Рабочая программа по литературе для 5 класса (Г.С. Меркин)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа рассчитана на 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkoy_literature_-_5_kl.docx | 63.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО учителей филолого-гуманитарного цикла МБОУ « Сиренькинская СОШ» Галиаскарова Г.А.. Протокол № _1 от «27» _августа 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ « Сиренькинская СОШ» Максимова М.Н. «31» августа 2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ « Сиренькинская СОШ» Файзетдинов Т.М.. Приказ №138 от «1»сентября 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
Файзетдиновой М. Г.
первой квалификационной категории
по русской литературе в 5 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1_от «_29_» августа_2012 г
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Русская литература – 5 класс» составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.;
- Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан №4154/12 от 09.07.2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования
- Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), // Литература. 5 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"
- Общеобразовательная программа МБОУ «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа» ;
- Учебный план МБОУ «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 уч.г.;
- Положение «О рабочих программах» МБОУ «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа», утвержденное приказом МБОУ «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа » от 29.08.2011г. №80;
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Важнейшими умениями в 5 являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Количество часов по программе – 70 ч, в. неделю – 2 часа:на изучение произведений – 52 ч, на развитие речи –11 ч, на внекл.чтение – 7 ч. Планирование составлено на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» Авторы – составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: «Русское слово»,- 2011 год.
Учебник: Г.С.Меркин. Литература, 5 класс, - М.: «Русское слово», - 2010 год.
Учебно-тематическое планирование.
Разделы | Количество часов |
Введение | 1 |
Мифология | 2 |
Из устного народного творчества | 4 |
Из древнерусской литературы | 2 |
Басни народов мира и русская басня | 1+5 |
Из литературы XIX века | 22 |
Из литературы XXвека | 13 |
Зарубежная литература | 8 |
Итоговый урок | 1 |
Уроки развития речи | 5 |
Уроки внеклассного чтения | 6 |
Итого: | 70 часов |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Введение
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы;
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Вороной Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка.».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константинове — Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М.ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Итоговый урок
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Учебно-методическое и программное обеспечение
Для учителя
1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы»авт-сост. Г.С.МеркинС.А.Зинин,В.А.Чалмаев.
2.Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2010.
3.Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.
4.Соловьёва Ф.Е. Литература 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.
Дополнительная литература
1.Античная литература. Рим. Хрестоматия. Издательство: Высшая школа, 2003 год
2.Литература. Тесты. 5-8 классы.Издательство: Дрофа, 2002 год
3.Чудакова Н. В. Литература Древней Руси. Издательство: Мнемозина, 1999 год
4. Шинкарев В.Всемирная литература Издательство: Красный Матрос, 2000 год
5.Я познаю мир: Литература.Издательство: АСТ, 2006 год
6.Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1Издательство: Аванта+, 2006 год
7.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера.Издательство: Аванта+, 2005 год
8.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX векаИздательство: Аванта+, 2005 год
1. Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2010.
