Образовательная программа «Основы системы единоборств Древней Руси»
рабочая программа на тему
СИСТЕМА ЕДИНОБОРСТВ ставит перед собой целью формирование гармонично развитой личности, способной к дальнейшему саморазвитию и имеющей устойчивые общечеловеческие ценности, а также патриотическое воспитание и оздоровление общества в целом через физическое и духовное оздоровление каждого отдельного ребёнка и его ближайшего окружения, семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvvsistema_edinoborstvdrevney_rusi.docx | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Утверждено педагогическим советом
Протокол №_____от ____________
Утверждаю: ______________________
Рабочая программа
«Основы Системы единоборств Древней Руси »
Программа дополнительного образования для детей 10-15лет.
Рассчитана на 5 лет обучения.
Программу составил Грибанова С.А.
Санкт-Петербург 2015
Пояснительная записка.
Образовательная программа «Основы системы единоборств Древней Руси» имеет гражданско-патриотическую и физкультурно-спортивную направленности.
Уровень освоения программы – профессионально-ориентированный.
СИСТЕМА ЕДИНОБОРСТВ ставит перед собой целью формирование гармонично развитой личности, способной к дальнейшему саморазвитию и имеющей устойчивые общечеловеческие ценности, а также патриотическое воспитание и оздоровление общества в целом через физическое и духовное оздоровление каждого отдельного ребёнка и его ближайшего окружения, семьи.
В технике СИСТЕМЫ ЕДИНОБОРСТВ можно найти аналоги большинства базовых технических действий и приёмов различных единоборств мира – собственно борьбы, боя с оружием и боя с использованием ударной техники.
Основы единоборств— одно из средств всестороннего воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое трудовое и патриотическое воспитание.
Активная двигательная деятельность на занятиях способствует развитию всех физиологических процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Увлеченные процессом дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости.
Цели и задачи:
Основной целью физического образования школьников является обеспечение полноценного, гармонического физического развития и укрепление здоровья. Это положение закреплено в Законе «Об образовании в Российской федерации», в соответствии с которым здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Влияние занятий физическими упражнениями может считаться положительным, если в процессе этого решаются следующие задачи:
Образовательные задачи:
1. Осуществляется интеллектуальное и эстетическое развитие ребёнка.
2.Познакомить с различными боевыми стилями и направлениями.
3.Усвоить элементарные знания в области гигиены и медицины, анатомии и физиологии.
Воспитательные задачи:
1.Сформировать познавательный интерес к культуре и спорту.
2.Формировать некоторые психологические черты личности.
Развивающие задачи:
1.Укреплять опорно-двигательный аппарат, повышать возможности функциональных обеспечивающих систем организма.
2.Развивать произвольное внимание, волю, все виды памяти, мышления на основе усложнённых занятий.
3.Привить потребность к занятиям физических упражнений, которые позволят сохранить здоровье и работоспособность на протяжении всей жизни человека.
В воздействии, оказываемом Системой на занимающегося ребёнка, можно выделить несколько тесно взаимосвязанных аспектов:
- духовный – духовное развитие занимающегося, формирование системы его жизненных ценностей и целей;
- психологический – развитие и укрепление психики занимающегося;
- физический – развитие тела, его возможностей;
- оздоровительный – укрепление здоровья занимающегося;
- специализированный – достижение высоких результатов в любом виде деятельности, в том числе и профессиональной;
- социальный – облегчение адаптации к различным, в том числе неблагоприятным, социальным условиям;
- и др.
Ребёнок, овладевающий Системой, постепенно приобретает ряд ценнейших, универсальных знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем широко использует в повседневной жизни, в быту, в профессиональной деятельности, в общении, в разрешении стрессогенных и экстремальных ситуаций. Вне зависимости от того, какие цели преследовал обучающийся, начиная занятия в Системе, приобретаемые им навыки ведут к единому результату – личностному росту, физическому, психологическому и духовному развитию и оздоровлению.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач. При подборе учебного материала непременно следует учитывать не только возраст ребенка, но и способности обучающихся, степень их восприимчивости, уровень физических возможностей детей.
В соответствии с данной программой процесс обучения строится по спирали с усовершенствованием на каждом новом этапе качественного уровня знаний. Один и тот же учебный материал в разном возрасте и на разных годах обучения используется в различных пропорциях.
Программа заключает в себе самостоятельные и в то же время дополняющих друг друга разделы, которыми педагог может варьировать внутри учебных часов.
