Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Я.Шишкова «Да здравствует жизнь!»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Бардина Ольга Александровна

Данный урок может быть полезен в проведении системы уроков, посвященных Великой Отечественной войне, в частности уроков о героизме  ленинградцев в годы войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл got_urok_da_zdrav_stvuet.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Я.Шишкова

 «Да здравствует жизнь!»

Тема:  «…Город живёт, и дышит, и даёт о себе знать…

Да здравствует жизнь!» (В.Я.Шишков.)

Цели:

1) понятие идейно-художественного содержания произведения;

           2) воспитывать чувство любви к Родине;

           3) учить видеть «художественную ткань» произведения.

Ход урока.

I. Слово учителя. В.Я.Шишков в блокадном Ленинграде.

Великая Отечественная война застала писателя в Пушкине. Перед занятием Пушкина фашистами Шишковы переехали в Ленинград и поселились в квартире №87, во втором этаже дома, который был расположен на канале Грибоедова. В доме №9 на канале Грибоедова жил и Лев Раковский.

В воспоминаниях о В.Я.Шишкове он пишет:

        …Иногда в холодные, голодные, тёмные-тёмные вечера зимы 1941года я спускался со своего четвёртого этажа, где у меня была квартира, к ним, во второй, отвести душу в дружеской беседе при скудном свете малюсенькой лампочки-коптилки, мы пили чай с микроскопическими кусочками сахара, каким-то чудом сбережёнными рачительной Клавдией Михайловной, невольно вспоминали о недалёком, но почти фантастическом прошлом: о пирогах, разных соленьях и печеньях и вкусной снеди, которую так искусно готовили в хлебосольном доме Шишковых…

            Литератор М.Гордон в статье «Все в этом человеке вызывало уважение» писал:

«…Вместе с другими писателями Шишков дежурил на крыше дома, наловчился сбрасывать оттуда зажигательные бомбы. Немало сил требовали и ежедневные походы в столовую писателей Войного за супчиком, в котором «одна крупинка гоняла другую». Так он обосновался на Невском, 2. Поставили ему койку в одной из комнат, старались немного подкормить в нашей столовой. Вячеславу Яковлевичу было тогда около 70-ти лет, блокада города фашистами совсем подорвала его здоровье, но он работал наравне с другими: правил солдатские письма, корреспонденции сотрудников. К сожалению, литературная правка этого замечательного мастера русского слова не сохранилась.

Потом он стал писать статьи. Я отчётливо помню ту февральскую ночь 1942 года, когда Вячеслав Яковлевич принёс статью «Россия поднялась во весь рост». Он писал при свете коптилки: электричества не было. Я сидел в полушубке за столом,.. вошёл Шишков, укутанный чуть ли не с головой в тёплый платок.

- Вот мой опус,- сказал он. - Почитайте. А потом позовите меня – спать всё равно не буду…

«Теперь она поднялась, - так о России пишет автор статьи. - И горе врагу!»

Наша земля никогда не оскудевала героями… Но нынче этот героизм русских людей принял массовый характер, овладел такими толщами народа, как никогда прежде в истории».

Обо всём увиденном, пережитом Шишков написал в одном из своих рассказов о Великой Отечественной войне, который называется «Да здравствует жизнь!» Сколько жизненной энергии, оптимизма, веры в победу нужно было сохранить в своей душе, чтоб в тяжелейших условиях блокады, холода и голода написать рассказ с таким названием, с таким содержанием, как этот.

         II. Обратимся к тексту рассказа. Перед нами история обычной советской семьи, которой приходится переносить страшное: блокаду. Дети играют, но это игры в войну, которые напоминают реальные события.

        Откроем главу 3.

Прочитаем строки, рассказывающие об обстановке в бомбоубежище.

                                     Стр.335, 336.

По мере того как продвигаемся от главы к главе, читаем, мы как будто находимся рядом с героями и чувствуем, как обстановка в городе усложняется.

                           Читаем главу 6.

Люди борются с голодом, болезнями, смертью. Но город не сдаётся. Докажите эту мысль, используя текст рассказа.  

(с 345. финал 6глава.)

Слова «Да здравствует жизнь!» проходят лейтмотивом через весь рассказ.

Расскажите случай с кашей, используя текст (глава 7)

        -Какой верный и прямой путь служения Родине своей выбирает герой рассказа Павлик? (*Поступает в ремёсленное училище).

Этот путь В.Я.Шишков называет «путь служения Родине».

           -Как вы думаете, почему? (*Ваня Ездоков, друг Павлика, говорит:

«У нас, рабочих, за верстаками  да в уехах – тот же фронт…»     стр. 352, гл.8)

           -Что вы можете сказать, прочитав рассказ? Какие он вызвал мысли, чувства?

Домашнее задание прочитать рассказ В Я Шишкова «Гордая фамилия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...