Интегрированный урок-проект обществознания и литературы "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.
статья по обществознанию (9 класс)

Скворцова Юлия Владимировна

Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания.

Ключевые слова: метапредметность, компетенции, метадеятельность, интеграция, метапредметный подход, ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_integratsiya_el.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-проект  обществознания и литературы

 "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.

Воротникова О.Г., Скворцова Ю.В.

МБОУ Школа  №7

Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания ( экономический блок)

Ключевые слова: метапредметность, компетенции, метадеятельность, интеграция, метапредметный подход, ФГОС.

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин

Понятие метапредметности вошло в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Метапредметный  подход в образовании состоит в том, что позволяет сохранять и отстаивать  культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.  Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и понятиях (математика, экономика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.

Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Одним из таких проектов и послужил совместный проект литературы и экономики.

Вопросы, направляющие проект:

 Основополагающий вопрос

- Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?

Проблемный вопрос

- Что дало основание В. Г. Белинскому назвать роман А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни»?

Учебные вопросы

- Что такое энциклопедия?

- Какое время описывает А. С. Пушкин в своем романе?

- Какие страницы "энциклопедии русской жизни" отражены в романе?

- Экономический аспект романа в рамках предмета обществознание.

Основной целью создания такого урока-проекта послужило создание учащимися энциклопедии русской жизни дворянства начало 19 века.

План проведение урока – проекта:

1. Разделить учащихся по группам.

2. Определить задания для каждой группы:

1 группа – найти в тексте географические названия, упоминаемые Пушкиным.

2 группа – найти в тексте авторов и названия книг, упоминаемые Пушкиным, материал, связанный с упоминанием театрального искусства.

3 группа – индивидуальные характеристики

4 группа – групповые характеристики

5 группа - картины быта

Рис 1. Пушкин и экономическая наука его времени в романе Евгений Онегин

Рис 2. Экономический аспект романа

C:\Users\Юлия\Documents\э+лит\онегин\Евгений Онегин1.jpg

C:\Users\Юлия\Documents\э+лит\онегин\Евгений Онегин.jpg

6 группа – задание по обществознанию (экономический аспект)  Пример работы группы:

Такие интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности и помогают сформировать учебно-информационные умения:

1.  умение извлекать информацию из различных источников;

2.  умение составлять план;

3.  умение отбирать материал по заданной теме;

4.  умение составлять письменные тезисы;

5.  умение подбирать цитаты;

6.  умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

умение составлять связное устное высказывание;

умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

умение использовать различные средства наглядности;

умение выражать свое мнение и аргументировать его;

умение оформлять научно-исследовательские работы;

умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

 умение вести дискуссию.

Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук.

Список литературы:

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://standart.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. – семинар русской литературы. «Евгений Онегин» и экономика».

С новой точки зрения взглянуть на творчество великого русского писателя. Учить культуре публичного выступления в различных жанрах....

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" -"энциклопедия русской жизни".

В романе "Евгений Онегин" Пушкину удалось показать различные стороны жизни русского общества 20-ых годов 19 века, поэтому критик В.Г. Белинский и назвал произведение "энциклопедией русской жизни"....

урок в 9 классе Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

Разработка урока литературы в  9 классе в условиях реализации ФГОС....

урок в 9 классе Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

Разработка урока литературы в  9 классе в условиях реализации ФГОС....

Литературная игра "Евгений Онегин" -энциклопедия русской жизни

Данная работа поможет школьнику лучше понять произведение А.П. Пушкина, расширить кругозор. Работа содержит разноуровневые задания(исследовательские, тестовые, литературоведческие), преодолев которые,...

Роман "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.

Лекционный материал для урока в 9 классе...