Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (по учебнику Курдюмовой Т.Ф.)
календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) на тему
Материал содержит не только указание на количество часов для изучения тех или иных тем, но даётся указание на итоги урока, домашнее задание и т.п. При планировании уроков литературы уделяется внимание урокам внеклассного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem._plan-e_urokov_lit-ry_v_5_klasse.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе на 2012 - 2013учебный год.
Данное тематическое планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературе, учебника-хрестоматии по литературе для 5 класса, созданного авторским коллективом Т.Ф. Курдюмовой, и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. На изучение литературы в 5 классе отводится 2 часа в неделю, т.е. 70 уроков в год.
№ п/п | Сроки по плану | Сроки фактически | Тема урока | Планируемый результат | Педсредства, формы и виды контроля | Домашнее задание |
1. 2. 3 – 5 6. 7 – 8 9 – 11 12-13 14-15 16-17 18 19-20 21-25 26-27 28-29 30-33 34-36 37-41 42 43 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50-51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59-60. 61 62-63. 64-65. 66-68. 69. 70. | 03.09. 05.09. 10.09. 12.09. 17.09. 19.09. 24.09. 26.09. 01.10. 03.10. 08.10. 10.10. 15.10. 17.10. 22.10. 24.10. 2четверть 06.11. 07.11. 12.11. 14.11. 19.11. 21.11. 26.11. 28.11. 03.12. 05.12. 10.12. 12.12. 17.12. 19.12. 24.12. 26.12. 3четверть. 14.01. 16.01. 21.01. 23.01. 28.01. 30.01. 04.02. 06.02. 11.02. 13.02. 18.02. 20.02. 25.02. 27.02. 04.03. 06.03. 11.03. 13.03. 18.03. 20.03. 4четверть. 01.04. 03.04. 08.04. 10.04. 15.04. 17.04. 22.04. 24.04. 29.04. 01.05. 06.05. 08.05. 13.05. 15.05. 20.05. 22.05. 27.05. 29.05. | 03.09. 05.09. 10.09. 12.09. 17.09. 19.09. 24.09. 26.09. 01.10. 03.10. 08.10. 10.10. Турслёт 17.10. 22.10. 24.10. 2четверть 06.11. 07.11. 12.11. 14.11. 19.11. 21.11. 26.11. 28.11. 03.12. 05.12. 10.12. 12.12. 17.12. 3четверть | Введение (2 часа) Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественными текстами учебника как школа читательского мастерства. Художественные приёмы. Мифы (3 часа). Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времён и народов. Календарные праздники. Масленица. Мифы о сотворении мира. Египетский мир «Сотворение мира». Славянский миф «Рождение мира». Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Персонажи славянский мифологии. Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид». Фольклор (12 часов). УНТ. Фольклорные жанры (1 час). Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое своеобразие фольклорных произведений. Былины (2 часа). Былины – русский народный эпос. Циклы былин. Герои и события былин. Художественные особенности. Былина «Три поездки Ильи Муромца». Герои былин, их облик и поступки. Особенности былинного стиха. Русские народные сказки (3 часа). Сказка как популярный жанр УНТ. Рассказчики и слушатели сказок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Сказки народов мира (2 часа). Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок всех народов мира. «Тысяча и одна ночь». «Путешествия Синбада-морехода». Малые жанры фольклора (2 часа). Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы. Поговорки. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и по завершённости. Загадки. Загадка как один из видов фольклора и как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. Анекдот. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Песни. Частушки. Стих и мелодия в песне и в частушке. Русский народный театр (2 часа). Народный театр в истории русской культуры. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. «Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Стремительность развития действия и яркость диалогов. Русская литература 19 века (25 часов). Русская классическая литература 19 века (1 час) Славные имена русских писателей 19 века. Золотой век русской поэзии. Классика. Классическое произведение. И.А.Крылов (2 часа) «Свинья под Дубом». «Зеркало и Обезьяна». «Осёл и Мужик». Обличение воинствующего невежества. Невежа и невежда. Злободневность морали басни «Свинья под Дубом». Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста. А.С.Пушкин (5 часов) 1. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Стихи Пушкина «Няне». «Бесы». «Зимняя дорога». «Зимний вечер». 2. Поэтические картины зимы в стихотворениях Пушкина. Ритм, рифма, стопа. 3. Родная природа и мир народной фантазии в лирике поэта. Поэма «Руслан и Людмила». Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. 4.Фантастические события сюжета. Песнь 1. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь 2. Знакомство с сюжетом и героями 2 песни, роль автора – рассказчика. 5. Итоговый урок по поэме «Руслан и Людмила». М.Ю.Лермонтов (2 часа) 1. Детство поэта. Родовое гнездо – Тарханы. Воспоминание о детстве в лирике поэта. Начало творчества. Стих-я «Парус», «Из Гёте» («Горные вершины…»), в которых отражено отношение поэта к окружающему миру. 2. Работа над выразительностью чтения наизусть стих. «Парус». Н.В.Гоголь (2 часа) 1. Детство и юность. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов популярных повестей Гоголя. 2. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». И.С.Тургенев (4 часа) 1. Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. 2. Сюжет и герои рассказа. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. 3. Герасим и Муму. Счастливый год. 4. Итоговый урок по рассказу. Подготовка к творческой работе (домашней): сочинение – отзыв о прочитанном произведении. Родная земля в лирике русских поэтов 19 века (3 часа) 1. А.С.Пушкин «Зимнее утро». М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»). 2.Н.А.Некрасов. «Соловьи». И.С.Никитин. «Русь». 3.Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Листья». А.А.Фет. «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен..», «Моя Ундина». Поэтические картины родной природы в лирике. Автор и его отношение к природе в строках стихов. Защита Отечества в русской литературе 19 века (5 часов) М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в ст-нии. Композиция и герои произ-я. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого солдата о знаменитой битве. Л.Н.Толстой. «Петя Ростов». Детство Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Партизанская война на страницах романа и её герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Последний бой и героическая гибель Пети. М.А.Булгаков. «Петя Ростов» (фрагмент из инсценировки романа Л.Н.Толстого «Война и мир»). Петя Ростов в партизанском отряде. Эпизоды партизанской войны. Диалог в инсценировке. Теория. Прозаический текст и его инсценировка. Литература 20 века (10 часов) Связь веков в поэзии 20 века (1 час) Неразрывная связь русской лит-ры 19 и 20 веков. Сохранение традиций в лит-ре 20 века. А.С.Пушкин в лит-ре 20 века: И.А.Бунин «26-е мая», А.А.Ахматова «В Царском Селе», В.А.Рождественский «Памятник юноше Пушкину» и др. Литературные сказки писателей 20 века (1 час) Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в 20 веке. Сказки писателей-учёных. К.Г.Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб» (1 час) О тв-ве писателя. Краткий очерк «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни. Сказочный сюжет сказки «Тёплый хлеб» и реальные герои. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке. Два «волшебных кольца» в сказках писателей 20 века (2 часа) А.П.Платонов. «Волшебное кольцо». Победа дружбы и справедливости над происками жадности и корысти. Б.В.Шергин. «Волшебное кольцо». Герой сказки Иван, его друзья и помощники. Общность нравственных оценок и художественное отличие от героев сказки Платонова и народной сказки. Джералд Даррелл. «Говорящий свёрток»(1 час) Книга, которая посвящена защите животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Джанни Родари. «Сказки по телефону» (1 час) - отклик на стремление века к лаконизму и оперативности. Современный подход к знакомым сюжетам. Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес» (1 час). Любознательность героини сказки и её способность к необычным решениям и поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки учёного. Джон Роналд Руэл Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (2 часа) Толкин – один из самых читаемых в мире авторов 2-й половины 20 века. Новый жанр в литературах мира – фэнтези. Характер и взгляды главного героя как причина событий. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Связь произведения с фольклором. Русская литература 20 века (18 часов). И.А.Бунин. «Детство». «Сказка». «Первый соловей». «Канарейка» (1 час). Бунин – поэт. Впечатления детства в его стихах: роль фантазии и роль памяти. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках его стихов. К.Д.Бальмонт. «Снежинка». «Золотая рыбка» (1 час). Лирика Бальмонта. Совершенство его стиха. Стихи для детей. Близость фольклорным образам. И.Северянин. «В парке плакала девочка». «Что шепчет парк» (1 час). Сочувствие всему живому в стихах поэта. Трёхсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест). Лирика 20 века. Урок-концерт (1 час). И.С.Шмелёв. «Как я встречался с Чеховым. За карасями» (1 час). Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - А.Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа и его причины. Е.И.Замятин. Рассказ «Огненное «А» (1 час) о мечте подростков начала века. Сюжет, рождённый прочитанной книгой. Комическая развязка. А.И.Куприн. «Мой полёт» (1 час). Куприн – один из самых популярных писателей начала века. Автобиографический очерк и его герои: один из первых русских лётчиков, Заикин, и Куприн. Сюжет и поступок героев. Поэтический образ Родины (2 часа). А.А.Блок «На лугу», Н.А.Заболоцкий «Оттепель», Д.Б.Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето…», Н.М.Рубцов «Звезда полей» и др. произведения о красоте родной земли. Мир наших «братьев меньших» (1 час). С.А.Есенин «Песнь о собаке», В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Героическое прошлое России (2 часа). А.И.Фатьянов «Соловьи», А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом», А.А.Ахматова «Мужество», Р.Гамзатов «Соловьи». Песни, созданные на стихи поэтов, и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после неё. В.П.Астафьев (2 часа). Автобиографические произведения писателя о детских годах. «Игра» и др. рассказы о формировании характера подростка в сибирской деревне. «Васюткино озеро». Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Вн.Чт. Наши сверстники на страницах современной литератур (3 часа). Ю.Яковлев «Рыцарь Вася», В.Железняков «Чудак из 6 «Б», повести В.Крапивина, А. Лиханов «Мой генерал» и т.п. Вн.Чт. Путешествия и приключения (1 час). Книги о путешествиях и приключениях, прочитанные самостоятельно. Д.Дефо «Робинзон Крузо», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Рудольф Эрих Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», Астрид Линдгрен «Приключения Кале Блюмквиста». Сюжет и композиция худ.произведения. Итоги наблюдений за сюжетом и композицией. Элементы построения произведения: завязка, кульминация, развязка. Сюжет и герой произведения. Список литературы на лето. Итоги года (1 час). | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии. Уметь создавать связный текст по теме. Знать о верованиях древних славян, понятие «миф», тематику мифов, их связь с историей народа, религией, календарём. Знать былины, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания. Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин, характеризовать героев былин. Знать жанровые особенности сказки; уметь характеризовать героев сказки. Уметь отличать виды сказок. Знать жанровые особенности сказки; уметь характеризовать героев сказки. Знать малые фольклорные жанры, былины, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания. Уметь создавать письменное оригинальное произведение. Знать особенности драматический произведений, историю создания русского театра. Уметь выразительно читать по ролям, анализировать прочитанное. Знать понятия «Золотой век русской поэзии. Классика. Классическое произведение». Знать об истоках басенного жанра, понятие о басне, языковые особенности басен И.А.Крылова. Знать о детстве и юности А.С.Пушкина, поэтические средства художественной выразительности, понятия «сюжет», «центральный образ произведения»; знать содержание и понимать идею поэмы. Уметь выразительно читать стихотворный текст, анализировать и характеризовать поступки героев. Знать о детстве и юности М.Ю.Лермонтова; знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения. Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь характеризовать повествовательную манеру писателя. Знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием «сюжет», понимать роль портрета и пейзажа, уметь характеризовать литер. героя, сопоставлять поступки героев. Делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить ср-ва худож. выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, настроение). Знать историю Бородинского сражения. Уметь сопоставлять различные произведения, посвящённые одной тематике. Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения. Знать жанровые особенности литерат.сказки; уметь характеризовать героев сказки. Знать содержание сказки Паустовского, уметь определять тему произ-я, выделять проблемы. Знать содержание сказок Паустовского, уметь определять тему произ-я, выделять проблемы, сопоставлять произведения одной тематики разных авторов. Знать факты биографии и творчества зарубежных авторов: Дж. Даррела, Дж. Родари, Льюис Кэрролла, Джона Толкина; уметь не только выразительно читать, анализировать, но и суметь понять фантастический смысл сказок зарубежных писателей, наполненных элементами фантастики, парадоксальными историями; уметь характеризовать героев современных сказок. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, настроение). Знать содержание произведений писателей начала 20 века, уметь определять тему этих произведений, выделять проблемы, сопоставлять произведения одной тематики разных авторов. Уметь разъяснять приёмы раскрытия характеров, своеобразие прозы авторов-писателей начала 20 века. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить ср-ва худож. выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, настроение). Знать своеобразие творчества В.П. Астафьева, о его автобиографических произведениях. Уметь определять значение картин природы, характеризовать героя, определять смысл названия рассказа. Знать содержание произведений современных русских писателей 20 века и зарубежных писателей о путешествиях и приключениях, уметь определять тему этих произведений, выделять проблемы, сопоставлять произведения одной тематики разных авторов. Уметь разъяснять приёмы раскрытия характеров, своеобразие прозы авторов-писателей 20 века. | Рассказ, работа с книгой, опорные записи. Рассказ, иллюстрации и репродукции. Рассказ с элементами беседы, выставка книг с фольклорными произведениями и книг, посвящённых русскому фольклору, иллюстрациями. Проблемные задания, иллюстрации, худож.пересказ, выставка книг. Проблемные задания, иллюстрации, художественный пересказ. Рассказ с элементами беседы, выставка книг с фольклорными произведениями и книг, посвящённых русскому фольклору, иллюстрациями. Проблемные задания, инсценировки. Проблемная лекция. Проблемная лекция, беседа, выставка книг, иллюстрации к басням. Работа с книгой, просмотр видео-фильмов, демонстрация репродукций, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписи стихов и отрывков из поэмы. Рассказ учителя, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписи стихов. Рассказ, чтение произведения, комментирование, групповая работа с текстом. Рассказ, беседа, работа с текстом, проблемные задачи, составление цитатного плана рассказа, выразительное чтение диалогов по лицам. Урок – концерт. Диалог. Демонстрация. Прослушивание аудиозаписи. Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений. Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа. Портреты авторов, книги, иллюстрации, посвящённые Бородино. Проведение исследования – анализа произведения. Проблемная беседа, рассказ учителя. Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа. Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа, сопоставительный анализ. Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, аналитическая беседа. Презентации о творчестве зарубежных писателей. Выставка книг, иллюстрации. Проблемная беседа. Рассказ учителя. Урок – концерт. Диалог. Демонстрация. Прослушивание аудиозаписи. Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений. Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, аналитическая беседа. Презентации о творчестве русских писателей начала 20 века. Выставка книг, иллюстрации. Проблемная беседа. Рассказ учителя. Урок – концерт. Диалог. Демонстрация. Прослушивание аудиозаписи. Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений. Беседа, работа с текстом, обсуждение смысла названия рассказа, худож. пересказ, чтение по лицам отдельных эпизодов. Рассказ учащихся о прочитанных самостоятельно книгах. Проблемная беседа. Обсуждение, аналитическая беседа. Презентации о творчестве писателей 20 века. Выставка книг, иллюстрации. | Пересказ раздела учебника, придумать рассказ по пословице. Сообщение об истории возникновения мифов, читать мифы, подготовиться к обсуждению. Выразительное чтение былины. Характеристика гл.героя. Вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки. Сочинение своей сказки. Сочинить загадку, частушку или колыб.песню. Приготовить инсценирование сцен из пьесы «Озорник Петрушка». Рассказ о жизни И.А. Крылова. Инсценирование басен. Создание иллюстраций с цитатами – ком- ментариями. Выраз.чтение наизусть. Выразительно читать наизусть и по книге. Нарисовать иллюстрации к поэме. Дать характеристику героям поэмы. Отзыв о поэме. Выучить наизусть стих. «Парус», нарисовать рисунок. Подготовить сообщение о трудных словах произведения; составить кроссворд по произведению. Сообщение по биографии Тургенева. Пересказ основных эпизодов, характеристика поступков героев. Сочинение – отзыв. Подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов 19 века. Выразительно читать стихотворения, находить в них средства художественной выразительности. Учить наизусть. Сообщение о истории войны 1812 года, бородинского сражения. Художественный пересказ отдельных эпизодов произведений. Подготовить сообщение о жизни и тв-ве поэтов 20 века. Выразит. читать стихи. Сообщение о жизни Паустовского, инсценирование отрывков из сказки. Сообщение о жизни писателей, выразительное чтение отрывков из сказок, создание иллюстраций. Чтение отрывков из изучаемых произведений, инсценирование отрывков, создание иллюстраций. Подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов 20 века. Выразительно читать стихотворения, находить в них средства художественной выразительности. Учить наизусть. Сообщение о жизни писателей, выразительное чтение отрывков из произведений, создание иллюстраций, сочинение – отзыв по прочитанным произведениям. Подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов 19 века. Выразительно читать стихотворения, находить в них средства художественной выразительности. Учить наизусть. Сообщение о жизни Астафьева, работа с эпизодами - картинами природы. Письменный ответ на вопрос: «Каков смысл названия рассказа?» Творческий пересказ прочитанных самостоятельно книг, их анализ, чтение по лицам, иллюстрирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое тематическое планирование по литературе 5 класс по учебнику Снежневской М.А, Хренова О.М
Планирование составлено на 136 часов из расчёта 4 часа в неделю. В планировании указано использование краеведческого материала....
Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс к учебнику Ю.В.Лебедева
На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-состав...
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (105 часов)
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (105 часов) Стандарты второго поколения....
Календарно-тематическое планирование по литературе, 8 класс по учебнику Г. И. Беленького
Календарно-тематическое планирование по литературе, 8 класс по учебнику Г. И. Беленького рассчитано на 70 часов...
Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа
Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе. 6 класс.Т.Ф.Курдюмова.68 часов
Данная программа по литературе 1 вида составлена для 6 класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, Программа: «Литература» 5-11 классы (базовый...
Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной
Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной...