Урок по творчеству Н.М.Рубцова "Ангел Родины"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Лепешкина Валентина Федоровна

Урок внеклассного чтения по стихотворениям Н.М.Рубцова, где учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством позта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon angel_rodiny.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ангел Родины» (Николай Михайлович Рубцов. 1936-1971. Стихотворения.) Урок внеклассного чтения.

        

Цели:

  1. Познакомить учащихся  с жизнью и творчеством поэта Н.Рубцова, вызвать интерес к его творчеству.
  2. Определить основную тематику произведений Рубцова путём анализа стихотворений;развивать навыки выразительного чтения, анализа лирических произведений; навыки сравнительного анализа (стихотворение Рубцова «Левитану» и картина Левитана «Вечерний звон»).
  3. Формитровать у учащихся чувство любви, верности и  преданности своей Отчизне на примере судьбы поэта Н.Рубцова и стихотворений.

Оборудование:портреты Н.Рубцова и Левитана,презентация отворчестве поэта,сборники стихотворений Рубцова,репродукции картин Левитана, Грамзапись песни «Вечный звон», песни «Букет» ( слова Н.Рубцова, музыка А.Барыкина), компьютер.

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

                     Ангел Родины незлобливой моей…

                                                                                  К. Фофанов.

                       

                           Русь моя, люблю твои берёзы!

                                                                              Н.Рубцов.

Оформление доски:  дата, тема урока,стенгазета «Ангел Родины», портреты Рубцова и Левитана, содержание домашнего задания, эпиграфы к уроку, словарная работа.

                                       ХОД УРОКА.

  1. Эпиграфы:

 Ангел Родины незлобливой моей.

                                   К.Фофанов.

                Русь моя, люблю твои берёзы!

                                             Н.Рубцов.

  1. Звучит песня «Букет» в исполнении А.Барыкина.

  1. Слово учителя.

Прозвучала песня «Букет» в исполнении А.Барыкина. Стихи этой прекрасной песни написаны одним из самых любимых и почитаемых поэтов России Николаем Рубцовым

          Выросший сиротой, он знал одну –единственную мать-Россию, ей посвятил свои лучшие песни, стихотворения, лучшие минуты подъёма, вдохновения.

          Тему урока мы определили так: «Ангел Родины. Николай Михайлович Рубцов,1936-1971. Стихотворения».

           Откройте тетради, запишите дату , тему урока, эпиграфы.

          На  этом уроке мы познакомимся с трудной судьбой поэта, прочитаем некоторые его стихотворения. А в конце урока вы должны сделать выводы по теме  и эпиграфам урока.

  1. Выступление  о Н.Рубцове с презентацией.

  1. Слово учителя.

     Конечно же, имя этого поэта уже было вам известно: в 6-м классе вы читали и анализировали его стихотворения «Деревенские ночи». Давайте вспомним его.

6.Звучит стихотворение «Деревенские ночи» в исполнении подготовленного уч-ся.

                                   «Деревенские ночи»

Ветер под окошками,

                    тихий как мечтание,

А за огородами

                        в сумерках полей

Крики перепёлок,

                    ранних звёзд мерцание,

Ржание стреноженных

                           молодых коней.

К табуну

           с уздечкою

                       выбегу из мрака я,

Самого горячего

                     выберу коня,

И по травам скошенным,

                                         удилами звякая,

Конь в село соседнее

                                   понесёт меня.

Пусть ромашки встречные

                                      от копыт сторонятся,

Вздрогнувшие ивы

                               брызгают росой,-

Для меня, как музыкой,

                                    снова мир наполнится

Радостью свидания

                          с девушкой простой!

Всё люблю без памяти

                               в деревенском стане я,

Будоражат сердце мне

                               в сумерках полей

Крики перепёлок,

                         дальних звёзд мерцание,

Ржание стреноженных

                              молодых коней…

(1953)

7.Слово учителя.

       Родная деревня- это тоже Родина.

        За свою недолгую жизнь (35 лет) Н.Рубцов успел издать только 4 поэтические книги, но без его имени сегодня уже невозможно представить лирику последних лет. А петь свои чистые, грустные и в высшей степени светлые песни помогало самое глубокое- главенствующее- чувство: любовь к Родине! Неистребимая, мучительная и всепоглощающая нежность к её зелёным лугам и золотистым осенним лесам, её медленным водам и терпким ягодам,  томливым полдням, прохладным вечерам- всему-всему, без чего не мыслил он ни своей жизни, ни своего творчества.

8.Чтение и анализ стихотворения «Тихая моя родина».

 

                                           Тихая моя родина

                                                                         В.Белову.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

-Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

-Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зелёный простор.

Словно ворона весёлая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придёт уезжать-

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

(1964)

Вопросы и задания (Каждый ряд отвечает на вопросы по 4 вариантам).

  1. Как содержание стихотворения связано с жизнью поэта?
  2. Определите ведущую тему и основную мысль стихотворения.
  3. Как построено стихотворение? (размер, строфика, способ рифмовки).
  4. Отметьте языковые и стилистические художественные средства.

Ответы:

1.Написано стихотворение  В 1964 году. Прочитав стихотворение, можно понять, что лирический герой после долгой разлуки вновь оказался в родной деревне, и на него нахлынули детские воспоминания.Содержание произведения тесно связано с жизнью автора: это и смерть матери, знакомые места, детские и школьные годы… В конце стихотворения лирическому герою вновь предстоит разлука с малой родиной, с тихой родиной.

2.Ведущая тема-тема Родины,но это не вся наша огромная страна, а это малая родина, деревня, где родился и вырос автор- тихая родина.

    Основная тема-это это любовь к Родине, жизнь человека тесно связана с его родиной:

                                    С каждой избою и тучею,

                                     С громом, готовым упасть,

                                    Чувствую самую жгучею,

                                     Самую смертную связь.

3. Стих-е написано катреном (четверостишием).

Размер

      `---/--`-/-- а

      `---/`---/`- б

       `---/`---/`---  а

       `---/`---/`- б

Трёхстопный дактиль. Этот размер наиболее удачен для передачи неторопливой и спокойной интонации. Рифма перекрёстная, есть и мужские, и женские рифмы.

4.Стихотворение начинается  с обращения к Родине, как к близкому человеку. Есть диалог, благодоря чему особенно отчётливо можно представить лирического героя среди жителей деревни. Повторяются из строфы в строфу слова с корнем –тих-  , что создаёт образ тихой родины. Есть олицетворения: «речка будет бежать и бежать»,сравнения:»словно ворона весёлая»…

Выводы по анализу:Итак, в этом стихотворении создаётся образ малой родины.

9.Повторное выразительное чтение стихотворения уч-ся.

10.Чтение и анализ стихотворения «Берёзы»

                             Берёзы.

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Всё очнётся в памяти невольно,

Отзовётся в сердце и в крови.

Станет как-то радостней и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же берёза

 Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождём шумел , как улей,

Вот такой же жёлтый листопад…

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз..

(1957)

Ответы на вопросы:

  1. Стихотворении написано в 1957 году. Читая произведение, можно представить себе двух главных героев- это лирический герой и берёзы. Встреча с берёзами навевает на героя ряд воспоминаний:это могила матери и берёза над могилой, смерть отца; берёзы , которые росли рядом сих домом; война, которая разрушила счастливую жизнь. Берёза-это символ  России, родины, поэтому автор не может смотреть на них без слёз.
  2. Основная тема-это тема Родины. Родину Рубцов называет  Русью. Основная мысль заключается в последней строфе: «Русь моя,  люблю твои берёзы!» Нет, не только берёзы любит автор, он признаётся в любви ко всей Родине.
  3. Стихотворении написан катреном.Размер:

                                                                 --/`--/`--/`--/`-- а

                                                                 --/`--/`--/`--/`- б

                                                                 `--/`--/`--/`--/`--а

                                                                 --/`--/`--/`--/`-б

Пятистопный хорей.Рифма перекрёстная.

  1. В стихотворении  берёза является  символом Родины. Образы Родины и  лирического героя создаются с помощью изобразительных средств:олицетворений («отзовётся  в сердце и крови», «побеждает проза», «дунет ветер дней», «шумит берёза»,эпитетов «Хмурых дней»).Сравнений(«как улей») и др.

11. Повторное выразительное чтение стихотворения.

12.Слово учителя.

Литературные критики часто сравнивают  поэзию Рубцова с живописью И.И.Левитана. Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью поэзия Рубцова настраивает человека на волну добра, открывает нам гармоничность целого мира так же, как и живопись Левитана.

12.Сообщение  о художнике и его картине  «Вечерний звон».

     Левитан-мастер лирического пейзажа- настроения. Главная тема его картин-природа. Он сумел передать изменчивость состояния природы, раскрыть её разнообразие. В своих картинах живописец выразил те чувства, которые испытывает каждый, кто живёт в России и любит её скромный, неяркий пейзаж.

