Формирование потребности в самовоспитании у учащихся 5-7 классов
методическая разработка по психологии (5, 6, 7 класс)
Подростковый возраст - качественно новый этап в развитии школьника и его часто называют переходным, «трудным». В этом возрасте у полростка происходят качественные изменения в сознании: формируются основы нравственности, возникает интерес к качествам собственной личности, потребность в сопоставлении себя с другими людьми; возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_potrebnosti_v_samovospitanii_u_uchashchihsya_5-7_klassov.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование потребности в самовоспитании у учащихся 5-7 классов
Подростковый возраст - качественно новый этап в развитии школьника и его часто называют переходным, «трудным». В этом возрасте у полростка происходят качественные изменения в сознании: формируются основы нравственности, возникает интерес к качествам собственной личности, потребность в сопоставлении себя с другими людьми; возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений.
Для формирования у подростков потребности в самовоспитании применяю метод обучения «Объяснение с помощью истории». Использую притчи, случаи из жизни, как основу для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Целью таких историй является поиск «инструментов» успешности в видах деятельности, значимых для подростка. Как результат - помочь подростку увидеть новые пути совершенствования. А мудрые мысли, хранящиеся в притчах и легендах, помогут сориентироваться во многих нравственных вопросах, укажут путь разрешения конфликтов.
Метод обучения «Объяснение с помощью истории» включает последовательные этапы, содержание которых необходимо раскрыть подростку для глубокого понимания нравственного смысла притчи:
- Описание главного героя (кто, как зовут, какой характер, привычки…)
- Рассказ о событиях, предшествующих возникновению у героя внутреннего конфликта
- Рассказ о проблеме героя.
- Рассказ о главной мечте (желании) героя.
- Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте героя. 6. Результат действий (счастье героя).
Иллюстративность особым образом окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным.
Использую приемы работы с притчей:
- создать интригу — на начало новой темы, упражнения;
- подвести к обсуждению сложного вопроса или особой темы;
- наглядно проиллюстрировать определённую ситуацию;
- обсудить сложную для понимания ситуацию на более простом и понятном примере;
- подвести группу к определенным выводам по теме;
- помочь найти выход из трудных жизненных ситуаций, найти внешние ресурсы для их преодоления;
- напутствовать или воодушевить участников; • подвести к размышлению темы дискуссии.
Приведу примеры способа «Объяснение с помощью истории» по притчам «Успех черепахи», «Ученик и дерево», «Урок бабочки». Цель — поиск «инструментов» достижения успеха в значимых для подростка сферах деятельности.
№1 | История по притче «Успех черепахи» | |
Герой | Жила-была маленькая Черепашка. Она жила около высокого холма. | |
Рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта | Каждый день она медленно проползала свой путь от холма до водопоя и обратно. Как-то раз, Черепаха, уже несколько часов, медленно ползла к водопою. Половина пути позади. Она совершала свой путь спокойно, без суеты. Встретила она по дороге Зайца. Зашёл у них спор о том, кто быстрее поднимется на высокий холм. Награда победителю — корзина самых спелых плодов. Подумала черепаха и согласилась. | |
У героя проблема | Черепаха была недовольна собой. Она никогда не слышала историй, что черепахи добивались успеха в чем-то. Черепаха знала, что ей за зайцем не угнаться. Всем известно, что заяц – зверь быстроногий, прыткий. А черепаха – животное неспешное, массивное, с мощными ногами, приземистым телом. | |
Рассказ о главной мечте (желании) героя | Черепаха мечтала удивить своих друзей и получить уважение. | |
Способ решения проблемы | Вот подошли звери на старт. Черепаха, что было сил, заторопилась к далекому холму. А заяц лег под дерево и посмеиваясь над черепахой уснул. Он думал, что всё равно вперёд черепахи прибежит. | |
Результат действий | Когда заяц пришел в себя, увидел он, что черепаха уже взбирается на далекий холм. Припустился за ней вдогонку со всех ног. Да только опоздал. Когда заяц достиг вершины холма, черепаха уже поедала сочные плоды. «Превзойти свои возможности» — это был очень важный результат для черепахи. |
Использую приемы работы с притчей:
- Создать интригу — на начало новой темы: «Что для вас означает слово «успех»?»
- Найти внешние ресурсы для трудных жизненных ситуаций. «Давайте подумаем! Что
- помешало зайцу достигнуть успеха? Что помогло черепахе победить в этом состязании? Перечислите внешние Условия. Перечислите «внутренние» условия (личностные ресурсы)»
- Подвести к обсуждению сложного вопроса: «В чем успех черепахи?»
- Наглядно проиллюстрировать определённую ситуацию - «Человек благодаря своим усилиям, упорству достигает поставленных целей».
- Подвести к размышлению темы дискуссии: «Как вы понимаете выражение «превзойти свои возможности»?» (добиться необычного результата)
Копилка «Инструменты успеха» (настойчивость, упорство, усердие, готовность к риску, концентрация внимания на достижении успеха)
№2 | История по притче «Ученик и дерево» |
Герой | Жил-был юноша. Он был нетерпелив и эмоционален. |
Рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта | С первых же месяцев учебного года нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки. Дневник заполнять перестал, тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». Все чаще юноша сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…». |
У героя проблема | Родители упрекают, что безответственно относится к учебе. В дневнике стали появляться возмущенные записи учителей за невнимательность, неусидчивость, отсутствие активности на уроках. |
Рассказ о главной мечте (желании) героя | Решил юноша: «Пойду я искать мудреца. Спрошу у него совета, что надо в себе изменить, чтобы родители и учителя стали ценить и уважать меня». |
Способ решения проблемы | Встретил юноша мудреца и спросил у него совета. Мудрец ответил: предложил юноше помочь ему по хозяйству. «Имей терпение, сначала ты должен пройти испытание, Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю. Долгий и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину. По дороге он выкопал маленький саженец и посадил его. С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним утром и возвращался поздним вечером совсем без сил. Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине. Изо дня в день, он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки от птиц и палящего солнца, летом, закрывал от мороза и снега, зимой. Так прошёл год. Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким. Однажды на рассвете, юноша вышел из хижины и увидел своего учителя, сидящего у ручья под деревом. − Учитель! – обрадовался юноша. – Как я счастлив вновь увидеть тебя! Мудрец сказал ему: - Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри! Когда ты нашёл саженец, он был маленький и хилый. Ствол его был тонкий и качался от слабого ветерка, грозя вырвать его с корнем. При этом веточки переплетались между собой и обрывали только что появившиеся листочки. Таким был и ты. Ответственность ты имел, но только по необходимости. Был нетерпелив и эмоционален, как переплетенные побеги саженца. Чтобы обрести знания, нужна, прежде всего, дисциплина. Ибо корни дерева – твоя ответственность, ствол дерева – твоё терпение, ветви дерева – спокойствие, а листья – знания. |
Результат действий | Юноша осознал причины своей не успешности в школе. Дерево показало результат его работы над собой. |
Приемы работы с притчей:
- Создать интригу - на начало новой темы: «Что для вас означает слово «успешность»?»
- Найти внешние и внутренние ресурсы для трудных жизненных ситуаций.
«Давайте подумаем! Что (Кто) способствовал успеху юноши? Перечислите внешние
Условия. Перечислите «внутренние» условия (личностные ресурсы)»
- Подвести к обсуждению сложного вопроса: «Что стало успехом для юноши? Как подготовить себя к успеху в деятельности?»
- Наглядно проиллюстрировать определённую ситуацию - «Любая деятельность всегда связана с трудовым процессом, в результате которого создается продукт труда».
- Подвести к размышлению темы дискуссии: «Ключ к успеху»
Копилка «Инструменты успеха» (дисциплина, ответственность, терпение, спокойствие)
№3 | История по притче «Урок бабочки» |
Герой | Жила-была гусеница. Целыми днями медленно ползала она по веткам дерева. |
Рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта | Но однажды остановилась и начала вить кокон. Прошло какое-то время, и гусеница почувствовала, что с ней что-то происходит, ей стало тесно в коконе — она превратилась в бабочку. Прошло некоторое время, и в коконе появилась маленькая щель. |
У героя проблема | Теперь бабочка могла слышать пение птиц, любоваться цветами. Ей стало тесно в коконе и не терпелось узнать окружающий мир. |
Рассказ о главной мечте (желании) героя | Бабочка мечтала быстрее выбраться из этого кокона. |
Способ решения проблемы | И бабочка стала звать и молить о помощи. Совершенно случайно проползавший мимо жук услышал бабочку и прогрыз кокон, и бабочка сразу же из него выбралась. |
Результат действий | Но она так и не смогла расправить крылья и полететь... А все потому, что бабочка не пыталась самостоятельно выбраться из кокона, а жук, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и чтобы бабочка смогла летать. |
Приемы работы с притчей:
- Создать интригу — на начало новой темы: «Как стать сильной личностью?»
- Найти внешние и внутренние ресурсы для трудных жизненных ситуаций.
«Давайте подумаем! Что (Кто) помешало успеху бабочки? Перечислите внешние
Условия. Перечислите «внутренние» условия (личностные ресурсы)»
- Подвести к обсуждению сложного вопроса: «Какой урок преподнесла нам бабочка?» 4. Наглядно проиллюстрировать определённую ситуацию - «Большинство людей не готовы самостоятельно сделать себя сильными, им нужны люди, которые могли бы заставить тебя делать то, что ты не хочешь»
Подвести к размышлению темы дискуссии: «В чём проявляется личность?»
Копилка «Инструменты успеха» (воля, сознательность, самостоятельность, уверенность в себе)
Результат занятий – составление памятки «Как добиться успеха в жизни»
Памятка «Как добиться успеха в жизни»
- Для того чтобы добиться успеха в жизни необходима: вера в себя, целеустремленность поддержка семьи, друзей и всегда оставаться собой.
- Самому стремиться к новому, развивать в себе мотивы саморазвития, самовоспитания.
- Не замыкаться в себе, быть открытым для окружающих, ставить перед собой цели, планировать путь их достижения и верить в свои возможности.
- Определить для себя свои желания, переформулировать их в цель достижения, не бояться трудностей на пути, быть решительным в принятии решений и верить в свой успех.
- Устремленность к поставленной цели, упорство на пути.
- Адекватно оценивать свои возможности.
- Иметь мечту. Совершать действия к ее достижению.
- Ставить достойную цель. Идти к цели, преодолевая все препятствия. Не останавливаться при неудачах.
- Сделать правильный выбор. Много работать для достижения цели.
- Ставить цель, адекватную своим возможностям.
- С юмором относиться к неудачам и прикладывать усилия для их преодоления - безвыходных ситуаций не бывает
- Ценить добро и хорошее отношение людей, поступать честно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИНЦИПЫ, УСЛОВИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОМИЧЕСКОМ У УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
В работе рассмотрены наиболее эффективные пути в построении процесса формирования представления о комическом у учащихся 5-9 классов, которые обусловлены определенными условиями, этапами формирования п...
Видеофильм как средство формирования культурно-страноведческого интереса у учащихся 10 -11 классов на уроках иностранного языка
Материал будет интересен для учителей английского языка, которые используют видеофильм на уроках иностранного языка....
Формирование навыков «жизненной компетенции» у учащихся 0 – 2 классов с двигательными нарушениями, необходимых им в учебной деятельности в данный период.
Данная статья освещает вопрос формирования навыков "жизненной компетенции" в начальный период обучения у учащихся с ДЦП, а также преемственность в работе учителя и воспитателя....
Тема: Формирование активной жизненной позиции у учащихся 9 «В» класса
Обоснование актуальности темы.В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным у...
Формирование основных математических понятий у учащихся 5-6 классов
Формирование математических понятий...
Лингвистический текст как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-го класса (на примере УМК С.И. Львовой)
В работе раскрывается процесс формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе при работе с лингвистическими текстами....
Учебное пособие по геометрии "Практические задания и упражнения по формированию чертёжно-измерительных навыков у учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида"
Формирование геометрических знаний у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет для них большое практическое значение. У учеников происходит накопление определённого запаса геометриче...