2. Литература. Тесты. 5-8 классы.Издательство: Дрофа, 2002 год
3. Я познаю мир: Литература.Издательство: АСТ, 2006 год
Тематическое планирование уроков русской литературы в 5 классе
№ п/п | Тема | Тип урока | Теория литературы и историко-литературные сведения | Развитие речи | Дата факт | Дата план |
1 | Введение Вн/чтение. Книга, о которой хочется рассказать. | Писатель. Читатель. Художественная и учебная книга. Тема. Идея. Сюжет. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащихся | Устные монологические высказывания. Краткий пересказ | 05.09 | ||
2 | Миф и мифология. Античный миф. Мифологические рассказы о происхождении мира и богов. «рождение Зевса», «Олимп» | комбинированный | Миф. Мифологический сюжет, мифологический персонаж. | Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа. | 06.09 | |
3 | Гомер «Одиссей на острове циклопов» | Урок усвоения новой темы | Мифологический персонаж, мифологический сюжет, сюжет мифа. | Словесное рисование | 12.09 | |
4 | Устное народное творчество, его основные виды. | комбинированный | Развитие представлений о видах устного народного творчества | Работа со словарем, составление словарной статьи, конкурс «Кто больше знает пословиц?» подбор к зарубежной пословице аналогичных русских | 13.09 | |
5 | Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» | Урок усвоения новой темы | Сказка, типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Отражение в волшебной сказке народных представлений о добре и зле. | Построение устных высказываний. | 19.09 | |
6 | Нравственная проблематика волшебной сказки «Царевна-лягушка». Сюжет. Сказочные образы. | Совершенствование ЗУН | Сказка, построение сказки (присказки, зачин, концовка, обращения, повторы) постоянные эпитеты, гиперболы. | Построение устных высказываний, участие в диалоге. | 20.09 | |
7 | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. | Урок усвоения новой темы | Бытовая сказка; сюжет и реальная основа бытовой сказки; своеобразие лексики бытовой сказки; выражение в бытовой сказке национальных черт характера | Краткий пересказ; чтение по ролям. | 26.09 | |
8 | Р/р. Сочинение сказки | Развитие речи | Сказка, построение сказки; постоянные эпитеты, повторы, гиперболы, волшебство, сказочные герои, тема, идея. | Выбор вида сказки; составление сказки; придумывание зачина, концовки, введение изобразительно-выразительных средств. | 27.09 | |
9 | Понятие о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян, «Кий», Дань Хазарам») Нравственная позиция автора. | Урок усвоения новых знаний | Понятие о древнерусской литературе, летопись. Патриотический пафос древнерусской литературы. Позиция автора, мотивы повести. | Пересказ статьи «О древнерусской литературе» | 03.10 | |
10 | Р\р. Подробный пересказ текстов древнерусской литературы. | Развитие речи | Летопись. Патриотический пафос. Нравственная позиция. | Подробный пересказ фрагментов летописи с использованием старинных слов и выражений. | 04.10 | |
11 | Басни народов мира. Эзоп. Ж. де Лафонтен. Раскрытие характера персонажей в баснях. | Урок усвоения новых знаний | Басня. «Эзопов язык». Сюжет. Композиция. | Выразительное чтение, ответы на вопросы. | 10.10 | |
12 | Русская басня. Понятие о басне. | Урок усвоения новых знаний | Басня, басня и миф, мораль, олицетворение, аллегория. | Рассказ о баснях по плану. | 11.10 | |
13 | Басня «Ворона и Лисица» В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова. | Урок усвоения новых знаний | Краткие сведения о писателях. «Бродячие сюжеты» в баснях, способы реализации одного и того же сюжета. | Составление плана статей учебника о писателях. | 17.10 | |
14 | М.В.Ломоносов. Своеобразие басен М.В.Ломоносова.»Случились вместе два астронома в пиру» | Урок усвоения новых знаний | Краткие сведения о писателе. Своеобразие пафоса басен (комические басни и поучительные элементы), связь басни с научной деятельностью писателя. | Выразительное чтение, ответы на вопросы. Рассуждения по поводу прочитанной басни. | 18.10 | |
15 | И.А.Крылов. тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в баснях «Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха». Образный мир басен. | Совершенствование ЗУН | Краткие сведения о писателе, отношение И.А.Крылова к книге, тематика басен, басенный сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира. | Конкурс на лучшее чтение или чтение по ролям | 24.10 | |
