Урок литературы в 8 классе по рассказу А. П. Чехова "О любви"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Урок- исследование в 8 классе по теме "Рассказ А. П. Чехова "О любви" как история об упущенном счастье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_8_kl.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- исследование
8 класс
Тема- «Рассказ А. П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье» (2 часа)
Цель: формировать речевую компетенцию, исследовательские навыки, развивать творческие способности учащихся
Задачи:
- продолжить обучать школьников лингвистическому, содержательному анализу текста и средств языка;
- овладевать методами исследования: социологическим опросом, наблюдением, анализом
- выражать и аргументировать свое мнение, продолжив работу по формированию навыков построения рассуждения;
- формировать нравственные представления детей о любви, долге, ответственности
Средства, необходимые для проведения: ПК, проектор, 4 ноутбука для работы в группах
Конспект урока
- Оргмомент:
- проверка готовности к уроку;
- создание благоприятного эмоционального настроя (слайд №1: В.А. Моцарт. Симфония № 6 «Музыка ангелов»);
- приветствие
- Встреча с проблемой
- Слово учителя, беседа с элементами дискуссии
- Просмотр видеофрагментов из художественных фильмов, рекламных роликов о ситуации выбора, сомнении в жизни человека
- Что общего между этими фрагментами? (ситуации выбора в жизни человека, сомнение)
- В вашей жизни бывают сомнения?
- Как вы их преодолеваете?
- Анализ результатов социологического опроса, проведенного накануне урока группой учащихся, о сомнении в жизни человека
- Сомневающийся человек: сильный или слабый? Докажите, приводя аргументы из жизни, художественных произведений или используя пословицы и афоризмы (слайд №2)
Сомнение- начало мудрости.
Сомнение хуже смерти.
«Усомниться- значит утратить силу» (О. Бальзак)
«Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание» (А. Данте)
«Сомнение есть правило, которого следует часто придерживаться в истории, как и в философии» (ф. Вольтер)
«Наши сомнения- предатели, заставляют нас лишаться многого, чего мы могли бы достичь, из- за страха попытаться это сделать» (У. Шекспир)
- Сформулируйте вывод по итогам нашего первого микроисследования (примерный ответ: с одной стороны, сомнение отравляет жизнь человека, делает его слабым, беззащитным; с другой- дает человеку, человечеству импульс к развитию; но, возможно, есть ситуации, такие моменты в жизни, когда не место сомнению, а у человека должно быть собственное мнение, ответственный выбор; возможно, мнение и сомнение могут мирно сосуществовать: идет становление, развитие личности, когда сомнение порождает собственное мнение человека)
- Выдвижение рабочей версии исследования: поскольку сегодня мы с вами работаем с рассказом А.П. Чехова «О любви» (слайд № 3), то какое отношение к нему имеет наше рассуждение о сомнении? (примерный ответ: рассказ возвращает нас к вопросу о том, что приносят человеку сомнения, какую роль они могут сыграть в человеческой жизни)
- Тему урока вы сформулируете в конце занятия, а сейчас предлагаю наметить план работы
- Исследование художественного текста (работа в группах) (слайд № 4)
1. А.П. Чехов- мастер речевого портрета. Проанализируйте речь Алехина, когда он описывает свое чувство к Анне Алексеевне и рассказывает о своей жизни (примерный ответ:
описание чувства к Анне Алексеевне | рассказ о своей жизни |
книжная лексика: поэтизировать, индивидуализировать | разговорно-бытовая лексика: холостяки, батраки, без гроша, убыток, почем говядина |
оценочные определения: прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная | просторечные слова: спанье в санях, мужики, бабы |
церковно-славянская лексика: писать пристрастие, «тайна сия велика есть» | просторечно-вульгарные слова: мурло |
Вывод: речь Алехина содержательна, правильна, выразительна, точна, поэтична; перед нами умный образованный, культурный человек; в этот момент герой меняется на наших глазах, меняется и строй его речи- она становится поэтичной | просторечная грамматическая форма: тосковать по черном сюртуке |
просторечные фразеологические обороты: говорил бог знает что, выпил в один присест, как белка в колесе; не было у бабы хлопот, так купила порося | |
Вывод: обыденная жизнь затягивает умного, культурного человека, приземляет его; этого автор достигает с помощью просторечных слов и выражений, которые вкладывает в уста своего героя |
- А.П. Чехов- мастер художественной детали. Какую роль они играют в рассказе «О любви»? (примерный ответ:
деталь | роль |
вкусные пирожки, раки, бараньи котлеты, которые подавали к завтраку- разговор о том, как зарождается любовь | человек оказывается в плену собственного быта, мельчает, опускается, теряет духовные интересы |
Кофе с ликерами, который Алехин приказывал подавать себе в имении- «…отец Иван в один присест выпил все мои ликеры» | «…стоит держаться в жизни известного внешнего порядка…» попытка героя сохранить привычный образ жизни в имении, но со временем мельчает, опускается, теряет духовные интересы |
Обязательное чтение на ночь «Вестника Европы»- «Вестник Европы» пошел тоже к поповнам…» | |
«Я поселился …наверху, в парадных комнатах…»- «Я мало- помалу перебрался вниз…» | |
поздняя осень, серое небо, деревья, мокрые от дождя | серый, унылый пейзаж- серая, скучная жизнь |
дождь перестал, выглянуло солнце | «…они жалели, что этот человек с добрыми, умными глазами…вертелся как белка в колесе, а не занимался чем- нибудь, что делало бы его жизнь более приятной…» |
железная дорога «Поезд уже ушел» «Я сел в соседнем купе,- оно было пусто…» | пустота, бесцельность, бессмысленность жизни |
3. Сомнения, выбор в жизни героев рассказа «О любви» (примерный ответ:
герой | сомнение | выбор, обоснование |
Пелагея | влюблена в Никанора, но он «пьяница и буйного нрава» | «… не хотела за него замуж, но соглашалась жить так…» Никанор же «был очень набожен, и религиозные убеждения не позволяли ему жить так; он требовал…иначе не хотел, и бранил ее…и даже бил…» |
Алехин | «…не уеду из имения … решил так не без некоторого отвращения…», «…скучал и брезгливо морщился…» | «…буду работать, пока не уплачу долга…» «В первое время мне казалось, что эту рабочую жизнь я легко могу помирить со своими культурными привычками…» |
Алехин | «Как зарождается любовь?» «…когда любим:…честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь» «Куда бы я мог вести ее?» «И как бы долго продолжалось наше счастье?» «Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы мы разлюбили друг друга?» | «тайна сия велика есть» «Все видели во мне благородное существо» «…как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить…» «Я понял, что когда любишь, …нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье…» НО: «Поезд уже ушел» «Я сел в соседнем купе,- оно было пусто…» |
Анна Алексеевна | «И она, по- видимому, рассуждала подобным же образом… пришлось бы лгать или говорить правду, то и другое было бы одинаково страшно и неудобно» «…принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни…» | «Мы молчали…» «В последние годы …стала чаще уезжать… дурное настроение… сознание испорченной жизни…» |
4. Смысл названия рассказа «О любви» (примерный ответ: с первого взгляда кажется, что можно дать рассказу и другие названия: «Про любовь», «Любовь»… Почему же автор не назвал его так? В чем разница, например, «Про любовь»- «О любви»? Всего лишь только разные предлоги (про- о. Какие смысловые оттенки они придают слову «любовь»?), разные падежи (винительный- предложный. Почему автор предпочел второй?). Вероятно, за этим «лишь только» скрывается что- то глубинное. Что именно? Что хотел сказать нам писатель, о чем предлагает задуматься? Почему из названия нельзя убрать предлог «о», может быть, тогда оно звучало бы более романтично- «Любовь»… Но… кто из героев рассказа не побоялся условностей, внешних приличий, ненужных рассуждений, сомнений, кого не удовлетворяла роль «благородного существа»? К сожалению, никто; все только рассуждают о любви, но «Поезд уже ушел»… Судьба дарила героям такие мгновения, когда еще можно было оказаться не в «пустом купе», но… сомнения: «…принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни…», «…когда любим:…честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь»…И только спустя долгие годы Алехин осознает: «Я понял, что когда любишь, …нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье…». Но «Поезд уже ушел»…)
- Выдвижение итоговой версии исследования
- Чем же были сомнения для героев рассказа «О любви»? (примерный ответ: на этот вопрос нельзя ответить однозначно.
Вероятно, не стоило Павлу Константиновичу сомневаться, испытывая невыносимую скуку и брезгливость от того, что занимается нелюбимым делом, вертеться как белка в колесе. Стоило всего лишь продать имение, вернуть долги и «…заниматься чем- нибудь, что делало бы его жизнь более приятной».
Не надо было сомневаться и Пелагее: надо ли соглашаться «..жить так...» с набожным человеком, который «и бранил ее, …и даже бил»
Сомнения, конечно же, для героев были мучением, страданием, они приводили к внутреннему разладу: у Анны Алексеевны «бывало дурное настроение,… являлось сознание …испорченной жизни»…
Но в то же время сомнение, порождающее мнение,- необходимое условие для развития, более глубокого понимания жизни и назначения человека для усовершенствования самого себя. Через эти мучения человек мыслящий (Алехин) и приходит к постижению собственных целей жизни и смысла бытия. Да, герои рассказа А.П. Чехова не знают, что делать им в этом мире, как действовать, но благодаря сомнениям, к счастью, смыслом жизни для них не становятся вкусные пирожки, раки, бараньи котлеты…
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (история об упущенном счастье)
- Как не упустить свое счастье, не оказаться в пустом вагоне? (примерный ответ: рассказ прочитан, но вопросы, поставленные в нем, остались открытыми; А.П. Чехов не дает чудодейственного рецепта; у каждого из нас должны быть в жизни сомнения, но за ними обязательно должно следовать мнение; бесцельна, бессмысленна жизнь, наполненная одними только сомнениями; и в то же время срывание «цветов удовольствия»- не способ избежать пустого вагона…)
- Домашнее задание: сочинение- рассуждение
- Сформулируйте темы домашнего сочинения (слайд № 5) (например, «Тайна сия велика есть», «А счастье было так возможно…», «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия..»)
Проверяемость достижения цели:
Критерии оценивания сочинения- рассуждения:
- наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос;
- смысловая цельность, речевая связность, последовательность сочинения;
- композиционная стройность работы
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи:
- соблюдение орфографических норм;
- соблюдение пунктуационных норм;
- соблюдение грамматических норм;
- фактическая точность письменной речи
- Рефлексия по уроку:
- «Сегодня на уроке я (мне)…»;
- самооценка, оценивание всех учащихся за работу и ответы в группах;
- Звучит симфония № 6 «Музыка ангелов» В.А. Моцарта (слайд № 6)
- Что вы чувствуете, представляете, слушая эту музыку?
- Как бы вы назвали это музыкальное произведение? Почему?
- Почему для презентации выбран такой шаблон оформления? (примерный ответ: небо, океан, стихия…- это вечное, как и вечны вопросы, которые ставит перед читателем А.П. Чехов…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...