Урок по творчеству Н.М.Рубцова "Ангел Родины"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Урок внеклассного чтения по стихотворениям Н.М.Рубцова, где учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством позта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
angel_rodiny.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ангел Родины» (Николай Михайлович Рубцов. 1936-1971. Стихотворения.) Урок внеклассного чтения.
Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта Н.Рубцова, вызвать интерес к его творчеству.
- Определить основную тематику произведений Рубцова путём анализа стихотворений;развивать навыки выразительного чтения, анализа лирических произведений; навыки сравнительного анализа (стихотворение Рубцова «Левитану» и картина Левитана «Вечерний звон»).
- Формитровать у учащихся чувство любви, верности и преданности своей Отчизне на примере судьбы поэта Н.Рубцова и стихотворений.
Оборудование:портреты Н.Рубцова и Левитана,презентация отворчестве поэта,сборники стихотворений Рубцова,репродукции картин Левитана, Грамзапись песни «Вечный звон», песни «Букет» ( слова Н.Рубцова, музыка А.Барыкина), компьютер.
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
Ангел Родины незлобливой моей…
К. Фофанов.
Русь моя, люблю твои берёзы!
Н.Рубцов.
Оформление доски: дата, тема урока,стенгазета «Ангел Родины», портреты Рубцова и Левитана, содержание домашнего задания, эпиграфы к уроку, словарная работа.
ХОД УРОКА.
- Эпиграфы:
Ангел Родины незлобливой моей.
К.Фофанов.
Русь моя, люблю твои берёзы!
Н.Рубцов.
- Звучит песня «Букет» в исполнении А.Барыкина.
- Слово учителя.
Прозвучала песня «Букет» в исполнении А.Барыкина. Стихи этой прекрасной песни написаны одним из самых любимых и почитаемых поэтов России Николаем Рубцовым
Выросший сиротой, он знал одну –единственную мать-Россию, ей посвятил свои лучшие песни, стихотворения, лучшие минуты подъёма, вдохновения.
Тему урока мы определили так: «Ангел Родины. Николай Михайлович Рубцов,1936-1971. Стихотворения».
Откройте тетради, запишите дату , тему урока, эпиграфы.
На этом уроке мы познакомимся с трудной судьбой поэта, прочитаем некоторые его стихотворения. А в конце урока вы должны сделать выводы по теме и эпиграфам урока.
- Выступление о Н.Рубцове с презентацией.
- Слово учителя.
Конечно же, имя этого поэта уже было вам известно: в 6-м классе вы читали и анализировали его стихотворения «Деревенские ночи». Давайте вспомним его.
6.Звучит стихотворение «Деревенские ночи» в исполнении подготовленного уч-ся.
«Деревенские ночи»
Ветер под окошками,
тихий как мечтание,
А за огородами
в сумерках полей
Крики перепёлок,
ранних звёзд мерцание,
Ржание стреноженных
молодых коней.
К табуну
с уздечкою
выбегу из мрака я,
Самого горячего
выберу коня,
И по травам скошенным,
удилами звякая,
Конь в село соседнее
понесёт меня.
Пусть ромашки встречные
от копыт сторонятся,
Вздрогнувшие ивы
брызгают росой,-
Для меня, как музыкой,
снова мир наполнится
Радостью свидания
с девушкой простой!
Всё люблю без памяти
в деревенском стане я,
Будоражат сердце мне
в сумерках полей
Крики перепёлок,
дальних звёзд мерцание,
Ржание стреноженных
молодых коней…
(1953)
7.Слово учителя.
Родная деревня- это тоже Родина.
За свою недолгую жизнь (35 лет) Н.Рубцов успел издать только 4 поэтические книги, но без его имени сегодня уже невозможно представить лирику последних лет. А петь свои чистые, грустные и в высшей степени светлые песни помогало самое глубокое- главенствующее- чувство: любовь к Родине! Неистребимая, мучительная и всепоглощающая нежность к её зелёным лугам и золотистым осенним лесам, её медленным водам и терпким ягодам, томливым полдням, прохладным вечерам- всему-всему, без чего не мыслил он ни своей жизни, ни своего творчества.
8.Чтение и анализ стихотворения «Тихая моя родина».
Тихая моя родина
В.Белову.
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
-Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
-Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор.
