Интегрированный урок в 6 классе на тему масленица
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме

Липатова Надежда Борисовна

Интегрированный урок (технология – русская литература), готовится и проводится по проектному методу учениками 6 класса.
 

Тема урока:
Культура дома. Русские календарные праздники.
 

Цель урока:
Приобщить детей к национальной русской кухне, познакомить учащихся с традициями русских календарных праздников.
 

Задачи урока:
- способствовать формированию национального самосознания, развивать творческие способности;
- воспитывать любовь к Родине, научить с уважением относиться к нашим древним корням, чтить память предков;
- воспитывать культуру труда в процессе соблюдения правильной технологии приготовления блинов, культуры питания, умения работать в коллективе, трудолюбие;
- пробудить интерес и родовую память при чтении произведений художественной литературы.
 

Учебно-наглядные пособия:
учебники литературы 5,6 класс под редакцией Т. Ф. Курдюмовой; сообщения в форме презентаций по темам «Масленица», «Пасха», «Встреча весны», «Благовещенье»; толковый словарь В.Даля.
 

Оборудование:
кастрюля, блендер, ложки столовая и чайная, доски разделочные, сковороды, тарелки столовая и плоская, чайный сервиз, салфетки, заварочный чайник, самовар или электрический чайник и другие приборы для сервировки праздничного стола, мультимедийная установка.
Межпредметные связи: литература, история, МХК, информатика и математика.
 

Методы обучения:
объяснение, эвристическая беседа, инструктаж с демонстрацией приемов работы, работа по плану или схеме, самоконтроль и взаимоконтроль.
 

Тип урока:
урок изучения нового материала (наблюдения и сбора материала).
 

Вид урока: урок-исследование.
Технология урока: на групповой, диалоговой и современной информационной основах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenica.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-праздник (литература + технология) в 6-м классе по теме "Масленица"

Ромашкова Ольга Викторовна, учитель технологии
Липатова Надежда Борисовна, учитель русского языка и литературы

Интегрированный урок (технология – русская литература), готовится и проводится по проектному методу учениками 6 класса.

Тема урока:
Культура дома. Русские календарные праздники.

Цель урока:
Приобщить детей к национальной русской кухне, познакомить учащихся с традициями русских календарных праздников.

Задачи урока:
- способствовать формированию национального самосознания, развивать творческие способности;
- воспитывать любовь к Родине, научить с уважением относиться к нашим древним корням, чтить память предков;
- воспитывать культуру труда в процессе соблюдения правильной технологии приготовления блинов, культуры питания, умения работать в коллективе, трудолюбие;
- пробудить интерес и родовую память при чтении произведений художественной литературы.

Учебно-наглядные пособия:
учебники литературы 5,6 класс под редакцией Т. Ф. Курдюмовой; сообщения в форме презентаций по темам «Масленица», «Пасха», «Встреча весны», «Благовещенье»; толковый словарь В.Даля.

Оборудование:
кастрюля, блендер, ложки столовая и чайная, доски разделочные, сковороды, тарелки столовая и плоская, чайный сервиз, салфетки, заварочный чайник, самовар или электрический чайник и другие приборы для сервировки праздничного стола, мультимедийная установка.
Межпредметные связи: литература, история, МХК, информатика и математика.

Методы обучения: 
объяснение, эвристическая беседа, инструктаж с демонстрацией приемов работы, работа по плану или схеме, самоконтроль и взаимоконтроль.

Тип урока:
урок изучения нового материала (наблюдения и сбора материала).

Вид урока: урок-исследование.
Технология урока: на групповой, диалоговой и современной информационной основах.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Подготовка к активному усвоению и повторению новых знаний.

Звучит русская народная мелодия.

Два скомороха:

“К нам! Сюда! Собирайся народ!
Сегодня вас необычное ждет: игрища, аттракционы, чудеса из чудес!
Ждут нас игры и шутки, не сидите ни минутки.
К нам на праздник собирайтесь, поскорее наряжайтесь!
Много славных и добрых праздников нам осталось от старины,
По традиции наших прадедов зиму мы проводить должны”.

