Методическая разработка урока литературы в 9 классе"Поэтический мир Анны Ахматовой"
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме "Поэтический мир Анны Ахматовой".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ahmatova.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе.
Тема урока: Поэтический мир Анны Ахматовой.
Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества Анны Ахматовой
Ход урока:
1.Биографическая справка в сопровождении слайдов. (Учитель и два ученика)
Долгую жизнь прожила Анна Ахматова, пережила и рано пришедшую к ней всероссийскую известность, и затянувшуюся на несколько десятилетий резкую хулу, надолго закрывшую ей дорогу в печать, и подлинно мировую славу, которая вернулась к ней на склоне лет. Литературный псевдоним Анна Андреевна Горенко взяла себе, по ее собственным словам, в честь своей прабабушки, татарской княжны Ахматовой.
Родилась она близ Одессы, в семье инженера-механика в отставке. Уже через год семья перебралась в Царское Село. С ним и с Петербургом будет связано самое заветное в жизни. Писать начала в 11 лет. Училась всегда неохотно, после Киевской гимназии поступила на юридический факультет Высших женских курсов, проучилась там лишь 2 года, потом на Высших историко-литературных курсах Раева, куда поступила, переехав в Петербург. К этому времени определилось ее жизненное призвание – ею навсегда овладела поэзия.. В 1910году она становится женой Николая Гумилева, уже известного русского поэта. Скоро и ему стало ясно, что в русской поэзии зазвучал новый, талантливый и чистый голос.
В 1912году вышел первый сборник ее стихов «Вечер», через два года «Четки», сборники вызвали у читателей и критики очень благосклонное отношение. Анна проводила время часто в небольшой усадьбе Гумилевых Слепнево, там она встретила известие о начале первой мировой войны. Семейная жизнь с Гумилевым не складывалась. В 1914году ушел добровольцем на фронт. С началом первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей её.
После революции 1917года Ахматовой выпала суровая и жестокая доля. Редел круг ее близких, друзей и знакомых. Однако голос ее оставался мужественным, торжественно – скорбным, но бесслезным, без надрыва, без стенаний. Революцию она восприняла как неотвратимую расплату за греховность прежней жизни, всего поколения и своей собственной. В ней созрело убеждение, что она должна до дна испить горькую чашу. При этом она делала различия между обманутым народом и тем, кто пришел к власти. Насильно выдворенные из России и добровольно покинувшие ее почувствовали упрек в стихах Ахматовой. «Я не с теми, кто бросил землю…» (стр.142 учебника). В 1917году выходит книга «Белая стая», в 1921 «Подорожник» и «Anno Domini». Следующей ее книге суждено было увидеть свет лишь в 1940году.
В августе 1921г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Николай Гумилев. А в 30-е годы Ахматову настигла волна сталинских репрессий. Был арестован ее единственный сын Лев Гумилев. Вскоре освобожденный, он арестован вновь. Во время войны освобожден и отправлен на фронт, где воевал до победного конца. В 1949 его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 он оказался на свободе. Эту трагедию Ахматова разделяла со своим народом. И это не метафора, она много часов провела в страшной очереди, что вытягивалась вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты». Ощущение кровной связи с народом еще более усилилось в дни Великой Отечественной войны. Блокада застала Ахматову в родном Ленинграде. Она мужественно переносила тяготы в осажденном городе, потом больной, ей удалось вылететь в Ташкент,где жадно следила за сообщениями с фронтов, выступала в госпиталях перед ранеными, много работала. После войны наступила тяжелая пора, ее исключили из Союза писателей, подвергали гонениям, она оказалась изгоем в родной стране, жила в мучительной нищете. Был уничтожен весь тираж напечатанного сборника ее стихов. Запрет с ее имени был снят в конце 50-х годов.
В последнее десятилетие жизни Ахматовой её стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965г издан итоговый сборник «Бег времени».
На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина(1964г) и звание почётного доктора Оксфордского университета (1965г).
