программа элективного курса "Литература Древней Руси"
элективный курс по литературе (9 класс) по теме

Материал предложенного элективного курса  расширяет объем знаний учащихся о  культуре Древней Руси, знакомит более полно с жанрами древнерусской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_literatura_drevney_rusi2.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Литература Древней Руси»

               Шипкова Анна Геннадьевна,          

               учитель МКОУ  СОШ п.Хасан  

               Приморского края

Пояснительная записка.

     Осознание русского  народа как нации тесным образом связано с историей. Историю же невозможно оторвать от литературы. Как сказал академик Д.С.Лихачев, «забота о прошлом- это забота о будущем. Мы храним прошлое для будущего. Мы способны далеко заглянуть в будущее, если только умеем глядеть в прошлое. Любой современный опыт есть одновременно и опыт истории. Чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее». Таким образом, современное видение мира можно определить с помощью знаний о прошлом, и литература в этом случае имеет неоценимое значение.

    Древнерусская литература имеет для нас очень важное значение, потому что она показывает  современным читателям пример сознания высокого гражданского долга, раскрывает идеи  глубокого патриотизма, нравственного самовоспитания. Кроме того, « в древней русской литературе мы находим произведения, чтение которых доставляет нам  удовлетворение одновременно нравственное  и эстетическое». За многие годы атеизма и мучительного реформирования мы растеряли многие духовные ценности.

   Древнерусская литература – наша духовная ценность. Она тесно связана с православной культурой. Таким образом, изучая древнерусскую культуру, можно влиять на формирование гражданственности, нравственности современного школьника.

Исходя из цели, следует поставить задачи:

  1. познакомить учащихся с подлинниками древнерусской литературы с целью ощущения  неповторимости и художественного своеобразия произведения
  2. познакомить учащихся с разнообразием жанров и стилей древнерусской литературы
  3. показать связь древнерусской литературы с современной

       

     Учащиеся уже знакомы с некоторыми произведениями древнерусской литературы, поэтому в процессе работы учитель может ссылаться на накопленный учениками опыт исследования и анализа текстов. Учитель использует такие формы работы, как комментированное чтение, перевод древнерусского текста на современный язык, самостоятельное исследование, сравнительный анализ текстов, заочные экскурсии по городам  Древней Руси, «интервью» с выдающимися личностями Древней Руси. В процессе работы используются произведения других видов искусства.

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 9 класса. Программа будет полезна для будущих филологов, историков, журналистов.

 

Примерное распределение по темам.

  1. Введение. Предмет древнерусской литературы. Возникновение, этапы, жанры.
  2. Культура Древней Руси.
  3. Древнерусская литература и античность.
  4. Библия в древнерусской литературе.
  5. Библия и художественные особенности древнерусской литературы.
  6. Летописание. Тематика. Авторство. Значение летописей.
  7. «Повесть временных лет». Сюжеты, герои. Связь с устным народным творчеством.
  8. Летописное дело 13-16 веков. Повести о борьбе с монголо-татарским игом. Сюжеты.
  9. Летописная «Повесть о битве на Калке»
  10. «Повесть о разорении Рязани Батыем»
  11. «Задонщина». Традиции «Слова о полку Игореве» в произведении. ( сравнительный анализ)
  12. «Сказание о Мамаевом побоище». Сюжет, герои.
  13. Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». Личность В.Мономаха. Основные направления его поучения и актуальность произведения в наше время.
  14. Житие как жанр древнерусской литературы. Разновидности жития. Композиция. Личности.
  15. «Сказание о Борисе и Глебе». Сюжет. Образы.
  16. «Житие Феодосия Печерского» Картины мирского и монастырского быта Киевской Руси.
  17. Епифаний  Премудрый. «Житие Сергия Радонежского». Личность автора. Сергий Радонежский, его роль в истории русского народа.
  18. Житийные традиции в русской литературе (Л.Н.Толстой, Л.Андреев,  Б.Зайцев и др.)
  19. Хронографы.  «Русский хронограф»
  20.  Минеи-четьи как жанр древнерусской литературы. «Великие минеи-четьи»
  21. Церковное красноречие. Тематика. Ораторское мастерство.
  22. «Слово о законе и благодати». Личность автора. Сюжет, композиция.
  23. Поучения Феодосия Печерского. Личность автора, проблематика.
  24. Сочинения Максима Грека. Личность автора.
  25. «Душеполезное лекарство». Памятники учительского красноречия 12-17 веков.
  26. Ораторское наследие «бунташного века» русской истории. Аввакум.
  27. «Домострой». Композиция. Тематика. Актуальность положений «Домостроя» для нашего времени.
  28. Паломничества и путешествия. «Хождение игумена Даниила».
  29. Афанасий Никитин. «Хождение за три моря».
  30. Повести как жанр литературы. Историческая повесть. Авторы, герои.«Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе»,»повесть об азовском осадном сидении» и др.
  31. Бытовая и сатирическая повесть. «Повесть о горе и злосчастии», «Повесть о Ерше Ершовиче».
  32. Стихотворство Древней Руси. Вирши. Симеон Полоцкий. Личность автора, литературное наследие.
  33. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским как жанр эпистолярного наследия.
  34. Итоговое занятие. Литературные памятники Древней Руси.

Библиография:

  1. «Воинские повести Древней Руси». Ленинград. «Лениздат», 1985 (Библиотека «Страницы истории Отечества»)
  2. «Древнерусская литература» М-ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002  (школа классики)
  3. «Красноречие Древней Руси» Москва. «Советская Россия» 1987
  4. Кузьмин А.И. «Героическая тема  в русской литературе» .Москва «Просвещение» 1974
  5. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» Москва «просвещение» 1976
  6. Любимов Л. «Искусство Древней Руси» Москва «Просвещение» 1981
  7. Творогов О.В. «Литература Древней Руси» Москва «Просвещение» 1981
  8. Энциклопедия для детей. Том 9. Москва «Аванта +» 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Программа курса "Духовная культура Древней Руси в поисках нравственного идеала" для 8 класса

Принципиальное отличие программы "Духовная культура Древней Руси в поисках нравственного идеала" означено уже в самом названии: это не прос...

Урок-презентация для 5 класса по программе Б.М.Неменского "Путешествие по Древней Руси"

Урок по ИЗО для 5 класса по программе Б.М.Неменского составлен в форме путешествия по улицам древнего города. Состоит из двух файлов текстового описания и презентации. Цель путешествия: найти ответ на...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Образовательная программа «Основы системы единоборств Древней Руси»

СИСТЕМА  ЕДИНОБОРСТВ ставит перед собой целью формирование гармонично развитой личности, способной к дальнейшему саморазвитию и имеющей устойчивые общечеловеческие ценности, а также патриотическо...

Авторская программа элективного курса "Древние и средневековые источники об истории России"

Элективный курс  способствует формированию у учащися практических навыков и умений самостоятельно добывать знания, работая с историческими источниками...