Урок литературы на тему "Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Тема: Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести.
Цель: Формирование представления о долге, мужестве, героизме солдат Великой Отечественной войны на примере героя Б. Момышулы.
Задачи: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством воина – писателя Бауыржана Момышулы; формировать творческие способности учащихся, их ценностные ориентиры; воспитывать патриотизм и высокую нравственность.
Форма работы: групповая, поисково-исследовательская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b_momysh.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести.
Цель: Формирование представления о долге, мужестве, героизме солдат Великой Отечественной войны на примере героя Б. Момышулы.
Задачи: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством воина – писателя Бауыржана Момышулы; формировать творческие способности учащихся, их ценностные ориентиры; воспитывать патриотизм и высокую нравственность.
Форма работы: групповая, поисково-исследовательская.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Создание положительного психологического настроя детей.
Чтение эпиграфа урока:
«Немало народ мой видал,
Батыры с булатом и пикой стальной
Бросались, как тигры могучие, в бой.
Запой, моё сердце, о смелых героях!"
«Мозговой штурм».
- Кого мы называем смелым человеком, героем? (дайте определение),
Герой — человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага.
- Подберите синоним к слову «смелый»
Синонимы к смелый: отважный, неустрашимый, решительный, мужественный, энергичный, безбоязненный, дерзкий, храбрый и бравый.
II. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок – мужества. Урок – исследование. Наш урок проходит накануне праздника Победы.
- Что вы знаете об этом празднике? /ответы детей/
- Мы не видели войны. Мы родились, когда давно отгремели выстрелы, победа, которую в долгих и жестоких боях завоевали наши деды и отцы, дала возможность всем нам жить спокойно и свободно.
Великую победу одержал наш народ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Нелегко досталась нам эта победа. Поэтому об этом должны знать вы, самые маленькие граждане страны. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. Растите и мужайте, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам нашу жизнь.
70 лет назад 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война.
Казахстан в годы войны. В Великой Отечественной войне вместе с единой семьей народов участвовал и Казахстан. С началом Великой Отечественной войны в Казахстан из районов захваченных немецко – фашистскими оккупантами или находящимися в непосредственной близости от линии фронта, эвакуируется значительная часть оборонных и других предприятий.
Наша республика снабжала действующую армию продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, горючим. А города и промышленность страны - металлами, каменным углем, нефтепродуктами, сырьем. Отсюда на фронт беспрерывно шло людское пополнение. Здесь формировались новые войсковые части.
Поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов сказал: «Во время войны наш народ закалился, обретая национальный дух. Нам нельзя забывать своих героев. Они должны быть примером для всех последующих поколений казахстанской молодежи…»
Бессмертный подвиг батыров, победивших фашизм, навсегда сохраниться в наших сердцах, и будет вечно сиять немеркнущая слава героев.
Одним из великих сынов казахского народа является Герой Советского Союза, «Халық қаһарманы» Б. Момышулы. Значимость его имени подчеркивается тем, что в декабре 2010 года под эгидой ЮНЕСКО отмечалось его 100-летие.
Наши предки говорили: «Величие народа – в величие духа, идите по дороге жизни, не склоняя головы, не роняя чести», - эти слова по праву можно отнести к Б. Момышулы. Нет ни одного человека в Казахстане, кто бы не знал его имени, не гордился бы им не только как своим национальным героем, но и как широко известным казахстанским писателем.
Сегодняшний наш урок посвящается Бауыржану Момышулы. Мы познакомимся с жизнью и творчеством воина – писателя.
Готовясь к этой встречи, учащиеся разбились на группы и провели самостоятельный поиск необходимой информации с использованием разных источников. Они расскажут нам, кем был и кем стал для нас Бауыржан Момышулы.
ІІІ. Презентация групповых работ учащихся.
Первая группа - «Сын своего народа».
Вторая группа – «Героизм Бауыржана Момышулы в годы Великой Отечественной войны».
Третья группа - «Воин – писатель». Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести.
Четвертая группа - «Знаменитые афоризмы Бауыржана Момышулы».
I группа «Сын своего народа» (портрет, музыка).