5 марта 1966 года в Домодедово (под Москвой) Анна Андреевна Ахматова скончалась. Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а её смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.
2. Основные темы творчества А.Ахматовой. (Материал излагает учитель, организует беседу с учащимися, которые по ходу работы должны самостоятельно сделать записи в тетради – тема – особенности темы)
А) Родина в лирике Ахматовой.
Судьбу свою А.А. навсегда связала с судьбой родной земли. И, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…» Она понимала величие целей революции, но их утверждению не могла способствовать жестокость, которая выдавалась за самое действенное средство утверждения добра и справедливости.
Горечью наполнены ее стихи , порожденные временем, когда во имя высоких идеалов были бессмысленно порушены многие человеческие судьбы, растоптаны жизни:
«Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку русская земля»
Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. О чем молит судьбу Анна Ахматова в стихотворении “Молитва” ? стр.141 учебника. (Она молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет)
Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. Любовь к ней проверяется всей жизнью, но и смерть - убеждена Ахматова – не способна оборвать связь между человеком и родной для него землей:
« В заветных ладанках не носи на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим,
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею».
Возвышенное отношение к земле, когда она воспринимается как Отчизна, демонстративно отвергается. Этот ряд отрицаний ( не носим…, не сочиняем) откровенно адресован «покинувшим землю». Слово «прах» относится в равной степени и к земле и к человеку. Почему?
Б) Всей жизнью своей она связана с Петербургом, с Царским Селом. Навсегда была привязана к величественному городу на Неве, о котором сказала когда-то : «Был блаженной моей колыбелью Темный город у грозной реки И торжественной брачной постелью, Над которой держали венки Молодые твои серафимы, -Город, горькой любовью любимый». У Ахматовой свой Петербург :средоточие величия России, воплощение творимой человеком красоты.. С ним связывается заветное в жизни, вырывается восхищенный возглас: « Как площади эти обширны, Как гулки и круты мосты!» Сердце пронзает сладкой болью созерцание Летнего сада : «Я к розам хочу в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград». Для героини ахматовской лирики город одушевлен, он свидетель и участник ее жизни, между человеком и городом возникает очень близкая связь. И поэтому каждая черточка его облика – это деталь, подробность ее судьбы.
Анализ стихотворного текста А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» (реализация индивидуального задания)
Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в статье «Коротко о себе», «жизни ей (книге) было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX в. Попали в XX, все стало иным, начиная с облика города». Необходимо также отметить, что в эти годы Ахматова принадлежала к акмеизму, литературному течению, сплотившему больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову. Акмеизм этих лет генетически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Ахматова в стихах этого периода пыталась заново открыть ценность человеческой жизни, простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Главная тема раннего творчества поэта – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». Любовь уже в ранних ее сборниках – чувство абсолютно земное, лишенное лирической потусторонности. Красота реального, вещного мира – философия акмеизма.
Любовь в «Стихах о Петербурге» - любовь спокойная, непоколебимая, свободная, а от того и счастливая. Любовь утолена. Но участник любви двоих – Петербург, им определяется ее нетленность. Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них был связан с именем Ф.М. Достоевского, а другой – может быть вот этот, рождающийся сейчас, в этих стихах. Этот Петербург дарит блаженство, утоляющее любовь, и надежно хранит память о ней. Летний сад, Исакий, «конь великого Петра», Галерная – все величественные места города связаны с моментами ее свиданий с любимым.
Реальный образ города передается мерным ритмом стиха, и «сердце бьется ровно, мерно». Это подчеркивает стройную гармонию между душевным состоянием героини и строем петербургских пространств. Все строго, высоко, непоколебимо, на века. И лексика архаично высока: «облаченье», «грозное нетерпенье», «блаженный миг чудес».
Правда, надо отметить, что в этих стихах присутствует и сочетание разговорной или повествовательной интонации с патетическими восклицаниями, местами приближающими к речитативному фольклору – к частушкам и причитаниям: «Ах, своей столицей новой недоволен государь».
Но Петербург, «горькой любовью любимый», здесь еще не весь. Зловеще чернеют трубы, «душный и суровый» ветер сметает с них гарь – а на этом фоне Исакий из «литого серебра» и «стынет в грозном нетерпеньи конь великого Петра», Медный Всадник – кошмар пушкинского героя - Все навевает мысль о вечной красоте и вечном покое, о блаженной любви и возмездии – все как бы на границе жизни и смерти, незабвенности и гибели. Петербург – город Ахматовой, столица ее поэзии. Он входит в ее стихи на правах вечного героя. Сердечной близостью с городом, чувством вечной связи с ним проникнуты « Стихи о Петербурге».
В) Любовная лирика.
В стихах Ахматовой – мир женской души, страстной, нежной, гордой. В ее стихах точность и тонкость передачи переживаний героини, при небольшом объеме глубина, содержательность, благородная простота слога, умение обрисовать характер одним жестом, интонацией, репликой.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки. (тексты на партах)
Какие чувства испытывает героиня? Как эти чувства себя проявляют?
Растерянность, душевное опустошение, переживание разлуки передано этой невольной неправильностью. Ранние стихи похожи на большой роман: там есть герои – Она и Он, есть их психологические портреты, история отношений, сюжеты чувств. Из книги « Anno Domini» стр.142-143 учебника стихи о любви. Чем они необычны?
В любовном поединке у Ахматовой испытывается достоинство человека. К героине придет и смирение, однако прежде вырвется гордое : «Тебе покорной? Ты сошел с ума! Покорна я одной Господней воле. Я не хочу ни трепета , ни боли, Мне муж – палач, а дом его – тюрьма». Подчинение и в любви тоже возможно только по собственной воле.
В ранних стихах сила страсти оказывается неодолимой, роковой, как любили тогда говорить. Отсюда пронзительность, резкость слов, которые вырываются из опаленного любовью сердца: «Не любишь? Не хочешь смотреть? О, как красив ты, проклятый!» Любовь одаривает и радостью, и горем, но всегда это счастье. Ахматова не стремится вызвать у читателя сочувствие, а тем более – жалость: в этом героиня не нуждается «Брошена! Придуманное слово – Разве я цветок или письмо?» В любовных стихах схватывается всегда мгновение: не остановленное, а ускользающее. Даже черты облика героини намечены легким штрихом, едва уловимы. А мир не условно поэтический, а реален, выписан с осязаемой достоверностью: «протертый коврик», «надела узкую юбку», «в прохладной комнате темно».
Г) О том, как рождаются стихи Ахматова рассказала в цикле «Тайны ремесла». Совмещение сокровенного и обычного (тайна и ремесло). Стих возникает как «раскат стихающего грома», и задача поэта – уловить его, расслышать «слова и легких рифм сигнальные звоночки». Процесс творчества, рождение стиха приравнивается к процессам, что происходят в жизни, в природе. И обязанность поэта, не выдумывать, а всего лишь, расслышав, записать, «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда…» У поэта и мира отношения на равных – счастье быть одаренной им неотделимо в стихах от осознания возможности одарить щедро, по-царски. С ощущением этой дарованной ей силы прожила она всю жизнь, именно это позволяет стиху обрести бессмертие, о чем сказано афористически точно:
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему :"Ранняя лирика Анны Ахматовой"
В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики....
Методическая разработка урока литературы "Поэтическое мастерство А.С.Пушкина в балладе "Песнь о вещем Олеге"
Разработка урока литературы для обучающихся 6 класса по программе под ред. А.Г.Кутузова...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...
Методическая разработка по литературе "Жизнь и творчество А. А. Ахматовой"
Методическая разработка по литературе "Жизнь и творчество А. А. Ахматовой"...
Методическая разработка урока литературы 6 класс "ВРЕМЯ ВСЕГДА ХОРОШЕЕ!!"
Урок внеклассного чтения....