16 | Конкурс на лучшее инсценирование басен И.А.Крылова | Развитие речи | Басня, мораль, аллегория, сравнение, гипербола | Инсценирование басни, отзыв на инсценировку | 25.10 | |
17 | А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Пушкин и книги. Анализ стихотворения «Няне» | комбинированный | Биография, жизненный путь, творческий путь. Лирика, тема, изобразительно-выразительные средства в стихотворении. | Составление плана статьи учебника, тезисов, воспоминаний, выразительное чтение | 31.10 | |
18 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Литературная и народная сказка. Герои и персонажи. Отношение автора к героям | Урок усвоения новых знаний | Литературная сказка и ее отличие от фольклорной. Гуманистическая направленность сказки. | Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы. | 01.11 | |
19 | Рассказ о герое «сказки о мертвой царевне и семи богатырях» | Развитие речи | Литературная сказка, литературный портрет, пейзаж, ритм. | Устный рассказ о герое «Сказки…» | 14.11 | |
20 | Р/р. Конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина | Развитие речи | Литературная сказка, портрет, герой, персонаж. | Инсценирование или чтение по ролям фрагментов сказок | 15.11 | |
21 | А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | Урок усвоения новых знаний | Ритм, рифма, эпитеты | Выразительное чтение, устное словесное рисование | 21.11 | |
22 | Образ природы в стихотворениях А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и «Зимнее утро» | Урок -беседа | Пейзаж, художественный образ, лирический персонаж, интонация, эпитет, композиция, образ зимы и образ красавицы. | Выразительное чтение, ответы на вопросы. | 22.11 | |
23 | Вн/чт. Час поэзии. «Поэзия 19 века о родной природе» | Развитие речи | Пейзажная лирика, сравнения, эпитеты, риторические фигуры, образ природы, система художественных образов | Подбор к данным словосочетаниям сочетаний слов из текста стихотворений. | 28.11 | |
24 | Детские годы М.Ю.Лермонтова | Урок усвоения новых знаний | Влияние событий русской истории на творчество Лермонтова, интерес поэта к проблемам народа | Чтение по ролям фрагмента из романа М.И.Сизовой «Из пламя и света» | 29.11 | |
25 | Стихотворение Лермонтова «Бородино». Исторический контекст стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении Лермонтова | Урок усвоения новых знаний | Новое понимание человека в его связях с национальной историей. | Выразительное чтение наизусть, письменные и устные ответы на вопросы учителя. | 05.12 | |
26 | Н.В.Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя | Урок усвоения новых знаний | Формирование представлений о национальной самобытности раннего творчества Гоголя, интерес к культуре народа. фантастика | Подготовка устного рассказа по плану | 06.12 | |
27 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» тема и сюжет повести | Урок усвоения новых знаний | Повесть, тема, сюжет | Пересказ сюжета повести | 12.12 | |
28 | Система персонажей повести «Ночь перед Рождеством». | Урок -беседа | Мифологические мотивы, фольклорные мотивы, система персонажей. | Краткий выборочный пересказ, словесное рисование | 13.12 | |
29 | Р/р. Рассказ о герое повести. Роль портрета в характеристике героя. | Развитие речи | Герой, персонаж, портрет, речевая характеристика, авторское отношение к герою | Составление плана рассказа о герое | 19.12 | |
30 | Вн/чт. Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Моя любимая повесть. | Внеклассное чтение | Цикл повестей | Устное высказывание о произведении | 20.12 | |
31 | И.С.Тургенев. Детские годы. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. | Урок усвоения новых знаний | Творческая биография писателя. | Составление вопросов к вступительной статье учебника | 26.12 | |
32 | И.С.Тургенев «Муму». Тематика и социальная проблематика | Урок усвоения новых знаний | Автобиографическая основа | Краткий выборочный пересказ эпизодов | 27.12 | |
33 | Центральные и второстепенные образы в рассказе. Образ Герасима. Смысл названия повести | Урок -беседа | Тема произведения. Центральные образы. Смысл названия. | Сопоставление персонажей. Ответы на вопросы учебника. Рассказ по плану. | 16.01 | |
34 | Р/р. Сочинение на тему «Эпизод в рассказе «Муму», который произвел на меня сильное впечатление» | Развитие речи | Место эпизода в произведении. Приемы создания образа | Устный анализ эпизода. | 17.01 | |
