Литературно-музыкальная композиция «Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать»
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Литературно-музыкальная композициям посвящена 70-летию Сталинградской битвы. Она состоит из 2 частей: 1-ая построена на основе романа Ю.Бондарева "Горячий снег", 2-ая - на основе стихов и песен о Великой Отечественной войне. Первая часть представляет собой конференцию по роману. Материалы представляют образы основных героев романа. Разработка дает богатый материал для воспитания гражданско - патриотических чувств молодежи, для понимания места и роли песен на войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stalingrad.doc | 93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8»
Муниципальный этап областного смотра-конкурса
музеев образовательных учреждений Белгородской области,посвящённый
70-летию Сталинградской битвы
Направление: образовательная деятельность
Литературно-музыкальная композиция
«Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать» (Семен Гудзенко)
Памяти защитников Сталинграда
посвящается...
Подготовила
Гончарова Ирина Руслановна,
учитель русского языка
и литературы
Старый Оскол
2012 год
Тема: «Когда на смерть идут - поют, а перед этим можно плакать»
Семен Гудзенко
Форма: литературно-музыкальная композиция
Цель: формировать у обучающихся представления о значении культуры и искусства в годы войны, о роли музыки и песни на войне
Задачи: 1) воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему
поколению, сумевшему выстоять и добыть победу в годы
Великой Отечественной войны;
2) донести до слушателей созданные в романе Ю.Бондарева
«Горячий снег» образы героев войны;
3) познакомить с популярными в годы войны песнями и песнями
послевоенных лет; показать огромную роль музыки и песни в
годы войны.
Оборудование: - выставка книг о Сталинградской битве;
- записи песен военных и послевоенных лет
План урока
I. Вступительное слово учителя
II. «Когда на смерть идут – поют, а перед смертью можно плакать»
- «Просто солдат, лейтенант, генерал, Он защищал Сталинград»
(Изображение подвига русского солдата в романе Ю.Бондарева «Горячий снег»)
- «Все преходящее, а музыка вечна…» (Песни военных и
послевоенных лет)
III. Заключительное слово учителя
Памяти защитников Сталинграда,
героям романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»
посвящается...
Часть I
Просто солдат, лейтенант, генерал
Он защищал Сталинград.
Алексей Сурков
- Вступительное слово учителя.
Встречая 70-летие Сталинградской битвы, одного из решающих, поворотных моментов в ходе Великой Отечественной войны, вспоминаешь художественные произведения, посвященные этому великому событию, стихи, песни военных лет.
Сегодня мы будем говорить об одном из самых проникновенных произведений о Великой Отечественной войне – романе Юрия Васильевича Бондарева «Горячий снег».
Звучит песня в исполнении И.Кобзона «Горячий снег, кровавый снег».
Почему писатель назвал роман именно так – «Горячий снег»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к биографии Бондарева.
Писатель родился в 1924 году, то есть он принадлежит к поколению воинов, которые безусыми восемнадцатилетними парнями пошли на войну. В 1942 году его мобилизовали и отправили учиться в Бердичевское пехотное училище. Готовили лейтенантов, а выпустили скороспелыми сержантами. Война диктовала свои условия. В октябре 1942 года их, зеленых сержантов, направили в военно-формировочные лагеря под Тамбов. Далее, в составе 2-й гвардейской армии – на Сталинградский фронт. Под Сталинградом ему было 18, и на них шли танки Манштейна. Здесь сержант Бондарев принял свой первый страшный бой. Так что о войне и о Сталинграде Юрий Бондарев знает не понаслышке. В самом конце 1944 года его направили в Чкаловское артиллерийское училище. Там же он встретил День Победы. К концу 1945 года Бондарев был выпущен из училища в звании младшего лейтенанта и демобилизован по ранению. Как видим, многое в его романе и биографии переплетается.
