интегрированный урок математика + химия на тему: «Решение задач по теме «Сплавы, растворы, смеси» для учеников 9 класса.
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Цели урока:
Рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Задачи:
1. Образовательные:
- освоить приемы решения задач по теме «Сплавы, растворы, смеси»;
- отработать умения и навыки учащихся при решении расчетных задач.
2. Воспитательные:
- воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока;
- продолжить эстетическое воспитание через оформление доски, записей в тетради, использование наглядностей;
- способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.
3. Развивающие:
- развивать познавательные процессы, операции логического мышления (анализ, прогнозирование, умение делать выводы) при решении задач, через преобразование формул и подставление известных величин в конечную формулу или алгебраическое уравнение;
- развивать познавательный интерес к предмету через решение задач, имеющих важное практическое значение;
- способствовать развитию математической речи учащихся;
- развивать самостоятельность учащихся при решении задач.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, интегрированный урок.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый,
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_reshenie_zadach_po_teme_rastvory_splavy_smesi.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработали: учитель химии МАОУ «СОШ №1»г.Светлогорска Калининградской области Кострикова И.А. и учитель математики Емельянова Н.Н.
Конспект и презентация интегрированного урока математика + химия
на тему: «Решение задач по теме «Сплавы, растворы, смеси» для учеников 9 класса.
«Только из союза двоих работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи».
(слайд 2) Антуан де Сент-Экзюпери
Цели урока:
Рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе. (слайд 3)
Задачи:
1. Образовательные:
- освоить приемы решения задач по теме «Сплавы, растворы, смеси»;
- отработать умения и навыки учащихся при решении расчетных задач.
2. Воспитательные:
- воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока;
- продолжить эстетическое воспитание через оформление доски, записей в тетради, использование наглядностей;
- способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.
3. Развивающие:
- развивать познавательные процессы, операции логического мышления (анализ, прогнозирование, умение делать выводы) при решении задач, через преобразование формул и подставление известных величин в конечную формулу или алгебраическое уравнение;
- развивать познавательный интерес к предмету через решение задач, имеющих важное практическое значение;
- способствовать развитию математической речи учащихся;
- развивать самостоятельность учащихся при решении задач.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, интегрированный урок.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый,
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Предварительная подготовка. Учащиеся по группам готовят интересные творческие сообщения об одном из веществ (уксусная кислота, сплавы, пероксид водорода, нашатырный спирт, перманганат калия (марганцовка), борная кислота, пищевая сода). Отчёты о проделанной работе подготовить в виде небольших презентаций, например, “Так ли уж безжизнен раствор аммиака?”, “Дюралюминий – сплав будущего ” и т.д.
Ход урока
(слайд 4)
Учитель математики: Мы с вами уже умеем решать текстовые задачи различных типов:
- Задачи на части и проценты;
- Задачи с целочисленными данными;
- Задачи на движение;
- Задачи на совместную работу;
- Задачи на бассейн и трубы;
- Задачи на сплавы, растворы и смеси.
Какие типы задач вам знакомы? ( Учащиеся отмечают, что все, кроме последних)
Учитель математики: Сегодня мы рассмотрим этот тип задач, но так как все они тесно связаны с химией, то мы и будем их рассматривать с позиций химии и математики. Вспомним, что такое сплавы, растворы, поговорим об их значении в природе, жизни и деятельности человека. Вы ещё раз убедитесь, что те вещества, о которых пойдет речь в данной теме, очень важны в жизни, в необходимости изучения свойств этих веществ и действия их на организм. И поэтому все задания, все творческие сообщения ещё раз убедят вас в единстве природы, в необходимости познания её законов, в единстве всех школьных предметов.
- Устный опрос (слайд 5)
- Учитель химии:
- Закончите предложения:
- В сплавах химическая связь ….(Металлическая)
- Мельхиор – сплав, содержащий никель и …. (Медь)
- Легированная сталь отличается от сплава железа с углеродом тем, что содержит … (Легирующие добавки)
- Водный раствор аммиака называется …. (Нашатырным спиртом)
Учитель математики: (слайд 6,7)
- Выразите в виде десятичной дроби :1 %, 5 %, 17,5%.
Вычислите: (слайд8) 5 % от 20, 10 % от 1,8; 36 % от 8; х % от 7; х % от у.
II. Решение задач
Учитель химии: Повторяем что такое смеси ? Их классификация? Что такое сплавы? Что собой представляют растворы? Примеры? Где используются? в процессе беседы с учащимися. (слайд 9) Остановимся на сплавах: латунь, мельхиор, дюралюминий, рассмотрим их состав , свойства и применение. (слайд 10-13)
Латунь (нем. Messing, англ. Brass), название медно-цинковых сплавов с 56-67% меди. Иногда в латунные сплавы для придания пластичности и ковкости добавляют и другие металлы, например свинец. Монеты из латуни известны с древнейших времен, латунные монеты чеканились и в Древнем Риме и в Китае, причем китайские монеты из латуне были в основном литые.
