Интегрированный урок-проект «Химия и литература о самом необходимом»
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Макашова Лариса Валентиновна

8 класс тема:"Химия и литература о самом необходимом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок51.5 КБ
Office presentation icon Сказка о воде988 КБ
Office presentation icon Воздух1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-проект

«Химия и литература о самом необходимом».

Что больше привлекает вас – не знаем,

К литературе интерес, иль в химии ожидание чудес?

Цели урока:

1.Социально-психологическая:

Учащиеся должны:

-объективно оценивать трудовой вклад своих товарищей в совместно произведенный «продукт», объективно оценивать свои умения применять знания, развивать навыки самоконтроля;

-принимать участие в обсуждении проекта, разрабатываемого группой; защищать интересы группы, распределять задания между товарищами (с учетом их способностей), способствовать сотрудничеству в парах, группах.

2.Академическая:

-иметь представления о составе воздуха и воды, знать стихи о них, уметь определять РНГ воды; сочинять свои произведения на заданную тему.

Задачи урока:

1.Оброзовательные:

-систематизировать знания о воде и воздухе;

-сформировать умения подбирать материал для обоснования выдвигаемых положений;

-продолжить работу по формированию умений создавать презентации хода свой деятельности и результатов, готовить материал для проведения презентации в наглядной форме.

2.Воспитательные:

-способствовать формированию умений добывать знания, группировать материал по указанным признакам,

-развивать ответственность, инициативность, добросовестное отношение к выполняемой работе.

3.Развитие мышления:

-обеспечить развитие творческих способностей: высказывать собственные суждения, выдвигать альтернативные идеи и защищать их;

-формировать навыки и умения самостоятельной работы и работы в коллективе.

Оборудование:

Проблема:

        Что важнее для человека: вода или воздух?

При работе над уроком-проектом предусматривалось объединение учащихся в творческие группы, специализирующиеся как: экологи, химики, любители поэзии, писатели, художники.

Этапы работы над уроком-проектом.

1 этап:

Актуальность проблемы, поставленной темой проекта. Определение круга изучаемых вопросов. Оценка источников информации и методов ее сбора. Создание специализированных творческих групп.

2 этап:

Сбор информации, ознакомление с ней, анализ, обобщение, консультации преподавателей.

3 этап:

Обсуждение результатов по проблеме проекта, вопросов оформления, печати информации при защите проекта.

4 этап:

Защита проекта на уроке в виде выступления представителей творческих специализированных групп. Подведение итогов по проекту.

Ход урока.

        Вступительное слово учителя:

-Недавно на уроке химии мы с вами изучили тему: «Агрегатные состояния веществ». Сегодня мы поговорим о воздухе и воде как самых необходимых веществах для жизни человека, попробуем ответить на вопрос: что важнее для человека – вода или воздух?

        -Для того, чтобы решить эту проблему, мы сформировали две команды под названием тех веществ, которые мы исследуем: Воздух и Вода.

В каждой команде есть группа экологов, любителей поэзии, химиков, писателей, художников. Было дано предварительное задание создать эмблему команды и защитить ее.

I команда «Воздух»

1.Рисунок

Полномочный свет, ты тот же день:

Белей лишь блеск, чернее тень,

Лишь тоньше запах сочных трав,

Лишь ум светлей, мирнее нрав,

Да вместо страсти хочет грудь

Вот этим воздухом вздохнуть.

                                                Фет А.А.

II команда «Вода»

Ты так позитивно-упряма,

Ты так спокойна, но горда,

Шепча, веками точишь камени,

И побеждаешь их всегда!

Ты жизнь дала всему живому, и

         И без тебя никак нельзя…

                                                Серебренникова Наталья.

Учитель:

        Вы прекрасно справились с заданием. Обе команды молодцы! А теперь проведем опрос «Хочу всё знать и уметь!»:

1) Какие вещества входят в состав воздуха и воды?

(Вода – это сложное вещество. Формула воды Н2О. Молекула воды состоит из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода, водород находится в главной подгруппе I группы, порядковый №1. это неметалл. Кислород находится в главной подгруппе VI группы порядковый №8. это неметалл.

Воздух – это смесь разных веществ: 78% азота, 21% кислорода, 1% приходится на углекислый газ, пары воды и благородные газы).

2) Химики очень хорошо всё рассказали о составе воды и воздуха? А как писатели в своем творчестве могут отразить знания о них?

        (Сказки, придуманные детьми с анимацией).

3) Много ли воды и воздуха в природе?

        (Группа химиков объясняет количественный состав воды и воздуха).

4) А теперь мы хотели бы провести «Поэтическое ассорти».

        Многие поэты, известные и не очень, в своих произведениях не раз использовали такие слова, как воздух, вода. И теперь любителям поэзии предлагается посоревноваться в знаниях стихотворений на заданную тему. Этот конкурс мы назвали «И в шутку, и всерьез».

1.Фет А.А.:

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

2.Федор Тютчев:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и бурят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

1.Павел Логинов:

Потеплело, как видно,

Это к нам занесло

Теплый воздух Мадрида,

Из Парижа тепло.

Аж до самых окраин,

До заводов и дач,

Этот воздух вдыхаем

Как одну из удач.

2.Тамара Маршалова:

        Гонит капля дождевая

Речек за ручейком,

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

А потом и синь морская

А за нею – океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

1.Автор неизвестен:

В комнате воздух осенний –

Влажный, холодный, грибной.

Запахи летних растений

Он забирает с собой.

В комнате воздух осенний –

Места не стало теплу.

Птиц улетающих тени

Тихо скользят по стеклу.

2.Зима, мороз. Вода и углерод.

Кусочки льда сверкают как алмазы.

Графит, карбон, рассветы, тонкий лед –

Рыбалки зимней звонкие экстазы.

5)Вода и воздух – это жизнь, но всегда ли они несут нам здоровье?

(Слайды + экологические катастрофы).

Практическая работа.

        -Как итог урока мы проводим «Аукцион знаний». Кто больше предложит интересных сведений о воде и воздухе в копилку «Знаете ли вы…», тот станет достойным обладателем 2-х главных лотов.

        -Отгадайте загадку, о чем идет речь?

Темным облаком летела,

Опустилась птицей белой,

Превратилась в человечка,

Постояла у крылечка,

Покатилась кувырком

И запела ручейком.

(Вода в разных агрегатных состояниях: пар, снег, лед, жидкая вода).

        Вашему вниманию предлагается лот №1, т.е. хрустально чистая родниковая вода.

Возможные варианты:        

1) Вода у древних химиков считалась самым главным элементом: «Вода – начало всех начал». А. Фалес, живший в IV веке до н.э., утверждал, что окружающий мир возник из «первичной воды».

2) Водные источники у древних народов служили местом сборища всех богов, воде поклонялись как сверхъестественной силе, и она считалась матерью жизни и смерти.

3) Вода у народов Древней Руси служила источников для создания легенд, преданий, сказок (русалки, водяные и т.д.).

4) Основатель греческой медицины Гиппократ, живший в V веке до н.э., при лечении на одно из первых мест ставил воду (основное средство гигиены).

5) 60 капель холодной воды, упавшие на голову человека с высоты 50 см, убивают его. В древности даже существовала смертельная казнь, «каплями воды».

6) Вода в далекие геологические времена, когда на земле температура была выше 100ºС, находилась в состоянии пара – тогда не было ни рек, ни озер, ни морей, ни океанов.

7) Долины, овраги, ущелья, горы, равнины, песчаные пустыни – результат длительной работы воды, а также тектонических сдвигов и землетрясений.

8) Заселение земного шара растительным и животным миром связано с живительными свойствами воды.

9) Вода при испарении увеличивает свой объем в газообразном состоянии более чем в 1 000 раз. Вот почету вода в виде пара используется в паровых котлах как рабочее тело.

