"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что она является уникальным явлением в русской литературе с точки зрения ее народности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhataya_zip-papka_4.zip | 9.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
станицы Ленинградской Краснодарского края
«Истинная сила искусства»
(Традиции народной поэзии в поэме Н.А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
(урок литературы в 10 классе»
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Череп Людмила Фёдоровна
2013 год
Тема: «Истинная сила искусства»
(Традиции народной поэзии в поэме А.Н.Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»)
Цель урока: проследить, какие фольклорные жанры нашли отражение
в поэме, как писатель с ними работает, в чём проявляется
его творческое отношение к фольклорному наследию; ка-
ковы результаты его труда.
Оборудование: А.Н.Некрасов (портрет), иллюстрации к произведению,
таблица «Жанры устного народного творчества»,презен-
тация к уроку.
Эпиграф к уроку:
Истинная сила искусства вообще и поэзия в особенности
заключается в органической связи их с жизнью… А так как
никакая жизнь…немыслима без своей народной, то есть на-
циональной оболочки, то сила эта заключается в органичес-
кой связи с народностью.
А.Григорьев
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Тема урока очень актуальна для нашего времени. Сегодня происходит поли-
тическое, экономическое и духовное возрождение нравственных ценностей,
выработанных нашим народом на протяжении всей его истории. К фольклору обращались всегда, потому что в нём отражается душа народа, его идеалы,
талант и мудрость.
2. Беседа с классом.
Вопрос классу:
-Почему мы говорим об этом, обращаясь к поэме «Кому на Руси жить хорошо», а не к какому-то другому произведению? (Во-первых, именно Нек-
расов впервые заговорил в нашей литературе от имени народа и создал свой
неповторимый «стиль, отвечающий теме» и основанный на лучших тради-
циях русского фольклора; во-вторых, творчество Некрасова, его бессмерт-
ная поэма-эпопея могут противостоять современным фильмам, телепереда-
чам, песням; в-третьих, поэт смотрел на жизнь глазами народа, говорил его
языком).
Учитель:
Итак, обратимся к самой поэме, в частности, к «Прологу». Уже первые строки вводят нас в атмосферу жизни народа, его проблем, интересов,
забот, быта, чаяний и надежд.
Вопрос классу:
-Что можете сказать о речи лирического героя? ( Речь льётся свободно,
естественно, он не только рассказывает, но и даёт оценку мужикам, их по-
ступкам; речь понятна).
Вопрос классу:
-На что похож зачин? Обоснуйте свой ответ. ( По лексике, по интонации,
по ритму он похож на сказку. Здесь и лексические повторы, и волшебное число 7, и уменьшительно - ласкательная форма «дороженька», и образ доро-
ги, и речь со свободным ударением, но очень складная).
Задание классу:
- Получается, что, что ни слово, то живая, образная речь, в которой мож-
но выделить несколько наиболее ярких элементов. Попробуйте их отыскать
и прокомментировать.
(Прежде всего – это сравнения)
Задание классу:
- Найдите сравнения, взятые из мира природы, крестьянской жизни.
Вопрос классу:
- Обратите внимание на суффиксы существительных, глаголов, на эпитеты, повторы.Что вы заметили? (Много существительных с умень-
шительно-ласкательными суффиксами, глаголы с –ся, -ива-; присутствуют
постоянные эпитеты, в том числе и развёрнутые «звёзды частые»; «девка красная»)
Вопрос классу:
-Что ещё напоминает сказку? (Скатерть-самобранка, животные, наделён-
ные способностью говорить)
Задание классу:
-Просмотрите 3-ю часть поэмы. Какие жанры фольклора в ней исполь-
зует поэт?(Народные песни, легенды). Ребята приводят примеры, отмечают особенности.
Учитель:
Песня является неотъемлемой частью поэмы, сопровождает крестьянина всю его жизнь: помогает в работе, утешает в несчастье, сопровождает все празд-
ники и гулянья, провожает в последний путь. Доля крестьянки везде и всег-
да одинакова, поэтому-то у Матрёны Тимофеевны на каждый случай в её жизни находится песня. Песни «Голодная» и «Солёная» изображают край-
нюю бедность и голод крестьянства.
Песни Гриши проникнуты оптимизмом, верой в силу народа.
В них как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы.
Помимо песен крестьяне рассказывают несколько легенд. «Про холопа примерного – Якова верного» и «О двух великих грешниках».Это было индивидуальное задание.
Слово предоставляется учащимся.
Вопрос классу:
-Какие жанры фольклора встречаются в главе «Дёмушка»? (Причитания,
плачи). Учащиеся выразительно читают, анализируют.
Вопрос классу:
-Какова их роль?(Повышают эмоциональность и изобразительность произ-
ведения).
Учитель:
Сравнительно богато представлены в поэме мелкие жанры фольклора –
пословицы, поговорки, загадки.
-Приведите примеры.(Учащиеся дома должны были их выписать в тетрадь)
Учитель:
Насыщенность загадками, пословицами, поговорками придаёт поэме осо-
бенно чёткий фольклорный колорит. Большинство загадок у Некрасова да-
ны в виде метафор или сравнений. Пословицы, как правило, имеют ярко
окрашенный социальный характер и вставлены почти без изменений.
3.Обобщение.
Таким образом, мы видим, что Некрасов «блистательно» справился с труд-
нейшей задачей, создав истинно народное эпическое произведение, в кото-
ром нашли отражение лучшие достижения русской фольклористики. Он ввёл
в своё произведение живую разговорную речь, пересыпанную образными
словами и выражениями, пословицами и поговорками, сказочными, былин-
ными и песенными сюжетами и образами, прибаутками и восклицаниями,
постоянными эпитетами, которые составляют суть народного стиля.
Задание на дом:
Ответить на вопрос: «Почему странники
не услышали песню Г.Добросклонова
«Русь» и не поняли, в чём заключается
«воплощение счастья народного»?
Использованная литература:
- Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», М.,1996
- Уроки литературы в 10 классе. Издательство ЭКСМО, М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...
Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")
Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э...
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме
Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...
Проверочная работа по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
проверочная работа по поэме нг. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...