Интегрированный урок-проект обществознания и литературы "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.
статья по обществознанию (9 класс)
Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания.
Ключевые слова: метапредметность, компетенции, метадеятельность, интеграция, метапредметный подход, ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_integratsiya_el.doc | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок-проект обществознания и литературы
"Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.
Воротникова О.Г., Скворцова Ю.В.
МБОУ Школа №7
Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания ( экономический блок)
Ключевые слова: метапредметность, компетенции, метадеятельность, интеграция, метапредметный подход, ФГОС.
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
Понятие метапредметности вошло в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Метапредметный подход в образовании состоит в том, что позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и понятиях (математика, экономика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.
Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.
Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.
Одним из таких проектов и послужил совместный проект литературы и экономики.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос
- Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?
Проблемный вопрос
- Что дало основание В. Г. Белинскому назвать роман А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни»?
Учебные вопросы
- Что такое энциклопедия?
- Какое время описывает А. С. Пушкин в своем романе?
- Какие страницы "энциклопедии русской жизни" отражены в романе?
- Экономический аспект романа в рамках предмета обществознание.
Основной целью создания такого урока-проекта послужило создание учащимися энциклопедии русской жизни дворянства начало 19 века.
План проведение урока – проекта:
1. Разделить учащихся по группам.
2. Определить задания для каждой группы:
1 группа – найти в тексте географические названия, упоминаемые Пушкиным.
2 группа – найти в тексте авторов и названия книг, упоминаемые Пушкиным, материал, связанный с упоминанием театрального искусства.
3 группа – индивидуальные характеристики
4 группа – групповые характеристики
5 группа - картины быта
Рис 1. Пушкин и экономическая наука его времени в романе Евгений Онегин | Рис 2. Экономический аспект романа |
6 группа – задание по обществознанию (экономический аспект) Пример работы группы:
Такие интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности и помогают сформировать учебно-информационные умения:
1. умение извлекать информацию из различных источников;
2. умение составлять план;
3. умение отбирать материал по заданной теме;
4. умение составлять письменные тезисы;
5. умение подбирать цитаты;
6. умение составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
умение составлять связное устное высказывание;
умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
умение использовать различные средства наглядности;
умение выражать свое мнение и аргументировать его;
умение оформлять научно-исследовательские работы;
умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
умение вести дискуссию.
Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Список литературы:
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок. – семинар русской литературы. «Евгений Онегин» и экономика».
С новой точки зрения взглянуть на творчество великого русского писателя. Учить культуре публичного выступления в различных жанрах....
Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" -"энциклопедия русской жизни".
В романе "Евгений Онегин" Пушкину удалось показать различные стороны жизни русского общества 20-ых годов 19 века, поэтому критик В.Г. Белинский и назвал произведение "энциклопедией русской жизни"....
урок в 9 классе Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни
Разработка урока литературы в 9 классе в условиях реализации ФГОС....
урок в 9 классе Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни
Разработка урока литературы в 9 классе в условиях реализации ФГОС....
«Энциклопедия русской жизни». В.Белинский и Д.Писарев о романе»Евгений Онегин»
Обучение работе над критическими этюдами...
Литературная игра "Евгений Онегин" -энциклопедия русской жизни
Данная работа поможет школьнику лучше понять произведение А.П. Пушкина, расширить кругозор. Работа содержит разноуровневые задания(исследовательские, тестовые, литературоведческие), преодолев которые,...
Роман "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.
Лекционный материал для урока в 9 классе...