"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Череп Людмила Федоровна

Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что она является уникальным явлением в русской литературе с точки зрения ее народности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon szhataya_zip-papka_4.zip9.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

станицы Ленинградской Краснодарского края

«Истинная сила искусства»

(Традиции народной поэзии в поэме Н.А.

Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

(урок литературы в 10 классе»

                                                   

                                                 

                                   Выполнила

                                                                               учитель русского языка и литературы

                                                            Череп Людмила Фёдоровна

2013 год

Тема:   «Истинная сила искусства»

(Традиции народной поэзии в поэме А.Н.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»)

Цель урока: проследить, какие фольклорные жанры нашли отражение

                       в поэме, как писатель с ними работает, в чём проявляется

                       его творческое отношение к фольклорному наследию; ка-

                       ковы результаты его труда.

Оборудование: А.Н.Некрасов (портрет), иллюстрации к произведению,

                            таблица «Жанры устного народного творчества»,презен-

                             тация к уроку.

Эпиграф к уроку:

Истинная сила искусства вообще и поэзия в особенности

                      заключается в органической связи их с жизнью… А так как

    никакая жизнь…немыслима без своей народной, то есть на-

циональной оболочки, то сила эта заключается в органичес-

                        кой связи с народностью.

                                                              А.Григорьев 

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

         

Тема  урока очень актуальна для нашего времени. Сегодня происходит поли-

тическое, экономическое и духовное возрождение нравственных ценностей,

выработанных нашим народом на протяжении всей его истории. К фольклору обращались всегда, потому что в нём отражается душа народа, его идеалы,

талант и мудрость.

2. Беседа с классом.

Вопрос  классу:

-Почему мы говорим об этом, обращаясь к поэме «Кому на Руси жить хорошо», а не к какому-то другому произведению? (Во-первых, именно Нек-

расов впервые заговорил в нашей литературе от имени народа и создал свой

неповторимый «стиль, отвечающий теме» и основанный на лучших тради-

циях русского фольклора; во-вторых, творчество Некрасова, его бессмерт-

ная поэма-эпопея могут противостоять современным фильмам, телепереда-

чам, песням; в-третьих, поэт смотрел на жизнь глазами народа, говорил его

языком).

Учитель:

Итак, обратимся к самой поэме, в частности, к «Прологу». Уже первые строки вводят нас в атмосферу жизни народа, его проблем, интересов,

забот, быта, чаяний и надежд.

Вопрос  классу:

-Что можете сказать о речи лирического героя? ( Речь льётся свободно,

естественно, он не только рассказывает, но и даёт оценку мужикам, их по-

ступкам; речь понятна).

Вопрос классу:

-На что похож зачин? Обоснуйте свой ответ. ( По лексике, по интонации,

по ритму он похож на сказку. Здесь и лексические повторы, и волшебное число 7, и уменьшительно - ласкательная форма «дороженька», и образ доро-

ги, и речь со свободным ударением, но очень складная).

Задание классу:

- Получается, что, что ни слово, то живая, образная речь, в которой мож-

но выделить несколько наиболее ярких элементов. Попробуйте их отыскать

и прокомментировать.

(Прежде всего – это сравнения)

 Задание классу:

- Найдите сравнения, взятые из мира природы, крестьянской жизни.

Вопрос классу:   

 - Обратите внимание на суффиксы существительных, глаголов, на эпитеты, повторы.Что вы заметили? (Много существительных с умень-

шительно-ласкательными суффиксами, глаголы с –ся, -ива-; присутствуют

постоянные эпитеты, в том числе и развёрнутые «звёзды частые»; «девка красная»)

Вопрос классу:

-Что ещё напоминает сказку? (Скатерть-самобранка, животные, наделён-

ные способностью говорить)

Задание классу:

-Просмотрите 3-ю часть поэмы. Какие жанры фольклора в ней исполь-

зует поэт?(Народные песни, легенды). Ребята приводят примеры, отмечают особенности.

Учитель:

Песня является неотъемлемой частью поэмы, сопровождает крестьянина всю его жизнь: помогает в работе, утешает в несчастье, сопровождает все празд-

ники и гулянья, провожает в последний путь. Доля крестьянки везде и всег-

да одинакова, поэтому-то у Матрёны Тимофеевны на каждый случай в её жизни находится песня. Песни «Голодная» и «Солёная» изображают край-

нюю бедность и голод крестьянства.

Песни Гриши проникнуты оптимизмом, верой в силу народа.

В них как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы.

Помимо песен крестьяне рассказывают несколько легенд. «Про холопа примерного – Якова верного» и «О двух великих грешниках».Это было индивидуальное задание.

Слово предоставляется учащимся.

Вопрос классу:

-Какие жанры фольклора встречаются в главе «Дёмушка»? (Причитания,

плачи). Учащиеся выразительно читают, анализируют.

Вопрос классу:

-Какова их роль?(Повышают эмоциональность и изобразительность произ-

ведения).

Учитель:

Сравнительно богато представлены в поэме мелкие жанры фольклора –

пословицы, поговорки, загадки.

-Приведите примеры.(Учащиеся дома должны были их выписать в тетрадь)

Учитель:

Насыщенность  загадками, пословицами, поговорками придаёт поэме осо-

бенно чёткий фольклорный колорит. Большинство загадок у Некрасова да-

ны в виде метафор или сравнений. Пословицы, как правило, имеют ярко

окрашенный социальный характер и вставлены почти без изменений.

3.Обобщение. 

Таким образом, мы видим, что Некрасов «блистательно» справился с труд-

нейшей задачей, создав истинно народное эпическое произведение, в кото-

ром нашли отражение лучшие достижения русской фольклористики. Он ввёл

 в своё произведение живую разговорную речь, пересыпанную образными

словами и выражениями, пословицами и поговорками, сказочными, былин-

ными и песенными сюжетами и образами, прибаутками и восклицаниями,

постоянными эпитетами, которые составляют суть народного стиля.

                                                     

                                                                                              Задание на дом:

                                                             Ответить на вопрос: «Почему странники

                                                              не услышали песню Г.Добросклонова

                                                              «Русь» и не поняли, в чём заключается

                                                               «воплощение счастья народного»?

Использованная литература:

  1. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», М.,1996
  2. Уроки литературы в 10 классе. Издательство ЭКСМО,  М., 2001

 

 

 

 

 

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме

Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...

Проверочная работа по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

проверочная работа по поэме нг. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...