10) Точка кипения воды (100ºС) – предел существования для многих живых организмов. Вот почему кипячением убивают большинство болезнетворных бактерий.

11) Лед и снег так же испаряются, как и вода, и за зимний период испаряется около 1/3 выпавшего снега.

12) Без воды нет жизни; без воды не могут в зеленом листе образовываться сахар, крахмал и другие органические вещества.

13) Вода везде и всюду, и она занимает около ¾ поверхности Земли.

-Предлагаем вашему вниманию лот №2.

        Можно прожить около месяца без еды, несколько дней без воды, но без чистого свежего воздуха несколько минут.

Сказки.

1) Жил был кислород. Он был чист, ярок и очень популярен. Его буквально рвали все на части. То огонь позовет в гости и так долго пользуется его простодушием и доверчивостью. А за это время, пока он проводит время с огнем, происходит много чего и хорошего, и плохого!.. Огонь и согревал от холода всех вокруг, и уничтожал безжалостно очень многое, что его окружало!.. Видя это, кислород старался распрощаться с огнем и немного отдохнуть. Но его спокойствие было недолгим. К нему приходил углерод и тащил к себе. Пока он был с углеродом, возникал углекислый газ, который был вреден для многих окружающих живых существ и даже смертельно опасен. Кислород слабел с углеродом, терял свои силы. Однако окружающая природа не давала кислороду погибнуть и посылала ему на помощь листья деревьев и трав. Они впитывали углекислый газ и дарили кислороду силы и новую жизнь. Так было всегда: то один, то другой пользовался своей дружбой с кислородом в своих корыстных целях. И так было до тех пор, пока кислород не познакомился с водородом. Эта встреча стала судьбоносной. В результате их союза родилась вода, дарящая жизнь всем!

2) Однажды поспорили между собой кислород, азот, углерод и водород о том, кто из них самый важный на земле. Без меня невозможно жить! – заявил кислород. Я даю жизнь всему живому! Нет, я круче! – кричал углерод! Я – составная часть угля, нефти, природного газа! Я дарю тепло и уют, без меня не поедет ни одна машина! Я главнее! – Ну, допустим, без меня ты бы ничего этого не смог бы сделать – заметил водород, - впрочем как вы, все остальные. С тобой кислород, я делаю воду – необходимую всем вокруг, с тобой, азот, мы можем создать такие низкие темп5ературы, которые могут долго хранить многое из того, что портится быстро!

И тут в их спор вмешался человек. Друзья, вы все по отдельности очень необходимы мне. Но без всех вас, вместе взятых я просто не смогу жить, потому когда вы вместе – вы создаете воздух! Да, это правда, - сказали все четверо и перестали спорить.

I Учитель:

        Антуан де Сант-Экзюпери говорил: «Вода, у тебя не ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

        Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».

II Учитель:

        Людям нужно помнить, что вода и воздух – это жизнь. Пусть журчание лесного ручья напомнит нам, как прекрасна наша планета Земля и всё, что есть на ней, и что всё это – наше общее достояние.

(Звучит запись с шумом горного ручья).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка о воде 7 «В» класс

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-проект в 6 кл. "Иностранные языки- наши друзья"

Идея компетентностно - ориентированного образования заключается в том, что в основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающ...

Интегрированный урок- проект

Урок внеклассного чтения 7 класс...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок-проект биология/ОБЖ «Живая природа и безопасность: паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека

Одной из действенных форм преподавания учебных дисциплин в современной школе является технология интегрированного урока-проекта. В процессе интеграции объединяются в смысловой блок предметы учебного п...

Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».

Одной из главных задач исторического образования в на­стоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Иссле­дование Отечественной войны 181...

Конспект урока-проекта "Сложность и самобытность литературы XX века"

Знакомство учащихся с основными литературными направлениями 20 века....

Интегрированный урок-проект обществознания и литературы "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.

Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания.Ключевые слова: метапредметность, компетенции, ме...