскую позицию. В образе главного героя и его друзей раскрываются такие черты характера, как благородство, честность, верность своим принципам, способность любить, ответственность за судьбу своей Родины. Важную роль в создании образов играет речевая характеристика персонажей. Речь Володи, Саньки и Васи наполнена фольклорными элементами, цитатами из полюбившихся песен, переделанными строчками, которые вносят оживление в речь ребят. Реминисценции, связанные с именами Пушкина, Грибоедова, Карамзина, сообщение об участии в постановке пьес, стремление к творчеству подчёркивают их высокий интеллектуальный уровень. На таком фоне особенно убого и пошло выделяется речь Вилорки и его свиты: приветствие «О, бляба-пуба», «затыкай – нанюхались» и т.д.
Приём противопоставления автор использует не только на уровне образной системы, но и на тематическом уровне: государство и Родина, человек и государство, город и деревня.
Для выражения авторской оценки автор использует лирические отступления.
Среди других особенностей повести нельзя не отметить параллель с повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Эта параллель задаётся словами отца Володи. Он даёт напутствие своему сыну: «Береги, сын, платье снову, честь смолоду. От службы не бегай, на службу не напрашивайся. Вперёд не суйся, сзади не оставайся». В «Капитанской дочке напутствие звучит так: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Общим для повестей становится не только это напутствие, но и тема становления личности.
В финале повести мы расстаёмся с Володей в начале его взрослой жизни с надеждой на лучшее. Вероятно, поэтому на лице героя улыбка.
В заключение следует отметить, что в этой повести, как и в некоторых других, автор ставит героев перед выбором в решении вечных вопросов. Повесть «И вот приходит мне повестка…» будоражит сознание, ставит пред читателем вопросы нравственности, поднимает проблемы современности, продолжает традиции русской литературы. Именно поэтому, я думаю, произведение актуально и в XXI веке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы для учащихся 8-11 классов «Становление личности»
Современное общество нуждается в способных и уверенных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во б...
Конспект урока литературы для учащихся 8 класса."Экспрессивные возможности предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"
Интегрированный урок проводится после изучения рассказа Л.Н.Толстого "Послебала".Ведётся исследовательский анализ рассказа..Анализируются эпизоды, где наиболее часто встречаются конструкции с однородн...
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Нравственное прозрение по повести В. Распутина "Живи и помни"
Открытый урок в 11 классе ко Дню школы....
Урок литературы на тему "Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести.
Тема: Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести. Цель: Формирование представления о долге, мужестве, героизме солдат Великой Отечественной ...
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, в...
Конспект урока литературы для учащихся 10 класса
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока с обучающимися 10 класса.А.П. Чехов - писатель-классик, который более других соответствует современной...