Конспект урока по теме "Н.Заболоцкий. Стихотворение "Журавли". 6 класс
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме
На уроке проводится анализ стихотворения, выявляются выразительные средства речи, создается атмосфера нетерпения бездумного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniya_zhuravli.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Н.А.Заболоцкий. О поэте.
Анализ стихотворения «Журавли».
6 класс.
Цель:
1.Дать краткие сведения о личности поэта.
2.Провести анализ стихотворения «Журавли».
3.Познакомить с новым понятием – метафора.
4.Развивать умение находить выразительные средства речи в тексте.
5.Вызвать желание бережливого отношения к природе, к ее богатству.
Оформление доски: новые слова, стенд, эпиграф: «О, я недаром в этом мире жил!» Н.Заболоцкий.
Словарная работа:
Гармония - | Согласованность, стройность, в сочетании чего-нибудь. |
Мироздание - | Вселенная. |
Знять - | Быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал! |
Символ - | Условный знак. |
Метафора - | Слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова. |
Форма работ:
Беседа с классом, работа из текстом.
Ход урока:
I.Слово учителя.
Ребята, на последнем уроке мы знакомились с произведением М.Пришвина «Кладовая солнца».
Дома было задано задание еще раз подумать над такими вопросами и устно ответить на них:
1)Только ли о природных богатствах идет речь в сказке - были М.Пришвина?
2)У кого из героев можно отметить «кладовую» души», свою «кладовую солнца»?
(Слушаем ответы ребят).
Учитель: Да, я согласна с вами. И у Насти, и у Митраши, и у Антипыча есть своя «кладовая» добра, отзывчивости, чуткости, любви к природе.
Сегодня мы продолжаем разговор о природных богатствах, о человеческой душе, о поступках людей. Но уже на примере другого произведения поэта Н.Заболоцкого – «Журавли».
II.Запишите число, тему урока.
Какую цель вы поставили перед собой на уроке? Чему хотели бы научиться, что узнать?
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с личностью поэта, с содержанием стихотворения, с новым понятием - метафора.
III.Словарная работа. Ребята, на доске даны слова, которые нам сегодня встретятся на уроке. Как вы понимаете их значения. Запишите в тетрадь (попутно объясняю значение слов).
IV.Рассказ учителя о поэте.
1)работа с портретом.
а)Какого человека вы здесь видите?
б)Каков его взгляд?
в)На кого он устремлен?
2)слово о поэте.
Н.Л.Заболоцкий родился 24 апреля 1903 г. под Казанью. Истинным своим воспитателем он считал «книжный шкаф отца». В юности принимает решение – стать писателем. Во время учебы в реальном училище участвует в любительских спектаклях, пишет стихи, после переезда в Москву поступает в Московский университет, на историко – филологический факультет. Но в 1921 году уезжает в Петроград и поступает в Педагогический институт им.Герцена, сотрудничает в журналах «Еж» и «Чиж». Н.Заболоцкий пишет о природе, о том, как меняется лоно природы. Жил он на Дальнем Востоке, Алтае, Казахстане. И всегда любовался окружающей природой, писал о ней.
3)работа с учебником (стр.214)
1.Выразительное чтение эпиграфа.
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потёмок,
Чтоб, взяв меня в ладонь,
Ты, дальний мой потомок,
Делал то, что я не завершил.
Н.Заболоцкий
Вопросы для анализа:
а)К кому обращается поэт?
б)Какое пожелание он высказал?
в)Какие слова вызвали у вас затруднение?
2.Чтение вступительной статьи.
а)Что еще вы узнали о личности поэта?
б) «Меркнут знаки Зодиака»… Как вы думаете, почему слова Собака,
Камбала, Паук, Корова, Муха пишутся с большой буквы?
(Они - единственные, кажутся из них – частица мира, каждая важна и ценна в своем роде, неповторима).
в)О какой «плошке опрокинутой воды» говорится в статье? (О небе)
г)В прямом или переносном значении? (в переносном)
д)Как называется такой прием в стихотворной речи? Может, кто-то знает.
(Метафора)
е)Каким предстает перед вами Н.Заболоцкий после того, как вы
познакомились с его биографией?
V.Анализ стихотворения «журавли»
1.Подготовьте выразительное чтение текста.
2.Подумайте, с какой интонацией будете читать начало стихотворения, где вы будете повышать или понижать голос, как будете читать предложения с восклицательными знаками?
3.Чтение учителем.
а)Понравилось ли вам стихотворение?
б)Какую картину увидели?
в)Кого вы видите на фоне пейзажа?
г)В чем трагедия картины, нарисованной поэтом
(На фоне прекрасной картины природы гибнет птица – часть мироздания).
д)Только ли гибель птицы создает ощущение неповторимости происходящего.
(Рушится гармония мироздания, гибнет жизнь, «частица дивного величья»).
е)Какие слова помогают понять, что рушится чья-то жизнь и гармония?
(И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Стремительно упала, с силой устремилась вниз. Смерть настигла внезапно).
ж)Как состав слова «мироздание» помогает понять его значение?
(Здание построенного мира – весь мир, космос, окружающая нас вселенная).
Работа с рисунком.
На стенде вы видите яркое солнце, синее небо, косяк журавлей, плывущий над землей. Вам понравилась эта картина?
а)А кого не хватает на ней? (человека)
б)Кто, по-вашему, спрятан у меня вот здесь, в углу, прикрыт листьями? (Ребята предполагают, что это охотник).
в)А разве мы видим охотника в тексте стихотворения? Его нет.
А как о нем пишет поэт? Найдите цитату: «черное, знающее дуло..»
(черное – символ мрака, смерти, зняющее – пустое, пустота). Мы видит цвет, слышим звук.
г)Почему не назван в стихотворении человек – виновник смерти, трагедии?
(Того, кто «совершил» это, невозможно назвать человеком. На его месте – понятие неодушевленное, что ярко контрастирует с пораженным огнем «сердцем птичьим». На месте человеческого средца - черная пустота).
д)Но ведь я кого-то там спрятала? Кто там, какой человек?
(Человек, умеющий чувствовать прекрасное, умеющий сочувствовать, человек с большим сердцем. «Полный, настоящий человек. Узнайте цитату»).
е)Кого-нибудь из знакомых литературных героев вы можете сюда поставить? Кто может быть противопоставлен «зняющей пустоте».
(А.Платонов «Корова» - Вася
А.Астафьев «Васюткино озеро» - Васютка).
VI.Повторное чтение текста учениками.
1)Читаем I и II четверостишия.
а)Какая картина предстает перед нами? (Покой, красота)
б)Какое слово впервые вселяет тревогу, предупреждает об опасности? (Союз НО)
в)Какими звуками наполнена первая часть стихотворения? (В 1 и 2 строфах слышится крик журавлей, дыхание природы: ветер, шелест трав)
г)Чем наполнено 4-е четверостишие? (Звук выстрела, всплеск воды, крик).
д)Какое выразительное средство речи помогает ярче представить трагедию? (Антитеза).
е)Как вы понимаете строчки «в искупленье собственного зла» - заслужить прощенье.
ж)То есть, о каком зле природы по отношению к журавлям идет речь?
(Человек – детище природы, ее частица – сам несет в природу разрешение).
з)К кому обращается автор в своем стихотворении? Почему? (К молодым).
В жизни человека это тоже важно: не сломиться от потерь, всегда стремиться к высокому, сохранять гордый дух, непреклонную волю.
и)Где в описании журавлей, вожака вы видите антитезу. Для чего она нужна?
Серебряные крылья – | два крыла, как два огромных горя |
утопая в небе - | погружается на дно |
красота, свет - | смерть, тьма. |
(Она подчеркивает непоправимость случившегося)
2)Прочитайте последние строчки:
«И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.»
Много поэтичных слов: заря, золото, зарево. Но что необычно в сочетании слов? Какое слово нарушает эту гармонию?
(Пятно - слово подчеркнуто неэстетичное, непоэтичное. Оно отражает гибель птицы, красота. Это обвинение тому, кто совершила злодеяние).
VII.Кто желает еще раз прочитать стихотворение?
Вывод: О чем это стихотворение? Чему оно учит?
- О красоте, о прекрасном в жизни, оно учит беречь каждую частицу природы, не нарушать ее гармонию.
На дом: выучить стихотворение наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...