       «Вечерний звон» (1892)-картина зрелого Левитана. На ней запечатлена могучая волжская излучина. Природа, изображённая художником, пробуждает в человеке возвышенные чувства. Мы видим красоту и величие покоя. Вроде перед нами обычная картина-монастырь на берегу Волги. Необычность её в том, что художник сумел передать зыбкий переходный момент в жизни природы, когда ясный день уступает место вечерним сумеркам.

       Покой опустился на землю, ничто не нарушает тишины. И только приглушённые звуки колокола  оглашают окрестность, навевая светлую грусть и погружая нас в созерцательность. Задумчивое состояние природы рождает мечтательное настроение, раздумья о смысле бытия, о месте человека в мироздании. Медленно угасающий день ассоциируется с медленным течением человеческой жизни.

14 Чтение стихотворения Рубцова «Левитану».

                                 Левитану.

               (по мотивам картины «Вечерний звон»)

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн-

Я слышу звон и колокольный,

И колокльчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

 До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси.

(1960)

15.Размышление над вопросами.

  1. Какие образы роднят стихотворение и картину?
  2. Какова Русь Рубцова? Почему поэт назвал Родину Русью?
  3. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  4. Как поэт передаёт звучание колокола?
  5. Что придаёт музыкальность стихам поэта?
  6. Чем отличается картина от стихотворения?

Ответы на вопросы.

  1. Стих-е и картину объединяет многое: «алеющая игла»в стихотворении и розовый закат на картине, «собор звонит в колокола» и в том и в другом произведении. И наконец, «колокольчиковый луг», изображённый на первом плане картины, звонит « не глуше колоколов твоей Руси» в стихах Рубцова.
  2. Поэт совершенно не случайно называет родину Русью. Есть в этом названии что-то древнее, вечное,уходящее своими корнями в далёкое прошлое. Время идёт, но нетленна красота родного края,перед ней, как перед вечной загадкой, остановился художник Левитан, поэт Рубцов.
  3. Тихом восторгом наполнена душа поэта, очарованного красотой уходящего дня и чуть слышным звоном колокола:Над колокольчиковым лугом

                                                Собор звенит в колокола!

Этот звон помогает обрести  радость и силу, душа поэта распахивается навстречу красоте:

                           И колокольцем каждым в душу

                           До новых радостей и сил

                           Твои луга звонят не глуше

                           Колоколов твоей Руси.

  1. Особенности поэзии в том,что она словом может не только нарисовать картину, но и передать звук. В стих-ии Рубцова передано звучание колокола с помощью аллитерации и ассонанса.

     Аллитерация ( от лат.al-к, при,litera-буква)- повторение  в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.Аллитерация выделят отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными.

     Ассонанс ( от лат assonare-звучать в лад)- повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Повтор звуков усиливает выразительность поэтической речи.

  Сочетание звонкого «з» и глухого «к» помогает услышать звон колоколов, а протяжное , тягучее «о» передаёт размеренное звучание колокола в вечерней тишине.

        Звон колокольный и окольный,

        У окон, около колонн,-

        Я слышу звон и колокольный,

        И колокольчиковый звон.

Это сообщает стихам Рубцова музыкальность.

16.Граммзапись «Вечерний звон».

  Это стихотворение И.И.Козлова (перевод стих.англ. поэта- романтика Т.Мура) было положено на музыку А.Т.Гречаниновым и С.Монюшко, но наиболее популярным стал народный вариант, потому что в народной мелодии тоска  по родному краю, любовь к нему выражены более ярко.

17 .Подведение итогов :

  1. Выводы.
  2. Оценки.
  3. Домашнее задание.

Давайте сделаем выводы по теме урока.

Как раскрывают эпиграфы тему урока?

Что нового открыли для себя на этом уроке?

Д/З:сочинение-миниатюра «Моя родина».

18.Итоговое слово учителя.

   Н.Рубцову суждена долгая жизнь, потому что в его поэзии открываем мы всё больше глубины и прозрения, постоянно испытывая на себе её неотразимое  очарование. И его звезда- чистая звезда поэзии- светит нам в пути  и разгорается с каждым днём всё ярче!

       Звезда полей горит , не угасая,

       Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....

Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"

Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

Презентация к уроку о творчестве М.М. Пришвина "Известный русский писатель-путешественник, горячо любивший природу и Родину"

Данная  презентация посвящена творчеству М.М. Пришвина. Она предназначена для использования на уроках литературы, когда изучается творчество М. Пришвина и сказка-быль "Кладовая солнца"....

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...

Проект урока литературы в 6 классе «Образ Родины в творчестве поэтов России»

Вид урока: реализация краткосрочного проекта – урок – практикум,  самостоятельная работа учащихся.Тип урока: Урок общеметодологической направленности - комбинированный – урок за...