Рабочая программа по литературе для 5 класса (Г.С. Меркин)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Файзетдинова Миннур Гарафутдиновна

Рабочая программа рассчитана на 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkoy_literature_-_5_kl.docx63.07 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО  учителей филолого-гуманитарного цикла МБОУ « Сиренькинская СОШ»

Галиаскарова Г.А..

Протокол № _1 от «27»

_августа 2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ « Сиренькинская  СОШ»

Максимова М.Н.

 «31» августа 2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ « Сиренькинская СОШ» Файзетдинов Т.М..

Приказ №138 от «1»сентября 2012 г.

                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                педагога

                                                Файзетдиновой М. Г.

                                       первой квалификационной категории

                                      по русской литературе в 5 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1_от «_29_» августа_2012 г

                                               2012-2013 учебный год

                       

Пояснительная записка

Рабочая программа «Русская литература – 5 класс»  составлена на основе нормативных документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.;
  2.  Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан №4154/12 от 09.07.2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования
  3. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), // Литература. 5 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.;
  4.   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"
  5. Общеобразовательная программа МБОУ «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа» ;
  6. Учебный план МБОУ «Сиренькинская  средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 уч.г.;
  7. Положение «О рабочих программах» МБОУ «Сиренькинская  средняя общеобразовательная   школа», утвержденное приказом МБОУ «Сиренькинская  средняя общеобразовательная школа » от 29.08.2011г.  №80;

Общая характеристика учебного предмета

  Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих
целей:


  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. развитие
     познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Важнейшими умениями в 5 являются следующие:

  1. умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  2. выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  3. осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  4. умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  5. умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  6. умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  7. умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  1. умение владеть монологической и диалогической речью;
  2. умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  3. умение выявлять авторское отношение к героям;
  4. умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Количество часов по программе – 70 ч, в. неделю – 2 часа:на изучение произведений – 52 ч, на развитие речи –11 ч, на внекл.чтение – 7 ч. Планирование составлено на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» Авторы – составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: «Русское слово»,-  2011 год.

Учебник: Г.С.Меркин. Литература, 5 класс, - М.: «Русское слово», - 2010 год.

                                    Учебно-тематическое планирование.

Разделы

Количество часов

Введение

1

Мифология

2

Из устного народного творчества

 4

Из древнерусской литературы

2

Басни народов мира и русская басня

1+5

Из литературы  XIX  века

22

Из литературы XXвека

13

Зарубежная литература

8

Итоговый урок

1

Уроки развития речи

5

Уроки внеклассного чтения

6

Итого:

70 часов

                 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Введение

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы;

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Вороной Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков.   «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка.».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока.    Блоковские    места    (Петербург,    Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константинове — Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности:  инсценирование.

Родная природа в  произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М.ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Учебно-методическое и программное обеспечение

Для учителя

1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы»авт-сост. Г.С.МеркинС.А.Зинин,В.А.Чалмаев.

2.Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2010.

3.Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.

4.Соловьёва Ф.Е. Литература 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.

  Дополнительная литература

1.Античная литература. Рим. Хрестоматия. Издательство: Высшая школа, 2003 год

2.Литература. Тесты. 5-8 классы.Издательство: Дрофа, 2002 год

3.Чудакова Н. В. Литература Древней Руси. Издательство: Мнемозина, 1999 год

4. Шинкарев В.Всемирная литература Издательство: Красный Матрос, 2000 год

5.Я познаю мир: Литература.Издательство: АСТ, 2006 год
6.Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1Издательство:
Аванта+, 2006 год

7.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера.Издательство: Аванта+, 2005 год
8.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX векаИздательство:
Аванта+, 2005 год

Для ученика

1. Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2010.

2. Литература. Тесты. 5-8 классы.Издательство: Дрофа, 2002 год

3. Я познаю мир: Литература.Издательство: АСТ, 2006 год

Тематическое планирование  уроков русской литературы в 5 классе

№ п/п

Тема

Тип урока

Теория литературы и историко-литературные сведения

Развитие речи

Дата факт

Дата план

1

Введение

Вн/чтение. Книга, о которой хочется рассказать.

