Рабочая программа по литературе для 5 класса
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена по учебнику под редакцией Г.С. Меркина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_dlya_5_klassa.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО __________________ М.А. Рябова Протокол № ____ «___»_______2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________ И.Н.Кафтанюк «___»_______2012 г. | «Утверждено» Руководитель МБОУ «Гимназия №36» _______________ Т.П.Матлина Приказ № ____ «___»_______2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «ЛИТЕРАТУРА»
5 класс
Базовый уровень
Учитель: Ильина Н.С.,
первая квалификационная
категория
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № ____ от
«___»_______2012 г.
2012-2013 учебный год
I. Пояснительная записка
Статус документа
Планирование составлено на основе:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (составители: Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, М., Дрофа, 2007 год).
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Под редакцией Г.С.Меркина – Москва, «Русское слово», 2008.
Учебник.
Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин и др. ―Москва, «Русское слово», 2011.
Программа 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
II. Требования к уровню подготовки учащихся
за курс литературы 5 класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
III. Содержание тем учебного курса
Введение - 1 ч.
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Из мифологии – 2 ч.
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Из устного народного творчества - 6 ч.
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказки народов России. «Падчерица».
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Из древнерусской литературы - 1 ч.
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора);
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Басни народов мира - 1 ч.
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русская басня - 5 ч.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
АЛ. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Для заучивания наизусть. И.А. Крылов. Басня — на выбор.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни
Из литературы XIX века -25 ч.
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...».
Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; рассказ о герое; словесное рисование.
Для заучивания наизусть. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне», отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...» М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..». И.З. Суриков. «В ночном».
Для заучивания наизусть
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино ». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Для заучивания наизусть. М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, классное сочинение, составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Развитие речи. Классное сочинение
И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, классное сочинение, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Стихотворение «Тройка ». .
Для заучивания наизусть. Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Своеобразие сюжета Любовь как высшая нравственная основа в человеке.. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: классное сочинение, различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник».
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Из литературы XX века -16 ч.
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: стихотворение «Полный месяц встал над лугом... »: образная система, художественное своеобразие стихотворения. .
Теория литературы: антитеза
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Для заучивания наизусть. А.А. Блок. «Летний вечер».
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, классное сочинение.
Для заучивания наизусть. С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка, образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение).
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Н.Н.НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), инсценированное чтение.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).
Для заучивания наизусть. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.
Из зарубежной литературы - 11 ч.
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок).
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе.. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
IV. Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи | Внеклассное чтение |
Введение | 1 | ||
Из мифологии | 2 | ||
Из устного народного творчества | 6 | 1 | 1 |
Из древнерусской литературы | 1 | ||
Басни народов мира | 1 | ||
Русская басня | 5 | 1 | |
Из литературы XIX века. | 25 | 2 | 2 |
Из литературы XX века. | 16 | 3 | 1 |
Из зарубежной литературы | 11 | 1 | |
ИТОГО | 68 | 7 | 5 |
V. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Тип урока | Цели урока | Теория литературы | Материалы |