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придёт уезжать-
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
(1964)
Вопросы и задания (Каждый ряд отвечает на вопросы по 4 вариантам).
- Как содержание стихотворения связано с жизнью поэта?
- Определите ведущую тему и основную мысль стихотворения.
- Как построено стихотворение? (размер, строфика, способ рифмовки).
- Отметьте языковые и стилистические художественные средства.
Ответы:
1.Написано стихотворение В 1964 году. Прочитав стихотворение, можно понять, что лирический герой после долгой разлуки вновь оказался в родной деревне, и на него нахлынули детские воспоминания.Содержание произведения тесно связано с жизнью автора: это и смерть матери, знакомые места, детские и школьные годы… В конце стихотворения лирическому герою вновь предстоит разлука с малой родиной, с тихой родиной.
2.Ведущая тема-тема Родины,но это не вся наша огромная страна, а это малая родина, деревня, где родился и вырос автор- тихая родина.
Основная тема-это это любовь к Родине, жизнь человека тесно связана с его родиной:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучею,
Самую смертную связь.
3. Стих-е написано катреном (четверостишием).
Размер
`---/--`-/-- а
`---/`---/`- б
`---/`---/`--- а
`---/`---/`- б
Трёхстопный дактиль. Этот размер наиболее удачен для передачи неторопливой и спокойной интонации. Рифма перекрёстная, есть и мужские, и женские рифмы.
4.Стихотворение начинается с обращения к Родине, как к близкому человеку. Есть диалог, благодоря чему особенно отчётливо можно представить лирического героя среди жителей деревни. Повторяются из строфы в строфу слова с корнем –тих- , что создаёт образ тихой родины. Есть олицетворения: «речка будет бежать и бежать»,сравнения:»словно ворона весёлая»…
Выводы по анализу:Итак, в этом стихотворении создаётся образ малой родины.
9.Повторное выразительное чтение стихотворения уч-ся.
10.Чтение и анализ стихотворения «Берёзы»
Берёзы.
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостней и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождём шумел , как улей,
Вот такой же жёлтый листопад…
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз..
(1957)
Ответы на вопросы:
- Стихотворении написано в 1957 году. Читая произведение, можно представить себе двух главных героев- это лирический герой и берёзы. Встреча с берёзами навевает на героя ряд воспоминаний:это могила матери и берёза над могилой, смерть отца; берёзы , которые росли рядом сих домом; война, которая разрушила счастливую жизнь. Берёза-это символ России, родины, поэтому автор не может смотреть на них без слёз.
- Основная тема-это тема Родины. Родину Рубцов называет Русью. Основная мысль заключается в последней строфе: «Русь моя, люблю твои берёзы!» Нет, не только берёзы любит автор, он признаётся в любви ко всей Родине.
- Стихотворении написан катреном.Размер:
--/`--/`--/`--/`-- а
--/`--/`--/`--/`- б
`--/`--/`--/`--/`--а
--/`--/`--/`--/`-б
Пятистопный хорей.Рифма перекрёстная.
- В стихотворении берёза является символом Родины. Образы Родины и лирического героя создаются с помощью изобразительных средств:олицетворений («отзовётся в сердце и крови», «побеждает проза», «дунет ветер дней», «шумит берёза»,эпитетов «Хмурых дней»).Сравнений(«как улей») и др.
11. Повторное выразительное чтение стихотворения.
12.Слово учителя.
Литературные критики часто сравнивают поэзию Рубцова с живописью И.И.Левитана. Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью поэзия Рубцова настраивает человека на волну добра, открывает нам гармоничность целого мира так же, как и живопись Левитана.
12.Сообщение о художнике и его картине «Вечерний звон».
Левитан-мастер лирического пейзажа- настроения. Главная тема его картин-природа. Он сумел передать изменчивость состояния природы, раскрыть её разнообразие. В своих картинах живописец выразил те чувства, которые испытывает каждый, кто живёт в России и любит её скромный, неяркий пейзаж.
«Вечерний звон» (1892)-картина зрелого Левитана. На ней запечатлена могучая волжская излучина. Природа, изображённая художником, пробуждает в человеке возвышенные чувства. Мы видим красоту и величие покоя. Вроде перед нами обычная картина-монастырь на берегу Волги. Необычность её в том, что художник сумел передать зыбкий переходный момент в жизни природы, когда ясный день уступает место вечерним сумеркам.
Покой опустился на землю, ничто не нарушает тишины. И только приглушённые звуки колокола оглашают окрестность, навевая светлую грусть и погружая нас в созерцательность. Задумчивое состояние природы рождает мечтательное настроение, раздумья о смысле бытия, о месте человека в мироздании. Медленно угасающий день ассоциируется с медленным течением человеческой жизни.
14 Чтение стихотворения Рубцова «Левитану».
Левитану.
(по мотивам картины «Вечерний звон»)
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн-
Я слышу звон и колокольный,
И колокльчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси.
(1960)
15.Размышление над вопросами.
- Какие образы роднят стихотворение и картину?
- Какова Русь Рубцова? Почему поэт назвал Родину Русью?
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Как поэт передаёт звучание колокола?
- Что придаёт музыкальность стихам поэта?
- Чем отличается картина от стихотворения?
Ответы на вопросы.
- Стих-е и картину объединяет многое: «алеющая игла»в стихотворении и розовый закат на картине, «собор звонит в колокола» и в том и в другом произведении. И наконец, «колокольчиковый луг», изображённый на первом плане картины, звонит « не глуше колоколов твоей Руси» в стихах Рубцова.
- Поэт совершенно не случайно называет родину Русью. Есть в этом названии что-то древнее, вечное,уходящее своими корнями в далёкое прошлое. Время идёт, но нетленна красота родного края,перед ней, как перед вечной загадкой, остановился художник Левитан, поэт Рубцов.
- Тихом восторгом наполнена душа поэта, очарованного красотой уходящего дня и чуть слышным звоном колокола:Над колокольчиковым лугом
Собор звенит в колокола!
Этот звон помогает обрести радость и силу, душа поэта распахивается навстречу красоте:
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси.
- Особенности поэзии в том,что она словом может не только нарисовать картину, но и передать звук. В стих-ии Рубцова передано звучание колокола с помощью аллитерации и ассонанса.
Аллитерация ( от лат.al-к, при,litera-буква)- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.Аллитерация выделят отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными.
Ассонанс ( от лат assonare-звучать в лад)- повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Повтор звуков усиливает выразительность поэтической речи.
Сочетание звонкого «з» и глухого «к» помогает услышать звон колоколов, а протяжное , тягучее «о» передаёт размеренное звучание колокола в вечерней тишине.
Звон колокольный и окольный,
У окон, около колонн,-
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
Это сообщает стихам Рубцова музыкальность.
16.Граммзапись «Вечерний звон».
Это стихотворение И.И.Козлова (перевод стих.англ. поэта- романтика Т.Мура) было положено на музыку А.Т.Гречаниновым и С.Монюшко, но наиболее популярным стал народный вариант, потому что в народной мелодии тоска по родному краю, любовь к нему выражены более ярко.
17 .Подведение итогов :
- Выводы.
- Оценки.
- Домашнее задание.
Давайте сделаем выводы по теме урока.
Как раскрывают эпиграфы тему урока?
Что нового открыли для себя на этом уроке?
Д/З:сочинение-миниатюра «Моя родина».
18.Итоговое слово учителя.
Н.Рубцову суждена долгая жизнь, потому что в его поэзии открываем мы всё больше глубины и прозрения, постоянно испытывая на себе её неотразимое очарование. И его звезда- чистая звезда поэзии- светит нам в пути и разгорается с каждым днём всё ярче!
Звезда полей горит , не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.
Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....
Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"
Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....
Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"
Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...
Урок по творчеству К.Ф.Рылеева "Любовью к Родине дыша..."
Внеклассное чтение...
Презентация к уроку о творчестве М.М. Пришвина "Известный русский писатель-путешественник, горячо любивший природу и Родину"
Данная презентация посвящена творчеству М.М. Пришвина. Она предназначена для использования на уроках литературы, когда изучается творчество М. Пришвина и сказка-быль "Кладовая солнца"....
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...
Проект урока литературы в 6 классе «Образ Родины в творчестве поэтов России»
Вид урока: реализация краткосрочного проекта – урок – практикум, самостоятельная работа учащихся.Тип урока: Урок общеметодологической направленности - комбинированный – урок за...