ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Литературное чтение
календарно-тематическое планирование по литературе на тему
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Литературное чтение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_liter._chtenie.doc | 58.5 КБ |
tem._planir._liter_cht._1_kl.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной* (см. Примечание).
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного – и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.
Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
начальной школы
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется умениями:
– осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
– понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
– применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
– составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
– вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
– выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
– работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
– полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
– осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
– давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;
– создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия:
1. Бойкина, М. В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2011.
2. Гетто, С. П. Поурочные разработки по литературному чтению : 1 класс : к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. Родная речь» С. П. Гетто, А. В. Данилова. – М. : Экзамен, 2010.
3. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Поурочные разработки. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2010.
4. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения. 1 класс : метод. пособие / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2004.
5. Крылова, О. Н. Чтение. Работа с текстом : 1 класс / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.
6. Литературное чтение. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
2. Наглядные пособия:
1. Портреты детских писателей: XIX век : комплект наглядных пособий. – М. : Гном и Д, 2009.
2. Портреты детских писателей: XX век : комплект наглядных пособий. – М. : Гном и Д, 2009.
3. Материально-технические средства:
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, интерактивная доска, компьютерная техника.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Дата | Тема урока (страницы | Решаемые проблемы (цель) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
понятия | предметные результаты | универсальные учебные | личностные (не оцениваются) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Жили-были буквы | |||||||
1 | Знакомство | Почему учебник так назван? Цели: познакомить учащихся с новым учебником «Литературное чтение»; совершенствовать навыки чтения; развивать речевые умения и творческие способности (придумывание продолжения сюжета); развивать внимание, мышление, воображение | Учебник, писатель, произведение, читатель, действующие лица | Знания: научатся владеть понятиями «писатель», «автор», «произведение». Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, вслушиваться, улавливать ритмичность художественного произведения | Регулятивные: формировать Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | |
2 | И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”» (с. 9–10) | Могут ли героями сказки быть буквы? Как вы себе это представляете? Цели: познакомить учащихся с произведениями И. Токмаковой и Саши Чёрного; учить различать разные по жанру произведения; развивать творческие способнос- | Действующие лица, жанр произведения, сказка, рассказ | Знания: научатся владеть понятием «действующие лица», различать разные по жанру произведения. Умения: делить текст | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осознанно | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ти детей; отрабатывать навык чтения; воспитывать интерес к творчеству писателей и поэтов | текст, отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | |||||
3 | Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, | Как вы понимаете название произведения «Живая буква»? Как вы думаете, о чём пойдет речь в этом стихотворении? Если бы это название было вопросом, мы бы смогли бы на него ответить? Цели: обобщить знания | Стихотворение, персонажи, гласные и согласные буквы | Знания: научатся анализировать произведение по вопросам, сочинять продолжение истории. Умения: читать по ролям, анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выразительно читать текст, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, проверять и оценивать свои достижения (с помощью учителя) | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия | Самооценка | |
4 | Г. Сапгир | Почему так говорят: «Человеку дана речь, а животным – немота»? Цели: учить читать стихотворение и прозаическое | Стихотворение, произведение, звукоподражания, рифма, азбука, | Знания: научатся понимать организацию стихотворной речи. Умения: отвечать на вопросы по содержа- | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии при- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
И. Гамазкова (с. 14–18) | произведение целыми словами; обратить внимание на использование звукоподражательных слов; развивать фонематический слух, умения наблюдать за словами, за их звучанием, словесное творчество | гласные и согласные буквы | нию, читать целыми словами, выразительно читать текст, передавая различные интонации, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений | и условиями её реализации. Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение | роды, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | ||
5 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» (с. 19–21) | Чем человек отличается Цели: познакомить с произведением С. Маршака; работать над навыками выразительного чтения; анализировать произведение; пополнять словарный запас; расширять знания о профессиях; воспитывать такие качества, как вежливость, доброжелательность; развивать речь | Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, азбука, правила поведения, вежливость | Знания: научатся понимать организацию стихотворной речи, интонационно оформлять конец предложения. Умения: анализировать произведение, читать текст осознанно «про себя», упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, определять главную мысль и соотносить ее с содержанием произведения, находить в стихах слова с созвучными окончаниями | Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, устойчивое следование в поведении социальным нормам |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
6 | Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы» (с. 22–28) | В каком царстве мы с вами гостим? Нашли ли мы в этом царстве друзей и помощников? Кто они? Какие произведения из этого раздела вам больше всего понравились? Объясните свой выбор. Цели: проверить, как учащиеся усвоили основные понятия раздела; вырабатывать навыки выразительного чтения; развивать интерес к перечитыванию художественных произведений для получения новых знаний; стимулировать к заучиванию понравившихся произведений | Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, азбука | Знания: научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного. Умения: анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выделять в них общее | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | |
Сказки, загадки, небылицы | |||||||
7 | Е. Чарушин «Теремок» (с. 30–37) | Почему часто говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? Цели: выявить особенности народных и авторских сказок; познакомить с творчеством Е. Чарушина; учить называть действующих лиц, характеризовать с помощью учителя их поступки; формиро- | Сказки, загадки, небылицы, персонажи сказок, действующие лица, авторские сказки, народные сказки | Знания: научатся отличать народные сказки от авторских. Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, пересказывать, | Регулятивные: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться в речевом потоке, | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
вать интерес к самостоятельному чтению; совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа | совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа | Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | |||||
8 | Русская народная сказка (с. 38–41) | Почему создаются разные сказки на одну и ту же тему? Цели: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; учить находить общее и различное в разных произведениях; формировать интерес к самостоятельному чтению | Сказки, загадки, небылицы, персонажи сказок, действующие лица, авторские сказки, народные сказки | Знания: научатся выделять в сказке наиболее выразительные эпизоды, воспроизводить ситуации сказок по рисункам и воспоминаниям. Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, пересказывать с опорой | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей. Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения Коммуникативные: формулировать собственное мнение | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие | |
9 | Загадки, песенки, потешки (с. 42–45) | Зачем придумывают загадки? Для чего придумывают песенки? Кому предназначены потешки? Цели: познакомить учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками; | Загадки, песенки, потешки, ребусы, русские народные песни, диалог | Знания: научатся различать произведения малых фольклорных жанров. Умения: понимать народную мудрость, заложенную в сказках, отгадывать загадки, самим их | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
учить понимать народную мудрость, заложенную в сказках, отгадывать загадки, самим их придумывать, объяснять их смысл; показать напевность русских песен; читать выразительно небольшие произведения; прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества | придумывать, объяснять их смысл, подбирать нужную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, совершенствовать навыки выразительного чтения | формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. Коммуникативные: формулировать собственное мнение | |||||
10 | Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» (с. 46–51) | Что такое небылицы и для чего их придумывают? В чем отличие построения и звучания русских стихотворных произведений и стихов английских писателей? Цели: познакомить с жанром устного народного творчества – небылицами; развивать интерес к чтению произведений народного словесного искусства; стимулировать желание перечитывать понравившиеся произведения | Небылицы, небывальщина, перевёртыши, заглавие | Знания: научатся различать произведения малых фольклорных жанров. Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, соотносить темп чтения с содержанием прочитанного, соотносить иллюстрацию с содержанием текста | Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве | Осознание своей этнической принадлежности, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, самооценка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
11 | А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…» (с. 52–53) | В чем отличие народных сказок от авторских? Цели: познакомить учащихся с великим русским поэтом А. С. Пушкиным и его творчеством; развивать творческие способности и познавательный интерес; воспитывать интерес к творчеству великих русских поэтов и писателей | Звукоподражание, народная сказка, авторская сказка | Знания: познакомятся А. С. Пушкина. Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения, декламировать (наизусть) стихотворные произведения, высказывать свои впечатления о прочитанном, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять правила в планировании способа решения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество | Осознание своей этнической принадлежности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | |
12 | Урок-обобщение «Cказки, загадки, небылицы» (с. 54–62) | Почему возникло такое разнообразие жанров устного народного творчества? Цели: обобщить знания детей о различных жанрах в литературе; совершенствовать умение различать произведения различных жанров; формировать умение детей находить главную мысль произведения; воспитывать любовь к чтению; развивать навыки | Устное народное творчество, фольклор | Знания: научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного. Умения: анализировать и сравнивать произведения различных жанров, находить главную мысль произведения, развивать навыки правильного осознанного чтения текста, ориен- | Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно | Осознание своей этнической принадлежности, самооценка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
выразительного чтения малых жанров | тироваться в структуре книги, сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее | рактера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | |||||
Апрель, апрель. Звенит капель!.. | |||||||
13 | А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…» (с. 64–65) | Чем простое повествовательное описание отличается Цели: познакомить с произведениями А. Плещеева, А. Майкова; учить прислушиваться к звучанию стихотворных текстов, сравнивать их, находить главную мысль произведения; формировать навыки выразительного чтения; развивать творческие способности детей, их воображение, фантазию; воспитывать любовь к родной литературе | Стихотворение, художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма | Знания: наизусть стихотворение (по выбору). Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, главную мысль, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
14 | Т. Белозёров «Подснежник». С. Маршак «Апрель» (с. 66–67) | Для чего поэты используют сказочные образы и сравнения при описании природы? Цели: познакомить с произведениями Т. Белозёрова, | Стихотворение, художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма | Знания: наизусть стихотворение (по выбору). Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: называть Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства | |
15 | И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» (с. 68–73) | Чем загадка отличается от стихотворения? Цели: познакомить с произведениями И. Токмаковой, Е. Трутневой; пробуждать | Прозаическая | Знания: познакомятся Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | ||||||
16 | Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!». Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…» (с. 74–78) | Почему мы можем назвать апрель самым светлым месяцем года? Цели: познакомить с народным праздником Светлой Пасхи; учить читать стихи, воссоздавая в своём воображении их содержание, передавать в речи свои впечатления о весне, используя понравившиеся слова и словосочетания из прочитанных стихотворений; формировать представление об истории своей Родины, её традициях и обычаях; воспитывать правильную жизненную позицию | Православные праздники, Светлая Пасха, традиции, обычаи | Знания: познакомятся Умения: приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному | Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
И в шутку и всерьёз | |||||||
17 | И. Токмакова «Мы играли Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» (Ч. 2, с. 4–8) | Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворениях с такими необычными названиями? Цели: продолжить знакомить с творчеством русских поэтов; учить наблюдать за особенностями юмористических произведений, инсценировать их; совершенствовать навыки чтения целыми словами; воспитывать интерес к творчеству русских поэтов, желание читать и слушать чтение взрослых | Юмористическое произведение, вопросительная и восклицательная интонация, «В каждой шутке есть доля правды…» | Знания: познакомятся Умения: читать по ролям, инсценировать, пересказывать по опорным словам, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному | Регулятивные: предвидеть уровень усвоения знаний, его временные характеристики. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, строить понятные для партнёра высказывания | Начальные навыки адаптации | |
18 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка» | Какое по жанру произведение будем читать? Можно ли предположить, кто будет главным героем? Цели: познакомить с творчеством Н. Артюховой; совершенствовать навыки чтения; развивать умение воспроизводить предложения с разной интонацией; учить находить в тексте слова, которые характеризуют героев произведения; воспитывать положительные качества личности, | Рассказ, «В каждой шутке есть доля правды…», качества характера | Знания: научатся прогнозировать текст, Умения: находить | Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении | Начальные навыки адаптации |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
умение общаться с друзьями | проблем различного характера. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | ||||||
19 | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет» (с. 12–13) | Почему эти стихотворения помещены в юмористическом разделе учебника? Цели: продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского; совершенствовать навыки чтения; развивать познавательные процессы; умение оценивать поступки героев и определять, как сам автор относится к ним | Прямое и переносное значение слов (горячий привет и горячий пирог), тёплые дружеские отношения | Знания: научатся оценивать поведение героев. Умения: наблюдать, как сам автор относится к своим героям, вникать в смысл читаемых слов, находить | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, предвосхищать результат. Познавательные: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, выделения существенных признаков. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | |
20 | И. Пивоварова «Кулина- ки-пулинаки» (с. 14–16). О. Григорьев И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» | Как можно понять выражение «слова шалят»? Когда слова могут быть «помощниками»? Цели: продолжить знакомить с творчеством русских писателей для детей; учить читать тексты с различными речевыми задачами: | Скороговорка, пословицы | Знания: научатся читать тексты с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним Умения: читать по ролям, анализировать про- | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, принятие образа «хорошего ученика») |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним и т. д.; воспитывать положительные качества личности | изведение, делать выводы; упражняться в темповом чтении скороговорок, проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения, оценивать свой ответ в соответствии с образом | Познавательные: осознанно Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника | |||||
21 | К. И. Чуков-ский «Телефон» (с. 17–21) | Для чего придумали телефон? Какие современные средства связи существуют сейчас? Цели: продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского; совершенствовать навыки чтения; развивать познавательные процессы, мышление и фантазию; воспитывать интерес к творчеству русских поэтов, желание читать и слушать чтение других | Интонация, иллюстрация, искусство слова, пуд, дюжина | Знания: познакомятся с произведением Умения: подбирать нужную интонацию | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста. Коммуникативные: формулировать собственное мнение | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, принятие образа «хорошего ученика») |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
22 | М. Пляцковский «Помощник». Урок-обобщение по теме (с. 22–28) | Зачем придумывают смешные рассказы? Могут ли они чему-то научить? Цели: упражнять в чтении текстов целыми словами; обучать выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы; развивать умение находить общее в прочитанных произведениях; учить соотносить свои взгляды на поступки героев из произведений со взглядами друзей и взрослых; воспитывать положительные качества личности | Действующие лица, жанр произведения, опорные слова, пересказ рассказа | Знания: научатся выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы, соотносить свои взгляды на поступки героев со взглядами друзей и взрослых. Умения: работать | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки | |
Я и мои друзья | |||||||
23 | Ю. Ермолаев «Лучший друг». | Кто может быть другом? Каким должен быть настоящий друг? | Прозаическая | Знания: познакомятся | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при реше- | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Е. Благинина «Подарок» (с. 30–33) | Цели: познакомить детей | ческое ударение, пауза | гининой, научатся читать прозаические тексты. Умения: выделять главное, соотносить его с той или иной интонацией, читать по ролям, пересказывать текст, выразительно и осознанно читать целыми словами | нии задачи. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления | умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | ||
24 | В. Орлов «Кто пер- вый?». С. Михалков «Бараны» (с. 34–36) | Как помириться со своим другом, если вы в ссоре? Цели: познакомить с произведениями В. Орлова, С. Михалкова; совершенствовать навыки чтения; работать над формированием умений читать выразительно, читать по ролям; развивать познавательные процессы; обогащать словарный запас; воспитывать положительные качества личности, желание | Вежливые слова | Знания: познакомятся Умения: читать выразительно по ролям, работать с иллюстрациями, находить главную мысль в произведении, развивать навык самостоятельного чтения, отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
25 | Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…» (с. 37–38) | Какие правила дружбы вы знаете? Цели: познакомить с новыми авторами и их произведениями; совершенствовать навыки чтения, умение читать выразительно и с правильной интонацией; воспитывать положительные качества личности: умение дорожить дружбой (со сверстниками, с родителями, друзьями-игрушками и т. д.), ценить её | Дружба, обида, ссора, спор, советы, правила дружбы | Знания: познакомятся Умения: читать выразительно и с правильной интонацией, выразительно и осознанно читать целыми словами; отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов; соотносить содержание произведения с пословицами | Регулятивные: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование | |
26 | И. Пивоварова «Вежливый ослик» (с. 39–40) | Что такое иронические стихи? Цели: познакомить с произведениями И. Пивоваровой | Вежливые | Знания: познакомятся | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
взаимоотношений с окружающими; учить понимать иронический смысл некоторых слов («вежливый ослик») на основе осмысления содержания текста | рых выражений. Умения: осуществлять вежливые взаимоотношения с окружающими | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания | |||||
27 | Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день» | Назовите самое дорогое, на ваш взгляд, что есть на свете. Кого вы считаете своей родней и кого вы очень любите? Цели: познакомить с произведениями Я. Акима, С. Маршака; совершенствовать навыки чтения; отрабатывать умение читать целыми словами; развивать внимание к родному языку, умение определять логическое ударение | Дружба, товарищи, родные, главная мысль произведения | Знания: познакомятся Умения: характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т. д.); формировать вежливые взаимоотношения с окружающими | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Этические чувства, прежде всего доброжелательность | |
28 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». | Когда можно применить такую поговорку: «Сила есть, ума не надо»? Что бы вы посоветовали таким людям? | Дружба, товарищи, обида, ссора, спор, советы, правила дружбы | Знания: познакомятся | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ю. Энтин (с. 48–49) | Цели: познакомить с произведениями М. Пляцковского | мысль произведения, аргументировать своё мнение, с привлечением текста произведения, отвечать на вопросы по тексту. Умения: характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение | Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, принимать участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности | дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | |||
29 | Из старинных книг. Урок-обобщение (с. 50–54) | Что объединяет все рассказы, прочитанные в этом разделе? Как вы понимаете, что такое воспитанный человек? Цели: развивать умение читать вдумчиво и осознанно; учить различать противоположные качества людей, обосновывать своё мнение; развивать интерес к своему прошлому; воспитывать положительные качества личности; учить работать в группе, распределять работу, находить | Взаимоотношения, беспомощность, привязанность, пословицы и поговорки, воспитанный человек | Знания: научатся выделять особенности произведения, устанавливать общие черты и различия, обосновывать своё мнение, различать противоположные качества людей. Умения: читать вдумчиво и осознанно, формулировать личную оценку поступков героев прочитанных произведений; выразительно | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно | Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравст- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
нужную информацию в соответствии с заданием, представлять найденную информацию группе | и осознанно читать целыми словами; отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов | кого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | венная отзывчивость, социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | ||||
О братьях наших меньших | |||||||
30 | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф (с. 56–59) | Почему животных называют братьями нашими меньшими? Каково назначение человека по отношению к меньшим братьям и окружающей природе? Цели: дать представление | Братья наши меньшие, характер героев, рифма | Знания: познакомятся с произведениями Умения: читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, развивать навык самостоятельного чтения | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные: осознанно Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение | Этические чувства, прежде всего доброжелательность |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
31 | В. Осеева «Собака яростно | Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов: маленький, пушистый, усатый, беззащитный? Как вы понимаете слово «беззащитный»? Цели: познакомить с произведением В Осеевой; учить читать прозаический текст целыми словами, пользоваться приемом словесного рисования; развивать умение работать в паре: читать друг другу текст и проверять друг друга; воспитывать бережное и чуткое отношение к животным | Части рассказа, картинный план, характер героев | Знания: познакомятся Умения: делить текст | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | |
32 | И. Токмакова «Купите собаку» (с. 62–64) | Откуда берутся бездомные собаки и кошки? Какие советы вы бы могли дать тем людям, которые решили завести животных? Цели: познакомить со стихотворением И. Токмаковой; закреплять умение читать стихотворный | Характер героев, рифма, научно-познавательный и художественный тексты, энциклопедия | Знания: познакомятся | Регулятивные: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, работать с учебником, | Социальная компетентность как готовность |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
текст; показать отличие художественного текста от научно-популярного; учить видеть главную мысль произведения; развивать активную личность; воспитывать интерес к животным и бережное, заботливое отношение к ним | Умения: отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников, выразительно, осознанно читать целыми словами | ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | мам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание | ||||
33 | М. Пляцковский «Цап Г. Сапгир «Кошка» (с. 65–67) | Из каких книг можно узнать Цели: познакомить со стихотворениями М. Пляцковского, Г. Сапгира; закреплять умение читать стихотворный текст; показать отличие художественного текста от научно-популярного; учить озаглавливать тексты на одну и ту же тему; развивать активную личность; воспитывать интерес к животным и бережное, заботливое отношение | Энциклопедия, научно-познавательный и художественный тексты | Знания: познакомятся Г. Сапгира, научатся отличать художественный текст от научно-популярного, видеть главную мысль произведения. Умения: отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно Коммуникативные: договариваться о распределении | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
или других источников; выразительно, осознанно читать целыми словами | функций и ролей в совместной деятельности | ||||||
34 | В. Берестов «Лягушата». В. Лунин | Объясните, чем текст, который создаёт учёный, отличается от художественного текста? Цели: учить читать текст выразительно, целыми словами, пользоваться приемом словесного рисования, перечитывать текст с целью его более глубокого понимания, показать отличие художественного текста от научно-популярного; воспитывать активную личность; прививать интерес к животным и бережное, заботливое отношение | Энциклопедия, научно-познавательный и художественный тексты | Знания: познакомятся Умения: отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
35 | С. Михалков Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж» (с. 71–73) | Как вы думаете, как кричат ежи? О чем вам говорит заголовок этого рассказа? Цели: познакомить с произведениями С. Михалкова, | Интонация, части рассказа, план, характер героев | Знания: познакомятся с произведениями Умения: делить текст | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание | |
36 | Из старинных книг. Обобщение по теме наших меньших» (с. 74–78) | Что объединяет все произведения, которые мы прочитали в этом разделе? Как ты понимаешь слова писателя: «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших»? Цели: учить читать текст выразительно, целыми словами; побуждать перечитывать текст с целью его более глубокого понимания; упражнять в составлении собствен- | Информация, звукоподражания, характер героев, части рассказа, план | Знания: научатся сопоставлять произведения на одну и ту же тему, выделять их особенности. Умения: приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, составлять собственные рассказы на заданную тему, анализировать положительные | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благопо- |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ных рассказов на заданную тему; формировать ответственное отношение к живой природе | и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами | форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль | лучие, гуманистическое сознание, принятие образа «хорошего ученика» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по чтению 6 класс коррекционное обучение 8 вида
Примерное тематическое планирование учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвид...
Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение 1 класс ФГОС "Школа России"
Литературное чтение 1 класс ФГОС "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение 2 класс ФГОС "Школа России"
Литературное чтение 2 класс ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование. Литературное чтение, УМК ПНШ, 3 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование на 2015 - 2016 уч. год. Литературное чтение, УМК ПНШ, 3 класс, составлена в соответствии с ФГОС....
Календарно-тематическое планирование.Литературное чтение 3 класс Школа России
Календарно-тематическое планирование . Литературное чтение 3 класс Школа России....
Календарно-тематическое планирование литературное чтение 4 класс УМК "Перспектива с УУД
Календарно-тематическое планирование литературное чтение 4 класс УМК "Перспектива" с УУД...
Календарно- тематическое планирование. Литературное чтение. 3 класс.
Календарно- тематическое планирование. Литературное чтение. 3 класс....