Писатель. Читатель. Художественная и учебная книга.

Тема. Идея. Сюжет. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащихся

Устные монологические высказывания.

Краткий пересказ

05.09

2

Миф и мифология. Античный миф. Мифологические рассказы о происхождении мира и богов. «рождение Зевса», «Олимп»

комбинированный

Миф. Мифологический сюжет, мифологический персонаж.

Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа.

06.09

3

Гомер «Одиссей на острове циклопов»

Урок усвоения новой темы

Мифологический персонаж, мифологический сюжет, сюжет мифа.

Словесное рисование

12.09

4

Устное народное творчество, его основные виды.

комбинированный

Развитие представлений о видах устного народного творчества

Работа со словарем, составление словарной статьи, конкурс «Кто больше знает пословиц?» подбор к зарубежной пословице аналогичных русских

13.09

5

Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

Урок усвоения новой темы

Сказка, типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Отражение в волшебной сказке народных представлений о добре и зле.

Построение устных высказываний.

19.09

6

Нравственная проблематика волшебной сказки «Царевна-лягушка». Сюжет. Сказочные образы.

Совершенствование ЗУН

Сказка, построение сказки (присказки, зачин, концовка, обращения, повторы) постоянные эпитеты, гиперболы.

Построение устных высказываний, участие в диалоге.

20.09

7

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

Урок усвоения новой темы

Бытовая сказка; сюжет и реальная основа бытовой сказки; своеобразие лексики бытовой сказки; выражение в бытовой сказке национальных черт характера

Краткий пересказ; чтение по ролям.

26.09

8

Р/р. Сочинение сказки

Развитие речи

Сказка, построение сказки; постоянные эпитеты, повторы, гиперболы, волшебство, сказочные герои, тема, идея.

Выбор вида сказки; составление сказки; придумывание зачина, концовки, введение изобразительно-выразительных средств.

27.09

9

Понятие о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян, «Кий», Дань Хазарам») Нравственная позиция автора.

Урок усвоения новых знаний

Понятие о древнерусской литературе, летопись. Патриотический пафос древнерусской литературы. Позиция автора, мотивы повести.

Пересказ статьи «О древнерусской литературе»

03.10

10

Р\р. Подробный пересказ текстов древнерусской литературы.

Развитие речи

Летопись. Патриотический пафос. Нравственная позиция.

Подробный пересказ фрагментов летописи с использованием старинных слов и выражений.

04.10

11

Басни народов мира. Эзоп. Ж. де Лафонтен. Раскрытие характера персонажей в баснях.

Урок усвоения новых знаний

Басня. «Эзопов язык». Сюжет. Композиция.

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

10.10

12

Русская басня. Понятие о басне.

Урок усвоения новых знаний

Басня, басня и миф, мораль, олицетворение, аллегория.

Рассказ о баснях по плану.

11.10

13

Басня «Ворона и Лисица» В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова.

Урок усвоения новых знаний

Краткие сведения о писателях. «Бродячие сюжеты» в баснях, способы реализации одного и того же сюжета.

Составление плана статей учебника о писателях.

17.10

14

М.В.Ломоносов. Своеобразие басен М.В.Ломоносова.»Случились вместе два астронома в пиру»

Урок усвоения новых знаний

Краткие сведения о писателе. Своеобразие пафоса басен (комические басни и поучительные элементы), связь басни с научной деятельностью писателя.

Выразительное чтение, ответы на вопросы. Рассуждения по поводу прочитанной басни.

18.10

15

И.А.Крылов. тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в баснях «Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха». Образный мир басен.

Совершенствование ЗУН

Краткие сведения о писателе, отношение И.А.Крылова к книге, тематика басен, басенный сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира.

Конкурс на лучшее чтение или чтение по ролям

24.10

16

Конкурс на лучшее инсценирование басен И.А.Крылова

Развитие речи

Басня, мораль, аллегория, сравнение, гипербола

Инсценирование басни, отзыв на инсценировку

25.10

17

А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Пушкин и книги. Анализ стихотворения «Няне»

комбинированный

Биография, жизненный путь, творческий путь. Лирика, тема, изобразительно-выразительные средства в стихотворении.

Составление плана статьи учебника, тезисов, воспоминаний, выразительное чтение

31.10

18

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Литературная и народная сказка. Герои и персонажи. Отношение автора к героям

Урок усвоения новых знаний

Литературная сказка и ее отличие от фольклорной. Гуманистическая направленность сказки.

Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы.

01.11

19

Рассказ о герое «сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Развитие речи

Литературная сказка, литературный портрет, пейзаж, ритм.

Устный рассказ о герое «Сказки…»

14.11

20

Р/р. Конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина

Развитие речи

Литературная сказка, портрет, герой, персонаж.

Инсценирование или чтение по ролям фрагментов сказок

15.11

21

А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

Урок усвоения новых знаний

Ритм, рифма, эпитеты

Выразительное чтение, устное словесное рисование

21.11

22

Образ природы в стихотворениях А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и «Зимнее утро»

Урок -беседа

Пейзаж, художественный образ, лирический персонаж, интонация, эпитет, композиция, образ зимы и образ красавицы.

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

22.11

23

Вн/чт. Час поэзии. «Поэзия 19 века о родной природе»

Развитие речи

Пейзажная лирика, сравнения, эпитеты, риторические фигуры, образ природы, система художественных образов

Подбор к данным словосочетаниям сочетаний слов из текста стихотворений.

28.11

24

Детские годы М.Ю.Лермонтова

Урок усвоения новых знаний

Влияние событий русской истории на творчество Лермонтова, интерес поэта к проблемам народа

Чтение по ролям фрагмента из романа М.И.Сизовой «Из пламя и света»

29.11

25

Стихотворение Лермонтова «Бородино». Исторический контекст стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении  Лермонтова

Урок усвоения новых знаний

Новое понимание человека в его связях с национальной историей.

Выразительное чтение наизусть, письменные и устные ответы на вопросы учителя.

05.12

26

Н.В.Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя

Урок усвоения новых знаний

Формирование представлений о национальной самобытности раннего творчества Гоголя, интерес к культуре народа. фантастика

Подготовка устного рассказа по плану

06.12

27

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» тема и сюжет повести

Урок усвоения новых знаний

Повесть, тема, сюжет

Пересказ сюжета повести

12.12

28

Система персонажей повести «Ночь перед Рождеством».

Урок -беседа

Мифологические мотивы, фольклорные мотивы, система персонажей.

Краткий выборочный пересказ, словесное рисование

13.12

29

Р/р. Рассказ о герое повести. Роль портрета в характеристике героя.

Развитие речи

Герой, персонаж, портрет, речевая характеристика, авторское отношение к герою

Составление плана рассказа о герое

19.12

30

Вн/чт. Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Моя любимая повесть.

Внеклассное чтение

Цикл повестей

Устное высказывание о произведении

20.12

31

И.С.Тургенев. Детские годы. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя.

Урок усвоения новых знаний

Творческая биография писателя.

Составление вопросов к вступительной статье учебника

26.12

32

И.С.Тургенев «Муму». Тематика и социальная проблематика

Урок усвоения новых знаний

Автобиографическая основа

Краткий выборочный пересказ эпизодов

27.12

33

Центральные и второстепенные образы в рассказе. Образ Герасима. Смысл названия повести

Урок -беседа

Тема произведения. Центральные образы. Смысл названия.

Сопоставление персонажей. Ответы на вопросы учебника. Рассказ по плану.

16.01

34

Р/р. Сочинение на тему «Эпизод в рассказе «Муму», который произвел на меня сильное впечатление»

Развитие речи

Место эпизода в произведении. Приемы создания образа

Устный анализ эпизода.

