Конспект урока по теме "Н.Заболоцкий. Стихотворение "Журавли". 6 класс
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме

Крюкова Валентина Ивановна

На уроке проводится анализ стихотворения, выявляются выразительные средства речи, создается атмосфера нетерпения бездумного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya_zhuravli.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  

Н.А.Заболоцкий.  О  поэте.

Анализ  стихотворения «Журавли».  

6 класс.

Цель:

1.Дать  краткие  сведения  о личности поэта.

2.Провести  анализ  стихотворения  «Журавли».

3.Познакомить  с новым  понятием – метафора.

4.Развивать  умение  находить  выразительные  средства  речи в тексте.

5.Вызвать  желание  бережливого  отношения  к  природе,  к ее богатству.

Оформление доски:  новые слова, стенд,  эпиграф:  «О, я недаром в этом мире жил!»  Н.Заболоцкий.

Словарная работа:

Гармония -

Согласованность, стройность, в сочетании  чего-нибудь.

Мироздание -

Вселенная.

Знять -

Быть  раскрытым, обнаруживая  глубину, провал!

Символ -

Условный  знак.

Метафора -

Слово  или выражение, употребленное  в переносном  смысле, вместо  другого слова.

Форма работ:

Беседа с классом,  работа  из текстом.

Ход урока:

I.Слово учителя.

Ребята,  на  последнем уроке  мы  знакомились  с произведением  М.Пришвина  «Кладовая  солнца».

Дома  было задано  задание  еще раз подумать  над  такими  вопросами и устно  ответить  на них:

1)Только  ли о  природных  богатствах идет  речь  в  сказке -  были  М.Пришвина?

2)У кого  из героев  можно  отметить  «кладовую»  души»,  свою  «кладовую солнца»?

(Слушаем ответы  ребят).

Учитель:  Да, я согласна  с вами. И у  Насти, и у  Митраши, и у Антипыча есть своя  «кладовая»  добра,  отзывчивости, чуткости, любви к природе.

Сегодня  мы продолжаем  разговор  о  природных богатствах, о человеческой  душе,  о поступках  людей.  Но уже  на примере  другого  произведения поэта  Н.Заболоцкого – «Журавли».

II.Запишите число, тему урока.

Какую  цель вы  поставили перед собой на уроке?  Чему  хотели бы  научиться, что узнать?

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся  с личностью  поэта,  с содержанием  стихотворения,  с новым  понятием  - метафора.

III.Словарная работа. Ребята, на доске  даны слова, которые  нам сегодня  встретятся  на уроке. Как вы  понимаете  их значения. Запишите  в тетрадь (попутно объясняю  значение слов).

IV.Рассказ  учителя  о поэте.

              1)работа с портретом.

а)Какого человека вы здесь видите?

б)Каков его взгляд?

в)На кого он устремлен?

               2)слово о поэте.

Н.Л.Заболоцкий  родился 24 апреля 1903 г.  под  Казанью.  Истинным  своим  воспитателем  он  считал  «книжный  шкаф отца».  В  юности  принимает  решение – стать  писателем.  Во  время  учебы  в  реальном училище  участвует  в  любительских  спектаклях, пишет  стихи, после  переезда в Москву  поступает  в Московский  университет, на историко – филологический факультет.  Но  в 1921  году уезжает  в Петроград и поступает  в Педагогический институт  им.Герцена, сотрудничает в журналах «Еж» и «Чиж».  Н.Заболоцкий  пишет  о природе, о том, как  меняется  лоно природы. Жил  он на  Дальнем  Востоке, Алтае, Казахстане.  И всегда  любовался  окружающей  природой, писал о ней.

               3)работа с учебником (стр.214)

1.Выразительное  чтение эпиграфа.

О, я  недаром в этом мире жил!

И сладко мне  стремиться из потёмок,

Чтоб, взяв меня в ладонь,

Ты, дальний  мой потомок,

Делал то, что  я не  завершил.

                                   Н.Заболоцкий

Вопросы для анализа:

а)К кому  обращается  поэт?

б)Какое  пожелание он высказал?

в)Какие  слова вызвали  у вас затруднение?

        2.Чтение  вступительной статьи.

а)Что еще  вы узнали  о личности поэта?

б) «Меркнут знаки Зодиака»… Как вы думаете, почему слова  Собака,  

    Камбала, Паук, Корова, Муха  пишутся с большой  буквы?

(Они -  единственные, кажутся из них – частица мира, каждая важна и ценна  в своем  роде, неповторима).

в)О какой «плошке опрокинутой воды»  говорится  в статье? (О небе)

г)В прямом  или переносном значении?  (в переносном)

д)Как  называется такой  прием  в стихотворной  речи?  Может, кто-то знает.  

    (Метафора)

е)Каким предстает перед вами  Н.Заболоцкий после  того, как вы  

   познакомились с  его биографией?

