Интегрированный урок в 6 классе на тему масленица
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме
Интегрированный урок (технология – русская литература), готовится и проводится по проектному методу учениками 6 класса.
Тема урока:
Культура дома. Русские календарные праздники.
Цель урока:
Приобщить детей к национальной русской кухне, познакомить учащихся с традициями русских календарных праздников.
Задачи урока:
- способствовать формированию национального самосознания, развивать творческие способности;
- воспитывать любовь к Родине, научить с уважением относиться к нашим древним корням, чтить память предков;
- воспитывать культуру труда в процессе соблюдения правильной технологии приготовления блинов, культуры питания, умения работать в коллективе, трудолюбие;
- пробудить интерес и родовую память при чтении произведений художественной литературы.
Учебно-наглядные пособия:
учебники литературы 5,6 класс под редакцией Т. Ф. Курдюмовой; сообщения в форме презентаций по темам «Масленица», «Пасха», «Встреча весны», «Благовещенье»; толковый словарь В.Даля.
Оборудование:
кастрюля, блендер, ложки столовая и чайная, доски разделочные, сковороды, тарелки столовая и плоская, чайный сервиз, салфетки, заварочный чайник, самовар или электрический чайник и другие приборы для сервировки праздничного стола, мультимедийная установка.
Межпредметные связи: литература, история, МХК, информатика и математика.
Методы обучения:
объяснение, эвристическая беседа, инструктаж с демонстрацией приемов работы, работа по плану или схеме, самоконтроль и взаимоконтроль.
Тип урока:
урок изучения нового материала (наблюдения и сбора материала).
Вид урока: урок-исследование.
Технология урока: на групповой, диалоговой и современной информационной основах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenica.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок-праздник (литература + технология) в 6-м классе по теме "Масленица"
Ромашкова Ольга Викторовна, учитель технологии
Липатова Надежда Борисовна, учитель русского языка и литературы
Интегрированный урок (технология – русская литература), готовится и проводится по проектному методу учениками 6 класса.
Тема урока:
Культура дома. Русские календарные праздники.
Цель урока:
Приобщить детей к национальной русской кухне, познакомить учащихся с традициями русских календарных праздников.
Задачи урока:
- способствовать формированию национального самосознания, развивать творческие способности;
- воспитывать любовь к Родине, научить с уважением относиться к нашим древним корням, чтить память предков;
- воспитывать культуру труда в процессе соблюдения правильной технологии приготовления блинов, культуры питания, умения работать в коллективе, трудолюбие;
- пробудить интерес и родовую память при чтении произведений художественной литературы.
Учебно-наглядные пособия:
учебники литературы 5,6 класс под редакцией Т. Ф. Курдюмовой; сообщения в форме презентаций по темам «Масленица», «Пасха», «Встреча весны», «Благовещенье»; толковый словарь В.Даля.
Оборудование:
кастрюля, блендер, ложки столовая и чайная, доски разделочные, сковороды, тарелки столовая и плоская, чайный сервиз, салфетки, заварочный чайник, самовар или электрический чайник и другие приборы для сервировки праздничного стола, мультимедийная установка.
Межпредметные связи: литература, история, МХК, информатика и математика.
Методы обучения:
объяснение, эвристическая беседа, инструктаж с демонстрацией приемов работы, работа по плану или схеме, самоконтроль и взаимоконтроль.
Тип урока:
урок изучения нового материала (наблюдения и сбора материала).
Вид урока: урок-исследование.
Технология урока: на групповой, диалоговой и современной информационной основах.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению и повторению новых знаний.
Звучит русская народная мелодия.
Два скомороха:
“К нам! Сюда! Собирайся народ!
Сегодня вас необычное ждет: игрища, аттракционы, чудеса из чудес!
Ждут нас игры и шутки, не сидите ни минутки.
К нам на праздник собирайтесь, поскорее наряжайтесь!
