Проект урока литературы в 6 классе «Образ Родины в творчестве поэтов России»
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Аюшеева Дарима Раднаевна

Вид урока: реализация краткосрочного проекта – урок – практикум,  самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности - комбинированный – урок закрепления и комплексного использования знаний, выработка умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_literatury_v_6_klasse.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Аюшеева Дарима Раднаевна

Республика Бурятия

Проект урока литературы в 6 классе

«Образ Родины в творчестве поэтов России»

Цель урока:

  1. показать разнообразие и выразительность образа Родины в поэзии народов России, помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образа Родины
  2. помочь учащимся анализировать лирическое произведение, определять основную идею
  3. сформировать представление о своеобразии поэзии народов России в сравнении друг с другом

Задачи урока:  Предметные

  1. знакомство учащихся с творчеством поэтов России
  2. формирование умения устанавливать связь явлений в литературе как многонациональном искусстве
  3. формирование умения анализировать стихотворный текст

Личностные

  1. воспитание патриотических чувств учащихся, эмоциональной отзывчивости
  2. воспитание чувства любви и гордости к творчеству поэтов России
  3. воспитание уважения к многонациональной культуре народов России

Метапредметные

  1. развитие устной и письменной речи учащихся
  2. обогащение словарного запаса
  3. развитие навыка выразительного чтения и интерпретации лирического произведения 

Планируемые результаты: Деятельностные: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательные: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Вид урока: реализация краткосрочного проекта – урок – практикум,  самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности - комбинированный – урок закрепления и комплексного использования знаний, выработка умений.

Методы обучения: словесно – наглядный, поисковый, практический, исследовательский, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Проектирование способов взаимодействия: погружение в текст – акцентное вычитывание – ключевые моменты, собственные интерпретации.

Принципы обучения: логичность, самостоятельность, осознанность, работа с текстом, активность, последовательность, учёт возрастных и психологических особенностей учащихся.

Перечень оборудования кабинета к уроку: ИКТ, интерактивная доска, презентации, тексты, раздаточный материал, учебник литературы - 6 класс.

Структура урока:

  1. Мотивационный этап - самоопределение (постановка цели урока и подготовка к активной деятельности)
  2. Проверка домашнего задания. Выступления групп с защитой презентаций
  3. Актуализация знаний. Теоретическая разминка
  4. Активизация мыслительной деятельности. Анализ поэтического текста
  5. Рефлексия. Выступления групп с анализом стихотворений
  6. Оценки. Подведение итогов
  7. Релаксация 
  8. Домашнее задание. 

Содержание  урока:

I. Мотивационный этап – самоопределение. Слайд 1.  - Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы начали изучение жизни и творчества поэтов России Кайсына Кулиева и Габдуллы Тукая. Слайд 2. Мы узнали, что у каждого из них была тяжёлая жизнь, своя неповторимая судьба, свой путь в поэзию, творческий дар и своё слово. Несмотря на все трудности и лишения, они стали известными поэтами, прославившими свой народ. Слайд 3. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества этих поэтов, также познакомимся с жизнью и творчеством бурятского поэта Дондока Улзытуева, но так как темы их произведений обширны, мы остановимся на самой важной, самой первой, главной теме, характерной, наверное, для творчества любого поэта – теме  - по опорным словам определите тему урока. Слайд 4.

родная   сторона      река    небо дорога     родной край     народ родной язык      природа    луга поля     люди      родные места  земля родная     дом      детство.

Итак, тема нашего урока – «Образ Родины в творчестве поэтов России». Слайд 5.  Эпиграфом возьмём строки стихотворения Габдуллы Тукая:

  Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!

 Какова цель нашего урока? Как можно её сформулировать?  (Провести анализ стихотворений поэтов России о родной природе, определить способы создания образов родной природы, сравнить, сделать выводы).

Слайд 6. Проблемные вопросы: В конце урока вам предстоит ответить на эти вопросы: - Каковы образы Родины в творчестве поэтов России?  - Что значит для них Родина?- Что общего и различного в стихотворениях поэтов России?

Слайд 7. Оценивание будет происходить в группах. Ответственные в группах заносят оценки в листы оценивания, учитывая степень участия каждого ученика. Всем желаю активной, продуктивной и плодотворной работы.

II. Слайд 8. Проверка домашнего задания: Домашнее задание: подготовить презентации – выступления о поэтах России – какую память о себе оставили они для нас, современных людей? (каждая группа выступает со своей презентацией) 

III. Актуализация знаний. Теоретическая разминка - соотнести понятия: в группах обсуждают ответы, и представители групп соединяют линиями соответствующие понятия. Слайд 9. (для первой группы)

Лирика  - род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека 

Тема -  то, о чем говорится в произведении
Идея - то, что хотел выразить автор

Рифма - созвучные окончания строк в стихотворном произведении

Слайд 10. (для второй группы)

 Хорей - двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге

Ямб - двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге

Дактиль - трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге

Амфибрахий - трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге

Анапест - трехсложная стихотворная стопа с  ударением на третьем слоге

Слайд 11. (для третьей группы)

 Эпитет – яркое образное определение

Сравнение – художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сопоставления одного объекта с другим

Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой по принципу их сходства (скрытое сравнение) 

Олицетворение - литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам 

IV. Слайд 12. Активизация мыслительной деятельности. Анализ произведений. Произвести анализ стихотворений по плану:

План анализа лирического произведения:

  1. Автор, название произведения, год написания, автор перевода
  2. Каковы тема и идея стихотворения
  3. Какими чувствами, настроением проникнуто стихотворение? Как вы определили?
  4. Какие образы дороги автору?
  5. Художественная организация стихотворения (рифма, стихотворный размер)
  6. Какие выразительные средства использованы автором?
  7. Назовите характерные языковые особенности стихотворения (лексика, стилистика, синтаксис)
  8. Какие стихи русских поэтов 19 или 20 века вы вспоминаете, читая стихотворение?
  9. Каково ваше отношение к стихотворению?

Слайд 13.  Группа №1. «Родная деревня» Габдулла Тукай (написано в 1909 году). (Пер. В. Тушновой).
Стоит моя деревня на горке некрутой.
Родник с водой студёной от нас подать рукой.
Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я всё в краю родном…

Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,                                                             Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Мне памятны навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!

Примерный ответ: Стихотворение небольшое - оно адресовано жителям сёл и деревень всех времён и народов,в нём  рассказывается о местах счастливого детства. Автор с любовью вспоминает о своей деревне, о прекрасной природе, о красотах родимого края. События детских лет в течение всей жизни возвращает поэта в родные края. Кратко настроение этого стихотворения можно передать строкой: «Мне всё вокруг отрадно...» Шестистопный ямб придаёт ему радостную, плавную интонацию. Самые яркие воспоминания о родной деревне Габдуллы Тукая: родник, молитва из Корана, работа на поле вместе со старшим братом. «Родная деревня» - тема малой родины, родных мест.

Слайд 14. Группа №2. Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда»

Когда на меня навалилась беда

И шел я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне»,— сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь: «Обернись к небесам, 
И в сердце растает тревога». 
«Спокойно иди, я тебя не предам!» — 
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега»,— 
Чуть слышно гора мне шептала. 
«Приляг на траву»,— поманили луга. 
Прилег я, и легче мне стало.
И стало все просто, и понял я вдруг — 
Иного не надо мне рая,— 
А только б дорога, да речка, да луг, 
Да небо родимого края.

Примерный ответ: Тема данного стихотворения — любовь к родине, ко всему окружающему миру. Идея — мысль о том, как природа родного края помогает лирическому герою справиться с какой-либо трудностью, печалью или бедой. Он, смотря на любимые сердцу пейзажи, чувствует, что они оказывают ему своего рода какую-то поддержку, спасают его душу от отчаянья. Герой понимает, что у него все стало просто и легко, что все его беды не так уж плохи, как казалось. Он верит, что его душу всегда успокоит родина. Родные места отвлекают внимание героя на себя, он погружается в свои воспоминания, наслаждается красотой природы и постепенно забывает о своей беде.- Родина, родная природа способны понимать и разделять горе и радость человека. Недаром говорят: «Дома и стены помогают».

Слайд 15. Группа №3.  Дондок Улзытуев «Возвращение»

О Байкал, глаза моей горной страны,

Я вернулся к тебе из дальнего  далека!

Над тобою скачут и скачут каурые скакуны.

По тебе плывут и плывут тяжелые облака.

Я скучал посреди больших городов

По твоей невысокой, как седло, упругой волне,

Разудалая сила напевных российских слов

Неожиданно властно вдруг пробудилась  во мне.

О Байкал, я привез тебе низкий-низкий поклон

От матери-Волги, от белокурых берез.

О земля, подошедшая ко мне с четырех сторон,

Мои ветры и горы, я вам сердце свое привез!

Примерный ответ: Улзытуев углубляет наше представление о природе в своей поэзии, открывает новое бескрайнее чувство любви к родной природе.  Тема родной природы  живет  в стихах поэта  своей своеобразной, вечно меняющейся, прекрасной жизнью.  В его стихах неразрывная связь человека с родной природой, с Байкалом.

V. Слайд 16. Рефлексия. Выступления групп с анализом стихотворений – реализация минипроекта. Каждая группа выступает, анализируя стихи по пунктам плана. Остальные группы слушают, задают вопросы, оценивают выступления.

VI. Слайд 17. Релаксация. А теперь давайте ответим на главные вопросы нашего урока:  - Каковы образы Родины в творчестве поэтов России?- Что общего и различного в стихотворениях поэтов России? (Стремление лирических героев сохранить внутреннее единство с родиной, её народом, родной природой. Верность родному дому и памяти предков. Любовь к ним обеспечивает связь времён и продолжение жизни. Эта мысль является объединяющим началом стихотворений поэтов).

Слайд 18. Вывод: Образ Родины складывается из отдельных стихотворений, как характер человека из отдельных чёрточек. Широта души, бескорыстие, любовь к родной природе, родине, народу,  языку, своим корням – вот черты лирического героя поэтов России.

Слайд 19. VII. Домашнее задание: написать стихотворение  или рассказ о своем родном крае, либо подготовить презентацию о родных местах.

Слайд 20. VIII. Оценки. Подведение итогов. В группах обсуждают вклад каждого ученика в реализацию своего минипроекта, выставляют оценки – принцип формирующего оценивания.

Список информационных источников:

  1. Биография Габдуллы Тукая. http://fb.ru/article/215658/biografiya-gabdullyi-tukaya-jizn-i-tvorchestvo
  2. Кайсын Кулиев. Биография, интересные факты, творчество.  http://fb.ru/article/262251/kaysyin-kuliev-biografiya-interesnyie-faktyi-i-tvorchestvo
  3. Дондок Улзытуев. http://soyol.ru/personas/poets-and-writers/448/
  4. Стихи Дондока Улзытуева. http://uliger.ru/grust-lastochka-dondok-ulzytuev/
  5. Требования к современному уроку по ФГОС. http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2383
  6. Требования к современному уроку по ФГОС. https://nsportal.ru/user/29672/page/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-po-fgos
  7. Литература. 6 класс. Коровина В.Я., Коровин В.П. Москва, «Просвещение», 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект с презентацией урока внеклассного чтения в 9 классе "Тема Родины в творчестве поэтов Крыма.".

Внеклассное чтение№ 3 Тема Родины в творчестве поэтов Крыма.                                        ...

урок в 6 классе образ матери в творчестве Лермонтова

Урок "Образ матери в творчестве М.Ю.Лермонтова является заключительным уроком в разделе  по изучению творчества М.Ю.Лермонтова. Основная цель урока: раскрыть образ матери  через стихотв...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.

Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения,  названы электронные ресурсы к уроку....

Урок литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"

Конспект урока литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"...

Проект на тему: "Земля моя - судьба моя (образ Родины в творчестве поэтов XX века Елены Абрамовой и Равиля Сайфутдинова)"

 Работа посвящена освещению творчества и жизни Елены Абрамовой и Равиля Сайфутдинова в контексте их отношения к родине. Приведен анализ документальных и художественных произведений авторов...

методическая разработка урока для 6 класса "Образ Родины в жизни и творчестве С. В. Рахманинова"

В данной разработке раскрывается тема Родины; знакомство с жизнью и  творчеством  русского композитора С. В. Рахманинова .и роли Родины в судьбе композитора....

Урок литературы по теме: «Тема Родины в творчестве А. А. Блока»

Значение образа России в творчестве А. Блока, совершенствование навыков анализа поэтического текста....