Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dusha_naroda_russkogo.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока в 10 «А» классе:
Душа народа русского. (2 часа)
Цель: 1) Раскрыть богатство, сложность и противоречивость русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест;
2) Развивать коммуникативность, умения работать в группах, воспринимать мнение других и аргументировано выражать свои мысли, т.е. учить сотрудничеству друг с другом и учителей;
3) Научить учащихся в процессе поисковой деятельности правильно отбирать материал художественного произведения для сообщения;
4) Воспитание уважения к труду, чувства собственного достоинства, патриотизма.
Урок комбинированный: сообщения учащихся, чтение наизусть отрывков, беседа по тексту.
Технологии: проблемное, развивающее, дифференцированное обучение, групповые технологии.
Ход урока
- Запись темы урока, плана, эпиграфа
Эпиграф:
Ты и могучая
Ты и бессильная,
Матушка — Русь!
Н.А. Некрасов
План урока
- Отношение русской революционной демократии к народу.
- Противоречивость, сложность и богатство духовного мира крестьянства.
- Народ в главах «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь».
- Народ в главе «Последыш».
- Народ в главе «Крестьянка».
II Слово учителя.
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» продиктован самой жизнью, т.к. положение крестьянства после отмены крепостного права не изменилось. Это стало причиной крестьянских волнений. 90% всех губерний европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Но вожди революционной демократии преувеличивали возможность народа, сознание которого было низким, поэтому он был не готов к сознательным действиям. Некрасов тонко чувствовал актуальные вопросы своего времени, это и подтолкнуло его к созданию народной книги. В своей поэме Некрасов стремился как можно полнее представить русский народ, рассказать о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание. Народная жизнь изображена глазами самого народа.
Что же узнаем мы о жизни народа из глав «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь». Как показывает Некрасов сложность и противоречивость крестьянской души.
III Беседа по тексту с учащимися I группы.
- Где и как показывает Некрасов умение русского народа веселиться безудержно? (стр. 192, конец главы)
- Какую роль играют глаголы?
- Как передал поэт богатство красок на ярмарке? (186)
- Какие изобразительные средства помогают поэту передать атмосферу праздника? (сравнение, пейзажная зарисовка)
- Как поэт раскрывает талантливость русского народа? (203-204)
- Какие душевные качества русского народа в эпизоде с П. Веретенниковым?
Наизусть эпизод (187-188)
Способность сопереживать и радоваться за других. Какое изобразительное средство использует Некрасов, чтобы передать настроение мужиков?
- Где и как показал Некрасов, что веселье постепенно перешло в ничем не сдерживаемое пьянство?
193 «Пьяная ночь», 197 (Вавила)
- Какие еще отрицательные качества русского народа раскрывает Некрасов?
- Народ суеверен. Стр. 186
- Привычка мужиков сквернословить. Стр. 197
- О чем свидетельствуют семейные сцены? (деспотизм в семье) Стр. 196
- Вывод учащихся или учителя. Итак, мы видим сложность и противоречивость народной души. Но уже в главе «Пьяная ночь» есть реплики, которые показывают стремление народа осмыслить свое положение, его отрицательное отношение к проведенной реформе стр.194. Народ, который обсуждает царскую грамоту, Некрасов сравнивает с морем. Среди крестьянского мира на сельской ярмарке выделяется Яким Нагой.
Сообщение – Чернова К.
IV Работа над текстом III части поэмы. Глава «Последыш». II группа.
- Краткий пересказ содержания главы с цитированием.
- Беседа и сообщения учащихся.
- Кого называют вахлами?
- Как Пахош назвал крестьян деревни Вахлаки?
- Где чувствуется богатырская сила русских мужиков? Стр.316
- Почему же они согласились выдавать себя за крепостных? 327 Какие качества их характера в этом проявляются?
- Кто такой Влас, как он отнесся к предложению наследников разыграть роль крепостных. Кто был избран бурмистром и почему. Сообщение Шефер, Миронова.
- Кто выступил против предложения наследников? (233-234)
- Агап Петров — сообщение Колочкова К.
- Сдержали наследники данное обещание?
V Работа с текстом главы «Крестьянка». 4 группа учащихся: Будаев Д., Козлова С., Козлова Н., Кочешков К., Синева Т., Бабенко Ю.
1. Беседа и выборочное чтение.
- Рассказать, как жили корежские крестьяне.
- Одинаков ли уровень сознания корежских крестьян и вахлаков из главы «Последыш»?
- Какие качества проявили корежские крестьяне в состязании с Шалашниковым и в отношениях с Фогелем?
- Сообщение о Савелии: Шефер В., Кочешков К., Козлова Н., Будаев Д.
- Продолжение беседы.
- Почему глава называется «Савелий, богатырь святорусский»? Кто такой Святогор?
- Что советует Савелий Матрене Тимофеевне?
- О Чем он говорит ей перед смертью и с каким чувством? (290-291)
Вывод: В образе Савелия отразились сила и бессилие русского крестьянства, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучий дух, несгибаемая мощь, понимание бесполезности терпения, гневный протест; с другой стороны — незнание, как завоевать свободу, и отсюда отчаяние.
- Сообщение о Матрене Тимофеевне (Синева Т., Бабенко Ю.)
Итог урока: Жизнь народа в поэме раскрыта в самых разных проявлениях. Для Некрасова мужик велик во всем: в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Народ сумел сохранить могучие силы в тягостной, нищей, беспросветной жизни. Поэтому в поэме так много крестьян, которые не примирились со своим положением и протестуют против угнетателей.
Д/з. Кто в поэме и почему считает себя счастливым? Подобрать материал по главе «Поп», «Счастливые», «Помещик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.
Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения, названы электронные ресурсы к уроку....
Презентация к уроку литературы 7 класса "Поэма "Русские женщины" Н.А. Некрасова"
Презентация к уроку литературы 7 класса "Поэма "Русские женщин" Н.А. Некрасова...
Проверочная работа по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
проверочная работа по поэме нг. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...