Толчком для написания романа послужила встреча с двумя немцами на международной дискуссии писателей в Австрии. Из разговора с ними выяснилось, что оба они бывшие танкисты, оба воевали на том же участке фронта под Сталинградом, где в 1942 году был и Юрий Бондарев. Только были они по разную сторону баррикад. 57 дней и ночей продолжались оборонительные бои. Подступы к городу усевали трупы солдат и остовы сгоревших танков. Не зря немцы прозвали путь к городу «Дорогой смерти». Эта неожиданная встреча послужила, по словам писателя, «возбуждающим импульсом». Он вспомнил многое, «что за протяженностью лет уже забывалось: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбежки, запах гари и горелой брони». Горели дома, горела Волга, горела земля… «Горячий снег, кровавый снег…»
В романе Юрия Бондарева «Горячий снег» отражены события зимы 1942 года. Герои романа оказались под Сталинградом в леденящем декабре, когда одна из наших армий выдерживала в приволжских степях таранный удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, рвавшихся на выручку окруженной трехсоттысячной группировке Паулюса. Батарее Дроздовского было приказано на одном из участков сдержать танки. Высшему командованию было известно, что батарея обречена. Но командиры батареи и солдаты надеялись на помощь. В живых остается только небольшая горстка людей. И генерал Бессонов вручает им на поле боя награды, говоря: «Все, что могу…»
Вечные вопросы бытия встают перед молодыми людьми в романе Бондарева, вопросы, помноженные на исключительные ситуации. Любовь, дружба, предательство, преодоление себя, наконец проблема добра и зла решаются в романе в соответствии с представлениями писателя о нравственных качествах молодых офицеров. Таковыми в романе являются лейтенант Кузнецов и лейтенант Дроздовский.
- Выступление ученика «Нравственные качества молодых офицеров. (Образ лейтенанта Кузнецова)»
В этой новой, только что сформированной армии одним из взводов командует лейтенант Кузнецов. Несмотря на свою молодость, ему уже удалось участвовать в тяжелых боях 1941 года. И вот теперь, год спустя, Кузнецов командует взводом, на него ложится ответственность за судьбы доверенных солдат, таких разных и непохожих. По-разному складываются отношения молодого лейтенанта с окружающими его людьми. Сложные отношения сложились у Кузнецова и старшего сержанта, командира орудия Уханова. Как и Кузнецов, он уже обстрелян в трудных боях 1941 года, а по своему решительному и смелому характеру, военной смекалке, наверняка, мог бы быть очень хорошим комбатом. Но жизнь рассудила иначе, и сначала мы застаем Кузнецова и Уханова в конфликте.
« - Убери семечки! – проговорил, бледнея Кузнецов. – Значит сидел здесь в теплой хате и семечки грыз, когда «мессера» эшелон обстреливали? Кто разрешил тебе уйти из взвода? Знаешь, после этого кем тебя можно считать?
С лица Уханова смыло довольное выражение, лицо мгновенно утратило сытый вид деревенского парня, стало насмешливо-невозмутимым.
-Ах, вот оно что-о?... Так знай, лейтенант, во время налета я был там… Ползал на карачках возле колодца…»
С первых глав романа сдержанный, изначально скромный Кузнецов сталкивается с Дроздовским, с его выправкой, раздражающей непререкаемостью и назойливостью.
Дроздовский на каждом шагу отстаивает свои командные права на батарее, он строго и упрямо ставит между собой и людьми подчеркнуто – служебные отношения. Напротив, все связи Кузнецова с людьми, и прежде всего с подчиненными ему людьми, на редкость не служебны. Кузнецов еще более отдаляется от Дроздовского после случая, когда он сам оказался свидетелем того, как комбат послал на верную гибель ездового Сергуненкова. Кузнецов уже знает, что навсегда проклянет себя за то, что видел, присутствовал, а изменить ничего не смог: «В тот миг, глядя в глаза Дроздовского, растерянные, ошеломленные, Кузнецов словно оглох и не слышал ни выстрелов батареи, ни низкого гудения атакующих танков, лишь не выходили из памяти задымившаяся на Сергуненкове шинель, его тело, мешком переворачиваемое на снегу пулеметными очередями.
- Видеть тебя не могу, Дроздовский! Не могу!»
Кузнецов не способен так бездушно отдавать приказания, как Дроздовский. Молодая, хрупкая душа Николая, склонного к самоанализу, его только еще складывающийся характер, никогда не позволили бы ему рисковать жизнью солдата. Даже во время бомбежки, когда необходимо было снять с орудия прицелы, хотя он мог приказать Уханову – имел на это право – снять панорамы, то есть властью командира взвода заставить его выскочить под бомбежкой к орудиям из спасительной земли, сам оставаясь в ровике, но не смог приказать этого: «Я имею и не имею права,- мелькнуло в голове Кузнецова.- Потом никогда не прощу себе…»
Мужество и благородство Кузнецова проявляются, когда он вместе с Рубиным сам остается искать второго разведчика. А ведь никто ему этого не приказывал. Опять Кузнецов не стал рисковать жизнью своих подчиненных. Наверняка, Дроздовский не смог бы сделать такого рискованного шага, а ведь командир должен быть примером для солдата.
Во время боя Кузнецов сражается рядом с солдатами, и мы можем оценить его хладнокровие, мужество, живой ум. В этом сражении он заметно взрослеет, на этой немилосердной земле добреет душой, становится справедливее, ближе к тем людям, с которыми война свела его так тесно, как редко бывает в мирной жизни. Сам бой оборачивается для него познанием человека, глубоким осмыслением человеческого существования. Оставаясь самим собой, Кузнецов изменился неизмеримо, не просто открылся, но и вырос духовно.
Когда Кузнецов встречает Чибисова в блиндаже с ранеными, то перед нами тот же Чибисов, а Кузнецов уже не тот, кто натянуто-небрежно сказал ему о детях,- этот Кузнецов мудрее и милосерднее.
Всего два дня боя, а какие огромные перемены произошли и на фронте, и в характерах героев, и в их сложных взаимоотношениях.
- Выступление ученика «Противоречивость характера лейтенанта Дроздовского»
За каждым днем войны, за каждым боем, за каждой победой и каждым поражением стоят люди, их характеры и чувства, убеждения и влечения, их порывы. И не случайно, чтобы подчеркнуть положительные черты героя, идет рядом с ним человек, у которого этих черт меньше.
В романе Бондарева «Горячий снег» отражены события зимы 1942 года. Герои романа оказались под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6й армии Паулюса, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи таранный удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна.
Один из героев романа – командир батальона лейтенант Владимир Дроздовский. Это потомственный военный. После школы, Дроздовский поступает в военное училище, а окончив его в 1941 году он назначается командиром артиллерийского батальона. Еще в училище Дроздовский отличался трудолюбием, закалкой, подчеркнутой, будто врожденной своей выправкой, властным выражением тонкого бледного лица – лучший курсант в дивизионе, любимец всех командиров - строевиков. Дроздовский был словно создан для армии. Он умел подчинить себе людей и умел повести за собой, был принципиален к себе и к другим. У Дроздовского была отличная физическая подготовка. Когда поезд, в котором на фронт ехал батальон Дроздовского, остановился, Владимир, верный своему правилу, стал делать зарядку. «Вот и сейчас он, голый по пояс, играя крепкими мускулами гимнаста, ходил на виду у солдат и, наклоняясь, молча и энергично растирался снегом. Легкий пар шел от его гибкого, юношеского торса, от плеч, от чистой безволосой груди; и в том, как он умывался и растирался пригоршнями снега, было что-то демонстративно упорное».
В бою Дроздовский был смел и решителен. Когда эшелон подвергся нападению вражеских истребителей, и среди солдат и офицеров его батальона началась паника, Владимир не растерялся: «Он вскочил в раскрытые двери вагона и выпрыгнул оттуда с ручным пулеметом, с диском в руках. Потом, отбежав в степь, упал на снег, с бешеной спешкой втискивая сошки ДП в гребень сугроба. И, вложив в зажимы диск, полоснул очередью по истребителям, которые пикировали из сияющей синевы неба, пульсируя рваными вспышками».
Во время тяжелейшего марша по глубокому снегу и невыносимому морозу его выдержка порой граничила с бездушием и жестокостью: «От головы колонны навстречу батарее выехал Дроздовский. В седле сидел прямо, как влитой, непроницаемое лицо под слегка сдвинутой со лба шапкой строго; перешел с рыси на шаг, остановил длинношерстную, крепконогую, с влажной мордой монгольскую лошадь обочь колонны, придирчивым взглядом осматривал растянутые взводы, цепочкой и вразброд шагающих солдат.
Его раздражала эта полусонная нестройность батареи, равнодушие, безразличие ко всему людей. На слова командира первого взвода лейтенанта Кузнецова: «Все устали, комбат, до предела»,_ Дроздовский ядовито ответил: «Командиры взводов оказывается у меня лирики! «Люди устал», В гости чай пить идем или на передовую? Добренькими хотите быть? У добреньких на фронте люди, как мухи, гибнут! Как воевать будем – со словами «простите, пожалуйста»?» А может быть и нельзя было по-другому? Ведь это была война!