35 | Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи» | Урок усвоения новых знаний | Стихотворение в прозе, детали в характеристике образа | Ответы на вопросы, выявляющее понимание текста. | 23.01 | |
36 | В мире тургеневского слова. Стихотворение в прозе «Русский язык» | Развитие речи | Язык художественного произведения, роль литературы в формировании русского языка | Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника. | 24.01 | |
37 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта | Урок усвоения новых знаний | Жизненный и творческий путь поэта | Пересказ вступительной статьи учебника, подготовка страниц устного журнала. | 30.01 | |
38 | Тема детства в стихотворении Некрасова «Крестьянские дети» | Урок -размышление | Тема. Основная мысль, фольклорные элементы в художественном произведении, эпиграф. . Повествователь и автор композиции Строфа. Эпитет сравнение. Общественный и гуманистический пафос. | Выразительное чтение, работа со словами. | 31.01 | |
39 | Л.Н.Толстой. сведения о писателе. Толстой и Ясная Поляна | Урок усвоения новых знаний | Общественная позиция писателя, нравственные искания. | Комментарий к выставке о Толстом | 06.02 | |
40 | Творческая история создания рассказа «Кавказский пленник». Своеобразие сюжета. | Урок усвоения новых знаний | Творческая история, сюжет, развитие представлений о повести. | Комментированное чтение. | 07.02 | |
41 | Жилин и Костылин. Две жизненные позиции. Речевая характеристика персонажа | Урок -размышление | Образ-персонаж, речевая характеристика | Конкурс на лучший вопрос по повести | 13.02 | |
42 | Р/р. Сочинение на тему «Над чем заставил меня задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник» | Развитие реи | Человек в ситуации нравственного выбора | Обучение построению письменного высказывания. | 14.02 | |
43 | А.П.Чехов. детские и юношеские годы писателя. Книга в жизни Чехова А.П.Чехов «Пересолил». Приемы создания характеров и ситуаций | Урок- размышление | Личность писателя | Рассказ о детских годах писателя | 20.02 | |
44 | А.А.Блок». Летний вечер». Художественное своеобразие стихотворения «Полный месяц встал над лугом…» | Урок-анализ стихотворения | Образная система, антитеза | Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение | 21.02 | |
45 | Л.Н.Андреев «Петька на даче». Нравственная проблематика рассказа | Урок усвоения новой темы | Тематика, нравственная проблематика, финал, художественная деталь | Краткий и выборочный пересказ, составление вопросов | 27.02 | |
46 | И.А.Бунин. детские годы писателя. Книга в жизни поэта. Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги…» | Урок усвоения новой темы | Жизненный и творческий путь писателя, тема, приемы реализации, второй план стихотворения | Ответы на вопросы учебника | 28.02 | |
47 | И.А.Бунин «В деревне». Характеристика образа-персонажа | Анализ стихотворения | Эпитеты. Сравнения, метафоры | Рассказ о впечатлениях мальчика | 06.03 | |
48 | А.И.Куприн. Детские впечатления и их отражение в произведениях писателя. «Детский сад» Вн/чт. Куприн. «Чудесный доктор» | Урок усвоения новой темы | Рассказ, характеристика персонажа, портрет героя | Отзыв об эпизоде. | 07.03 | |
49 | С.А.Есенин. Детские годы поэта В мире художественного слова Есенина. Единство человека и природы в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…» | комбинированный | Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение Художественный образ, художественный мотив, звукообраз. | Чтение наизусть Ответы на вопросы, раскрывающие понимание текста стихотворений | 13.03 | |
50 | А.П.Платонов. Рассказ «Никита» | Урок усвоения новой темы | Краткие биографические сведения о писателе, рассказ, сюжет, финал рассказа | Выразительное чтение, рассказ о жизни и судьбе родителей Никиты, рассказ о писателе | 14.03 | |
51 | Р/р. Художественный пересказ рассказа Платонова «Никита» | Развитие речи | Рассказ, сюжет, изобразительно-выразительные средства | Художественный пересказ | 20.03 | |
52 | П.П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказке | Размышление над прочитанным | Сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования. Афоризм, приемы создания художественного образа | Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде, чтение по ролям. | 21.03 | |