Введение (1 ч.) | ||||||
1. | Введение. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | Урок-беседа | Познакомить со спецификой нового учебного предмета и учебника; дать представление о том, как устроена книга; помочь осмыслить духовную значимость слова, осознать его роль в жизни человека, воспитывать интерес к чтению, выявить уровень литературного развития учащихся. | Сюжет, тема, идея, образ | Искусство создания книги. Книга в иллюстрациях художников | |
Из мифологии (2 ч.) | ||||||
2 | Античный миф: происхождение мира и богов. «Рождение Зевса», «Олимп». | Комбинированный | Познакомить с понятием «миф», с особенностями античных мифов. | Миф, мифология, легенда, предание, Миф, мифологический сюжет, мифологический персонаж | Изобразительное искусство | |
3 | Гомер. «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. | Урок изучения нового материала | Приобщить учащихся к богатствам мировой литературы; познакомить школьников с образом Гомера; определить особенности гомеровской поэзии. | Мифологический персонаж | Фольклор в регионе, мультимедийная презентация «Жанры фольклора» | |
Из устного народного творчества (6 ч.) | ||||||
4 | Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Загадки. | Комбинированный | Познакомить с понятием «фольклор». Раскрыть его художественные особенности, показать его роль в жизни и культуре человека. Закрепить знания о художественных отличиях жанров фольклора. Учить различать пословицы и поговорки. | Пословицы, поговорки, загадки, иносказание, антитеза, антонимы | Сборники пословиц и поговорок | |
5 | Типы сказок, их особенности. Волшебная сказка «Царевна-лягушка», её сюжет и художественный мир. | Комбинированный | Дать представление о сказке как жанре, познакомить с волшебной сказкой. | Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей | Иллюстрации Билибина | |
6 | Нравственная проблематика сказки «Царевна-лягушка». | Комбинированный | Учить анализировать проблематику сказки, составлять план. | Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей | Мультимедийная презентация «Царевна-лягушка» | |
7 | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Сказки народов России. «Падчерица». | Комбинированный | Учить пересказывать сказку, делать выводы. | Бытовая сказка, сюжет, сказочная лексика | Изобразительное искусство | |
8 | Внеклассное чтение. Татарские народные сказки. «Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается». | Урок-исследование | Помочь учащимся осмыслить идейное содержание сказки, продолжить работу по совершенствованию умений анализировать сказку. | Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей | Сказка в музыке и кино, аудиозапись | |
9 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Мои любимые народные сказки». | Урок развития речи | Учить анализировать сказку по предложенной схеме. | Сказочные герои, идея, тема | ||
Из древнерусской литературы (1 ч.) | ||||||
10 | Из «Повести временных лет». Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. | Урок изучения нового материала | Дать представление о древнерусской литературе. | Древнерусская литература, летопись | История России, мультимедийная презентация «Повесть временных лет» | |
Басни народов мира (1 ч.) | ||||||
11 | Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица». Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград». | Урок изучения нового материала | Дать представление о басне как жанре. | Басня, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория | Иллюстрации художников, мультимедийная презентация «Эзоп» | |
Русская басня (5 ч.) | ||||||
12 | Басни В.К.Тредиаковского, М.В. Ломоносова и А.П.Сумарокова. | Урок-беседа | Учить выразительно читать басни, анализировать. | Бродячие сюжеты в баснях, баснописец | Иллюстрации художников | |
13 | А.И.Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к книге. Басня «Ворона и Лисица». | Урок изучения нового материала | Познакомить с творчеством баснописца и его баснями, учить чтению наизусть. | Басня, сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира | Иллюстрации художников к басням Крылова | |
14 | А.И.Крылов. Басни «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под дубом». Тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в басне. | Урок-практикум | Учить выразительно читать басни, анализировать, познакомить со своеобразием басен Крылова. | Басня, сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира | Иллюстрации художников к басням Крылова | |
15 | Развитие речи. Конкурс на лучшее инсценирование басни. | Урок развития речи | Учить инсценировать басню. | Басня, сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира | Мультимедийная презентация «Басни Крылова» | |
16 | Русская басня 20 века. С. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. | Урок изучения нового материала | Познакомить с творчеством баснописца и его баснями, учить чтению наизусть. | Басня, сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира | Иллюстрации художников | |
Из литературы XIX века (25 ч.) | ||||||
17 | А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Стихотворение «Няне». | Комбинированный | Познакомить с фактами биографии Пушкина, ввести в мир пушкинской сказки, развивать речь и воображение. | Лирика, тема, изобразительно-выразительные средства, риторическое обращение | Репродукции портретов Пушкина, мультимедийные презентации «Семья поэта», «Няня Пушкина», иллюстрации художников | |
18 | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Гуманистическая направленность сказки. Герои и персонажи. | Урок изучения нового материала | Познакомить с содержанием сказки, с ее основными образами, учить давать характеристику героям. | Жанр волшебной литературной сказки, фольклорные элементы, тропы | Сказки Пушкина в кино и иллюстрациях художников | |
19 | Литературная сказка и её отличие от фольклорной. Добро и зло в «Сказке…». Отношение автора к героям. | Урок-беседа | Познакомить с отличием литературной сказки от фольклорной, с авторским отношением к героям. | Жанр литературной сказки и её отличие от фольклорной, сказочные элементы, портрет, пейзаж, ритм | Мультимедийная презентация «Сказка о мёртвой царевне» | |
20 | «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. | Комбинированный | Познакомить с сюжетом и героями поэмы, показать нравственную красоту героев, стремление к добру. | Ритм, рифма, эпитет | Мультимедийная презентация «Руслан и Людмила» | |
21 | Образ природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Стихотворная и прозаическая речь, рифма, ритм. | Урок-беседа | Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи, учить анализировать стихотворение. | Пейзаж, лирический персонаж, образ, композиция, ритм, рифма, эпитет | Аудиозапись | |
22 | Родная природа в произведениях поэтов 19 века. | Комбинированный | Выработать навыки анализа стихотворного произведения, формировать умения сравнивать произведения разных поэтов. | Пейзаж, система художественных образов, тропы | Иллюстрации художников | |
23 | М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта. «Бородино». История создания стихотворения. | Урок изучения нового материала | Познакомить с жизнью и творчеством писателя, с композицией стихотворения, воспитывать уважение к прошлому России. | Творческая биография | Мультимедийная презентация «Портреты М.Лермонтова» | |
24 | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения «Бородино». | Комбинированный | Осмысление содержания, художественный анализ текста. | Диалог, монолог, авторская позиция, звукопись, тропы, фигуры | Мультимедийная презентация «Бородино» | |
25 | Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством». Знакомство с героями. | Урок изучения нового материала | Дать представление о личности Гоголя, познакомить с героями повести. | Жанр повести, тема, сюжет | Мультимедийная презентация «Н.Гоголь» | |
26 | «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. | Комбинированный | Учить давать речевую характеристику, определять авторскую позицию. | Национальная самобытность, мифологические и фольклорные мотивы, система персонажей, речевая характеристика, портрет, авторская позиция | Мультимедийная презентация «Ночь перед Рождеством», экранизация повести | |
27 | Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | Урок-беседа | Учить находить элементы фантастического и реального в повести. | Фантастика | Мультимедийная презентация «Ночь перед Рождеством», экранизация повести | |
28 | Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Урок внеклассного чтения | Показать особенности повествования и описания, знакомство с героями. | Жанр повести, тема, сюжет | Сборник повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» | |
29 | И. С. Тургенев. Детские впечатления писателя. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. | Урок изучения нового материала | Познакомить с биографическими данными писателя, героями рассказа. | Автобиографическая основа рассказа | Портреты писателя | |
30 | «Муму». Герасим и его окружение. | Комбинированный | Выработать навыки анализа художественного произведения. | Тема, проблема, художественные образы, эпизод, композиция, сюжет, пейзаж, портрет | Мультимедийная презентация «Муму», экранизация рассказа | |
31 | Развитие речи. Обучающее сочинение по рассказу Тургенева. «Образ Герасима». | Урок развития речи | Подготовка к сочинению, развитие устной и письменной речи, формирование умений писать сочинение на заданную тему. | Эпизод, роль эпизода в произведении, приёмы создания образа | ||
32 | Герасим и Муму. Финал рассказа. Смысл названия. | Урок-беседа | Познакомить с художественным своеобразием писателя. | Тема, характеристика героев, смысл названия | Иллюстрации художников | |
33 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». | Урок изучения нового материала | Учитьсопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор. | Стихотворение в прозе, язык художествен- ного произведения | Иллюстрации художников | |
34 | Н. А. Некрасов. Детство и юность поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. | Урок изучения нового материала | Познакомить с жизнью и творчеством писателя, углубить навыки анализа лирического стихотворения. | Строфа, повествователь и автор, эпитет, сравнение | Мультимедийная презентация «Н. Некрасов» | |
35 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины. | Комбинированный | Углубить навыки анализа лирического стихотворения. | Композиция, художественные образы, тропы | Иллюстрации художников | |
36 | Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. «Кавказский пленник». Творческая история. | Урок изучения нового материала | Познакомить с жизнью и творчеством писателя, с историей создания рассказа. | Творческая биография | Портреты писателя, мультимедийная презентация «Ясная Поляна» | |
37 | Рассказ «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы. | Комбинированный | Учить анализировать проблематику произведения. | Мультимедийная презентация «Кавказский пленник» | ||
38 | Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Отношение писателя к событиям. | Урок-исследование | Научить сравнивать факты, события, явления. | Сравнительная характеристика | Иллюстрации художников | |
39 | Развитие речи. Подготовка к сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы». | Урок развития речи | Совершенствовать умения писать сочинение на основе сравнительной характеристики. | Сочинение - рассуждение | ||
40 | А. П. Чехов. Детство и юность писателя. «Злоумышленник», «Пересолил». Приёмы создания характеров. Жанровое своеобразие рассказов. | Урок изучения нового материала | Дать обзор жизни и творчества писателя, познакомить с жанровым своеобразием рассказов. | Юмор, комическая ситуация, ирония, роль детали в создании художественного образа, антитеза, метафора, градация | Мультимедийная презентация «А.Чехов» | |
41 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова. | Урок внеклассного чтения | Продолжить формирование представления о юморе в литературном произведении. | Жанр рассказа, юмор, сатира, деталь, антитеза, сюжет | Иллюстрации художников | |
Из литературы XX века (16 ч.) | ||||||
42 | Краткие сведения об И.А.Бунине. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации. | Урок изучения нового материала | Учить анализировать поэтический текст, определять тему. | Композиция, художественные образы, тропы | Мультимедийная презентация «И.Бунин» | |
43 | И.А. Бунин. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. | Комбинированный | Познакомить с рассказом, учить анализировать приемы реализации темы. | Тема, приёмы реализации темы | Иллюстрации художников | |
44 | Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Проблематика рассказа. Роль эпизода. | Урок изучения нового материала | Познакомить с личностью писателя, с рассказом, учить анализировать эпизод, составлять характеристику героя. | Тема, проблема, деталь, эпизод, образ | Иллюстрации художников | |
45 | А. И. Куприн. Творческая биография. «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. | Комбинированный | Познакомить с личностью писателя, с рассказом, учить анализировать прозаический текст. | Творческая биография | Мультимедийная презентация «А.Куприн» | |
46 | Внеклассное чтение. Сила добра в рассказе Куприна «Чудесный доктор». | Урок внеклассного чтения | Познакомить с рассказом писателя, проанализировать его проблематику. | Рассказ, сюжет, проблематика | Сборник рассказов Куприна | |
47 | А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Художественное своеобразие стихотворений. | Урок-беседа | Познакомить с личностью поэта, с художественным своеобразием его стихотворений. | Образная система, антитеза, творческая биография, ключевые слова | Мультимедийная презентация «Блок в Шахматово» | |
48 | С. А. Есенин. Детские годы. Единство человека и природы в лирике поэта. | Комбинированный | Познакомить со стихотворениями Есенина, показать средства поэтического изображения родной природы в стихотворениях поэта. | Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение | Мультимедийная презентация «С. Есенин» | |
49 | Развитие речи. Обучение анализу лирического произведения. | Урок развития речи | Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа. | Художественный образ, мотив, звукообраз | Иллюстрации художников | |
50 | А.П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка. | Урок изучения нового материала | Познакомить с рассказом, раскрыть духовный мир героя, показать быль и фантастику в рассказе. | Рассказ, сюжет, фантастика, персонаж | Мультимедийная презентация «А.Плато- нов» | |
51 | П. П. Бажов. «Каменный цветок». Человек труда в сказе. | Урок изучения нового материала | Познакомить со сказом, составить характеристику героя. | Сказ, герой повествования, афоризм | Мультимедийная презентация «П.Бажов» | |
52 | Приёмы создания художественного образа в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок». | Комбинированный | Учить применять различные виды пересказа текста, использовать способ синонимической замены. | Сказ, герой повествования, афоризм | Иллюстрации художников | |
53 | Н.Н.Носов Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. | Урок изучения нового материала | Познакомить с творчеством писателя, с его рассказом, определить основные черты героев. | Рассказ, юмор, тема, сюжет, композиция | ||
54 | Е.Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Юмористическое и лирическое в рассказе. | Урок изучения нового материала | Учить выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр. | Рассказ, юмор, тема, сюжет, композиция | ||
55 | Развитие речи. Поэты XX века о родной природе. | Урок развития речи | Познакомить с произведениями поэтов 20 века, содействовать поэтическому восприятию окружающего мира. | Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение | Иллюстрации художников | |
56 | Развитие речи. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о природе. | Урок развития речи | Учить выразительному чтению стихотворений. | Интонация, логическое ударение | ||
57 | В мире художественного слова В.И. Белова. «Весенняя ночь». Судьба малой родины в прозе Распутина. « Век живи – век люби». | Урок изучения нового материала | Познакомить с прозаическими произведениями о природе, учить анализировать прозаический текст. | Эпитет, метафора, сравнение | ||
Из зарубежной литературы (11 ч.) | ||||||
58 | Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывок). | Урок изучения нового материала | Познакомить с личностью писателя, его произведением. | Приключенческий роман, притча, путешествие | Мультимедийная презентация «Робинзон Крузо» | |
59 | Сюжетные линии в произведении «Робинзон Крузо». Характеристика персонажей и жанра. | Комбинированный | Учить находить сюжетные линии, создавать характеристику персонажа, определять жанр. | Иллюстрации художников | ||
60 | Х. К. Андерсен. Детство писателя. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность. | Комбинированный | Познакомить с детством писателя, идейным содержанием сказки «Соловей». | Жанр авторской волшебной сказки, проблематика, эпизод, автор | Мультимедийная презентация «Снежная королева» | |
61 | Внеклассное чтение. Любимые сказки Андерсена. | Урок внеклассного чтения | Продолжить знакомство с творчеством писателя, учить различным видам пересказа. | Жанр авторской волшебной сказки, проблематика | Сборники сказок Андерсена | |
62 | М.Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. | Урок изучения нового материала | Познакомить с личностью писателя, его приключенческим романом. | Автобиографические мотивы, юмор, приключенческий роман | Мультимедийная презентация «Марк Твен» | |
63 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Средства создания образа. | Комбинированный | Дать характеристику героев. | Персонаж, средства создания образа | Иллюстрации художников | |
64 | Ж. Рони-старший. «Борьба за огонь». Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. | Урок изучения нового материала | Познакомить с главами из повести, учить давать сравнительную характеристику героев. | Жанр повести, литературный герой | Иллюстрации художников | |
65 | Д. Лондон Краткие сведения о писателе. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише». | Урок изучения нового материала | Дать представление о творчестве американского писателя, познакомить с героями произведений писателя, с «людьми Севера», воспитывать стремление к добру, смелости, мужеству. | Идейный замысел произведения, портрет героя | Мультимедийная презентация «Д.Лондон» | |
66 | А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Леннеберги» (отрывок). | Урок изучения нового материала | Познакомить с личностью писательницы, с отрывком из произведения, дать характеристику героя. | Характеристика героя | Иллюстрации художников | |
67 | Обобщающее тестирование за курс 5 класса. | Урок контроля | Проверить знания учащихся. | Тест | ||
68 | Путешествие в мир книги. Рекомендации для летнего чтения. | Урок-беседа | Познакомить учащихся со списком литературы для летнего чтения. | Список литературы |
VI. Средства контроля
Плановые контрольные работы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
Уроки развития речи | 2 | - | 3 | 2 | 7 |
Сочинения | 1 | - | 2 | - | 3 |
Уроки внеклассного чтения | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Обобщающий тест
5 класс
1 вариант
1. Фольклор - это:
а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;
б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;
в) устное народное творчество;
г) набор произведений на различные темы.
2. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
Баллада, загадка, песня, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, легенда, поговорка.
3. Соотнесите сказки с их авторами.
"Спящая царевна" П. П. Бажов
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" В.А.Жуковский
"Аленький цветочек" А.С. Пушкин
"Каменный цветок" С.Т.Аксаков
4. В какой литературной сказке природа помогает девочке - героине?
