конспект образовательной деятельности по художественной литературе "Какие бывают книги."
план-конспект урока по литературе на тему
Тема: "Какие бывают книги"
Цели:
- Закрепить и расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).
- Познакомить со стихотворениями С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу», Р.С.Сефа « Книжка». Вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.
- Познакомить с пословицами и загадками о книге.
- Активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник.
Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdou_detskiy_sad_kombinirovannogo_vida_knizhki.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад комбинированного вида №18
Конспект образовательной деятельности по художественной литературе
Тема: "Какие бывают книги"
Фильчагина Е.В.
д. Островцы 2013 год
Тема: "Какие бывают книги"
Цели:
- Закрепить и расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).
- Познакомить со стихотворениями С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу», Р.С.Сефа « Книжка». Вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.
- Познакомить с пословицами и загадками о книге.
- Активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник.
- Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.
Оборудование:
Книги разных форматов и жанров.
Предварительная работа:
Экскурсия в детскую библиотеку.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не поле, а засеяно,
Не человек, а рассказывает (книга)
- Кто говорит молча?
Кто на свете всех умнее,
Кто все знает, все умеет?
И в любой свободный час
Кто всему научит нас? (книга)
- Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами.
Всем понятным языком (книга)
- Дети, мы с вами были в библиотеке и видели там много книг. Но у каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает. Есть книги необходимые человеку для работы.
- Расскажите, у кого дома есть библиотека, и какие в ней книги? (Ответы детей.) - А какую последнюю книгу вы прочитали сами или прочитал вам кто-то из взрослых? (Ответы.)
-Вы назвали много книг. И их действительно очень много. И все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какие еще бывают книги.
Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций.
-А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей).
Потому, что пальчики у малышей непослушные, и они могут случайно порвать тонкую страничку.
Итак, мы с вами выяснили, что бывают книги для малышей. А вы помните свою первую книжку?
А еще бывают книжки-малышки. (Показ книги)
-Почему же они «малышки», если сказка «Иван царевич и Серый Волк» совсем не для малышей? (Ответы детей.)
- Правильно, сами книжки маленькие. Взрослые говорят про такие – книги малого формата. Это значит, что книга маленького размера. А мы называем их «книжки-малышки». Были ли у вас такие?
- По содержанию книги можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи. Расскажите мне, какие вы читали книги: о природе? стихи? сказки? рассказы? (Ответы детей.)
- А чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов? (Ответы детей.)
- Кто пишет рассказы? стихи? сказки? (Ответы детей: писатель, поэт, сказочник.) - А еще есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например, энциклопедия. Кто из вас знает, что это за книга такая? (Ответы детей.)
А знаете ли вы, какие книги называют учебниками? (Ответы детей.)
Как называют книги, которые помогают нам учиться рисовать? (Раскраски.)
Пальчиковая гимнастика "Покажите пальцем"
Покажите пальцем - Зайца, (Дети сжимают правую руку в кулак, вытягивают средний и указательный пальцы)
- Книжку, (Две раскрытые ладони складывают рядом)
-Мышку (Ладони прикладывают к макушке)
И Орех. (Сжимают кулак)
-Указательному пальцу все известно лучше всех. (Вытягивают вверх указательный палец, сгибают и разгибают его несколько раз.
(Упражнение повторить несколько раз, чередуя руки.)
- Сядьте удобно и приготовьтесь слушать. Я хочу прочитать вам стихотворение С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу», (Чтение произведения.)
«Как печатали вашу книгу»
Мне говорили много раз
Знакомые ребята:
- Стихи, пожалуйста, для нас
Скорее напечатай!
Я написать стихи готов,
Ребята дорогие,
Но не печатаю стихов -
Печатают другие.
Я был на фабрике такой,
Где вам готовят книжки.
Там в самой первой мастерской
Есть ящики без крышки.
Их люди кассами зовут.
В них буквы разные живут -
Свинцовые,
Литые,
Заглавные,
Простые.
На клетки ящик разделен, -
По букве в каждой клетке,
И запрещает ей закон
Перелезать к соседке.
Наборщик знает, где, какой
Хранится знак печатный,
Берет привычною рукой
И ставит аккуратно.
Строка к строке, строка к строке.
За рядом ряд ложится.
И вот сверкает на доске
Свинцовая страница.
Как полк солдат, в строю стоят
Все буквы, цифры, точки.
И где стоит свинцовый ряд,
Там в книжке будут строчки.
Но утомителен для глаз
Наборный труд старинный.
Пускай работает за нас
Наборная машина.
Она и строчки соберет
И отольет в пластинки.
