Календарно-тематическое планирование.Литературное чтение 3 класс Школа России
календарно-тематическое планирование по литературе на тему
Календарно-тематическое планирование . Литературное чтение 3 класс Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_chtenie_3_klass.doc | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА
2014 -2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Наименование раздела и тем | № урока в разде-ле | Дата проведения | Характеристика основной деятельности учащихся | Примеча-ние |
Вводный урок по курсу литературного чтения 1ч | |||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | ||
Самое великое чудо на свете 4ч. | |||||
2 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.3-5) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
3 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. (с.6-7) | 2 | |||
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. (с.8-12) Оценка достижений №1. (с.12) Фотографии, рисунки, текст – объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. | 3 | |||
5 | Вводная контрольная работа №1 | 4 | |||
Устное народное творчество 14 ч | |||||
6 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.13) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст па части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
7 | Русские народные песни. (с.14-15) Обращение к силам природы. | 2 | |||
8 | Лирические народные песни. Шуточные народные песни. (с.16-17) | 3 | |||
9 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. (с.18-19) | 4 | |||
10 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. (с.20-21) | 5 | |||
11 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». (с.22-27) | 6 | |||
12 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». (с.22-27) | 7 | |||
13 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». (с.28-39) | 8 | |||
14 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». (с.28-39) | 9 | |||
15 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». (с.40-50) Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. | 10 | |||
16 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 11 | |||
17 | Особенности волшебной сказки. Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. | 12 | |||
18 | Проект №1: «Сочиняем волшебную сказку». (с.58) Оценка достижений №2. (с.51-57) | 13 | |||
19 | Контрольное тестирование №1 | 14 | |||
Поэтическая тетрадь 1 11ч | |||||
20 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.59) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | ||
21 | Проект №2: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. (с.60-61) | 2 | |||
22 | Русские поэты XIX—XX века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». (с.62) Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». Чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза" | 3 | |||
23 | Ф.И.Тютчев «Листья». (с.63) Анализ сочинений-миниатюр. | 4 | |||
24 | А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» (с.64) Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. | 5 | |||
25 | А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» (с.65) | 6 | |||
26 | И.С.Никитин «Полно, степь моя...» (с.66-67) Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег». | 7 | |||
27 | И.С.Никитин «Встреча зимы». (с.68-71) | 8 | |||
28 | И.З.Суриков «Детство». (с.72-75) Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Чтение наизусть стихотворения И.З.Сурикова "Детство" | 9 | |||
29 | И.З.Суриков «Зима». (с.76-77) Оценка достижений №3. (с.78-80) | 10 | |||
30 | Контрольная работа №2 | 11 | |||
Великие русские писатели 24 ч | |||||
31 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.81) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл | ||
32 | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». (с.82-85) | 2 | |||
33 | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. (с.86-87) Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпи-тет; сравнение. | 3 | |||
34 | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. | 4 | |||
35 | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». (с.88-89) Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" | 5 | |||
36 | А.С.Пушкин. «Зимний вечер». (с.90-91)
| 6 | |||
37 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». (с.92-129) Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | 7 | |||
38 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». | 8 | |||
39 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». | 9 | |||
40 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». | 10 | |||
41 | И.А.Крылов. (с.130-133) Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И.А.Крылову. | 11 | |||
42 | Басни И.А.Крылова. «Мартышка и Очки». (с.134-135) Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. | 12 | |||
43 | Басни И.А.Крылова. «Зеркало и Обезьяна» (с.136-137) | 13 | |||
44 | Басни И.А.Крылова. «Ворона и лисица» (с.137-139) Чтение наизусть басни И.А.Крылова "Ворона и лисица" | 14 | |||
45 | М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобой-никова. Подготовка сообщения на основе статьи. (с.140-143) | 15 | |||
46 | М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. (с.144-147) Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 16 | |||
47 | М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения | 17 | |||
48 | Л.Н.Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. (с.148-151) Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 18 | |||
49 | Рассказ Л.Н.Толстого «Акула» (с.152-155) Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. | 19 | |||
50 | Рассказ Л.Н.Толстого «Прыжок» (с.156-159) | 20 | |||
51 | Рассказ Л.Н.Толстого. «Прыжок» | 21 | |||
52 | Быль Л.Н.Толстого. «Лев и собачка» (с.160-161) | 22 | |||
53 | Рассказы Л.Н.Толстого. (с.162-163) Оценка достижений №4. (с.164-166) | 23 | |||
54 | Контрольное тестирование №2 | 24 | |||
Поэтическая тетрадь 2 6ч | |||||
55 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.167) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения | ||
56 | Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. (с.168-170) Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. | 2 | |||
57 | Н.А.Некрасов. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». (с.170-172) Авторское отношение к герою. | 3 | |||
58 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» (с.173-166) И.А.Бунин «Детство». (с.174-175) Выразительное чтение стихотворений. Чтение наизусть стихотворения К.Д.Бальмонта "Золотое слово" | 4 | |||
59 | И.А.Бунин «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» (с.175-177) Оценка достижений №5. (с.178) Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. | 5 | |||
60 | Контрольная работа №3 | 6 | |||
Литературные сказки 8ч | |||||
61 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.179-181) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | ||
62 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». (с.182-187) Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. | 2 | |||
63 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 3 | |||
64 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». (с.188-195) Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. | 4 | |||
65 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». | 5 | |||
66 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». (с.196-208) Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. | 6 | |||
67 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 7 | |||
68 | Оценка достижений №6. (с.209-213) | 8 | |||
Были-небылицы 10 ч | |||||
69 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с. 3) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям | ||
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». (с.4-11) Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 2 | |||
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 3 | |||
72 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». (с.12-24) Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. | 4 | |||
73 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 5 | |||
74 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 6 | |||
75 | А.И. Куприн «Слон». (с.25-41) Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. | 7 | |||
76 | А.И. Куприн «Слон». | 8 | |||
77 | А.И. Куприн «Слон». | 9 | |||
78 | Оценка достижений №7. (с.42-44) | 10 | |||
Поэтическая тетрадь 1 6 ч | |||||
79 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.45) | 1 | Прогнозировать содержание радела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой па текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения | ||
80 | Саша Чёрный. Стихи о животных. (с.46-49) Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. | 2 | |||
81 | А. А. Блок. Картины зимних забав. (с.50-54) Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов па одну и ту же тему. | 3 | |||
82 | С. А. Есенин «Черёмуха». (с.55-56) Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Чтение наизусть стихотворения С.А.Есенина "Черемуха" | 4 | |||
83 | Контрольное тестирование №3 | 5 | |||
84 | Оценка достижений №8. (с.56) | 6 | |||
Люби живое 16ч | |||||
85 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.57) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
86 | М.М.Пришвин «Моя Родина». (с.58-59) Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. | 2 | |||
87 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». (с.60-67) Почему произведение так называется? Определение жанра произведения, Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | 3 | |||
88 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». | 4 | |||
89 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». | 5 | |||
90 | В. И. Белов. «Малька провинилась». (с.68-70) | 6 | |||
91 | В. И. Белов. «Ещё про Мальку». (с.70-72) Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. | 7 | |||
92 | В.В.Биаики «Мышонок Пик». (с.73-82) Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. | 8 | |||
93 | В.В.Биаики «Мышонок Пик». | 9 | |||
94 | Б.С.Житков «Про обезьянку». (с.83-97) Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. | 10 | |||
95 | Б.С.Житков «Про обезьянку». | 11 |
| ||
96 | Б.С.Житков «Про обезьянку». | 12 | |||
97 | В.П.Астафьев «Капалуха». (с.98-101) Герои произведения. | 13 | |||
98 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». (с.102-106) Нравственный смысл рассказа | 14 | |||
99 | Контрольная работа №4 | 15 | |||
100 | Оценка достижений №9. (с.106-108) | 16 | |||
Поэтическая тетрадь 2 8 ч | |||||
101 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с. 109) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать и творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | ||
102 | С.Я. Маршак "Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» (с.110-111) Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. | 2 | |||
103 | А.Л. Барто «Разлука». (с.112-113) Выразительное чтение. Чтение наизусть стихотворения А.Л.Барто "Разлука" | 3 | |||
104 | А.Л. Барто «В театре». (с.113-115) Выразительное чтение | 4 | |||
105 | С.В. Михалков «Если». (с.116-117) Выразительное чтение. Чтение наизусть отрывка из стихотворения С.В.Михалкова "Если" | 5 | |||
106 | Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок». (с.118-119) Выразительное чтение. | 6 | |||
107 | Проект №3: «Праздник поэзии». (с.120-121) | 7 | |||
108 | Оценка достижений №10. (с.122) | 8 | |||
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок 12ч | |||||
109 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.123) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением па уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
110 | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». (с.124-128) Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | 2 | |||
111 | А.П.Платонов «Цветок на земле». (с.129-136) | 3 | |||
112 | А.П.Платонов «Ещё мама». (с.137-143) Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. | 4 | |||
113 | М.М.Зощенко «Золотые слова». (с.144-153) | 5 | |||
114 | М.М.Зощенко «Золотые слова». | 6 | |||
115 | М.М.Зощенко «Великие путешественники». (с.154-164) Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. | 7 | |||
116 | М.М.Зощенко «Великие путешественники». | 8 | |||
117 | Н.Н.Носов «Федина задача». (с.164-169) | 9 | |||
118 | Н.Н.Носов «Федина задача» | 10 | |||
119 | Н.Н.Носов «Телефон». (с.170-172) Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова | 11 | |||
120 | Оценка достижений №11. (с.172) | 12 | |||
По страницам детских журналов 8ч | |||||
121 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. (с.173-178) По страницам журналов для детей. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
122 | Ю.Ермолаев «Проговорился». (с.179-181) | 2 | |||
123 | Ю.Ермолаев «Воспитатели». (с.181-183) Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. | 3 | |||
124 | Г. Остер «Вредные советы». (с.183-184) | 4 | |||
125 | Г.Остер «Как подучаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. (с.184-186) Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. | 5 | |||
126 | Р. Сеф «Весёлые стихи». (с.186-188) Выразительное чтение | 6 | |||
127 | Контрольная работа №5 | 7 | |||
128 | Оценка достижений №12. (с.188) | 8 | |||
Зарубежная литература 8ч | |||||
129 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||
130 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. (с.190-199) Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. | 2 | |||
131 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. | 3 | |||
132 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». (с.200-215) Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. | 4 | |||
133 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 5 | |||
134 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 6 | |||
135 | Итоговое тестирование №4 | 7 | |||
136 | Оценка достижений №13. (с.215) | 8 |
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению
Тесты
Оценка «5» - ученик набрал 9-10 баллов (90 -100%);
Оценка «4» - ученик набрал 7 -8 баллов (89 – 70%);
Оценка «3» - ученик набрал 5 -6 баллов (69 – 50%);
Оценка «2» - ученик набрал 3-4 балла (49 – 30%);
Навыки чтения (темп, способ, правильность, понимание)
3 класс
Оценка «5» — ученик читает целыми словами, со скоростью 70 и более слов в минуту вслух (I чет), 75 слов и более (IIчет), 85 слов и более (III чет), 90 слов и более (IV чет), и более 80 слов молча (I чет), 100 слов (IIчет), 120 слов минуту (III чет), 140 слов (III чет) с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
Оценка «4» — ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 65 слов в минуту (I чет),70 слов (IIчет), 80 слов(III чет), 85 слов (IV чет), интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного;
Оценка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не менее 50 слов в минуту(I чет), 55 слов (IIчет), 65 слов (III чет), 75 слов (IV чет), в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки;
Оценка «2» —— ученик читает целыми словами со скоростью не менее 40 слов в минуту(I чет), 45 слов (IIчет), 55 слов (III чет), 60 слов (IV чет), часто переходит на слоговое чтение; делает не более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 3-4 ошибки;
№ п/п | Виды работ | Iчет | IIчет | IIчет | IVчет | Кол-во |
1 | Контрольная работа | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
2 | Контрольное тестирование | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
3 | Проекты | 2 | --- | --- | 1 | 3 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Контрольная работа № 1 (вводная)*
- Проверка техники чтения
СТАРЫЙ ПЁС
Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.
(94 слова) (В. Сухомлинский)
Вопросы и задания
1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?
Контрольная работа №2*
Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы.
Позарившись на чужое, потеряешь своё
Купец закупал товары в одном месте и вёз их продавать в другое.
Однажды остановился купец возле реки, пообедал, а потом вновь навьючил свой караван и двинулся дальше. Да через некоторое время вспомнил, что оставил на привале кошель с деньгами.
Воротился он быстрее назад, чтобы поискать потерянные сто монет, и повстречал человека. Незнакомец его спрашивает:
- Что ты здесь ищешь?
- Да вот деньги потерял.
- А сколько денег у тебя пропало?
- Сто монет, - ответил купец.
Обрадовался незнакомец:
- Их-то я, видимо, и нашёл! Вот твои деньги! Купец взял деньги, а потом и говорит:
- У меня пропало двести монет! Верни мне остальные!
- Не может того быть! Я нашёл сто! - удивился незнакомец.
Пришлось им идти к царю - пусть сам царь рассудит их.
Царь спросил у купца:
- Сколько денег у тебя пропало?
- Двести монет.
- А сколько ты нашёл? - обратился царь к незнакомцу.
- Сто, - ответил тот. Тогда царь сказал:
- Раз у тебя, купец, пропало двести монет, спрашивай у того, кто нашёл двести. А тот, кто нашёл сто, вправе взять их себе, потому что это не твои деньги
Вопросы и задания:
1. Где происходит действие?
1) в лесу 3) у реки
2) в поле 4) у озера
2. Как можно озаглавить этот текст?
3. Определи жанр произведения.
1) повесть 3) сказка
2) рассказ 4) пьеса
4. Раздели текст на четыре части. Озаглавь их.
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________
3) _______________________________________________________________
4) _______________________________________________________________
5. Какими словами можно охарактеризовать купца?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сформулируй главную мысль текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Объясни, как ты понимаешь заголовок.
Позарившись на чужое, потеряешь своё.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольное тестирование №1**
ВЕНИК
Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».
Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.
(103 слова) (Л.Н. Толстой)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) Старик, трое сыновей;
Б) старик, один сын;
В) старик, двое сыновей.
2. Как жили братья между собой?
А) Часто ссорились;
Б) жили дружно;
В) во всём поддерживали друг друга.
3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.
А) Всем будет худо;
Б) все разделятся;
В) все разойдутся.
4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?
А) Скучно;
Б) плохо;
В) весело.
5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?
А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник;
В) подмести пол в избе.
6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?
А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
Г) Добрый пример лучше ста слов.
7. Какой наказ дал старик сыновьям?
8. Как называют обобщённую главную мысль в этом жанре?
9. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении?
10. Понравилось ли тебе произведение и чем?
Правильные ответы к заданиям
| А | Б | В | Г |
1. | + |
|
|
|
2. | + |
|
|
|
3. | 3 | 1 | 2 |
|
4. |
| + |
|
|
5. | + |
|
|
|
6. |
| + | + |
|
7. |
| |||
8. | Мораль | |||
9. | Умение дружно жить |
Контрольная работа № 3*
- Проверка техники чтения
Услужливый
Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца:
– Разбуди меня через полчасика!
Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.
– Спи-спи! Разбужу! – пообещал он.
Лось потянулся и закрыл глаза.
– Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.
Притащил стог сена и давай его Лосю под бок пихать.
– Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.
– Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю!
– Да нет, не надо... я спать хочу...
– Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу?
Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.
– Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!
(103 слова) (С. Михалков)
Вопросы и задания
1. О чем Лось попросил Зайца?
2. Как Заяц хотел услужить Лосю?
3. Почему
Контрольное тестирование №2**
Дедушка
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.
(161 слово) (К.Д. Ушинский)
Прочитай текст «Дедушка» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) Дедушка, сын, невестка, внук;
Б) старик, невестка, внук;
В) дедушка, сын, внук.
2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.
А) Ненужный, использованный;
Б) слабый, немощный от старости;
В) плохой, скверный.
3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.
А) Плохо он видел;
Б) руки и ноги у него дрожали от старости;
В) плохо слышал.
4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?
А) Они не хотели общаться с отцом;
Б) отец стал неаккуратно есть;
В) отец стал их обижать.
5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?
А) Любовь к детям;
Б) любовь к престарелым родителям;
В) умение уважать старость.
6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.
А) Любишь кататься – люби и саночки возить.
Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.
7. Перечитай диалог дитятка с матерью. Подумай, почему отец и мать переглянулись и покраснели?
8. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить?
9. Выпиши мораль басни.
10. Определи жизненные правила по отношению к старикам в твоей семье.
Правильные ответы к заданиям
| А | Б | В |
1 | + |
|
|
2 |
| + |
|
3 | 1 | 3 | 2 |
4 |
| + |
|
5 |
|
| + |
6 |
|
| + |
7 | Стало стыдно | ||
8 | Чтобы в старости с ними так не поступили | ||
9 | Последние два предложения | ||
10 |
|
Контрольная работа № 4*
- Проверка техники чтения
Озеро
Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко.
А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с Ручейками:
– Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону!
Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро велело, а они только маленькие Ручейки...
И побежали они стороной, в другую долину.
А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить.
Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него волны подходящей друзей кликнуть.
(102 слова) (Я. Ярмыш)
Вопросы и задания
1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Ручейки побежали в другую долину?
3. Как было наказано Озеро?
Контрольное тестирование №3**
Лошадь и жаба
После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.
(155 слов) (Л.Н. Толстой)
Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей произведения.
а) Ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.
2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.
а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.
3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?
а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.
4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?
а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.
5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.
а) Сидит;
б) прыгает;
в) вылезла;
г) хочет спрятаться.
6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.
а) Изранили;
б) наломали;
в) давай тыкать.
7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.
8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Почему детям стыдно?
б) Встреча лошади с жабой.
в) Как хорошо после дождя!
г) Потеха детей.
д) «Лошадь гадину пожалела».
9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?
10. Какой нравственный урок получили дети?
Правильные ответы к заданиям
| А | Б | В | Г | Д |
1 |
| + |
|
|
|
2 | + |
|
|
|
|
3 | + |
|
|
|
|
4 |
| + |
|
|
|
5 | 2 | 3 | 1 | 4 |
|
6 | 3 | 1 | 2 |
|
|
7 | старая, худая | ||||
8 | 5 | 3 | 1 | 2 | 4 |
9 | жаба, лошадь | ||||
10 | стыдно обижать слабых, беззащитных |
Итоговая контрольная работа № 5*
Вариант 1
Проверка техники чтения
Беляк
По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил со своего лежбища трусливый зайка. Сел, слушает. Страшно ему, робкому. Много у него в лесу врагов: вдруг подкрадётся хитрая лисица, или схватит голодный волк, или спрыгнет с дерева и загрызёт быстрая рысь...
Всякого шума боится беляк. Скрипит дерево - кажется беляку, что идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушонок - тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова - у беляка душа в пятки.
Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека: кругом всё жёлтое, золотое, а порточки у бедняги уже побелели. Ни ночью ни днём не спит робкий беляк.
Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.
Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.
Зароется он в снежный сугроб - никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.
(143 слова) (И. Соколов-Микитов)
Вопросы и задания:
1. Расскажи о жизни зайчишки в лесу.
2. Почему рассказ называется «Беляк»?
3. Какое время года приносит зайцу-беляку покой и радость? Прочитай отрывок текста о спокойной жизни зайчишки.
Вариант 2
- Проверка техники чтения
Белка и волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
– Пусти, меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. (110 слов) (Л.Н. Толстой)
Вопросы и задания
1. На какого зверя упала белка?
2. Что хотел с ней сделать волк?
3. Почему белки веселы?
Итоговое тестирование №4**
Ветер и Солнце
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
(164 слова) (К. Д. Ушинский)
Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей произведения.
а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.
2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.
3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?
а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.
4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.
а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.
5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.
a) Ехал всё дальше и дальше;
б) крепче закутывался;
в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду;
д) подвязался поясом.
6. Восстанови последовательность действий Солнца.
а) Выглянуло;
б) улыбнулось;
в) осушило;
г) обогрело.
7. Выпиши из текста определения, данные автором Ветру.
8. Дай свою характеристику Солнцу.
9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.
10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.
Правильные ответы к заданиям
| А | Б | В | Г | Д |
1 | + |
|
|
|
|
2 |
|
| + |
|
|
3 |
| + |
|
|
|
4 |
| + |
|
|
|
5 | 3 | 1 | 4 | 2 | 5 |
6 | 2 | 1 | 4 | 3 |
|
7 | Сердитый, северный | ||||
8 | Ласковое, доброе, могущественное | ||||
9 | Последние 9 слов | ||||
10 | Сказка |
Литература
* Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. 3 класс. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2011.
** Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс. – М.: «ВАКО», 2013.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА
2014 -2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
(УЧИТЕЛЬ - КАЛИНИНА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА)
Основание- планирование составлено на основе программы «Литературное чтение» Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Бойкиной М.В., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А. (Сборник рабочих программ «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011).
Количество часов – всего - 136 часов; в неделю - 4 час (федеральный компонент)
Формы контроля – контрольные работы - 5, контрольное тестирование - 4.
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 ч |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 ч |
3 | Устное народное творчество | 14 ч |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 ч |
5 | Великие русские писатели | 24 ч |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 ч |
7 | Литературные сказки | 8 ч |
8 | Были -небылицы | 10 ч |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 ч |
10 | Люби живое | 16 |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 ч |
12 | Собирай по ягодке - наберешь кузовок | 12 ч |
13 | По страницам детских журналов | 8 ч |
14 | Зарубежная литература | 8 ч |
Итого: | 136 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Литературному чтению. "Школа России". 4 класс.
Планирование на основе авторской программы Климановой Л.Ф....
Календарно-тематическое планирование 2 полугодие 4 класс "Школа 2100"
Планирование составлено с требованием ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе школы 8 вида....
Календарно-тематическое планирование психомоторных занятий 1 класса школы 8 вида.
Программа по развитию психомоторных и сенсорн7ых процессов в 1 классе школы 8 вида....
Календарно-тематическое планирование русский язык 3 класс Школа России
Календарно-тематическое планирование 3 класс Школа России...
Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс Школа России
Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс Школа России...