5. Из какого произведения и какого писателя взят этот пейзаж?
"...он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так веяло с теплых полей, чувствовал, как ветер, летевший ему навстречу, ветер с родины, - ласково ударял ему в лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, прямую как стрела; видел в себе несчетные звезды, светившие на его пути..."
Какие художественные средства использованы в нем (подчеркните и надпишите).
6. Кто автор этих строк, как называется это произведение? К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки?
Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
а) завязка;
б) кульминация;
в) экспозиция;
г) развязка.
7. Костылин попал в плен:
а) вместе с Жилиным;
б) отдельно от него;
в) он не попал в плен.
8. Узнай словесный портрет.
" Она была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она то резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту"
9. Когда Васютка понял, что заблудился?
а) когда побежал за глухарем;
б) когда увидел муху в сетях паука;
в) когда увидел кедровку.
10. Кто автор этих строк, как называется это стихотворение? Определи способ рифмовки.
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
а) парная;
б) перекрестная;
в) кольцевая.
11. Сколько раз Робинзон Крузо плавал на корабль?
12. Почему Том хотел получить Библию? Как он этого достиг?
2 вариант
1. Кто является автором фольклорных произведений?
а) поэт;
б) летописец;
в) певец - сказатель;
г) народ.
2. На какие виды делятся сказки?
а) приключенческие; г) биографические;
б) волшебные; д) исторические;
в) социально - бытовые; е) о животных.
3. Соотнесите сказки с их авторами.
"Малахитовая шкатулка" П.П. Бажов
"Спящая царевна" С. Я. Маршак
"Черная курица, или Подземные жители" В.А. Жуковский
"Двенадцать месяцев" А.Погорельский
4. В какой литературной сказке герой выдерживает два испытания, но не смог выполнить третье?
5. Из какого произведения и какого писателя взят этот отрывок?
"...Погода стояла самая осенняя. Мчались куда - то мохнатые тучи, чуть не задевая вершины деревьев; шумел и качался лес, в небе раздавались тяжелые крики птиц, тронувшихся на юг. Ему теперь любая погода нипочем. В резиновых сапогах и брезентовой куртке, он держался рядом с отцом, приноравливаясь к его шагу..."
Какие художественные средства использованы в нем (подчеркните и напишите).
6. Кто автор этих строк, как называется это произведение? К какому композиционному элементу относятся приведенные ниже строки?
Вот затрещали барабаны
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
а) завязка;
б) кульминация;
в) экспозиция;
г) развязка.
7. Жилин и Костылин оказались одни, потому что:
а) они и поехали вдвоем;
б) других всех убили;
в) обоз шел медленно, они не хотели ждать.
8. Узнай словесный портрет.
"А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик...Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент".
9. По каким признакам Васютка определил, что выходит к воде?
а) по затесям;
б) на его пути стала попадаться трава;
в) по крикам птиц.
10. Кто автор этих строк, как называется это стихотворение? Определи способ рифмовки.
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна -
Родина неяркая моя!
а) парная;
б) перекрестная"
в) кольцевая.
11. Сколько лет провел Робинзон Крузо на необитаемом острове?
12. Что случилось с яблоком и пряником Тома во время успешной покраски забора?
VII. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2004.
2. Г. Меркин, С. Зинин, В. Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – М., 2008.
3. Г. Меркин, Б. Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс». – М., 2007.
4. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Г. Меркин. – М., 2011.
5. Н. Ванюшева. Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе. – Литература (ИД «Первое сентября»), 2008, № 10.
6. С. Воровщиков. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). – М., 2005.
7. Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко. Когда книга учит. – М., 1991.
8. Н.М. Скорина. Поурочные планы по литературе для 5 класса. – Волгоград. Учитель-АСТ, 2004.
9. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.
10. ЦОРы Сети Интернет.
11. Мультимедийные презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литература, 5 класс
Рабочая программа. Литература, 5 класс...
Рабочая программа. Литература, 6 класс
Рабочая программа. Литература, 6 класс...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...