Актуальность программы «Основы Системы единоборств Древней Руси» связана, прежде всего, с возможностью сочетания физического и гражданско-патриотического развития ребёнка, которое позволяет наряду с совершенствованием силовых возможностей организма, воспитать дисциплинированность, законопослушность и желанию сохранять и приумножать культурных и духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями России.
Этапы реализации программы
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
Набор в группы детей (от 10 до 15 лет) производится, по медицинским справкам.
Первый этап - формирование групп, знакомство с результатами медицинского осмотра.
На втором этапе - происходит реализация основных целей и задач программы и предусматривает следующие виды деятельности учащихся;
- Обучение (1-2 год) основам здорового образа жизни, техническим и тактическим приемам борьбы, большое внимание уделяется физической подготовке, в том числе правильному дыханию, растяжке.
- Закрепление. (3-4 год) многократное повторение изучаемого материала, содействует более глубокому закреплению новых элементов и повышению положительных эмоций.
- Совершенствование (5 год) упражнений на передвижения. Совершенствование их способов должно проходить в сочетании с быстрым изменением направлений , неожиданной сменой ритма, внезапными остановками и ускорениями.
Принципы
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность ПРИНЦИПЫ, последовательность, прочность.
Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.
Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым и интересным её проведением.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
Принцип доступности и индивидуальности предусматривает, чтобы перед
занимающимися ставились посильные задачи и подбирались посильные средства для их решения.
Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.
Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.
При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи. Основная задача педагога состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания.
Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- В целом.
- По частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки.
Учебно-тематический план
№ | тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
I | Вводное занятие. Тема: «Давай познакомимся» | 1 | 1 | 2 |
II | Боевая акробатика. Темы: 1.Техника перекатов. 2.Уход а атаках, перемещения. 3.Удары ногами, защита от ударов. 4.Удары руками, защита от ударов. 5.Работа с предметами (палка и т.д.) 6.Принципы управления противником/противниками. 7.Работа с напряжением в теле противника. 8.Оздаровительные и восстановительные методики (дыханием и т. д.). | 25 | 30 | 55 |
III | Общеразвивающие игры и упражнения 1.С предметами: -мяч -скакалка -гимнастическая палка -мешочки с песком 2.Без предметов: -бег -прыжки -перекаты | 20 | 30 | 50 |
IV | Эстафеты -спортивные -сказочные | 10 | 15 | 25 |
V | Игровые развлекательные программы -Весёлые старты -Мой весёлый звонкий мяч -Светофор | 10 | 10 | |
VI | Итоговое занятие -подведение итогов | 1 | 1 | 2 |
Всего часов: 144часа
Содержание образовательной программы
«Вводное занятие» - знакомство с группой, с правилами техники безопасности в зале и при выполнении физических упражнений, с дисциплиной на занятиях. Требования к форме. Соблюдение правил личной гигиены. Причины травм на занятиях и меры их профилактике. Краткая характеристика системы единоборств, предполагаемых для изучения.
«Боевая акробатика» - перекаты, назад и вперёд с группированием, через плечё; переползание по-пластунски; понятия тактики ведения поединка; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, поочерёдно перемахом правой и левой ногой, переползания; Удары ногами и руками, защита от них. Подсечки. Связка бросков и ударов (зацепом изнутри). Принципы выполнения захватов, рычага, тяни-толкай, технического преимущества, дезориентируещие и отвлекающие манёвры. Освобождение от захватов. Техника передвижений и безопасности при отработке захватов. Упражнения по отработке переходов между захватами. Укрепление организма дыханием. Дыхательный ритм. Контроль дыхания при физической нагрузке. Растяжка (пассивная, динамическая) нижней и верхней части тела (шпагпт, сгибание колен к груди, скрученная поза, растяжка икр, трицепсов, плечей, бицепсов, запястий, верхнего плечевого пояса).
«Общеразвивающие игры и упражнения» - задания с использованием строевых упражнений, задание на координацию движений типа «весёлые задачи», с «включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела. «Змейка», «Пройти бесшумно», «Не урони мешочек», «Запрещённое движение», «Прокати быстрее мяч», «Увёртывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки».
«Эстафеты» - эстафеты с остановками, бег в мешках, донести лист бумаги, передай мяч, прыгунки, пролезть через обручи, скакалки, эстафеты с палками и прыжками, бег по кочкам, «Баба Яга», «Лисий хвост», «Ловкие драконы», «Золотые ворота», «Сражение рыцарей»,
«Игровые развлекательные программы» - «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей», игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
«Итоговое занятие» - подведение итогов, обсуждения ошибок и достижений, поощрение, повтор пройденного материала, получение задания для самостоятельного физического развития.
