сценарий урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Портрет" "Вечное и вещное в искусстве".
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Урок литературы является итоговым и рассматривает философский аспект темы призвания художника и роли искусства в мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nv_gogol_portret.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока в 8 классе
Вещное и вечное в искусстве.
Тема призвания художника и роли искусства в мире по повести
Н.В. Гоголя «Портрет»
Цели:
- Показать учащимся, как раскрывается автором тема призвания художника и роли искусства в мире;
- Раскрыть особенности композиции текста, выявить традиции духовной литературы в повести;
- Развивать творческие, коммуникативные способности, речь.
- Формировать ключевые компетентности чтения, работы с текстом с целью извлечения информации.
Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, мультимедийная техника.
Ход урока:
- Вызов.
- Эвристическая беседа. Слово учителя: Вторая часть повести раскрывает историю создания портрета, погубившего художника Чарткова. Герой 2 части тоже художник, противопоставлен Чарткову: он находит в себе силы избавиться от дьявольского наваждения. Гоголь размышляет о божественной миссии искусства и художника, о назначении искусства, о свободе творчества, о его взаимоотношениях с религией.
Наша задача — определить роль искусства в мире по повести «Портрет».
- Верные - неверные утверждения отметить в тетради:
1. Чартков — богатый художник, рисующий только портреты
- В портрете зрителей поражают глаза человека.
- Чартков на последние деньги купил портрет.
- Чартков выполняет наказ профессора и уклоняется от возможности стать модным художником.
- Зрители восхищаются работами Чарткова, потому что он приукрашивает действительность.
- Причина безумия Чарткова — сожаление о погубленном таланте и зависть более успешным художникам.
7. Художник, написавший портрет ростовщика, становится безумным.
8. Художник Б. - автор известного портрета.
9. Добро в повести олицетворяет отец художника Б., а зло — Чартков.
10. Художник Б. уничтожил портрет по просьбе своего отца.
- Осмысление содержания:
- Почему Гоголь сначала рассказывает историю Чарткова, а потом – историю портрета?
- Что связывает части повести?
- Каковы особенности композиции 2 части?
- Каким рисует автор ростовщика?
-Почему один художник получает имя – Чартков, а другой – нет?
Аналитическая работа по тексту в группах по вопросам:
1. Как изменяется жизнь художника после появления портрета?
2.Что привело художника в монастырь? Почему так долго отказывался он приступить к росписи храма и что помогло создать ему дивное произведение искусства?
3. Кто из героев становится выразителем взглядов Н.В.Гоголя на искусство?
4. Можно ли назвать повесть фантастической? Как связаны фантастика и реальность в романтической повести Гоголя?
3. Оценочный этап. Художник. Искусство. Портрет. Талант
1.Синквейн – это стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна):
1 строка (тема) – имя существительное.
2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.
4. Каковы взгляды Гоголя на искусство и предназначение искусства? Кто стал выразителем вещных идеалов, а кто - вечных?
В чем видит писатель связь искусства с религией?
Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю.
Все картины, упомянутые в повести, оказались реальными: великое полотно, изменившее судьбу Чарткова, - «Явление Христа народу» Иванова, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова; икона, созданная художником Б.- икона «Рождества Христова».
7. Как я работал на уроке – отметить на шкале из 6 делений.
Домашнее задание.
1. Творческий практикум. Стр. 325 Подготовка к сочинению-эссе «Какова роль искусства в обществе?»
Отметки за урок и рефлексия учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое
Урок по повести А.Платонова «Юшка». тема: " Любить «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...
Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести".
Технологическая карта урока...
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...
Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"
Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...
Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»
Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского»....