Много славных и добрых праздников нам осталось от старины,
По традиции наших прадедов зиму мы проводить должны”.
Учитель литературы :
Здравствуйте, дорогие шестиклассники и гости урока. Мы приветствуем Вас на нашем необычном уроке, посвященном русским календарным праздникам.
Каждый день мы заглядываем в календарь и знаем, какой сегодня день недели, месяц, год. Знаем мы и то, что сейчас живем по григорианскому календарю, который был введен в 1582 году при Папе Римском Григории 13. Мы знаем, что есть астрономический календарь, который указывает затмения Луны и Солнца, рассчитывает положение небесных светил. Но в глубокой древности, когда до научного объяснения разнообразных явлений природы было далеко, человек пытался сам объяснить изменения в мире, создавая мифы.
Попробуем представить себе, что мог заметить наш далекий предок в явлениях окружающей природы. Наверное, смену ночи и дня. Так появились мифы, которые объясняли это явление, они помогали осознавать течение времени, развивали ум и чувства человека. Например, в египетских мифах сутки отражают жизнь Солнца: каждый день оно рождается, погибает и возрождается.
Поскольку было очевидно, что время нельзя увидеть, что его нельзя отправить вспять, появилось представление о таинственности времени.
Самые известные календарные мифы – это мифы о Луне и Солнце, о ночи и дне, а также сезонные мифы.
В славянских календарных мифах есть персонаж, воплощающий плодородие и в то же время зиму и смерть. Имя ему Масленица. Русский календарный праздник проводов зимы и встречи весны получил такое же название.
Масленица – чисто русское детище, об этом говорит даже французский писатель Жюль Жажен. По его словам: “Масленица, вероятно, родилась на севере – она дочь мороза. Человек увидал ее, прячущуюся за сугробом снега, и позвал в помощь в самое суровое и печальное время года. Она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, не с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, охватила его за руки и пустилась танцевать с ним до обморока”.
Масленица – один из дохристианских праздников, который сохранился и поныне.
Об этом празднике нам станет известно из презентации, которую подготовили ребята.
Этапы и время | Деятельность учителя | № слайда | Деятельность учащихся | |
Изложение нового материала.
| Учительлитературы: Понедельник – встреча. На первый день Масленицы русский народ справлял встречу чистой Масленицы. Сегодня и мы встретим Масленицу. А встретим мы Масленицу конкурсом пословиц и поговорок. | Слайд 1-2 Слайд 3 |
| |
Встречаем Масленицу! Тот, кто больше знает пословиц и поговорок, получит дополнительно румяный блин за столом. | Называют различные пословицы, поговорки: Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем. Не житье, а Масленица. Не все коту Масленица, будет и Великий Пост. Без блина не Масленица. На горах покататься, в блинах поваляться. Первый блин комом. | |||
Изложение нового материала. | Учитель технологии: В старину никакое другое русское блюдо по популярности не могло сравниться с блинами. Они сопровождали человека всю жизнь — от рождения (роженице давали блин) до самой смерти (обязательное блюдо во время поминальных обрядов) Но прежде всего блины — обязательное угощение на Масленицу, необходимый атрибут весеннего праздника. Ведь блин — символ солнца! Среда – лакомка. В среду люди лакомились блинами и другими яствами. Технология приготовления блинов: 1.Подготовим продукты. 2.Замешиваем тесто. 3.Прогреваем сковороду. 4. Выливаем порцию теста на раскаленную, смазанную маслом сковороду. 5.Обжариваем блин с одной стороны. 6.Переворачиваем и обжариваем блин с другой стороны. 7.Блины подаем целиком или складываем. 8. Каждый блин смазываем маслом. Сковороды для выпечки блинов. | Слайд 14 | Слушают учителя.
Изучают технологию. Слушают учителя, изучают иллюстрации.
Изучают рецепт. | |
Усвоение новых знаний. | Учитель литературы :Четверг называли широким. В широкий четверг начинался масленичный разгул: катание по улицам, разные обряды, и, конечно же, устраивались кулачные бои, у которых были строгие правила: Нельзя бить лежачего. | Слушают учителя. | ||
Продолжение изложения нового материала. |
| |||
Закрепление новых знаний – интеллектуальная игра. | Вопросы : Какое событие масленичных забав изображено на картине Сурикова? Что такое “катульки”? В последний день Масленицы девушки и парни пели песню: “ Гори, гори Масленица, Симеонова племянница, пройдет семь недель, придет светлый день, будут Пасху носить, будут яйца красить”. Что следовало за этой песней? Какое самое популярное кушанье на Масленицу? | По ответам на вопросы стараются забить гол: Взятие снежного городка. Выдолбленные с одной стороны доски, которые напоминали корыта, для катания с гор. Прыжки через костер. Блины. | ||
Соревнование- эстафета. | Вопросы: Какая масленичная забава изображена на рисунке? Почему масленичная неделя называется “Мясопустная”? В некоторых селениях степной полосы первый блин кладут на слуховое окно. С чем это связано? Кто изображен на рисунке? | Катание со снежных гор. Нельзя уже было есть мясо. С поминанием предков. Петрушка. | ||
Усвоение новых знаний. | Учитель технологии: Пятница – тещины вечерни. Зятья угощают тещ блинами. Приглашения от зятьев бывают почетные с родней к обеду или простые к ужину. А сейчас по три девочки из каждого села уйдут готовиться к субботе. А мальчишек мы проверим, как они смогут встретить гостью. Задание : определить название посуды. Учитель литературы : Суббота – золовкины посиделки. Вопрос: Что делали в этот день? Прежде чем девочки вернутся с блинами, мы узнаем, кто же еще из родни может прийти еще в гости? | Определяют названия: 1 – ковш; 1 – шайка; Читают: Молодая невестка приглашала всю родню к себе в гости. Новобрачная должна была одарить своих золовок подарками и угостить. | ||
Викторина. | Викторина “Знатоки родственных связей” . Отрадное:
Раздольное: 1. Свекровь.2. Сноха.3. Деверь.4. Зять. Загадки:
А сейчас мы посмотрим, как справились наши молодые хозяйки с заданием. | Отвечают:
Отгадывают:
Девочки угощают всех блинами собственного приготовления. | ||
Практическая часть. | Учитель литературы : Воскресенье – прощеный день. В этот день на Руси все, от мала до велика, просили друг у друга прощения. Прощение заканчивалось поцелуем и низким поклоном. Я надеюсь, что в ближайшее воскресение вы тоже исполните эту традицию. На седьмой день делали чучело Масленицы и катали его по улицам и с горок. С утра его окружали заботой, а вечером сжигали. Так провожали зиму и встречали весну. | Слушают учителя. Изучают слайд. | ||
Подведение итога урока. | Дорогие ребята! Дорогие гости! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем. Желаем вам хранить в сердце красоту русских традиций, радость души! Ну, а теперь, по русскому обычаю – чай! |
| Слушают учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме "Масленица"
Технологическая карта урока английского языка по УМК "FORWARD" под редакцией М. В. Вербицкой 5 класс...
Урок для учащихся 4 класса по теме "Масленица"
Знакомство с историей возникновения праздника.Погружение детей в атмосферу праздника с помощью различных видов искусств: музыки, поэзии, живописи....
План урока по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны- интегрированный урок. (8 класс)
Интегрированный урок- (8 класс) по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны....
Интегрированный урок музыки и ИЗО "Широкая Масленица", 7 класс
Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО "Широкая Масленица", 7 класс...
Интегрированный урок 10 класс по теме "Нефть"
Интегрированный урок (химия и география) в 10 классе позволяет предоставить нефть с разных сторон: химической, географической, исторической, экологической, экономической....
Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока
Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока....