конспект образовательной деятельности по художественной литературе "Какие бывают книги."
план-конспект урока по литературе на тему

Тема: "Какие бывают книги"

Цели:

  • Закрепить и расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).
  • Познакомить со стихотворениями С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу», Р.С.Сефа « Книжка». Вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.
  • Познакомить с пословицами и загадками о книге.
  • Активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник.

Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou_detskiy_sad_kombinirovannogo_vida_knizhki.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

                         МДОУ  детский сад комбинированного вида №18

         Конспект образовательной деятельности по художественной литературе

                                      Тема: "Какие бывают книги"

        Воспитатель:

        Фильчагина Е.В.

        

д. Островцы 2013 год

Тема: "Какие бывают книги"

Цели:

  1. Закрепить и расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).
  2. Познакомить со стихотворениями С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу», Р.С.Сефа « Книжка». Вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.
  3. Познакомить с пословицами и загадками о книге.
  4. Активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник.
  5. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.

Оборудование:

 Книги разных форматов и жанров.

Предварительная работа:

Экскурсия в детскую библиотеку.

        Ход занятия:

Организационный момент:

  1. Не дерево, а с листочками,

          Не рубашка, а сшита,

          Не поле, а засеяно,

          Не человек, а рассказывает      (книга)

  1. Кто говорит молча?

 Кто на свете всех умнее,

 Кто все знает, все умеет?

 И в любой свободный час

 Кто всему научит нас?       (книга)

  1. Хоть не шляпа, а с полями,

 Не цветок, а с корешком.

 Разговаривает с нами.

 Всем понятным языком    (книга)

- Дети, мы с вами были в библиотеке и видели там много книг. Но у каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает. Есть книги необходимые человеку для работы.

- Расскажите, у кого дома есть библиотека, и какие в ней книги? (Ответы детей.) - А какую последнюю книгу вы прочитали сами или прочитал вам кто-то из взрослых? (Ответы.)

-Вы назвали много книг. И их действительно очень много. И все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какие еще бывают книги.

Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций.

-А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей).

Потому, что пальчики у малышей непослушные, и они могут случайно порвать тонкую страничку.

Итак, мы с вами выяснили, что бывают книги для малышей. А вы помните свою первую книжку?

А еще бывают книжки-малышки. (Показ книги)

-Почему же они «малышки», если сказка «Иван царевич и Серый Волк» совсем не для малышей? (Ответы детей.)

- Правильно, сами книжки маленькие. Взрослые говорят про такие – книги малого формата. Это значит, что книга маленького размера. А мы называем их «книжки-малышки». Были ли у вас такие?                         

- По содержанию книги можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи. Расскажите мне, какие вы читали книги: о природе? стихи? сказки? рассказы? (Ответы детей.)

- А чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов? (Ответы детей.)

- Кто пишет рассказы? стихи? сказки? (Ответы детей: писатель, поэт, сказочник.) - А еще есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например, энциклопедия. Кто из вас знает, что это за книга такая? (Ответы детей.)

 А знаете ли вы, какие книги называют учебниками?  (Ответы детей.)

Как называют книги, которые помогают нам учиться рисовать?  (Раскраски.)

Пальчиковая гимнастика "Покажите пальцем"

Покажите пальцем - Зайца, (Дети сжимают правую руку в кулак, вытягивают                    средний и указательный пальцы)

- Книжку, (Две раскрытые ладони складывают рядом)

-Мышку (Ладони прикладывают к макушке)

 И Орех. (Сжимают кулак)

-Указательному пальцу все известно лучше всех. (Вытягивают вверх указательный палец, сгибают и разгибают его несколько раз.

                   (Упражнение повторить несколько раз, чередуя руки.)

- Сядьте удобно и приготовьтесь слушать. Я хочу прочитать вам стихотворение С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу», (Чтение произведения.)

                                 «Как печатали вашу книгу»

Мне говорили много раз

Знакомые ребята:

- Стихи, пожалуйста, для нас

Скорее напечатай!

Я написать стихи готов,

Ребята дорогие,

Но не печатаю стихов -

Печатают другие.

Я был на фабрике такой,

Где вам готовят книжки.

Там в самой первой мастерской

Есть ящики без крышки.

Их люди кассами зовут.

В них буквы разные живут -

Свинцовые,

Литые,

Заглавные,

Простые.

На клетки ящик разделен, -

По букве в каждой клетке,

И запрещает ей закон

Перелезать к соседке.

Наборщик знает, где, какой

Хранится знак печатный,

Берет привычною рукой

И ставит аккуратно.

Строка к строке, строка к строке.

За рядом ряд ложится.

И вот сверкает на доске

Свинцовая страница.

Как полк солдат, в строю стоят

Все буквы, цифры, точки.

И где стоит свинцовый ряд,

Там в книжке будут строчки.

Но утомителен для глаз

Наборный труд старинный.

Пускай работает за нас

Наборная машина.

Она и строчки соберет

И отольет в пластинки.

А ты работаешь, как тот,

Кто пишет на машинке.

Но все же бодро до сих пор

Живет на белом свете

Заслуженный ручной набор,

Проживший пять столетий.

-----

Сейчас набор пойдет в печать,

В машину ляжет скоро.

Но прежде надо оттиск снять

С готового набора.

По строчкам валиком мазнут

И тиснут отпечаток,

Чтобы увидеть, нет ли тут

Ошибок, опечаток.

Но вот наборщик лист собрал,

Теперь страницы свяжет,

А уж в машине круглый вал

Их свежей краской смажет.

Пошла, пошла машина в ход

Бесшумным шагом скорым.

Бумага белая идет,

Чтоб встретиться с набором.

Выходит комом первый лист,

Но это только проба.

Теперь, печатник-машинист,

Глядеть ты должен в оба, -

Чтобы печать была чиста,

Красива и опрятна,

Чтоб на поверхности листа

Не появились пятна.

С бумагой встретится на миг

Набора лист свинцовый -

И уж страницы наших книг

Оттиснуты, готовы.

Взяла машина лист простой

И наложила краску -

И вот писатель Лев Толстой

Рассказывает сказку.

Хоть у машины нет ума,

Машина знает дело:

Листы нарежет вам сама

И сложит их умело.

А переплетчик их сошьет,

Края обрежет миюм.

Потом оденет в переплет,

И вот пред вами - книга!

Теперь нам надо разобрать

Свинцовые страницы:

Ведь буквы могут нам опять

Для книжек пригодиться.

На них лежит дорожный прах

Налет свинцовой пыли.

Они и в горьковских строках,

И в гоголевских были.

Иная буква так умна:

Печатала немало.

И в астрономии она

И в химии бывала!

Когда рассыпанный их строй

Вернется в цех наборный,

Их покрывает толстый слой

Машинной краски черной.

-----

Приятно книжки почитать.

А сделать их попробуй!

Искусство тонкое - печать

И требует учебы.

Мы знаем славных стариков,

Печатающих книжки,

А рядом с ними у станков

Работают парнишки.

Один хороший паренек

Знаком со мною лично.

Он невелик и невысок,

Но трудится отлично.

Он предан делу всей душой,

И посмотреть приятно,

Как он командует большой

Машиною печатной.

Хоть говорят, что ростом он

Не более аршина, -

Ему послушна, точно слон,

Огромная машина.

Меня печатал он не раз,

И эту книжку тоже

Мы вместе сделали для вас -

Я и Смирнов Сережа.

Работа сложная - печать.

И всем рабочим цеха

Должны мы счастья пожелать,

Здоровья и успеха!

- Ребята, о чем это стихотворение?

- Кто является главными героями произведения? Перечислите их.

- Подумайте и скажите, легко ли печатать книгу?

- книги очень легко рвутся, изнашиваются. Конечно, если это происходит от того, что книжка нам очень нравится как в стихотворении Р. Сефа, в котором утверждается, что самые лучшие книжки, как правило, зачитаны до дыр:

Книжка в красном переплете - самая красивая,

Книжка в синем переплете – самая веселая,

Книжка в желтом переплете – самая забавная,

А совсем без переплета – самая любимая.

Мне читать ее охота – вот она без переплета.

-Такие книги мы всегда жалеем, лечим, бережем.

- К сожалению, в нашей группе есть потрепанные и рваные книжки. Хочется надеяться, что они истрепаны от того, что вы их очень любите, а не, потому что не умеете бережно обращаться и уважать чужой труд. Значит, нам самим нужно вылечить все «больные» книги, и впредь обращаться с ними мы будем аккуратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная непосредственно образовательная деятельность "Хлеб - какой он бывает"

Коррекционная непосредственно образователдьная деятельность для детей с задержкой психического развития, в которой Колобок рассказывает в занимательной форме,   о том какой бывает хле...

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Чтение художественной литературы».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Чтение художественной литературы».Тема: русская народная сказка "Мужик и медведь"....

конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству в 1-2 младшей группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по художественному творчеству в 1-2 мл. группеТема: «Божья коровка»Задачи:Вызвать желание у детей рисовать выразительный образ насекомого;Пр...

План — конспект образовательной деятельности Первая младшая группа Тема «Какие бывают профессии»

План — конспектобразовательной деятельности Первая младшая группа Тема «Какие бывают профессии»Задачи:1. Познавательное развитие:- Формировать представлений о профессиях.- упражнять ...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему « Мир театра»

Цель:формирование у детей интереса к театру и театрализованной деятельности.Задачи:-образовательные: расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров. Формировать представления...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы на тему «Жираф»

Цель: - научить  рисовать жирафа, используя простейшие геометрические формы. - совершенствовать технические навыки рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой послед...