рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме
Настоящая программа составлена на основе федерального компонента. Она рассчитана на 3 учебных часа в неделю. В программе указаны требования к знаниям и умениям обучающихся, типы уроков, методы обучения, теоретико-литературные понятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по литературе для 9 класса | 61.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №7 имени маршала А.Н. Ефимова
ПРИНЯТО Согласовано с муниципальным методическим советом УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом лицея Протокол №_______от_______________ Директор МОУ лицей №7
№ 1 от 30.08.2012г. Начальник МОУ МиРЦ____________ /И.Н.Васильева/ ___________/В.А.Жириков/
Рабочая программа
предмета «Литература»
на 2012-2013 учебный год
по программе под редакцией Г.С.Меркина, С.А. Зинина,В.А. Чалмаева
.
Составитель:
Рабочая Е.В.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории.
г.Миллерово
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы
Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010г., рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведений.
- Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
- Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
- Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
- Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
- Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
- Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Тематическое планирование по литературе в 9 классе (102 ч.)
№ | Дата | Основное содержание программного материала | Кол-во час | Содержание учебной темы | |||||
Требования к знаниям и умениям обучающихся | Тип, форма урока, способы контроля | Методы обучения | Теоретико-литературные понятия | Домашнее задание | |||||
п | ф | ||||||||
1 | Введение (3 ч.) Литература и ты. | 1 | Обобщить знания, расширить представления о литературе. | Лекция с элементами беседы | Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи | Литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление, сквозные темя, мотивы | Общие темы, проблемы, образы в произведениях русских и зарубежных писателей | ||
2 | Тайны творчества | 1 | Обобщить знания, расширить представления о литературе. | Лекция с элементами беседы | Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи | Подготовить чтение любимого стихотворения, обосновать свой выбор | |||
3 | Литературные направления, школы, движения. | 1 | Обобщить знания, расширить представление об этапах развития отечественной литературы | Лекция с элементами беседы | Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи | Стр.3-6 | |||
4 | Из древнерусской литературы (5 ч.) «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | Дать представление о жанровом и тематическом своеобразии ДРЛ, познакомить с историей рукописи «Слова…» | Урок-беседа | Фронтальный опрос, работа с терминами, текстом, комментированное чтение | Жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование. | «Слово…» и традиции былинного эпоса. | ||
5 | «Печальная повесть о походе Игоревом» | 1 | Раскрыть основную идею «Слова…», формировать навыки сопоставительног8о анализа | Урок систематизации знаний учащихся, практикум | Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ | Психологический параллелизм, рефрен | Подготовить художественные и музыкальные интерпретации «Слова…» | ||
6 | Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…» | 1 | Раскрыть фольклорные и языческие мотивы и символы в поэме | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Психологический параллелизм, рефрен | Работа по вопросам | ||
7 | Образ автора в «Слове…» | 1 | Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение | Образ автора | Пдготовить образ автора | ||
8 | РР. Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» Обучение сочинению | 1 | Рассмотреть основные этапы работы над сочинением | Практикум | Обучение написанию сочинения, составление плана, работа с цитатами и текстом | Образ, выразительные средства языка | Описание гравюры В. Фаворского «Плач Ярославны» | ||
9 | Из литературы XVIII века (17 ч.) Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм | 1 | Дать общий обзор литературы 18 века. Познакомить с классицизмом | Лекция с элементами беседы | Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи | Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм | Традиции западноевропейского классицизма в русской литературе 18 века | ||
10 | М. В. Ломоносов – реформатор русского языка | 1 | Познакомить с жизнью и творчеством Ломоносова, его теорией «трех штилей» | Изучение нового материала, комбинированный | Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм | Исследовательские работы учащихся, презентации | ||
11 | А.П.Сумароков - основоположник русской драматургии | 1 | Познакомить с жизнью и творчеством Сумарокова | Изучение нового материала, комбинированный | Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Стр. 20 | |||
12 | Г. Р. Державин – поэт-философ
| 1 | Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэзии Державина | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Ода | Исследовательские работы учащихся, презентации | ||
13 | Анализ стихотворений «Властителям и судиям», «Фелица» | 1 | Учить анализировать стихотворение, выразительно читать | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Ода, стихотворные размеры, выразительные средства языка | Сообщение: «Державин в изобразительном искусстве» | ||
14 | Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения | 1 | Дать представление о своеобразии русского театра в эпоху Просвещения | Заочная экскурсия, комбинированный | Работа с дополнительной литературой, защита литературных газет | Эпоха Просвещения, театр | Подготовить литературные газеты | ||
15 | Д. И. Фонвизин «Недоросль» Герои и идейное содержание комедии | 1 | Рассмотреть героев комедии, их взаимоотношения, учить сравнивать персонажей, обобщать | Изучение нового материала, комбинированный | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Комедия | Сообщение «Фонвизин в изобразительном искусстве» | ||
16 | Идеал честного человека в комедии | 1 | Учить работать с текстом, цитатами, составлять связный ответ по данной теме | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Комедия, образ | Работа по вопросам | ||
17 | Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки» | 1 | Учить анализировать эпизод | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Анализ эпизода, практикум | Эпизод | Работа по вопросам | ||
18 | А. Н. Радищев Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» | 1 | Раскрыть замысел книги, показать своеобразие художественного метода Радищева | Изучение нового материала, комбинированный | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Жанр путешествия | Классицизм в живописи и литературе | ||
19 | Основная проблематика книги | 1 | Раскрыть жанровые особенности и идейное содержание «Путешествия…» | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Жанр путешествия | Работа по вопросам | ||
20 | Понятие о сентиментализме. | 1 | Дать представление о сентиментализме. | Изучение нового материала, комбинированный | Работа с дополнительной литературой, защита литературных газет | Конспект | |||
21 | Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Осень» | 1 | Познакомить с произведениями Карамзина, учить анализировать эпизод, выразительно читать | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Сентиментализм | Работа по вопросам | ||
22 | ВЧ. Н. М. Карамзин «Наталья, боярская дочь» | 1 | Познакомить с произведениями Карамзина, учить анализировать эпизод, выразительно читать | Изучение нового материала, комбинированный | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Сентиментализм | Работа по вопросам | ||
23-24 | РР. Классное сочинение по произведениям литературы 18 века Анализ письменных работ | 2 | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Практикум | Составление сложного цитатного плана, работа с текстом, написание сочинения | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Написание сочинения | ||
25 | РР. Литературная игра | 1 | Уметь анализировать, обобщать, делать выводы; знать о своеобразии литературы 18 века | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Практическая работа с текстом | ||||
26 | Из литературы XIX века (71 ч.) Становление и развитие романтизма в 1 четверти 19 века. | 1 | Дать представление о романтизме 1 четверти 19 века. | Изучение нового материала, комбинированный | Работа с дополнительной литературой, защита литературных газет | Романтизм | Романтизм в живописи и литературе | ||
27 | К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической личности» | 1 | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | «школа гармонической личности» | Конспект статьи | ||
28 | В. А. Жуковский. Своеобразие романтической лирики | 1 | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики | Заочная экскурсия, комбинированный | Выразительное чтение, пересказ, работа с текстами, анализ теста | Романтизм, романтический герой | Стр. 90-96 | ||
29 | В. А.Жуковский. Жанр романтической баллады в творчестве поэта | 1 | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики | Урок закрепления и обобщения знаний | Выразительное чтение, пересказ, работа с текстами, анализ теста | Романтическая баллада | Стр. 96-101 | ||
30 | К. Ф. Рылеев Жанр исторической песни в творчестве поэта | 1 | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики | Урок закрепления и обобщения знаний | Выразительное чтение, пересказ, работа с текстами, анализ теста | Историческая песня | Работа по вопросам | ||
31 | «Гражданский романтизм» в русской литературе 1 четверти 19 века | 1 | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Выразительное чтение, пересказ, работа с текстами, анализ теста | «Гражданский романтизм» | Работа по вопросам | ||
32 | А. С. Грибоедов Основные вехи биографии А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума». Творческая история. | 1 | Дать представление о развитии русской литературы 1 половины 19 века, познакомить с историей создания комедии | Изучение нового материала, комбинированный | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | История создания комедии | ||
33 | Сюжет, композиция, система образов | 1 | Развивать навыки комментированного чтения, учить определять элементы сюжета в драматическом произведении | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Работа по вопросам | ||
34 | «Век нынешний и век минувший» | 1 | Учить анализировать драматическое произведение | Урок закрепления и обобщения знаний | Практическая работа с текстом, комментированное чтение беседа | Элементы классицизма в комедии | Работа по вопросам | ||
35 | Любовная интрига в комедии | 1 | Познакомить с развитием конфликта Чацкий – Софья – Молчалин | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Работа по вопросам | ||
36 | Фамусовское общество | 1 | Проанализировать 3 действие пьесы, составить характеристику Фамусовскому обществу | Семинар | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Комедия | Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев «Горе от ума»). Современные дискуссии о комедии. | ||
37 | Смысл заглавия и проблема ума в комедии | 1 | Обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии системе персонажей, раскрыть ключевую для пьесы проблему ума | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Работа по вопросам | ||
38 | И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию | 1 | Учить навыкам конспектирования, развивать логическое мышление | Практикум | Конспектирование статьи, компрессия текста, работа с цитатами | Конспект, компрессия | И. А. Гончаров «Мильон терзаний». | ||
39-40 | РР. Классное сочинение по пьесе Грибоедова «Горе от ума» Анализ письменных работ | 2 | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Практикум | Составление сложного цитатного плана, работа с текстом, написание сочинения | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Написание сочинения | ||
41 | А. С. Пушкин Жизнь и творчество | 1 | Систематизировать известные факты о жизни творчестве Пушкина | Заочная экскурсия | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями, рисунки А.С. Пушкина. | ||
42 | Тема дружбы в лирике поэта | 1 | Развивать представление о теме дружбы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Стр. 3-4 | ||
43 | «Свободы верный войн» Свободолюбивая лирика Пушкина | 1 | Развивать представление о свободолюбивой лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Изучение нового материала, комбинированный | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Стр. 22 | ||
44 | Поэтический побег. Южная ссылка | 1 | Развивать представление о свободолюбивой лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Изучение нового материала, комбинированный | Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Стр. 27 | ||
45 | Тема природы в лирике поэта | 1 | Развивать представление о теме природы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Выразительное чтение, анализ лирических произведений | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Стр. 37 | ||
46 | «Чтоб мыслить и страдать» Любовная лирика Пушкина. | 1 | Развивать представление о любовной лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Выразительное чтение, анализ лирических произведений | Выразительные средства языка | Стр. 49 | ||
47 | РР. Анализ лирического стихотворения | 1 | Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер | Практикум, самостоятельный анализ лирики | Работа с текстом, словарями, опорными схемами | Выразительные средства языка | Анализ стихотворения | ||
48 | «Друг истины, поэт» Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | 1 | Развивать представление о теме поэта и поэзии в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Выразительное чтение, анализ лирических произведений | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Исследовательские работы учащихся, презентации | ||
49 | РР Выразительное чтение наизусть | 1 | Совершенствовать навыки выразительного чтения | Практикум | Выразительное чтение наизусть | Подготовить выразительное чтение стихотворения | |||
50 | Семинар ««Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики» | 1 | Вызвать интерес к творчеству поэта, определить уровень восприятия стихотворений | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Выразительное чтение, анализ лирических произведений | Выразительное чтение, анализ лирических произведений | |||
51 | Романтические поэмы Пушкина. | 1 | Углубить представление о признаках жанра романтической поэмы | Изучение нового материала, комбинированный | Обзор поэм, работа с текстом, анализ эпизода, составление характеристики персонажей | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта | Подготовить сообщение | ||
52 | «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия | 1 | Рассмотреть сюжет трагедии, ее героев, учить выразительно читать | Урок закрепления и обобщения знаний | Работа с текстом, анализ эпизода, составление характеристики персонажей | Трагедия | Театральные постановки пьесы | ||
53 | Нравственно-философское значение «Маленьких трагедий» Пушкина | 1 | Формировать навыки анализа драматического произведения, развивать навыки критической оценки поступков и слов героев | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Работа с текстом, анализ эпизода, составление характеристики персонажей | Маленькие трагедии | Стр.75-97, 257-293, | ||
54 | «Повести Белкина» - опыт циклизации повестей | 1 | Формировать навыки прозаического анализа произведения | Изучение нового материала, комбинированный | Работа с текстом, анализ эпизода, составление характеристики персонажей | Реализм | Работа по вопросам | ||
55 | Роман в стихах «Евгений Онегин»: история создания, сюжет, композиция, Онегинская строфа | 1 | Ввести учащихся в эпоху 19 века, воспитывать интерес к творчеству поэта | Изучение нового материала, комбинированный | Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение | Роман в стихах, Онегинская строфа | Работа с текстом | ||
56 | Ленский и Онегин. Роль антитезы в создании центральных образов романа | 1 | Раскрыть типические и индивидуальное в образах Онегина и Ленского | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Работа с текстом, анализ эпизода, составление характеристики персонажей | Антитеза | Работа с текстом | ||
57 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина | 1 | Раскрыть образ Татьяны в сопоставлении с образом Ольги, формировать навыки сравнительного анализа | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Работа с текстом, анализ эпизода, составление характеристики персонажей | Реализм, сравнительная характеристика | Работа с текстом | ||
58 | Анализ 5 главы. Сон и именины Татьяны | 1 | Учить анализировать эпизод | Урок закрепления и обобщения знаний | Анализ эпизода, работа с группах и парах, запись выводов | Анализ эпизода | Работа с текстом | ||
59 | Анализ 6 главы. Дуэль | 1 | Учить анализировать эпизод | Урок закрепления и обобщения знаний | Анализ эпизода, работа с группах и парах, запись выводов | Анализ эпизода | Работа с текстом | ||
60 | Образ автора в романе | 1 | Рассмотреть образ автора в романе, раскрыть жанр «свободного» романа | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение | Образ автора | Работа с текстом | ||
61 | Нравственно-философская проблематика романа | 1 | Рассмотреть нравственно-философскую проблематику романа, учить работать с тестом | Урок закрепления и обобщения знаний | Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение | Проблематика | Работа с текстом | ||
62 | «Энциклопедия русской жизни». Белинский и Писарев о романе. | 1 | Раскрыть пушкинскую эпоху в романе, закрепить знания о реализме, познакомить с критическими отзывами о романе | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение | Реализм, критическая статья | Конспект статьи | ||
63 | Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина | 1 | Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования | Урок закрепления и обобщения знаний | Анализ эпизода, работа с текстом, статьями учебника, цитатами | Реализм, критическая статья | Конспектирование | ||
64-65 | РР. Классное сочинение по творчеству Пушкина Анализ письменных работ. | 2 | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Практикум | Составление сложного цитатного плана, работа с текстом, написание сочинения | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Написание сочинения | ||
66-67 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике | 2 | Познакомить с биографией поэта, мотивами вольности и одиночества в его лирике | Изучение нового материала, комбинированный | Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение | Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. | Исследовательские работы учащихся, презентации | ||
68 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова | 1 | Раскрыть образ поэта-пророка в лирике Лермонтова, учить анализировать стихотворение | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение | Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. | Стр. 97 | ||
69 | Адресаты любовной лирики Лермонтова | 1 | Формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя, развивать умение анализировать стихотворение | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Стр. 103 | ||
70 | Эпоха безвременья в лирике Лермонтова | 1 | Показать отношение автора к поколению 30 гг. 19 в. | Урок закрепления и обобщения знаний | Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Стр. 104 | ||
71 | Образ природы | 1 | Развивать представление о теме природы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта | Стр.106 | ||
72 | РР. Анализ стихотворения | 1 | Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер | Практикум, самостоятельный анализ лирики | Работа с текстом, словарями, опорными схемами | Выразительные средства языка | Анализ стихотворения | ||
73 | РР Конкурс выразительного чтения | 1 | Совершенствовать навыки выразительного чтения | Практикум | Выразительное чтение наизусть | Выучить стихотворения | |||
74 | РР. Урок — концерт. Поэты 20 века о Лермонтове. | 1 | Вызвать интерес к творчеству поэта, определить уровень восприятия стихотворений, совершенствовать навыки выразительного чтения | Практикум | Выразительное чтение наизусть | Подготовить выразительное чтение наизусть | |||
75 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе | 1 | Выяснить первоначальное восприятие роман, заинтересовать личностью странного человека Печорина | Изучение нового материала, комбинированный | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа с группах | Психологический роман | Работа с текстом | ||
76 | Печорин как «портрет поколения» | 1 | Проанализировать центральный образ романа через призму его отношений с другими героями | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа с группах | Психологический роман | Работа с текстом | ||
77 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя | 1 | Дать представление о психологическом портрете героя | Урок закрепления и обобщения знаний | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах | Психологический роман | Работа с текстом | ||
78 | Дружба в жизни Печорина | 1 | Раскрыть отношения Печорина с другими персонажами | Урок закрепления и обобщения знаний | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах | Психологический роман | Исследовательские работы учащихся, презентации | ||
79 | Любовь в жизни Печорина | 1 | Раскрыть отношения Печорина с другими персонажами | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах | Психологический роман | Исследовательские работы | ||
80 | РР. Обучение анализу эпизода | 1 | Учить анализировать эпизод | Практикум, самостоятельный анализ эпизода | Работа с текстом, словарями, опорными схемами | Выразительные средства языка | Анализ эпизода | ||
81 | Роман в оценке Белинского. Подготовка к сочинению | 1 | Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования | Урок закрепления и обобщения знаний | Конспектирование статьи, работа с цитатами, связный рассказ | Конспект | Исследовательские работы учащихся, конспект | ||
82-83 | РР. Сочинение по творчеству Лермонтова Анализ письменных работ. | 2 | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Практикум | Составление сложного цитатного плана, работа с текстом, написание сочинения | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Написание сочинения | ||
84 | ВЧ. Княгиня Лиговская | 1 | Познакомить с произведением | Изучение нового материала, комбинированный | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах | Ответить на вопросы | |||
85-86 | Н.В. Гоголь Творческая биография. ВЧ. Петербургские повести | 2 | Обобщить и систематизировать ранее изученный материал, познакомить с Петербургскими повестями | Изучение нового материала, комбинированный | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах | Повесть | Сообщение: «Гоголь в изобразительном искусстве» | ||
87 | Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Урок-пролог к изучению поэмы | 1 | Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения | Эвристическая беседа с элементами анализа | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах | Работа с тексом | |||
88 | Поэма «Мертвые души»: обзор содержания | 1 | Познакомить с историей создания поэмы, дать краткий обзор содержания | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах | Развитие реализма. | Работа с тексом | ||
89 | Помещики-расточители и помещики-накопители в поэме | 1 | Учить работать над составлением характеристики помещиков по плану | Комбинированный, закрепление и обобщение изученного | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах | Образ | Работа с тексом | ||
90 | Образ Чичикова | 1 | Углубить понятие о типизации, раскрыть образ Чичикова | Урок закрепления и обобщения знаний | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах | Типизация, художественная деталь, антитеза, композиция | Работа с тексом | ||
91 | Образ города в поэме | 1 | Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах | Образ | Работа с тексом | ||
92 | Образ родины, лирические отступления в поэме | 1 | Рассмотреть эпизоды - образы «птицы-тройки» | Урок закрепления и обобщения знаний | Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах | Лирические отступления | Анализ эпизода | ||
93 | РР. Поэма в оценке Белинского Подготовка к сочинению. Сбор материала | 1 | Учить собирать материал к сочинению, составлять план | Практикум | Составление сложного цитатного плана, работа с текстом | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Критические статьи | ||
94-95 | РР. Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души» Анализ письменных работ | 2 | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Практикум | Составление сложного цитатного плана, работа с текстом, написание сочинения | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Написание сочинения | ||
96-97 | Литература 2 половины 19-20 века (обзор) | 2 | Дать представление о литературе 2 половины 19-20 века | Изучение нового материала, комбинированный | Работа с текстом, дополнительной литературой, разные виды чтения и пересказа, комментированное чтение | Реализм, лирика | Конспект статьи | ||
98 | Систематизация и обобщение изученного в 9 классе | 1 | Обобщить и систематизировать знания учащихся за курс 9 класса | Комбинированный | Викторина | Презентации | |||
99-100 | Творческий отчёт учащихся | 2 | Обобщить и систематизировать знания учащихся за курс 9 класса | Комбинированный | Защита литературных проектов | ||||
101 | Задание на лето | 1 | |||||||
102 | Резервный | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина
Рабочая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами и программой...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень. ( Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )
Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с Федеральным базисным планом, Программой общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г...
рабочая программа по литературе 9 класс Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев
Настоящая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, Примерной программы основного общего о...
рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику Чалмаева В.А., Зинина С.А.
Рабочая программа по литературе для 11 класса на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы, авторы-составители Меркин Г.С., Зинин С.А. и др. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа ...
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С. Меркина
Рабочая программа на 102 часа 5 классс ФГОС с УУД...
Рабочая программа по литературе 10 класс по учебнику В.И.Сахаров, С.А. Зинин.
Рабочая программа по литературе 10 класс по учебнику В.И.Сахаров, С.А. Зинин. (136 часов, 4 часа в неделю)...
Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Г.С.Меркина в объеме 3 часа в неделю...