17.01

35

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи»

Урок усвоения новых знаний

Стихотворение в прозе, детали в характеристике образа

Ответы на вопросы, выявляющее понимание текста.

23.01

36

 В мире тургеневского слова. Стихотворение в прозе «Русский язык»

Развитие речи

Язык художественного произведения, роль литературы в формировании русского языка

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника.

24.01

37

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта

Урок усвоения новых знаний

Жизненный и творческий путь поэта

Пересказ вступительной статьи учебника, подготовка страниц устного журнала.

30.01

38

Тема детства в стихотворении Некрасова «Крестьянские дети»

Урок -размышление

Тема. Основная мысль, фольклорные элементы в художественном произведении, эпиграф. . Повествователь и автор композиции Строфа. Эпитет сравнение. Общественный и гуманистический пафос.

Выразительное чтение, работа со словами.

31.01

39

Л.Н.Толстой. сведения о писателе. Толстой и Ясная Поляна

Урок усвоения новых знаний

Общественная позиция писателя, нравственные искания.

Комментарий к выставке о Толстом

06.02

40

Творческая история создания рассказа «Кавказский пленник». Своеобразие сюжета.

Урок усвоения новых знаний

Творческая история, сюжет, развитие представлений о повести.

Комментированное чтение.

07.02

41

Жилин и Костылин. Две жизненные позиции. Речевая характеристика персонажа

Урок -размышление

Образ-персонаж, речевая характеристика

Конкурс на лучший вопрос по повести

13.02

42

Р/р. Сочинение на тему «Над чем заставил меня задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник»

Развитие реи

Человек в ситуации нравственного выбора

Обучение построению письменного высказывания.

14.02

43

А.П.Чехов. детские и юношеские годы писателя. Книга в жизни Чехова А.П.Чехов «Пересолил». Приемы создания характеров и ситуаций

Урок- размышление

Личность писателя

Рассказ о детских годах писателя

20.02

44

А.А.Блок». Летний вечер». Художественное своеобразие стихотворения «Полный месяц встал над лугом…»

Урок-анализ стихотворения

Образная система, антитеза

Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение

21.02

45

Л.Н.Андреев «Петька на даче». Нравственная проблематика рассказа

Урок усвоения новой темы

Тематика, нравственная проблематика, финал, художественная деталь

Краткий и выборочный пересказ, составление вопросов

27.02

46

И.А.Бунин. детские годы писателя. Книга в жизни поэта. Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги…»

Урок усвоения новой темы

Жизненный и творческий путь писателя, тема, приемы реализации, второй план стихотворения

Ответы на вопросы учебника

28.02

47

И.А.Бунин «В деревне». Характеристика образа-персонажа

Анализ стихотворения

Эпитеты. Сравнения, метафоры

Рассказ о впечатлениях мальчика

06.03

48

А.И.Куприн. Детские впечатления и их отражение в произведениях писателя. «Детский сад» Вн/чт. Куприн. «Чудесный доктор»

Урок усвоения новой темы

Рассказ, характеристика персонажа, портрет героя

Отзыв об эпизоде.

07.03

49

С.А.Есенин. Детские годы поэта В мире художественного слова Есенина. Единство человека и природы в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…»

комбинированный

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение Художественный образ, художественный мотив, звукообраз.

Чтение наизусть Ответы на вопросы, раскрывающие понимание текста стихотворений

13.03

50

А.П.Платонов. Рассказ «Никита»

Урок усвоения новой темы

Краткие биографические сведения о писателе, рассказ, сюжет, финал рассказа

Выразительное чтение, рассказ о жизни и судьбе родителей Никиты, рассказ о писателе

14.03

51

Р/р. Художественный пересказ рассказа Платонова «Никита»

Развитие речи

Рассказ, сюжет, изобразительно-выразительные средства

Художественный пересказ

20.03

52

П.П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказке

Размышление над прочитанным

Сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования. Афоризм, приемы создания художественного образа

Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде, чтение по ролям.

21.03

53

Е.Н.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас»

Урок размышление

Юмористическое и лирическое начало в рассказе

Краткий пересказ, письменный ответ на вопрос. Инсценированное чтение

03.04

54

Вн/чт. Е.Н.Носов «Варька»

Вне-

классное чтение

Тема, сюжет, композиция.

Комментарий и аннотация к выставке книг писателя

04.04

55

Н.А.Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок»

Анализ стихотворений

Краткие сведения о писателе, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

Выразительное чтение наизусть, рассказ о детстве поэта, устное словесное рисование

10.04

56

Вн/чт. В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?»

Внекл чтение

Тема. Идея. Сюжет. Художественный образ

Пересказ эпизода, ответы на вопросы

11.04

57

А.Т.Твардовский «Станция Починок»

Урок-беседа

Эпитет, метафора, лирический герой.

Выразительное чтение, рассказ о детстве поэта

17.04

58

Поэзия и проза 20 века о родной природе.

Развитие речи

Эпитет, метафора, лирический герой.

Подбор заголовка к разделу

18.04

59

Литература народов России. Творчество К.Кулиева. Г.Тукая.

Урок усвоения новой темы

Эпитет, метафора, лирический герой.

Внеклассное чтение и сжатый пересказ

24.04

60

Д.Дефо. «Робинзон Крузо. Характеристика персонажей

Урок усвоения новой темы

Притча, приключенческий роман, роман воспитание, путешествие.

Различные виды пересказа

25.04

61

Х.К.Андерсен.»Снежная королева» комментированное чтение.

Волшебная сказка, авторский замысел и способы его реализации

Ответы на вопросы учителя в процессе чтения произведения

01.05

62

Проблематика сказки «Снежная королева»

Проблематика

Участие в дискуссии

02.05

63

Вн/чт. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Сказка, сюжет, художественный образ, рассказ о писателе

Пересказ сказки

08.05

64

М.Твен. «Приключения Тома Сойера» Комментированное чтение

Урок усвоения новой темы

Краткие сведения о писателе, автобиографические мотивы, юмор, приключения

Различные виды чтения и пересказа

09.05

65

Р/Р. Письменный отзыв о герое произведения М.Твена

Развитие речи

Образ-персонаж, средства создания образа

Письменный отзыв о герое

15.05

66

Ж.Рони-Старший. «Борьба за огонь». Человек и природа в доисторическом мире.

Урок усвоения новой темы

Краткие сведения о писателе, повесть

Составление плана характеристики героя.

16.05

67

Д.Лондон «Сказание о Кише». Портрет героя

Урок усвоения новой темы

Краткие сведения о писателе, рассказ

Различные виды пересказа, портрет героя

22.05

68

Р.Бредбери «Все лето в один день» основные мотивы произведения

Урок усвоения новой темы

Краткие сведения о писателе, фантастика и реальность, земное и космическое

Цитатный план, различные виды пересказа

23.05

69

Вн/чт. Р.Бредбери. тьма и свет в рассказе «Улыбка»

Внекл. Чт.

фантастика и реальность, сюжет и проблематика

Ответы на вопросы

29.05

70

Р/р. Обобщающий урок «Встреча в литературной гостиной Рекомендации книг для летнего чтения

Итоговый урок

Сюжет, герой, проблема.

Инсценированное художественное чтение

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина

Рабочая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами и программой...

Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Меркина)

Рабочая программа разработана по учебному комплексу под редакцией Меркина из расчета 2 часа в неделю. В программе дана пояснительная записка, краткое содержание курса, календарно-тематическое планиров...

Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику Меркина Г.С.

Данная рабочая программа составлена методически верно. Учебно-тематический план полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина Г.С.

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....

Рабочая программа по литературе 5 класс (Г.С.Меркин)

Рабочая программа по литературе для 5 класса...

Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Меркин Г.С.

Рабочая программа по литературе  7 класс к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов....

Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику Меркин Г.С.

Рабочая программа по литературе к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов...