Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Урок проводится после образовательного путешествия, учащиеся делятся своими впечатлениями, демонстрируются  две презентации , созданные самостоятельно.

Учащиеся составляют план работы по данной теме.Отмечают в романе уличные сцены , описание квартир, делают вывод о характере города и его влиянии на героев романа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_peterburga_v_romane_fm_dostoevskogo.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Образ Петербурга в романе ФМ Достоевского «Преступление и наказание».

Конспект урока для 10 класса  разработан учителем высшей категории Гришаевой ГА.

Гимназия № 330 Санкт-Петербурга.

Цель:

1. Помочь учащимся увидеть своеобразие города в романе, душу Петербурга;

2. Провести сравнение Петербурга Достоевского с образом города у других писателей.

Задачи:

1. Обратиться к анализу собственных впечатлений от образовательного путешествия;

2.Углубить навыки работы с текстом, заносить свои наблюдения в таблицу.

3. Выявить мастерство автора в создании образа города.

4. Закрепить навыки сравнительного анализа  нескольких литературных произведений.

Оборудование:

1. Презентации, выполненные учащимися в результате образовательного путешествия;

2. Текст романа;

3. Таблица с указанием адресов, упомянутых в романе.

4. карта- распечатка.

5 Репродукции с картин художников-передвижников.

Ход урока.

Фронтальная беседа с учащимися для обозначения темы и хода работы.

Учитель

Ученики

В художественном произведении пространство,

Где разворачивается действие, очень важно.

В данном случае это Петербург. Почему важно?

Город имеет свой облик и характер, который оказывает влияние на людей, живущих в нем. Житель Петербурга отличается от жителя Москвы или провинциального города.

Достоевский любит изображать Петербург. Приведите примеры.

« Белые ночи», « Бедные люди», «Униженные и оскорбленные».

Какой же вопрос мы будем решать сегодня?

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Мы знаем уже, что и другие авторы обращались к этому городу в своих произведениях. Приведите примеры.

А.С. Пушкин. «Пиковая дама», «Евгений Онегин»,

Н.В. Гоголь. Петербургские повести».

Погорельский. « Черная курица».

Подумайте, для чего мы вспомнили о них.

Вспомнили, чтобы сравнить образ города у Достоевского и у других писателей.

Какой план действий вы предлагаете для реализации наших целей?

                      План

1. Вспомнить фрагменты, где изображен город.

2.Разделить квартиры и уличное пространство.

3. Отметить, какие мысли и чувства проживает герой в каждой указанной сцене?

4.Поделиться своими впечатлениями от путешествия.

5. Сопоставить город в романе с городом у других авторов с целью выявить мастерство автора.

Эпиграф:  Петрбург – «это самый умышленный город».

Учитель -Какая эмоциональная окраска звучит в слове «умышленный»?

Ученики – «продуманный», потому что создан по замыслу ПетраI;

Таинственный, опасный, так как есть слово «злоумышленник».

У. Вы побывали в образовательном путешествии, прошли по пути героя. Что это за район? Какого рода люди населяли его? Как вы об этом догадались?

Ответ. Это район Коломны, где жили и Пушкин, и Гоголь, и их герои. Здесь селились отставные чиновники, ремесленники, вдовы. Это был небогатый район. Об этом говорят названия улиц – Большая и Малая Мещанские, Большая, Средняя и Малая Подьяческие.

Здесь появляются доходные дома «без всякой архитектуры». В Столярном переулке было больше десяти распивочных. Дворы похожи на колодцы, сюда не попадает свет. Самое сильное впечатление –тупики.

Учащиеся демонстрируют две презентации.

У.- Каким образом Достоевскому удалось передать душу Петербурга?

Автор передает зрительные, звуковые,

Зачитывают примеры из 1 части,1 главы

Осязательные и обонятельные впечатления

Таким образом, город живет собственной жизнью. Реальной или вымышленной?

Давайте заглянем в квартиры. Это комната Раскольникова, комната Мармеладовых, квртира старухи-процетщицы, распивочная, кабинет Порфирия Петровича, комната Сони, номер в гостинице, где живет Свидригайлов.

- Где еще происходит действие?

На лестницах, мостах, на бульваре, на площади, возле храма, на улицах.

Если сопоставить происходящее, то мы увидим, что реальное перемежается с мистическим, с таинственным. Очень важна роль детали, например, 730 шагов до дома старухи. Деталь, говорящая о реальности. Ученики составляют таблицу, делают выводы.

Сцена в помещении

мистицизм

На улице

реальность

Каморка Раскольникова

теория

Девочка на бульваре

Можно прочесть в газетах

Убийство

Появление Лизаветы

утопленница

Типичность

Исповедь Раскольникова

Слышит Свидригайлов

Смерть Мармеладова

Типичность

Разговор в распивочной

Укрепление теории

Смерть Катерины Ивановны

Типичность

Беседа с Порфирием

Укрепление теории

Самоубийство Свидригайлова

типичность

Беседа с Мармеладовым

Таинственный взгляд

Воспоминания Катерины Ивановны

Трудно отличить правду от вымысла

Мистическое и реальное переплетаются. Но это роман по жанру не бытописательный, а какой?

- по жанру роман психоогический и философский.

Выписать ощущения героя на основе прочитанного – 1 часть, 1 глава, 3 гл, 5 гл.

Вывод – душа героя в смятении, ум с сердцем не в ладу.

Анализ текста – после 1-го сна Раскольникова.

« Господи!- молил он, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей».

Сердцем герой трижды взывает к Богу, а умом не верит. Почему пошел на преступление?

Целый ряд искушений подстерегает героя. Назовите их.

1.Разовор, услышанный на Сенной площади.

2.Разговор в трактире.

3. Нашел топор.

4. Проник во двор, и никто не видел.

Подведем итог. Если город у Достоевского не только реальность, то какие силы в нем борются?

- Борются Добро и Зло, а «поле битвы – сердце человека»

Петербург – это город, где легко ошибиться, запутаться. Почему?

Здесь все не так, как кажется с первого взгляда. Вспомните блуждание, тупики, отсутствие света во дворах – колодцах

Разговор о цвете. Желтый грязный цвет домов, болезненная бледность Сони, желтые обои в комнате старухи, болезненный цвет лица Мармеладова.

Итак, если город – это живой организм, то отдельного человека и отдельную комнату можно сравнить с клеткой этого организма. Что с ней происходит? Она больна. Тема больного рассудка и больной души идет через весь роман, а город – это среда и знак своего времени.

ДЗ.

Выполнить задание на выбор:

1.Петербургский житель у Н.В. Гоголя и у Ф.М. Достоевского – сочинение-миниатюра;

2. Нарисовать кадр из фильма;

3. Мистицизм у А.С.Пушкина и у ФМ Достоевского в изображении города.

4. Работа в группе – создать коллаж о Петербурге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 11 классе по роману А. А. Фадеева

Урок литературы в 11 классе по теме: "Гуманизм: абстрактный или классовый?"(по роману А.А. Фадеева "Разгром") ...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Тема : Образ Раскольникова. Его теория. Преступление и наказание героя. Цели :1. дать характеристику героя;2. раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;3. пок...

План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

                                          План-конспект  урока  литературы...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", глава "Княжна Мери", анализ дуэли Печорина и Грушницкого....