V.Анализ  стихотворения «журавли»

1.Подготовьте  выразительное чтение текста.

2.Подумайте, с какой   интонацией  будете  читать начало стихотворения,  где    вы будете  повышать  или понижать  голос,  как будете  читать предложения с восклицательными знаками?

3.Чтение учителем.

а)Понравилось ли вам стихотворение?

б)Какую картину увидели?

в)Кого вы видите на  фоне  пейзажа?

г)В чем  трагедия  картины, нарисованной поэтом

  (На фоне  прекрасной  картины природы гибнет птица – часть мироздания).  

д)Только ли гибель птицы создает  ощущение неповторимости происходящего.

  (Рушится гармония мироздания,  гибнет жизнь,  «частица дивного величья»).

е)Какие  слова помогают  понять, что  рушится чья-то  жизнь и гармония?

   (И частица дивного величья

   С высоты обрушилась на нас.

   Стремительно упала, с силой устремилась вниз. Смерть  настигла  внезапно).

ж)Как  состав слова  «мироздание» помогает  понять его значение?

   (Здание  построенного мира – весь мир, космос, окружающая нас вселенная).

Работа с рисунком.

   На стенде  вы видите  яркое солнце, синее  небо, косяк  журавлей,  плывущий  над землей. Вам  понравилась эта картина?

а)А кого не хватает на ней?  (человека)

б)Кто, по-вашему, спрятан у меня вот здесь, в углу,  прикрыт листьями?  (Ребята  предполагают, что это  охотник).

в)А разве мы видим охотника в тексте стихотворения?  Его нет.

   А как о нем пишет поэт? Найдите цитату:    «черное, знающее дуло..»

   (черное – символ мрака,  смерти,  зняющее – пустое, пустота). Мы видит цвет, слышим звук.

г)Почему  не  назван  в стихотворении  человек – виновник смерти, трагедии?

  (Того, кто  «совершил» это,  невозможно  назвать  человеком.  На его месте – понятие  неодушевленное, что ярко  контрастирует  с  пораженным  огнем «сердцем птичьим».  На  месте  человеческого  средца -  черная  пустота).

д)Но ведь  я кого-то  там спрятала? Кто  там,  какой человек?

   (Человек, умеющий чувствовать прекрасное, умеющий сочувствовать, человек с большим  сердцем.  «Полный,  настоящий человек. Узнайте цитату»).

е)Кого-нибудь  из знакомых литературных  героев вы можете  сюда  поставить?  Кто может  быть противопоставлен «зняющей пустоте».

  (А.Платонов «Корова» - Вася

   А.Астафьев «Васюткино озеро» - Васютка).

VI.Повторное чтение текста учениками.

     1)Читаем I   и  II   четверостишия.

а)Какая картина  предстает перед нами? (Покой, красота)

б)Какое слово  впервые  вселяет тревогу,  предупреждает об опасности? (Союз НО)

в)Какими звуками наполнена  первая часть стихотворения? (В 1 и 2 строфах слышится крик журавлей, дыхание природы: ветер, шелест трав)

г)Чем  наполнено  4-е  четверостишие?  (Звук  выстрела, всплеск воды, крик).

д)Какое  выразительное средство речи   помогает  ярче  представить  трагедию?  (Антитеза).

е)Как  вы  понимаете  строчки  «в искупленье  собственного зла» - заслужить  прощенье.

ж)То есть,  о каком зле природы   по  отношению к журавлям идет речь?

   (Человек – детище природы, ее частица – сам несет в природу разрешение).

з)К кому   обращается  автор в своем  стихотворении? Почему?  (К молодым).

В жизни человека  это  тоже важно:  не  сломиться  от потерь,  всегда  стремиться к высокому, сохранять  гордый  дух,  непреклонную волю.

и)Где  в описании  журавлей, вожака вы видите  антитезу. Для  чего   она  нужна?

Серебряные крылья –

два крыла,  как два огромных горя

   утопая    в    небе  -

      погружается на дно

    красота,      свет   -

            смерть, тьма.

(Она  подчеркивает  непоправимость  случившегося)

    2)Прочитайте  последние строчки:

«И заря над ним образовала

  Золотого зарева пятно.»

     

 Много поэтичных  слов: заря,  золото,  зарево. Но  что необычно  в сочетании слов?  Какое слово  нарушает  эту гармонию?

(Пятно -  слово  подчеркнуто   неэстетичное, непоэтичное. Оно  отражает  гибель  птицы,  красота.  Это  обвинение  тому,  кто  совершила  злодеяние).

VII.Кто желает еще раз прочитать  стихотворение?

Вывод: О чем  это  стихотворение?  Чему  оно  учит?

           - О красоте, о прекрасном в жизни, оно  учит  беречь каждую частицу природы,  не нарушать  ее гармонию.

На дом:  выучить стихотворение наизусть.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...