Урок литературы в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Цели урока :
Обучающие: Расширить кругозор учащихся о биографии В.П. Астафьева, пробудить интерес к его творческой личности; Обобщение знаний учащихся по прочитанному произведению; формирование умения работать с текстом и дополнительной литературой.
Развивающие :Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений; развивать навыки работы в группах; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, развитие речи и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей. Воспитание лучших человеческих качеств характера, как твердость духа, бережное отношение к природе, коллективизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literatury_po_rasskazu_v.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»
Цели урока :
Обучающие: Расширить кругозор учащихся о биографии В.П. Астафьева, пробудить интерес к его творческой личности; Обобщение знаний учащихся по прочитанному произведению; формирование умения работать с текстом и дополнительной литературой.
Развивающие :Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений; развивать навыки работы в группах; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, развитие речи и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей. Воспитание лучших человеческих качеств характера, как твердость духа, бережное отношение к природе, коллективизм.
Ход урока
1) Оргмомент.
2) Актуализация знаний, побуждение интереса к теме
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
-Она величественна и похожа на океан.
-Она щедра и сурова.
-Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
-Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
-Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Вторая часть “ребуса”:
-Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
-Он беззащитный и в то же время сильный.
-Он сын и одновременно хозяин.
-Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
-Он совершает ошибку и исправляет ее.
3) Слово о писателе (сообщение подготовленного ученика)
Виктор Петрович родился в семье крестьянина (мать Лидии Ильинична Потылицина и отец Петр Павлович Астафьев). Детские и юношеские годы прошли в родном селе, в труде и недетских заботах. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму. Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону (это плети из бревен) и утонула. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной, в душе писателя остались светлые воспоминания.
Жизнь его сложилась так, что в детстве ему пришлось беспризорничать, а потом он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Позже он окончил железнодорожное училище и работал составителем поездов.
Великая Отечественная война призвала Астафьева на фронт. Он был тяжело ранен.
После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусове Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете «Чусовой рабочий».
Последние годы Астафьев жил и работал в Красноярске. Ему там поставлен памятник.
Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Таких, как он, называют совестью нации. Это был чуткий и честный, требовательный к себе человек, непримиримый со злом и ложью, искренний и правдивый писатель. Герои его повестей и рассказов – простые люди, но главный герой, который присутствует почти во всех его произведениях – это природа.
4). Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро». История создания рассказа. Талант писателя впервые проявил себя в школьных сочинениях. В основе рассказа «Васюткино озеро» – события, описанные в одном из его школьных сочинений. В детском доме В. Астафьев написал сочинение о мальчике, который заблудился и нашёл в тайге неизвестное озеро. Сочинение было опубликовано в школьном журнале. Таким образом, писатель, спустя много лет, вспомнил об этом сочинении и взял его за основу своего рассказа для детей. Тема детства и детей в творчестве В. Астафьева занимало важное место. Детские воспоминания крестьянского мальчика имеют автобиографическую основу и говорят о становлении характера личности. Эти воспоминания дороги писателю потому, что в детские годы в сложных жизненных обстоятельствах складывалась личность, другими словами – «начинался» человек.
5). Беседа под впечатлением.
1) Понравился ли вам рассказ?
2) Что больше всего запомнилось, заинтересовало?
3) Какое впечатление произвел рассказ? О чем вы думали, читая его?
4) Как вы можете охарактеризовать Васютку?
5) В чем смысл заглавия рассказа?
6). Работа над образом главного героя Васютки.
1) Чем занимался Васютка в бригаде рыбаков?
2) С какой целью отправился мальчик в тайгу?
3) Какой «таежный» закон нарушил Васютка, увлекшись погоней за глухарем?
4) Когда мальчик понял, что заблудился? Какие качества помогли ему выжить в тайге? Что заставило мальчика справиться с отчаянием?
5) Какие действия предпринял Васютка ночью в тайге?
6) Как ему удалось выжить и спастись? Какие умения пригодились Васютке в тайге? (Обращение к тексту: какие строки из текста говорят о сообразительности мальчика? Прочтите этот отрывок).
7) Как и почему изменилось отношение Васютки к тайге, к Енисею?
7). Подведение итогов.
Мы с вами завершили работу над рассказом В. П. Астафьева «Васюткино озеро». В жизни возникают такие ситуации, когда человек должен проявить самообладание, мужество и выдержку. В таком положении оказался мальчик Васютка — главный персонаж прочитанного нами рассказа. После прочтения и обсуждения произведения мы можем сделать вывод, что преодоление трудностей и сложных жизненных обстоятельств способствуют становлению характера человека. Человек обязан воспитать в себе человеческое, уметь прощать и понимать людей, а сделать это можно лишь преодолев трудности, превозмогая душевную боль и обиды.
Законы тайги:
1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.
2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.
3. Беречь патроны.
4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.
5. Уметь ориентироваться по сторонам света.
6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.
7. Не терять веры в свои силы.
Посмотрим, знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы.
- Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
- Что свидетельствует о близости реки в тайге?
- Что предвещает вечером смену погоды?
- В чем особенность эха в лесу?
- Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?
Составляется и озвучивается "Памятка идущему в лес".
Памятка №1. Советы идущему в лес
- Продумай тщательно маршрут.
- Не забудь взять компас.
- Возьми спички для костра.
Памятка №2. Если ты заблудился.
- Не паникуй, успокойся.
- Прекрати бесполезное движение,
- Осмотри место, где находишься.
- Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
- Разожги костер, приготовь пищу.
- Подготовь из веток, травы место для ночлега.
- Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Домашнее задание. Составить план и написать черновик сочинения по рассказу «Васюткино озеро».
Тест. В.П.Астафьев. "Васюткино озеро
1. Жанр произведения:
а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль.
2. В основе произведения лежит
а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
б) изображение природы Сибири;
в) повествование о приключениях героя.
3. Васютка бродил по лесу
а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
б) выполняя поручение отца;
в) ради удовольствия.
4. В предложении: "Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия" - автор использует:
а) сравнение; б) антитезу; в) метафору.
5. Птица, которая "увела" Васютку в тайгу:
а) тетерев; б) глухарь; в) кедровка.
6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
а) горько плакал; б) запаниковал; в) решил не сдаваться.
7. В предложении: "Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворилась в
них" - используется:
а) олицетворение; б) ирония; в) метафора.
8. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; в) ветер принесёт непогоду.
9. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там а) речка; б) болото; в) озеро.
10. В предложении: "Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали тёмно-красные листья" - автор использует
а) антитезу; б) сравнение; в) эпитет.
11. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
а) его заметили с бота;
б) его не заметили с бота;
в) он был очень рад рыбакам.
12. Родные Васютки:
а) были уверены в том, что он сам найдётся;
б) потеряли надежду найти его;
в) продолжали искать и надеяться.
13. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря
а) богатейшей флоре и фауне;
б) тёплой осенней погоде;
в) умениям и навыкам таёжного жителя.
14. Найдя озеро, Васютка
а) стал известным на всю страну;
б) зазнался;
в) принёс пользу стране.
15. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге:
а) "С тайгой надо дружить!";
б) "Тайга хлипких не любит!";
в) "В тайге одному делать нечего!".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...