53 | Е.Н.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас» | Урок размышление | Юмористическое и лирическое начало в рассказе | Краткий пересказ, письменный ответ на вопрос. Инсценированное чтение | 03.04 | |
54 | Вн/чт. Е.Н.Носов «Варька» | Вне- классное чтение | Тема, сюжет, композиция. | Комментарий и аннотация к выставке книг писателя | 04.04 | |
55 | Н.А.Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок» | Анализ стихотворений | Краткие сведения о писателе, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение. | Выразительное чтение наизусть, рассказ о детстве поэта, устное словесное рисование | 10.04 | |
56 | Вн/чт. В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?» | Внекл чтение | Тема. Идея. Сюжет. Художественный образ | Пересказ эпизода, ответы на вопросы | 11.04 | |
57 | А.Т.Твардовский «Станция Починок» | Урок-беседа | Эпитет, метафора, лирический герой. | Выразительное чтение, рассказ о детстве поэта | 17.04 | |
58 | Поэзия и проза 20 века о родной природе. | Развитие речи | Эпитет, метафора, лирический герой. | Подбор заголовка к разделу | 18.04 | |
59 | Литература народов России. Творчество К.Кулиева. Г.Тукая. | Урок усвоения новой темы | Эпитет, метафора, лирический герой. | Внеклассное чтение и сжатый пересказ | 24.04 | |
60 | Д.Дефо. «Робинзон Крузо. Характеристика персонажей | Урок усвоения новой темы | Притча, приключенческий роман, роман воспитание, путешествие. | Различные виды пересказа | 25.04 | |
61 | Х.К.Андерсен.»Снежная королева» комментированное чтение. | Волшебная сказка, авторский замысел и способы его реализации | Ответы на вопросы учителя в процессе чтения произведения | 01.05 | ||
62 | Проблематика сказки «Снежная королева» | Проблематика | Участие в дискуссии | 02.05 | ||
63 | Вн/чт. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Сказка, сюжет, художественный образ, рассказ о писателе | Пересказ сказки | 08.05 | ||
64 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера» Комментированное чтение | Урок усвоения новой темы | Краткие сведения о писателе, автобиографические мотивы, юмор, приключения | Различные виды чтения и пересказа | 09.05 | |
65 | Р/Р. Письменный отзыв о герое произведения М.Твена | Развитие речи | Образ-персонаж, средства создания образа | Письменный отзыв о герое | 15.05 | |
66 | Ж.Рони-Старший. «Борьба за огонь». Человек и природа в доисторическом мире. | Урок усвоения новой темы | Краткие сведения о писателе, повесть | Составление плана характеристики героя. | 16.05 | |
67 | Д.Лондон «Сказание о Кише». Портрет героя | Урок усвоения новой темы | Краткие сведения о писателе, рассказ | Различные виды пересказа, портрет героя | 22.05 | |
68 | Р.Бредбери «Все лето в один день» основные мотивы произведения | Урок усвоения новой темы | Краткие сведения о писателе, фантастика и реальность, земное и космическое | Цитатный план, различные виды пересказа | 23.05 | |
69 | Вн/чт. Р.Бредбери. тьма и свет в рассказе «Улыбка» | Внекл. Чт. | фантастика и реальность, сюжет и проблематика | Ответы на вопросы | 29.05 | |
70 | Р/р. Обобщающий урок «Встреча в литературной гостиной Рекомендации книг для летнего чтения | Итоговый урок | Сюжет, герой, проблема. | Инсценированное художественное чтение | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина
Рабочая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами и программой...
Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Меркина)
Рабочая программа разработана по учебному комплексу под редакцией Меркина из расчета 2 часа в неделю. В программе дана пояснительная записка, краткое содержание курса, календарно-тематическое планиров...
Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику Меркина Г.С.
Данная рабочая программа составлена методически верно. Учебно-тематический план полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина Г.С.
Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....
Рабочая программа по литературе 5 класс (Г.С.Меркин)
Рабочая программа по литературе для 5 класса...
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Меркин Г.С.
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов....
Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику Меркин Г.С.
Рабочая программа по литературе к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов...