Поэзия, которую поют...
методическая разработка по литературе на тему
...Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строках, звуках музыки, мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_kotoruyu_poyut.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» Актанышского муниципального района РТ
Разработка внеклассного мероприятия
«Поэзия, которую поют»
(Стихи и песни о Великой Отечественной войне)
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории А. А. Мугтазирова
Цели урока: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей.
Оборудование: записи песен военных лет; поэтические сборники; портреты поэтов; иллюстрации на тему войны.
Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учеников, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В. Лебедев-Кумач (1943)
Ход урока.
Слово учителя.
Более полувека отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Всё меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны.
Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но ив поэтических строках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.
Война…Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжёлое время?
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Слушаем куплет из песни в записи
-Почему война названа «священной»?
Ученик. Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная – потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека».
Чтение и анализ стихотворений.
Константин Симонов (1915-1979)
Ученик. Известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». В первые, особенно тяжёлые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжёлыми боями и большими потерями, оставляя врагу сёла и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», посвящённое другу Симонова, Алексею Суркову.
Слушаем стихотворение в исполнении ученика.
- Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало популярным, любимым в народе?
Ученик. Стихотворение не просто рассказывает о войне, её трудностях. Это стихотворение лирическое – передаёт переживания, которые испытывал весь народ, передаёт боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность.
- Какие картины войны изображает поэт?
Ученик. Симонов пишет о тяжёлых дорогах, по которым отступали наши войска, о деревнях с погостами (кладбищами) вдоль дорог, размытых дождями, с пожарищами. Пишет о деревенских женщинах, поивших солдат молоком: кринки они бережно, «как детей», прижимают к груди – в этом забота, нежность, тревога за солдат. Пишет о картине, запечатлевшейся в памяти: «изба под Борисовом, /По мёртвому плачущий девичий крик, /Седая старуха в салопчике плисовом, /Весь в белом, как на смерть одетый, старик». Эта картина полна боли, беспомощного стыда, сочувствия, сострадания.
- Как создаётся образ русской земли в стихотворении?
Ученик. Образ русской земли создаётся через образ дорог, «слезами измеренных»; сравнением «Как будто на них вся Россия сошлась»; размышлениями о том, что такое родина: «эти просёлки, что дедами пройдены,/С простыми крестами их русских могил». Слова старухи: «Мы вас подождём!» - повторяют пажити и леса, как будто сама природа, вся Россия говорит это. Многократным повторением слова «русский», «русская», «по-русски» выражается гордость «за самую милую», /За горькую землю, где я родился», готовность умереть за родину, но защитить её от врагов.
Учитель. Сколько песен – прекрасных, незабываемых! В песнях этих запечатлены и трагические, и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата!
До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные задушевные, а иногда весёлые.
Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.
Ученик. Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин в зелёной фуражке – пограничник. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой стала именно «Катюша». Почему? Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное заботы о нём.
Звучит песня «Катюша»
Учитель. Все мы любим милую «Катюшу»,
Любим слушать, как она поёт:
Из врага выматывает душу,
А друзьям отваги придаёт…
С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года, называя «Катюшами» многоствольные реактивные самолёты.
Ученик. Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина Симонова, - автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьётся в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. «Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чём думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка…Письма в стихах были одним из весьма распространённых и вовсе не литературных жанров самого тяжёлого периода Великой Отечественной войны» - так рассказывает о «Землянке» поэт Евгений Долматовский в «Рассказах о твоих песнях» (М., «Детская литература», 1973)
Звучит песня «Землянка» в исполнении уч-ся.
Учитель. О суровых годах войны – стихотворение-воспоминание Давида Самуиловича Самойлова (1920-1990).Оно называется просто – «Сороковые». Слово «годы» уже излишне, у народа ассоциации со словом «сороковые» однозначные – это война.
Чтение стихотворения «Сороковые»
- Как поэт рисует картины войны?
Ученик. Стихотворение рассказывает о войне. Создаётся впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может, страницы своей памяти: «А это я на полустанке…», «Да, это я на белом свете…». Тремя безличными предложениями изображается холод, неустроенность, опустошающая сила войны: «Просторно. Холодно. Высоко». Повторы и многоточия: «И погорельцы, погорельцы/ Кочуют с запада к востоку…» - усиливают впечатление всенародного масштаба трагедии. Многие строки стихотворения начинаются одинаково – с повторяющегося союза (и), соединяющего военные воспоминания в одну череду: «Война, беда, мечта и юность!»
Учитель. «Война гуляет по России,/ А мы такие молодые!» Молодость противопоставлена войне. Война противоречит жизни, убивает её, калечит судьбы людей. Но молодости свойствен оптимизм: «Да, это я на белом свете,/ Худой, весёлый и задорный »; «И я с девчонкой балагурю» Стихотворение кончается восклицанием «А мы такие молодые!» - вопреки всему жизнь побеждает.
Звучит стихотворение А. Твардовского «В час мира»
Учитель. Многие писатели- фронтовики часто возвращаются к теме войны.
Звучит песня поэта Марка Лисянского и композитора Исаака Дунаевского «Моя Москва » (Я по свету немало хаживал…).
Учитель. Минули годы и десятилетия…Но и сейчас и ветераны, и молодёжь с глубоким волнением обращаются к песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать»
Литературно-музыкальная композициям посвящена 70-летию Сталинградской битвы. Она состоит из 2 частей: 1-ая построена на основе романа Ю.Бондарева "Горячий снег", 2-ая - на основе стихов и песен о Вели...
Мини- проектная деятельность на занятиях ОПК. "О чём поют колокола?"
"О чём поют колокола?"- описание организации проектной деятельности учащихся на занятиях ОПК. Замечательное дополнение к занятию по теме "Храмы."...
Разработка урока "О чём поют колокола?"
Урок по ОПК в 5 классе по теме "Храм - дом Божий"...
Мультимедийное приложение к уроку "О чём поют колокола"
Мультимедийное приложение к уроку "О чём поют колокола" Только сами виды звонов нужно самим записать....
Литературная гостиная "Поэзия, которую поют".
Сценарий проведения литературного вечера....
"Поэзия, которую поют" (Вечер русского романса)
Музыкальная композиция: «Вечер русского романса»Цель: приобщить учащихся к искусству русского романса.Задачи:1. Расширить представления учащихся о поэтическом наследии;2. Раскрыть значимос...
Поэзия - это живопись, которую слышат
В современном мире, наполненном средствами массовой информации, все реже человек обращается к литературе. А стихами современная молодежь не увлекается совсем. Поэтому так важно приобщать молодое...