Учитель литературы : 

Здравствуйте, дорогие шестиклассники и гости урока. Мы приветствуем Вас на нашем необычном уроке, посвященном русским календарным праздникам.
   Каждый день мы заглядываем в календарь и знаем, какой сегодня день недели, месяц, год. Знаем мы и то, что сейчас живем по григорианскому календарю, который был введен в 1582 году при Папе Римском Григории 13. Мы знаем, что есть астрономический календарь, который указывает затмения Луны и Солнца, рассчитывает положение небесных светил. Но в глубокой древности, когда до научного объяснения разнообразных явлений природы было далеко, человек пытался сам объяснить изменения в мире, создавая мифы.
Попробуем представить себе, что мог заметить наш далекий предок в явлениях окружающей природы. Наверное, смену ночи и дня. Так появились мифы, которые объясняли это явление, они помогали осознавать течение времени, развивали ум и чувства человека. Например, в египетских мифах сутки отражают жизнь Солнца: каждый день оно рождается, погибает и возрождается.
Поскольку было очевидно, что время нельзя увидеть, что его нельзя отправить вспять, появилось представление о таинственности времени.
Самые известные календарные мифы – это мифы о Луне и Солнце, о ночи и дне, а также сезонные мифы.
В славянских календарных мифах есть персонаж, воплощающий плодородие и в то же время зиму и смерть. Имя ему Масленица. Русский календарный праздник проводов зимы и встречи весны получил такое же название.
Масленица – чисто русское детище, об этом говорит даже французский писатель Жюль Жажен. По его словам: “Масленица, вероятно, родилась на севере – она дочь мороза. Человек увидал ее, прячущуюся за сугробом снега, и позвал в помощь в самое суровое и печальное время года. Она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, не с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, охватила его за руки и пустилась танцевать с ним до обморока”.

Масленица – один из дохристианских праздников, который сохранился и поныне.

Об этом празднике нам станет известно из презентации, которую подготовили ребята.

Этапы и время

Деятельность учителя

№ слайда

Деятельность учащихся

 Изложение нового материала.

Конкурс пословиц и поговорок.

Учительлитературы: Понедельник – встреча. На первый день Масленицы русский народ справлял встречу чистой Масленицы.

Сегодня и  мы встретим Масленицу. А встретим мы Масленицу конкурсом пословиц и поговорок.

Слайд

1-2

Слайд 3

 

Встречаем Масленицу! 

Тот,  кто больше знает пословиц и поговорок, получит дополнительно  румяный блин за столом.

Слайд 4 

Слайд 5

Называют различные пословицы, поговорки:

Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.

Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий Пост.

 Без блина не Масленица.

На горах покататься, в блинах поваляться. Первый блин комом.

Изложение нового материала.

Учитель технологии: В старину никакое другое русское блюдо по популярности не могло сравниться с блинами. Они сопровождали человека всю жизнь — от рождения (роженице давали блин) до самой смерти (обязательное блюдо во время поминальных обрядов) Но прежде всего блины — обязательное угощение на Масленицу, необходимый атрибут весеннего праздника. Ведь блин — символ солнца! Среда – лакомка. В среду люди лакомились блинами и другими яствами. 

Технология приготовления блинов:

1.Подготовим продукты. 2.Замешиваем тесто. 3.Прогреваем сковороду. 4. Выливаем порцию теста на раскаленную, смазанную маслом сковороду. 5.Обжариваем блин с одной стороны. 6.Переворачиваем и обжариваем блин с другой стороны. 7.Блины подаем целиком или складываем. 8. Каждый блин смазываем маслом.

Сковороды для выпечки блинов.
Блины из дрожжевого теста
.
Советы по приготовлению блинов.
Блины сибирские скороспелые
.
Блины на нашем столе.
Разноцветный блинник
.
Блины с припеком
.
Чудо-блин.

Слайд 8 

Слайд 9

Слайд 10-13

Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19 
Слайд 20
Слайд 21

Слушают учителя. 

 

 

Изучают технологию.

Слушают учителя, изучают иллюстрации.

 

 

Изучают рецепт.
Изучают советы.
Изучают рецепт.
Рассматривают слайд.
Изучают рецепт.
Рассматривают слайд.
Изучают информацию.

 Усвоение новых знаний.

Учитель  литературы :Четверг называли широким. В широкий четверг начинался масленичный разгул: катание по улицам, разные обряды, и, конечно же, устраивались кулачные бои, у которых были строгие правила:

Нельзя бить лежачего.
Нельзя бить того, кто присел.
Запрещены удары сзади.
Сражение лицом к лицу.
Нельзя ничего держать в кулаке.

Слайд 22

Слушают учителя.

Продолжение изложения нового материала.

Слайд 23 

Слайд 24-25

 

 Закрепление новых знаний – интеллектуальная игра.

Вопросы : 

Какое событие масленичных забав изображено на картине Сурикова?

Что такое “катульки”?

В последний день Масленицы девушки и парни пели песню: “ Гори, гори Масленица, Симеонова племянница, пройдет семь недель, придет светлый день, будут Пасху носить, будут яйца красить”. Что следовало за этой песней?

Какое самое популярное кушанье на Масленицу?

Слайд 26 

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

По ответам на вопросы стараются забить гол: 

Взятие снежного городка.

Выдолбленные с одной стороны доски, которые напоминали корыта, для катания с гор.

Прыжки через костер.

Блины.

 Соревнование- эстафета.

Вопросы: 

Какая масленичная забава изображена на рисунке?

Почему масленичная неделя называется “Мясопустная”?

В некоторых селениях степной полосы первый блин кладут на слуховое окно. С чем это связано?

Кто изображен на рисунке?

Слайд 30 

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Катание со снежных гор.

Нельзя уже было есть мясо.

С поминанием предков.

Петрушка.

Усвоение новых знаний.

Учитель технологии: Пятница – тещины вечерни. Зятья угощают тещ блинами. Приглашения от зятьев бывают почетные с родней к обеду или простые к ужину.

А сейчас по три девочки из каждого села уйдут готовиться к субботе. А мальчишек мы проверим, как они смогут встретить гостью. Задание : определить название посуды.

Учитель литературы  :

Суббота – золовкины посиделки.

Вопрос: Что делали в этот день?

Прежде чем девочки вернутся с блинами, мы узнаем, кто же еще из родни может прийти еще в гости?

Слайд 34 

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Определяют названия:

1 – ковш;
2 – блюдо;
3 – ухват, чугунок.

1 – шайка;
2 – ведро;
3 – ендова.

Читают: Молодая невестка приглашала всю родню к себе в гости. Новобрачная должна была одарить своих золовок подарками и угостить.

 Викторина.

Викторина “Знатоки родственных связей” . Отрадное: 

  1. Теща.
  2. Свекор.
  3. Золовка.
  4. Шурин.

Раздольное:

1. Свекровь.2. Сноха.3. Деверь.4. Зять.

Загадки: 

  1. Ему не спится, по ночам пыхтится.
  2. Нашел я шар, разбил его, увидел серебро и золото.
  3. В поле родился, на заводе варился, в стакане растворился.
  4. На сковородку ручейком, со сковородки солнышком.
  5. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают.
  6. Купили новенькое, кругленькое, а оно все в дырках.

А сейчас мы посмотрим, как справились наши молодые хозяйки с заданием.

Слайд 38 

Слайд 39-41

Отвечают: 

  1. Мать жены.
  2. Отец мужа.
  3. Сестра мужа.
  4. Брат жены.
  1. Мать мужа.
  2. Жена сына.
  3. Брат мужа.
  4. Муж дочери или сестры.

Отгадывают: 

  1. Тесто.
  2. Яйцо.
  3. Сахар.
  4. Блин.
  5. Блин.
  6. Сито.

Девочки угощают всех блинами собственного приготовления.

 Практическая часть.

Учитель  литературы  : Воскресенье – прощеный день. В этот день на Руси все, от мала до велика, просили друг у друга прощения. Прощение заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

Я надеюсь, что в ближайшее воскресение вы тоже исполните эту традицию.

На седьмой день делали чучело Масленицы и катали его по улицам и с горок. С утра его окружали заботой, а вечером сжигали. Так провожали зиму и встречали весну.

Слайд 42

Слушают учителя. 

Изучают слайд.

 Подведение итога урока.

Дорогие ребята! Дорогие гости! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем. Желаем вам хранить в сердце красоту русских традиций, радость души! Ну, а теперь, по русскому обычаю – чай!

 

Слушают учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме "Масленица"

Технологическая карта урока английского языка по УМК "FORWARD" под редакцией М. В. Вербицкой 5 класс...

Урок для учащихся 4 класса по теме "Масленица"

Знакомство с историей возникновения праздника.Погружение детей в атмосферу праздника с помощью различных видов искусств: музыки, поэзии, живописи....

Интегрированный урок музыки и ИЗО "Широкая Масленица", 7 класс

Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО "Широкая Масленица", 7 класс...

интегрированный урок математика + химия на тему: «Решение задач по теме «Сплавы, растворы, смеси» для учеников 9 класса.

Цели урока:Рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащ...

Интегрированный урок 10 класс по теме "Нефть"

Интегрированный урок (химия и география) в 10 классе позволяет предоставить нефть с разных сторон: химической, географической, исторической, экологической, экономической....

Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока

Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока....