Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок проводится после образовательного путешествия, учащиеся делятся своими впечатлениями, демонстрируются две презентации , созданные самостоятельно.
Учащиеся составляют план работы по данной теме.Отмечают в романе уличные сцены , описание квартир, делают вывод о характере города и его влиянии на героев романа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_peterburga_v_romane_fm_dostoevskogo.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ Петербурга в романе ФМ Достоевского «Преступление и наказание».
Конспект урока для 10 класса разработан учителем высшей категории Гришаевой ГА.
Гимназия № 330 Санкт-Петербурга.
Цель:
1. Помочь учащимся увидеть своеобразие города в романе, душу Петербурга;
2. Провести сравнение Петербурга Достоевского с образом города у других писателей.
Задачи:
1. Обратиться к анализу собственных впечатлений от образовательного путешествия;
2.Углубить навыки работы с текстом, заносить свои наблюдения в таблицу.
3. Выявить мастерство автора в создании образа города.
4. Закрепить навыки сравнительного анализа нескольких литературных произведений.
Оборудование:
1. Презентации, выполненные учащимися в результате образовательного путешествия;
2. Текст романа;
3. Таблица с указанием адресов, упомянутых в романе.
4. карта- распечатка.
5 Репродукции с картин художников-передвижников.
Ход урока.
Фронтальная беседа с учащимися для обозначения темы и хода работы.
Учитель | Ученики |
В художественном произведении пространство, Где разворачивается действие, очень важно. В данном случае это Петербург. Почему важно? | Город имеет свой облик и характер, который оказывает влияние на людей, живущих в нем. Житель Петербурга отличается от жителя Москвы или провинциального города. |
Достоевский любит изображать Петербург. Приведите примеры. | « Белые ночи», « Бедные люди», «Униженные и оскорбленные». |
Какой же вопрос мы будем решать сегодня? | Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» |
Мы знаем уже, что и другие авторы обращались к этому городу в своих произведениях. Приведите примеры. | А.С. Пушкин. «Пиковая дама», «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь. Петербургские повести». Погорельский. « Черная курица». |
Подумайте, для чего мы вспомнили о них. | Вспомнили, чтобы сравнить образ города у Достоевского и у других писателей. |
Какой план действий вы предлагаете для реализации наших целей? | План 1. Вспомнить фрагменты, где изображен город. 2.Разделить квартиры и уличное пространство. 3. Отметить, какие мысли и чувства проживает герой в каждой указанной сцене? 4.Поделиться своими впечатлениями от путешествия. 5. Сопоставить город в романе с городом у других авторов с целью выявить мастерство автора. |
Эпиграф: Петрбург – «это самый умышленный город».
Учитель -Какая эмоциональная окраска звучит в слове «умышленный»?
Ученики – «продуманный», потому что создан по замыслу ПетраI;
Таинственный, опасный, так как есть слово «злоумышленник».
У. Вы побывали в образовательном путешествии, прошли по пути героя. Что это за район? Какого рода люди населяли его? Как вы об этом догадались?
Ответ. Это район Коломны, где жили и Пушкин, и Гоголь, и их герои. Здесь селились отставные чиновники, ремесленники, вдовы. Это был небогатый район. Об этом говорят названия улиц – Большая и Малая Мещанские, Большая, Средняя и Малая Подьяческие.
Здесь появляются доходные дома «без всякой архитектуры». В Столярном переулке было больше десяти распивочных. Дворы похожи на колодцы, сюда не попадает свет. Самое сильное впечатление –тупики.
Учащиеся демонстрируют две презентации.
У.- Каким образом Достоевскому удалось передать душу Петербурга?
Автор передает зрительные, звуковые, | Зачитывают примеры из 1 части,1 главы |
Осязательные и обонятельные впечатления |
Таким образом, город живет собственной жизнью. Реальной или вымышленной?
Давайте заглянем в квартиры. Это комната Раскольникова, комната Мармеладовых, квртира старухи-процетщицы, распивочная, кабинет Порфирия Петровича, комната Сони, номер в гостинице, где живет Свидригайлов.
- Где еще происходит действие?
На лестницах, мостах, на бульваре, на площади, возле храма, на улицах.
Если сопоставить происходящее, то мы увидим, что реальное перемежается с мистическим, с таинственным. Очень важна роль детали, например, 730 шагов до дома старухи. Деталь, говорящая о реальности. Ученики составляют таблицу, делают выводы.
Сцена в помещении | мистицизм | На улице | реальность |
Каморка Раскольникова | теория | Девочка на бульваре | Можно прочесть в газетах |
Убийство | Появление Лизаветы | утопленница | Типичность |
Исповедь Раскольникова | Слышит Свидригайлов | Смерть Мармеладова | Типичность |
Разговор в распивочной | Укрепление теории | Смерть Катерины Ивановны | Типичность |
Беседа с Порфирием | Укрепление теории | Самоубийство Свидригайлова | типичность |
Беседа с Мармеладовым | Таинственный взгляд | ||
Воспоминания Катерины Ивановны | Трудно отличить правду от вымысла |
Мистическое и реальное переплетаются. Но это роман по жанру не бытописательный, а какой?
- по жанру роман психоогический и философский.
Выписать ощущения героя на основе прочитанного – 1 часть, 1 глава, 3 гл, 5 гл.
Вывод – душа героя в смятении, ум с сердцем не в ладу.
Анализ текста – после 1-го сна Раскольникова.
« Господи!- молил он, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей».
Сердцем герой трижды взывает к Богу, а умом не верит. Почему пошел на преступление?
Целый ряд искушений подстерегает героя. Назовите их.
1.Разовор, услышанный на Сенной площади.
2.Разговор в трактире.
3. Нашел топор.
4. Проник во двор, и никто не видел.
Подведем итог. Если город у Достоевского не только реальность, то какие силы в нем борются?
- Борются Добро и Зло, а «поле битвы – сердце человека»
Петербург – это город, где легко ошибиться, запутаться. Почему?
Здесь все не так, как кажется с первого взгляда. Вспомните блуждание, тупики, отсутствие света во дворах – колодцах
Разговор о цвете. Желтый грязный цвет домов, болезненная бледность Сони, желтые обои в комнате старухи, болезненный цвет лица Мармеладова.
Итак, если город – это живой организм, то отдельного человека и отдельную комнату можно сравнить с клеткой этого организма. Что с ней происходит? Она больна. Тема больного рассудка и больной души идет через весь роман, а город – это среда и знак своего времени.
ДЗ.
Выполнить задание на выбор:
1.Петербургский житель у Н.В. Гоголя и у Ф.М. Достоевского – сочинение-миниатюра;
2. Нарисовать кадр из фильма;
3. Мистицизм у А.С.Пушкина и у ФМ Достоевского в изображении города.
4. Работа в группе – создать коллаж о Петербурге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы: "Город полусумасшедший" (Петербург Достоевского по роману "Преступление и наказание")
Конспект урока литературы...
Конспект урока литературы в 11 классе по роману А. А. Фадеева
Урок литературы в 11 классе по теме: "Гуманизм: абстрактный или классовый?"(по роману А.А. Фадеева "Разгром") ...
Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.
Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Тема : Образ Раскольникова. Его теория. Преступление и наказание героя. Цели :1. дать характеристику героя;2. раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;3. пок...
План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»
План-конспект урока литературы...
Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Технологическая карта урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", глава "Княжна Мери", анализ дуэли Печорина и Грушницкого....