Интегрированный урок 10 класс по теме "Нефть"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Интегрированный урок (химия и география) в 10 классе позволяет предоставить нефть с разных сторон: химической, географической, исторической, экологической, экономической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_integrirovannyy_urok_neft.docx | 45.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (химия-география) по теме «Нефть» 10-й класс
Цели и задачи урока:
- Познакомить с составом нефти и способами ее переработки, гипотезами происхождения. Показать направления использования нефти в качестве топлива и химического сырья. Доказать, что нефть – ценный источник углеводородов.
- Продолжить формирование знаний школьников о комплексном использовании сырья, о современных технологиях, охране окружающей среды.
- Рассмотреть основные международные грузопотоки нефти, определить страны, которые остаются ведущими экспортерами нефти.
- Определить перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности в мире. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с переработкой нефти.
- Продолжить формирование умений анализировать, вести дискуссию, работать в группе, развивать навыки общения. Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение.
- Формировать черты социально направленной личности.
- Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать требуемую информацию.
- Поддерживать познавательный интерес к предметам.
Оборудование: коллекции «Нефть», географические карты, интерактивная доска, штатив с пробирками, стакан с водой, нефть, перышко.
Организация урока: Класс разбит на 3 группы, формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. У каждого ученика – предметные тетради , контурные карты и атласы, учебники, раздаточный материал.
Ход урока
1 этап урока. Общая продолжительность – 7 минут.
- Мозговой штурм. Посмотрев слайды (загрязнение нефтью природы), ответьте на вопрос: Как вы думаете, что станет темой обсуждения сегодняшнего урока? Обосновать актуальность темы
- Осмысление – подведение итогов по 1 этапу.
Учитель химии : Представить современную жизнь без нефти мы не можем! Как человечество из древне использовало нефть? (топливо и не только)
А вот выдающийся химик Николай Дмитриевич Зелинский говорил: «Химику всегда трудно примириться с тем, что он видит, когда сжигается нефть в топках». Изучая нефтяные месторождения в районе Баку, Д.И.Менделеев заявил о недопустимости использования нефти только как топлива. «Топить можно и денежными ассигнациями», – писал он в одной из своих экономических статей. Менделеев резко возражал Л.Нобелю, который настаивал на нефтяном отоплении.
Следует напомнить, что каждая тонна нефти дает столько же химического сырья, сколько можно получить из 15 т бурого угля. Следует также учесть, что 70% используемой в мире энергии в наши дни получают с помощью нефти и природного газа. Итак – нефть – топливо, нефть- химическое сырье, нефть – синтетические продукты питания и т.д.
Учитель географии: Подведение итогов по теме «Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото»».
Учитель химии : Подведение итогов по теме «Что такое нефть. Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем.
2 этап урока. Осмысление. Получение новой информации, систематизация известной информации – 15 минут.
Учитель географии : Залежи сырой нефти и газа возникли 100-200 миллионов лет назад в толще Земли. Происхождение нефти – одна из сокровенных тайн природы. Существует 2 теории происхождения нефти: неорганическая теория и органическая теория. Неорганическая теория – нефть образуется на основе карбидов металлов. Менделеев выдвинул гипотезу о происхождении нефти. В глубинах Земли имеются огромные залежи железоникелевых сплавов, которые при высоких температурах образуют карбиды металлов. Эти раскаленные карбиды взаимодействуют с водой, проникшей к ним по трещинам, образуя углеводороды, составляющие нефть.
Давай те вспомним где в нашей стране залежи нефти, а так же основные пути транспортировки. Проведём разведку по карте. Как отличается нефть по месторождению. Задание №1
Учитель химии : что лежит в основе органической теории происхождения нефти? Способы переработки нефти (работа со слайдами)
- Физический метод (первичная переработка самой нефти)
- Химический метод (вторичная переработка, т. к. перерабатывается не сама нефть, а фракции, полученные в процессе первичной переработки)
Физический метод. Перегонку нефти осуществляют в установке, которая состоит из трубчатой печи и ректификационной колонны. По трубопроводу подается нефть, где она нагревается до t=320-3500 и в виде смеси жидкости и паров поступает в колонну. Внутри она имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну через отверстия, поднимаются вверх, при этом они постепенно охлаждаются и сжижаются. Менее летучие получаются на первых тарелках, боле летучие поднимаются вверх. Мы с вами уже усвоили, что в состав углеводородов нефти входят до 50 углеродных атомов.
Задание №2
Фракции | Число атомов углерода | Температура | Продукт |
газ | 3-4 | 40 | топливо |
Бензин | 5-11 | 40-180 | Автомобильное топливо |
Лигроин | 8-11 | 150-250 | горючие в карбюраторных и дизельных двигателях |
керосин | 12-18 | 175-300 | Авиационное топливо |
газойль | 13-19 | 250-350 | Дизельное топливо |
мазут | 18-50 | 350 | Топливо для котельных |
Какое основное слово? Топливо, а так же сырьё для производства взрывчатых веществ, лекарственных мазей, мазей для приготовления парфюмерных изделий, волокна лавсана, растворителей, бутадиенового каучука, бутадиенстирольного каучука (резина) и т.д.
К химическому методу или вторичной переработке нефти относятся термические и каталитические методы.
К термическим методам относятся термический крекинг, коксование и пиролиз, к каталитическому риформинг. Задание: дома найти определения этих понятий.
Учитель химии : С точки зрения химии, нефть – это действительно, природная смесь газообразных, жидких и твердых углеводородов. Нефть природная смесь углеводородов различной молекулярной массы, содержащих от 5 до 50 атомов углерода.
- Нефть состоит из 100 различных соединений, содержащих азот, серу.
- Состав нефти нельзя выразить одной формулой. Почему?
- Ее состав непостоянный и зависит от месторождения.
- В состав нефти входят различные углеводороды – предельные, циклоалканы, ароматические (В основном в состав нефти входят алканы, как линейного так и разветвленного строения. В ней найдены все изомеры гексана, гептана).
Учитель географии : В составу, месторождению и физическим свойствам нефть бывает: (поиск информации в учебнике)
Учитель химии : итак нефть, полезное ископаемое органического происхождения, свободно встречается в природе? Каковы физические свойства нефти? Для ответа на этот вопрос проведем лабораторную работу.
Задание №№3
Ход лабораторной работы №1: «Физические свойства нефти»
Цель: изучить свойства нефти
работа в парах
- Рассматриваем пробирку с нефтью – опишите нефть
- Растворяем нефти в воде
Цвет | Плотность | Растворимость в воде |
Физкультминутка «Отдохни». Видеоряд «Красота природы»
Учитель географии: В современной экологии появился новый термин – «Нефтяная чума» , правда она появилась не сегодня и не внезапно. Ежегодно в мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. тонн нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега. Каковы источники поступления нефти в моря и океаны? фронтальный опрос
Вывод: Источников поступления нефти в моря и океаны много: это сброс очистных вод, принос загрязняющих веществ. В настоящее время из каждых 10 добываемых в море тонн нефти 7-8 тонн доставляется к местам потребления морским транспортом. Почти каждый год случаются крупные катастрофы их компонентов реками. Если перечислять все происходившие за последние годы аварии судов, получится громадный список.
Учитель химии : обратимся к цифрам и посмотрим слайды, которые должны заставить задуматься.
- А всего 1 литр попавшей в воду нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс. литров морской воды.
- Некоторые составные части нефти несут гибель морским беспозвоночным и Ракообразным животным. Моллюски, например, накапливают канцерогенные вещества, извлекаемые ими из нефти.
Но разве нефть виновата в уничтожении окружающей среды? Виноват человек, халатно относящийся к биосфере – своему дому!
Задание №4 Лабораторная работа №2
Цель: выяснить, какой из предложенных сорбентов обладает большей впитывающей способностью.
сорбенты | наблюдения |
мел | |
опилки | |
песок |
Выводы: какой сорбент наиболее эффективен:
с экологической точки зрения, с экономической, с химической точки зрения?
Учитель географии: Мы поняли, что такое нефть, значение нефти в промышленности. А каков расклад сил на мировом рынке нефти. И почему наша жизнь так зависима от курса на нефть? Что такое баррель?
Справка: Американский нефтяно́й ба́ррель — единица измерения объёма нефти, равная 42 галлонам или 158,988 литрам, цена на основные мировые марки нефти устанавливается в долларах за баррель. Цена на 14.02 – 61.61 доллар за баррель
Давайте вспомнитм, что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? Определить ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные таблицы. Сделать вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.
Задание №5 Нефть в мире
Страна | Запасы нефтью (в млрд т) | Добыча (в мил т) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса) |
Саудовская Аравия | 43,1 | 450 | 96 |
Ирак | 16,7 | 55 | 304 |
ОАЭ | 16,2 | 120 | 135 |
Кувейт | 15,7 | 105 | 149 |
Иран | 14,9 | 185 | 80 |
Венесуэла | 10,3 | 175 | 59 |
Мексика | 8,5 | 170 | 50 |
Россия | 6,7 | 300 | 22 |
Китай | 4,0 | 160 | 25 |
США | 3,8 | 380 | 10 |
Вывод: Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность нефтью. Среди богатых стран нефтью выделяются развивающиеся государства (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.
Подготовить ответ на вопросы:
- Выявить страны-лидеры по запасам нефти
- Выявить страны-лидеры по добыче нефти
- Максимальная и минимальная
Итоги урока:
- Задание №6 Практическое применение урока Игра «Да-нетка»
Нефть сложная смесь различных углеводородов (да).
В природе нефть только черного цвета (нет)
Нефть – тяжелее воды и легко растворяется в воде.(нет)
Саудовская Аравия лидер по запасам нефти (да)
Нефть главный источник жидкого топлива (да)
Для перегонки нефти используют ректификационную колонну (да)
При нагревании нефти первым в парообразное состояние переходит керосин (нет)
- Рефлексия Три смайлика
- «мне было хорошо на уроке я все понял»
- «мне было понятно, кроме пункта…»
- «Мне было плохо и я ничего не понял»
Д/З: По географии выполните задание на контурных картах. Отметьте основные грузопотоки нефти. По химии – крекинг, коксование и пиролиз, риформинг найти определения данных понятий
Заключение и подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ОПК и литературы в 5 классе "Уроки французского" - уроки доброты
Урок посвящён юбилею В. Распутина....
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...