Личности, подобные легендарному полководцу Бауыржану Момышулы, рождаются раз в столетие. В далеком 1910 году 24 декабря в ауле Колбастау Жувалинского района сейчас Жамбылской облости в семье Момыналы, которого по аульному звали Момышом, произошло радостное событие. После четырех дочерей родился долгожданный сын Бауыржан.
Большую роль в его воспитании сыграла бабушка Кызтумас. «Никто из моих дальнейших учителей не учил меня тому, чему научила бабушка, отец и старейшие из наших родственников…» - говорил Бауыржан Момышулы.
Окончив школу, он работал учителем, ответственным секретарем райисполкома, финансистом, начальником сектора Гос.плана, консультантом Союзного Пром. банка. В 1932 году он призывается на действительную службу и навсегда связывает свое будущее с Советской Армией.
В 1933 году окончил полковую школу.
В 1939 по 1940 годах Бауыржан Момышулы служил на Украине и принимал участие в походах на Карпаты и в присоединении Бесарабии.
II группа «Героизм Бауыржана Момышулы в годы Великой Отечественной войны».
Война изменила всю судьбу Бауыржана Момышулы, как и многих его современников. К 1941 году он уже имел солидный военный «багаж» - командовал артиллерийскими подразделениями, был командиром 202-го отдельного противотанкового дивизиона. В годы Великой Отечественной войны он был единственным казахом - командиром дивизии.
Особое место в биографии Бауыржана Момышулы занимает битва под Москвой.
В июле1941 года только что образованный штаб новой 316-й стрелковой дивизии, под командованием генерала Ивана Васильевича Панфилова, начал призыв военных из Казахстана и Киргизии.
Бауыржан Момышулы был назначен командиром стрелкового батальона. А дальше – фронт. Осенью 1941 года шли ожесточенные бои при обороне Москвы. В этот критический момент Момышулы получил под свое начало стрелковый полк. Вместе с другими частями они не пропустили врага в столицу.
Именно тогда о Бауыржане Момышулы стали говорить как о талантливом командире, стратегически разрабатывающим каждую операцию. Умелое руководство комбата позволило на три дня задержать фашистов на московском рубеже – Волокаламском шоссе. После чего Момышулы вывел свой батальон из окружения.
В зимнем наступлении 1942 года Бауыржан в звании капитана и полтора батальона стрелков смелым ночным налетом разгромили резервы СС дивизии «Мертвая голова». Легендарный панфиловец участвовал в 27 боях при обороне Москвы.
Известным писателем Александром Беком написана замечательная повесть «Волоколамское шоссе», где говорится о подвиге бойцов и командиров Панфиловский дивизии. В ней много страниц посвящено мужественному войну, казахскому офицеру. Это произведение переведено на многие языки.
Бауыржан Момышулы отличался характером твердым и прямым. Говорил всегда и всем только то, что думал, никогда ни под кого не подстраивался. Будучи требовательным к себе, требовал много и от других. В его идеи в области тактики отличались смелостью и новизной. Его героизм в битвах под Москвой стал легендой еще в годы войны.
Несмотря на то, что всенародно признанным героем Бауыржан Момышулы стал еще в 1941 году, официально звание Героя Советского Союза присвоили с большим опозданием. Посмертно, 11 декабря 1990 года, в честь 80-летнего юбилея. Восстановить историческую справедливость помог Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Сам Бауыржан Момышулы говорил: «Мои судьи – время и народ. Герои рождаются для народа и умирают за народ».
III группа «Воин - писатель». Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести.
Бауыржан Момышулы был не просто военным, он известен и как замечательный писатель, автор сборников рассказов «Дневник офицера», «История одной ночи». Примеров, когда вышедшие в отставку военные брались за перо, много, но большинству не удалось получить высокую оценку своего творчества. У Бауыржана Момышулы это получилось.
Огромной любовью к простым солдатам, Родине пронизана его книга «За нами Москва», посвященная боевым подвигам гвардейской Панфиловской дивизии. Помогали ему в написании правды о войне и те 38 тетрадей-дневников, что вел он на фронте, вел в любых условиях: на марше, в окопе, в снег и даже в окружении.
В военных учебных заведениях Кубы, Израиля, Никарагуа отдельно изучается военный опыт Б. Момышулы. Один из самых объемных трудов Б. Момышулы, созданных во время войны, - «Психология войны». Этот труд был переведен на английский язык. Он основоположник отечественной военной философии. В своей книге Б. Момышулы глубоко и всесторонне показал подвиг солдата. Он писал свои книги кровью сердца, они поражают беспощадной правдивостью.
«Нам известны военные подвиги Бауыржана Момышулы. Став писателем, он совершил второй подвиг. Оба подвига, на мой взгляд, равноценны», - говорил писатель Петр Вершигора. Бауыржан Момышулы первый казахский писатель, который пишет как на русском, так и на родном языке. Он писатель двуязычный. В этом тоже его богатство и счастье.
В знаменитых афоризмах Б. Момышулы заключена мудрость, опыт и знания воина-писателя, очевидца и участника Великой Отечественной Войны.
Учитель: Ребята из 4-ой группы помогут нам раскрыть значение знаменитых афоризмов Б. Момышулы.
IV группа. «Знаменитые афоризмы Б. Момышулы».
Батыр молодому поколению оставил пословицы и поговорки, взятые из жизненного опыта, как заключение его собственных филослфских мыслей.
Б.Момышулы оставил после себя около сорока изречений на разные темы: о поведении, нравственности, героизме, патриотизме, сознательности, и все они имеют глубокое филослфское значение.
Слова писателя остались на бумаге для нас, а сам он прошел земной путь ни разу не согнувшись перед власть имущими, глядя прямо, держась гордо, терпя страдания от прямоты своего народа.
Б. Момышулы сочно и страстно, глубоко и прекрасно говорил и писал на двух языках. Он понимал это так: «Родной язык – с родным соединяет, русский язык – с другим сближает».
Он следовал принципу: «Знающий один язык – это один человек, знающий два языка стоит двух достойных людей».
Вышедшие из под его пера крылатые слова восхищают точностью и глубиной, красотой и человечностью. Его меткие высказывания поражают многогранностью и разнообразием.
Работа над афоризмами (высказываниями).
У каждой группы есть высказывания Б. Момышулы на казахском и русском языках.
Подготовьте их выразительное чтение. Как вы их понимаете?
Презентация высказываний.
Учитель: Нет, наверное, человека, который не сколонил бы голову перед героизмом воина – писателя во время Второй Мировой Войны, перед его талантом в мирное время, перед его высокой человечностью.
Б.Момышулы своей жизнью создал себе «нерукотворный памятник».
«Он истина и легенда, ироничный и своевольный. Он – «феномен казахского народа», - так пишут известные писатели – поэты Ч.Айтматов и М.Шаханов в своих книгах-диалогах («Плач охотника над пропастью», «Исповедь на исходе века»)».
***
Вы слышите,
Слава героя гремит
Как горный поток по весне.
И девушкам снится бесстрашный джигит,
Летящий на белом коне.
Я много прошел тропинок и трасс,
Немало увидел я стран,
И вместо приветствия слышал не раз:
Москва, Казахстан, Бауржан!
С. Муканов
IV. Итог урока.
Вами проведена большая исследовательская работа. Она велась на протяжении целого месяца. результат работы – наш урок.
Работа над составлением “Синквейна”
Бауыржан Момышулы
Смелый, независимый. /варианты учащихся/
Воевал, писал, любил свою Родину.
Верный сын своего народа.
Герой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»
На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: "В чем сила и слабость человека?" (по повести Е. В. Габовой "Дуб Толик Сергеевич"
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: «В чем сила и слабость человека?» (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич») предназначена для учителей русского языка и литера...
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"
Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о не...
Нравственная проблематика повести В.П.Астафьева "Уроки французского"
Маршрутный лист дистанционного урока...
Основные вехи биографии писателя. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детства на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Ч. Айтматов. Этапы творческого пути. Повесть «Джамиля». Духовно-нравственная проблематика повести. В. Высоцкий. Основные вехи творческой биографии. Тематика песен .
Маршрутный лист дистанционного урока...
презентация к уроку литературы в 8 классе "«Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
презентация к уроку литературы по теме «Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»...