Мельхиор – сплав, содержащий около 80% меди и 20% никеля, похож по внешнему виду на серебро. Используется для изготовления сравнительно недорогих столовых приборов и художественных изделий. Мельхиор [нем. Melchior, искажение франц. maillechort, от имени французских изобретателей этого сплава Майо (Maillot) и Шорье (Chorier)],. Наиболее ценное свойство мельхиора - высокая стойкость против коррозии в воздушной атмосфере, пресной и морской воде. Увеличенное содержание никеля, а также добавки железа и марганца обеспечивают повышенную коррозионную стойкость, особенно в морской воде и в атмосфере водяного пара. мельхиоровыми. Сплав алюминия с медью называется дюралюминием (дюраль) дюралюминии — сплавы алюминия с медью, которые содержат постоянные примеси кремния и железа и могут быть легированы магнием и марганцем. Количество меди в них находится в пределах 2.2-7 %.; сплав с кремнием – силумин – только литейный сплав. Сплав с марганцем – АL-Мц одновременно повышает коррозионную стойкость; Ni, Ti, Cr, Fe повышает жаропрочность сплавов, затормаживая процесс диффузии; литий и бериллий способствуют возрастанию модуля упругости. Дюраль применяется во многих сферах нашей жизнедеятельности и во многих отраслях промышленности. Во многих свойствах дюраль все-таки уступает самому алюминию. Из дюраля возводят сооружения жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры.
Сплав дюралюминия часто используется в авиастроении наряду с алюминием. Также применяется в производстве скоростных поездов при обшивке вагонов, а также во многих других отраслей машиностроения. По сравнению с чистым алюминием, дюраль - более прочный металл, так как он обладает большей твердостью.
Учитель математики: Рассмотрим алгоритм решения задач, в которых фигурируют сплавы. (слайд14)
Задача 1. (слайд15)
Определите содержание олова в сплаве, полученном при сплавлении 300 г 20 % -го сплава и 200 г 40% - го сплава.
Решение:
Составим таблицу:
Сплав | Масса сплава, г | Процентное содержание олова | Масса олова, г |
1 - й | 300 | 20% = 0, 2 | ? (0,2 *300 = 60) |
2 - й | 200 | 40% = 0,4 | ? (0,4 *200 = 80) |
Всего | (300 + 200 = 500) | ? | ? (60 + 80 = 140) |
Учитель химии:
Задача 2 ( Габриэлян О.С. «Химия, 9 класс») (слайд 16-17)
Вычислите массовые доли меди и никеля, необходимые для производства 25 кг мельхиора. Мельхиор – сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля.
Решение:
Части | Процентное содержание | Масса, кг |
медь | 80%= 0,8 | ? (0,8*25 = 20 кг) |
Никель | 20% = 0,2 | ? (0,2 * 25 = 5 кг) |
Сплав | 100% | 25 |
Учитель химии: вспомним о растворах. Растворами называются гомогенные системы переменного состава, в которых растворенное вещество находится в виде атомов, ионов или молекул, равномерно окруженных атомами, ионами или молекулами растворителя.
Любой раствор состоит по меньшей мере из двух веществ, одно из которых считается растворителем, а другое - растворенным веществом.
Растворы могут существовать в газообразном, жидком или твердом агрегатном состоянии. Воздух, например, можно рассматривать как раствор кислорода и других газов в азоте; морская вода - это водный раствор различных солей в воде. Металлические сплавы относятся к твердым растворам одних металлов в других.
Сообщение ученика «Растворы на кухне и в домашней аптечке» (слайд 19-20)
Уксусная эссенция ( СН2СООН) .Уксусная эссенция представляет собой концентрированную уксусную лесохимическую пищевую кислоту высшего или 1-го сорта, полученную сухой перегонкой дерева. Уксусная эссенция (ГОСТ 6968-76) — это прозрачная бесцветная жидкость без механических примесей и запаха гари или дегтя, которая после разбавления водой в соотношении 1:1 не должна мутнеть в течение определенного времени (30 минут). По содержанию уксусной кислоты уксусная эссенция для розничной торговли должна выпускаться концентрацией не более 81 %: 70+1 % или 80+1 %. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. На каждой бутылке эссенции предупредительные надписи: «Осторожно — без разбавления водой, опасно для жизни», «Хранить в местах, исключающих случайное употребление».Уксус представляет собой слабый раствор уксусной кислоты. Водный раствор уксусной кислоты полученный из вина ( 5-8 %) , называют винным уксусом. «Столовый уксус», разбавленный раствор уксусной кислоты(6-10%), используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов.
Пероксид водорода (Н2О2) (слайд 21-22)
Пероксид водорода был открыт в 1818 г Луи Тенаром. Перекись водорода продается в аптеках и используется как лекарственное средство в виде 3% раствора. При контакте с живыми тканями пероксид водорода разлагается с выделением кислорода. Отсюда его противомикробные свойства. Разбавленные растворы пероксида водорода используют как кровоостанавливающее и дезинфицирующее средства. Так как фермент крови расщепляет HO на воду и активный кислород. Однако действие его кратковременно, поэтому, остановив кровотечение, надо рану обработать по всем правилам и наложить повязку. Перекись водорода совместно с красящим веществом широко используется для покраски волос.
Нашатырный спирт - NH4OH –Нашатырный спирт — это раствор аммиака 10%-ный, прозрачная бесцветная летучая жидкость с острым характерным запахом сильно щелочной реакции. Смешивается с водой и спиртом во всех соотношениях. Содержит 9,5—10,5% аммиака. При вдыхании нашатырный спирт рефлекторно оказывает возбуждающее влияние на дыхательный центр, действуя через рецепторы верхних дыхательных путей. В больших концентрациях нашатырный спирт может вызвать рефлекторную остановку дыхания. Применяется как средство скорой помощи для возбуждения дыхания и выведения больных из обморочного состояния. Для этого осторожно подносят небольшой кусок ваты или марли, смоченной нашатырным спиртом, на 0,5—1 секунду к носу. При укусах насекомых применяется наружно в виде примочек. Нашатырный спирт входит в состав грудного эликсира Этот эликсир принимают как отхаркивающее средство. Несколько капель нашатырного спирта на пол-литра воды вернут утраченный блеск стеклянным изделиям, оконным стеклам и хрусталю. Сначала моем мыльным раствором, а ополаскиваем в нашатырном. Вымытые предметы вытираем насухо. Нашатырный спирт выводит пятна от йода.
Задача 3 ( математика) (слайд 13, 14)
Сколько нужно взять 10% - го и 305 – го растворов марганцовки, чтобы получить 200 г 16 % - го раствора марганцовки?
Решение:
Способ I
Пусть масса первого раствора – х г. Заполним таблицу по условию задачи:
α | М(г) | m(г) | |
1 – й раствор | 10%, или 0,1 | х | 0, 1х |
2 – й раствор | 30%, или 0, 3 | 200 - х | 0,3(200 – х) |
3 – й раствор | 16%, или 0, 16 | 200 | 0, 16* 200 |
Составим и решим уравнение:
0, 1х + 0,3(200 – х) = 0, 16 *200
0,2 х = 28
Х = 140
Ответ: 140 г 10% -го и 60 г 30 % - го.
Составим и решим систему уравнений:
Х + у = 200 х = 200 – у х = 140
0, 1 х + 0, 3 у = 32 0, 1(200 – у) + 0,3у = 32 у = 60
Ответ: 140 г 10% - го и 60 г 30 % -го.
Способ II
Решим эту задачу старинным способом по правилу «креста». Составим схему:
10 14
16
30 6
В левой колонке схемы записаны процентные содержания марганцовки в имеющихся растворах. Посередине – процентное содержание марганцовки в полученной смеси. В правой – разности процентных содержаний имеющихся растворов и полученной смеси ( вычитаем из большего числа меньшее и записываем разность на ту диагональ, где находятся, соответственно, уменьшаемое и вычитаемое).
Исходя из схемы, делаем вывод: в 200 г смеси содержится 14 частей 10% - го раствора и 6 частей 305 – го раствора. Найдем их массы:
200: (14 +6) *14 = 140 г;
200 : (14 + 6) *6 = 60 г.
Ответ: 140 г 10% - го и 60 г 30 % - го.
Задача 4 ( математика) (слайд 15)
Смешали 30% - й и 10% - й растворы соляной кислоты и получили 600 г 15% - го раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?
Решение: Пусть взяли х г 30 % раствора и у г – 10% раствора. Заполним таблицу по условию задачи:
α | М(г) | m(г) | |
30% - й | 0,3 | х | 0, 3х |
10% - й | 0, 1 | у | 0, 1у |
смесь | 0, 15 | 600 | 0, 15* 600 |
Составим и решим систему уравнений:
х+у = 600 х= 150
0, 3х + 0, 1у = 0, 15 * 600 у = 450
Ответ : 150 г 30% - го и 450 г 10% - го.
Задача 5 ( математика) (слайд 16)
Имеется руда из двух пластов с содержание м меди 6% и 11 %. Сколько надо взять «бедной» руды, чтобы при смешивании с «богатой» получить 20 г руды с содержанием меди 8%?
Решение:
Пусть взяли х г «бедной» руды. Заполним таблицу по условию задачи:
«Бедная» руда | 0,06 | х | 0, 06х |
«Богатая руда» | 0, 11 | 20 -х | 0, 11(20 – х) |
Смесь руд | 0, 08 | 20 | 0, 08*20 |
Составим и решим уравнение:
0,06 + 0,11* (20 – х) = 20 * 0,08
0,05х = 0,6
Х = 12
Ответ: 12 т
Задача 6 ( математика) (слайд 17)
Требуется приготовить 100 г 10% раствора нашатырного спирта. Сколько для этого потребуется воды и 25% - го раствора нашатырного спирта?
Решение:
Решим задачу по правилу «креста». Составим схему:
25 10
10
0 15
Значит, надо взять 100: (15 + 10) * 10 = 40 г нашатырного спирта и 100 : 25 * 15 = 60 г воды.
Задача 7( химия) (слайд 18)
При многих заболеваниях для укрепления организма больного назначают внутривенные вливания раствора глюкозы с массовой долей 40%. Рассчитайте, сколько глюкозы и воды необходимо для приготовления 250 г. такого раствора.
α | М(г) | m(г) | |
Раствор глюкозы | 40%=0,4 | 250 | |
Глюкоза | 0,4 | 250*0,4 = 100 | |
вода | 250 – 100 = 150 |
1. Определим массу глюкозы
(250 * 40)/100 = 100 (г)
2. Определим массу воды
250 – 100 = 150 (г)
Ответ: 100 г, 150 г.
Задача 8(химия)
Какую массу хлорида калия необходимо растворить в 300 мл воды для получения 20% - ного раствора? Рассчитайте массу полученного раствора.
α | М(г) | m(г) | |
Хлорид калия | (300*20)/80 = 75 | ||
вода | 100 – 20 = 80% | 300 | |
раствор | 20% | 75 +300 = 375 |
Решение:
1. Определим массовую долю воды в растворе 100 – 20 = 80%
2. Определим массу соли ( 300 мл Н2О = 300 г)
m = (300*20)/80 = 75%
3. Определим массу раствор75 +300 = 375 г
Ответ: 75 г, 375 г.
III. Заключение.
Учитель математики: Вот и подошел к концу наш урок. Вы провели огромную работу по решению задач на смеси, сплавы, растворы. А также обобщили знания о растворах, сплавах и смесях, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве всех наук и предметов.
IV. Рефлексия. (слайд 19) Поставьте на листочках “+”, если вы с этим утверждением согласны:1 – мне было комфортно на уроке. 2 – я получил ответ на все интересующие меня вопросы. 3 – я принимал активное участие во всех этапах урок.
V. Задание на дом (слайд 21)
1.Сколько граммов воды и 6% - го раствора перекиси водорода надо добавить к 36 г 3% - го раствора перекиси водорода, чтобы получить 54 г 5% - го раствора перекиси водорода?
2. Имеется сплав меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45 % меди. Сколько чистого олова надо добавить, чтобы получить сплав, в котором содержится 40% меди?
Список использованной литературы (слайд 22)
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Москва, “АСТ-ПРЕСС”, 1999.
2. Габриэлян О.С. «Химия, 9 класс», М.: Дрофа , 2009 г.
3. . Н.Прокопенко Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика»
«Задачи на смеси и сплавы», Москва. Чистые пруды, 2010 г.
4.Мордкович А. Г., Корешкова Т.А .«Алгебра 7-11 класс», Москва,
Мнемозина, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Решение задач по теме «Площадь»".
Тема: "Площади” в курсе геометрии 8-го класса включает изучение вопросов: площадь треугольника, площадь параллелограмма, площадь трапеции, теорема Пифагора. Основная цель темы: создать условия для ...
Методическая разработка по физике (9 класс) по теме: Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »
Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока: - актуализация знаний учащихся по закону всемирного тяготения; ускорению свободного падения на Земле и других пла...
Доклад на тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах».
Докладна тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах»....
Презентация на тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах»
Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах»...
Открытый урок по физике в 10 классе по теме: "Решение задач по теме "Динамика""
Открытый урок по физике "Решение задач по теме: "Динамика" в 10 классе. Урок закрепления и повторения изученного материала. Девиз урока "Правильное расположение сил - залог успеха". Используется индив...
Пособие для учащихся "Решение задач на проценты, сплавы и смеси". 2 часть
В данной статье представлено решение некоторых задач второй части на проценты, сплавы и смеси. (Задание 22)....
Презентация на тему "Решение задача на проценты. Сплавы"
Презентация предназначена для наглядности, помогающей пониманию решения задач на сплавы....