Урок по творчеству К.Ф.Рылеева "Любовью к Родине дыша..."
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Любовью к Родине дыша…»
/урок по творчеству К.Ф.Рылеева/
Цель: познакомить учащихся с жизнью, с творчеством и политическими взглядами
Рылеева, с его стихотворениями;
развивать навыки выразительного чтения, обогатить словарный запас;
воспитывать любовь к Родине, к народу; формировать такие качества, как
справедливость, честность.
Наглядность: 1.Портрет К.Ф.Рылеева
2. Плакаты на доске
1. Славна кончина за народ! 2. Известно мне: погибель ждет
Певцы, герою в воздаянье, Того, кто первый восстает
Из века в век, из рода в род На утеснителей народа, -
Передадут его деянье. Судьба меня уж обрекла,
К.Рылеев. Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
//из поэмы «Наливайко» К.Рылеева/
2. Павел Пестель
Кондратий Рылеев
Сергей Муравьев-Апостол
Михаил Бестужев-Рюмин
Петр Каховский
3. 1795 г. родился в с.Батово Петербургской губернии
1814 г. – окончил Кадетский корпус
1821 г. – заседатель в Петербургской уголовной палате
с 1823 г. издает альманах «Полярная звезда»
1825 г. – глава Северного общества декабристов
I. Постановка цели урока. Словарная работа.
альманах – журнал, выходящий без строго определенной периодичностью
дума – поэтический жанр русской литературы, не получивший большого развития;
размышления поэта на философско-социальные и политические темы.
II. Краткий очерк жизни и творчества К.Ф.Рылеева.
1. Выступления учащегося: Кондратий Федорович Рылеев происходил из небогатой дворянской семьи. Раннее детство прошло под Петербургом, в усадьбе Батово. По дворянской традиции Рылеев был отдан в Кадетский корпус, которого окончил в 1814 году. В самом конце войны с Наполеоном. Участвовал в последних сражениях, видел солдат, их страдания и славу. Он вернулся в Петербург с желанием переделать жизнь так, чтобы простому народу, народу-победителю жилось легче.
А сейчас заглянем в квартиру Рылеева у Синего моста в доме Российско-Американской компании.
2. Инсценировка встречи слуги Рылеевых и крестьянина «Встреча Никиты, старого слуги Рылеевых, и Савелия, крестьянина, приехавшего в Петербург на заработки и ищущего правды в суде».
Савелий: Хороший у вас, Никита Мартынович, барин. Добрый, простой. А имя у него не господское – крестьянское. А что ваш барин в отставку ушел? Или на войну идти не хотел: страшно, поди, на войне-то?
Никита: Это кому страшно, Кондратию Федоровичу? Барин мой на войне бывал и с самим французским императором Наполеоном воевал. Когда в 1812 году французы на нас напали и Москву сожгли, Кондратий Федорович в кадетском корпусе на офицера учился. В те годы государь император Александр Павлович армией своей шибко недоволен был. За любую оплошность наказывали нещадно, избивали до смерти.
Савелий: Да, были времена…
Никита: Так вот, Кондратий Федорович тогда ушел в отставку, сказав: «Стыдно мне за свой мундир. Палачом солдатам быть не желаю»
Савелий: А потом стал судьей?
Никита: Потом… приехал в Петербург, с самим генералом Аракчеевым схватился не побоялся.
Савелий: Да быть того не может! Генерала Аракчеева вся Россия боится. У нас в деревне им бабы детей на ночь пугают: «Спи, спи, не то тебя Аракчеев в солдаты заберет»
Никита: А Кондратий Федорович его не испугался, про Аракчеева стихи написал. Изобразил его как живого. Сказал, что душа у него подлая, злобная, что народ он довел до нищеты, злодеем его назвал. Написал – да и еще в журнале напечатал. Да, правда, душа у него добрая. Не раз рисковал собой за правде. Трудно ему приходилось, особенно, в суде служил. Защищал бедняков. Хорошо нам, что в царском суде хоть один честный судья сыскался. Да еще, в этом же журнале напечатано еще одно стихотворение – «Гражданин».
Савелий: Аа, да это стихотворение Кондратия Федоровича? Я читал, чита-ал. Шибко понравилось, что запомнил его. Да как там? Вспомню /Читает наизусть стихотворение Рылеева «Гражданин»/
III. Чтение и анализ стихотворений Рылеева.
1. Выступление учащегося: Много было у Рылеева в Петербурге дел. Чуть не до самого утра жег свечи, засиживался над книгами по русской истории и пришел к выводу: народ не знает о тех, кто против насилия восставал , жизни своей за Россию не щадил. Тогда решил написать думы о героях русской истории: про Дмитрия Донского, Богдана Хмельницкого, Наливайко, и про Ивана Сусанина.
2. Чтение по ролям стихотворения «Иван Сусанин»
3. Анализ стихотворений.
- К чему призывают стихотворения? /к решительным действиям, к сражению, к восстанию, к борьбе за свободу, за свободную жизнь, за достойную гражданину жизнь/.
- Почему Сусанин совершил подвиг, жертвуя своей жизнью?
- Можно ли подвиг Сусанина считать народным, историческим? Почему?
- Назовите характерные черты романтизма в стихотворении «Иван Сусанин»?
- Что вы знаете об отражении подвига Ивана Сусанина в других произведениях искусства? /1815 г. - опера «Иван Сусанин» К.А.Кавоса, М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»/
IV. Выступления учащихся.
1 ученик: В доме Рылеевых чаще и чаще собирались молодые люди обсуждать, побеседовать, поспорить или просто послушать стихи поэта, в которых выражались заветные мечты. Вместе с другом, поэтом Александром Бестужевым, Рылеев начал издавать журнал «Полярная звезда», надеясь что он, может быть, укажет кому-нибудь верный путь, как указывала эта звезда путь путешественникам. А сам искал этот путь - путь к справедливости и нашел, включившись в 1823 году в Северное общество декабристов. Вскоре он стал главой этого общества, руководителем восстания декабристов.
2 ученик: Восстание декабристов потерпело поражение. Они знали, чувствовали, что их ждет. Особенно Рылеев предугадывал свою судьбу, но не остановился на полпути к свободе. Он писал: /чтение отрывков /эпиграфы/ из стихотворения и поэмы «Наливайко»/ Действительно, не было без жертв попытка декабристов добиться свободы народа. Их восстание было подавлено, а пятеро из них приговорены к смертной казни, в число которых вошел и Рылеев. /чтение 5-и написанных на доске имен/. Но их подвиг не забыт, остались книги о них, прекрасные стихи самих декабристов. Не зря они отдали жизнь за народ. Не сумели они победить – зато другим указали путь.
V. Итог урока.
- О чем /о ком/ мы сегодня говорили? Кем он был? Каким он был? /Рылеев - поэт-декабрист, честный и порядочный человек своего времени, мечтавший о счастье, о свободной жизни простого народа/
- К.Ф.Рылеев прожил короткую жизнь. В день гибели ему было 31 год. Но жизнь его навеки вошла в историю Отечества, и сбылись его мечты. Сбылось и то, что пророчил в своих стихах.
VI. Домашняя работа.
Выучить наизусть стихотворение «Гражданин»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"
Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....
"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"
Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."
Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....
Урок по творчеству Н.М.Рубцова "Ангел Родины"
Урок внеклассного чтения по стихотворениям Н.М.Рубцова, где учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством позта....
Презентация по теме Урок истории в 8 классе "Умереть- так только за Отчизну, жить – так только родиной дыша. (По отечественной войне 1812 г. Урок закрепления знаний)
мультимедийная презентация по теме "Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"....
Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"
Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...