А ты работаешь, как тот,
Кто пишет на машинке.
Но все же бодро до сих пор
Живет на белом свете
Заслуженный ручной набор,
Проживший пять столетий.
-----
Сейчас набор пойдет в печать,
В машину ляжет скоро.
Но прежде надо оттиск снять
С готового набора.
По строчкам валиком мазнут
И тиснут отпечаток,
Чтобы увидеть, нет ли тут
Ошибок, опечаток.
Но вот наборщик лист собрал,
Теперь страницы свяжет,
А уж в машине круглый вал
Их свежей краской смажет.
Пошла, пошла машина в ход
Бесшумным шагом скорым.
Бумага белая идет,
Чтоб встретиться с набором.
Выходит комом первый лист,
Но это только проба.
Теперь, печатник-машинист,
Глядеть ты должен в оба, -
Чтобы печать была чиста,
Красива и опрятна,
Чтоб на поверхности листа
Не появились пятна.
С бумагой встретится на миг
Набора лист свинцовый -
И уж страницы наших книг
Оттиснуты, готовы.
Взяла машина лист простой
И наложила краску -
И вот писатель Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Машина знает дело:
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплетчик их сошьет,
Края обрежет миюм.
Потом оденет в переплет,
И вот пред вами - книга!
Теперь нам надо разобрать
Свинцовые страницы:
Ведь буквы могут нам опять
Для книжек пригодиться.
На них лежит дорожный прах
Налет свинцовой пыли.
Они и в горьковских строках,
И в гоголевских были.
Иная буква так умна:
Печатала немало.
И в астрономии она
И в химии бывала!
Когда рассыпанный их строй
Вернется в цех наборный,
Их покрывает толстый слой
Машинной краски черной.
-----
Приятно книжки почитать.
А сделать их попробуй!
Искусство тонкое - печать
И требует учебы.
Мы знаем славных стариков,
Печатающих книжки,
А рядом с ними у станков
Работают парнишки.
Один хороший паренек
Знаком со мною лично.
Он невелик и невысок,
Но трудится отлично.
Он предан делу всей душой,
И посмотреть приятно,
Как он командует большой
Машиною печатной.
Хоть говорят, что ростом он
Не более аршина, -
Ему послушна, точно слон,
Огромная машина.
Меня печатал он не раз,
И эту книжку тоже
Мы вместе сделали для вас -
Я и Смирнов Сережа.
Работа сложная - печать.
И всем рабочим цеха
Должны мы счастья пожелать,
Здоровья и успеха!
- Ребята, о чем это стихотворение?
- Кто является главными героями произведения? Перечислите их.
- Подумайте и скажите, легко ли печатать книгу?
- книги очень легко рвутся, изнашиваются. Конечно, если это происходит от того, что книжка нам очень нравится как в стихотворении Р. Сефа, в котором утверждается, что самые лучшие книжки, как правило, зачитаны до дыр:
Книжка в красном переплете - самая красивая,
Книжка в синем переплете – самая веселая,
Книжка в желтом переплете – самая забавная,
А совсем без переплета – самая любимая.
Мне читать ее охота – вот она без переплета.
-Такие книги мы всегда жалеем, лечим, бережем.
- К сожалению, в нашей группе есть потрепанные и рваные книжки. Хочется надеяться, что они истрепаны от того, что вы их очень любите, а не, потому что не умеете бережно обращаться и уважать чужой труд. Значит, нам самим нужно вылечить все «больные» книги, и впредь обращаться с ними мы будем аккуратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная непосредственно образовательная деятельность "Хлеб - какой он бывает"
Коррекционная непосредственно образователдьная деятельность для детей с задержкой психического развития, в которой Колобок рассказывает в занимательной форме, о том какой бывает хле...
Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"
Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Чтение художественной литературы».
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Чтение художественной литературы».Тема: русская народная сказка "Мужик и медведь"....
конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству в 1-2 младшей группе
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству в 1-2 мл. группеТема: «Божья коровка»Задачи:Вызвать желание у детей рисовать выразительный образ насекомого;Пр...
План — конспект образовательной деятельности Первая младшая группа Тема «Какие бывают профессии»
План — конспектобразовательной деятельности Первая младшая группа Тема «Какие бывают профессии»Задачи:1. Познавательное развитие:- Формировать представлений о профессиях.- упражнять ...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему « Мир театра»
Цель:формирование у детей интереса к театру и театрализованной деятельности.Задачи:-образовательные: расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров. Формировать представления...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы на тему «Жираф»
Цель: - научить рисовать жирафа, используя простейшие геометрические формы. - совершенствовать технические навыки рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой послед...