Методическое обеспечение образовательной программы
Тема | Форма занятий | Методы и приёмы | Используемые материалы | Формы Подведения итогов |
1.«Давай познакомимся» | беседа | Словесные,наглядные,демонстративные. | Наблюдение педагога | |
2.Техника перекатов. Техника перекатов. Уход в атаках, перемещения. Удары ногами, защита от ударов. Удары руками, защита от ударов. Работа с предметами (палка и т.д.). Принципы управления противником/противниками. Работа с напряжением в теле противника. Оздоровительные и восстановительные методики (дыханием и т. д.). | Беседа, Занятие-практика | Словесные,наглядные,практические(метод упражнений,игровой,соревновательный) | Наблюдение педагога. | |
3.Работа с предметами и без них. | Беседа,занятие-практика | Словесные,наглядные,практически. | Наблюдение педагога. | |
4.Эстафеты | Практика,занятие-игра | Игровой,соревновательный. | Наблюдение педагога | |
5.Игровые и развлекательные программы | Практика,занятие-игра | Игровой,соревновательный. | Создание ситуации успеха,самовыручки. | |
6.Итоговое занятие | Практика,беседа | Игровой,соревновательный. | Наблюдение педагога. |
ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Воля — способность человека, преодолевая препятствия, достичь заветной цели. Волевой человек умеет мобилизовать все силы для достижения поставленное цели. В жизни одними из самых нужных качеств являются:
- Смелость
- Решительность
- Самообладание
- Инициативность
- Настойчивость
- Сообразительность
На занятиях следует работать над развитием следующих волевых качеств:
- Творческое отношение к своей деятельности
- Постоянно стремиться к активной деятельности (дерзать, рисковать, преодолевать трудности)
- Не отказываться от своих замыслов
- Самостоятельно планировать свои цели и задачи
- Отвечать за свои поступки
- Менять свою роль в соответствии с игровой ситуацией
- уметь оказывать помощь партнерам (заслон, выход на свободное место, подсказка, совет)
- Навязывать свою волю соперникам
- Уметь перестраивать план действий по ходу спаррингов
- Брать на себя ответственность за выполнение заключительного броска
- Владеть своими чувствами, особенно неприятными эмоциями, переживаниями
- Быть на занятиях дисциплинированным, не пререкаться с тренером, судьями и тд.
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Учащийся должен быть всесторонне физически развитым. Чтобы стать таким, необходимо развивать быстроты, силу, выносливость, прыгучесть, ловкость, координацию движений.
Общая и специальная физическая подготовка учащихся совершенствуется во время командных тренировок.
Основные физические качества - быстрота, сила, выносливость (другие очень важные качества, такие, как прыгучесть, ловкость, зависят от развития основных качеств) - в каждом виде спорта имеют свою специфику, поэтому их надо развивать.
Сила игрока во многом определяет быстроту движений, прыгучесть и ловкость.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Материально – техническое обеспечение
Маты, брусья, турник, мешочки с песком, стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая, мячи, скакалка детская, флажки стартовые, аптечка.
Литература
Список литературы для педагога
- Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2010.
- Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-11 классов . Москва «Просвещение» 2005.
- Спортивные игры:совершенствование спортивного мастерства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М. Портнова — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособ. для студ. высш.учеб. заведений/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Попов Г.И. Биомеханика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.И.Попов. — М.: Издательский центр «Академия», 2005
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998.
- Блудилина М.С., ЕмельяновС.В. Поурочные планы по физкультуре 1-11 класс Волгоград, «Учитель», - 2006
Дополнительная литература для обучающихся
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»,
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
Дополнительная образовательная программа "Основы общепринятого этикета"
Что такое этикет? Когда он появился? И одинаков ли он для всех? Как вести себя в разных ситуациях и в различных местах? И какие виды этикета существуют? На все эти вопросы я полыталась дать...
Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.
Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....
программа элективного курса "Литература Древней Руси"
Материал предложенного элективного курса расширяет объем знаний учащихся о культуре Древней Руси, знакомит более полно с жанрами древнерусской литературы....
Программа курса "Духовная культура Древней Руси в поисках нравственного идеала" для 8 класса
Принципиальное отличие программы "Духовная культура Древней Руси в поисках нравственного идеала" означено уже в самом названии: это не прос...
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Динамика результативности освоения программы "Основы восточных единоборств"
Диагностика в дополнительном образовании...