Дроздовский испытывает недоверие к людям, которые относятся к нему хорошо, которые его любят. Вот как он рассказывает о своей судьбе санинструктору Зое Елагиной: «Отец погиб в Испании, а мать тогда уже умерла. Меня забрала из Москвы дальняя родственница, у которой я жил два года в Ташкенте… Я не пошел в детдом, а жил у знакомых и пять лет, как щенок, спал на сундуках до самого окончания школы! Этого я никогда не забуду! Да, они умерли! И я любил их. А они меня – как предали… Ты понимаешь это? Сразу остался один в пустой московской квартире, пока из Ташкента за мной не приехали! Боюсь, что и ты предашь когда-нибудь!»
В разгар боя с фашистскими танками Дроздовский посылает на выполнение задания молодого солдата Сергуненкова. Сергуненков погибает. И когда Кузнецов в порыве гнева говорит Дроздовскому, что он послал Сергуненкова, имея право приказывать, Дроздовский отвечает, что не хотел смерти солдата и в порыве чувства невыполненного долга, наверное, смог бы сделать то, что не сделал Сергуненков, но как командир батальона он не имел на это права.
Пусть в смерти Сергуненкова повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и вина за гибель Зои ложится отчасти на него,- как ни велика вина Дроздовского, они прежде всего – жертвы войны.
В финале четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый из них сделает, это прежде всего глоток поминальный – в нем горечь и горе утрат. С орденом и Дроздовский, для командира армии он уцелевший, раненый командир выстоявшей батареи,_командарм не знает о тяжких винах Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского честного котелка…
- Выступление ученика «Подвиг женщины на войне»
В романе Ю Бондарева «Горячий снег» описаны грозные для нашей Родины дни. Никогда еще героическое в нашем народе не проявлялось так ярко, как в эти дни. На страницах романа «Горячий снег», в его эмоциональной атмосфере – напряженный гул войны, трепет человеческого сердца, высокий порыв чувств. В нем – переживания и ощущения людей, видевших войну собственными глазами.
Наряду с главными героями романа показан образ санинструктора Зои Елагиной.
Звучит песня «На всю оставшуюся жизнь…»
Образ женщины на войне мы встречаем во многих произведениях о Великой Отечественной войне. Конечно, женщине во много раз приходилось тяжелее воевать, но, видя истерзанную огнем и металлом родную землю, они уже не останавливались ни перед какими трудностями, прямо смотрели в глаза смертельной опасности, проявляли высшую воинскую доблесть и героизм. У известной поэтессы Юлии Друниной, ушедшей на войну в 17 лет, есть такие строки:
Я только раз бывала в рукопашной:
Раз наяву и тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Женщины своим личным примером вдохновляли мужчин на борьбу. Глубокую ошибку совершают те, кто разделяет на войне мужчину и женщину. По происхождению своему, по образу мыслей и действий они в равной степени верные и преданные сыны и дочери своей Родины.
Зоя Елагина – единственная женщина в романе. Она воодушевляет солдат, выполняет работу санинструктора, участвует в сражении.
Впервые с Зоей мы встречаемся во время стоянки солдат на пути к Сталинграду. Вот как описывает ее автор: «Вблизи вагона среди улыбающихся солдат стояла санинструктор батареи Зоя Елагина в кокетливом белом полушубке, в аккуратных белых валенках, в белых вышитых рукавичках, невоенная совсем, вся от этого празднично чистая, зимняя, будто из другого, спокойного, далекого мира». Еще совсем молоденькая девушка стояла перед группой солдат. От нее веяло чем-то очень родным и добрым. Такой Зоя остается в нашей памяти на протяжении всего романа, хотя в дальнейшем ей предстояло испытать на себе все ужасы войны.
Во время боя эту девушку не пугают ни рвущиеся снаряды, ни вражеские танки. Нельзя сказать, что она совсем не боится. Она боится, но в глубине души, потому что в эту минуту самое главное не дать волю своему испугу. Во время боя Зою можно увидеть в разных местах. То она перевязывает раненых, то заряжает орудие и справляется со всем этим не хуже других солдат, потому что впереди безжалостный враг, от пуль которого погибло столько хороших Зоиных друзей.
Преодолеть все трудности помогают девушке удивительная энергия, способность не теряться в обстоятельствах, которые нелегки и для бывалого человека. Читаешь о ней, и в памяти всплывают некрасовские декабристки, горьковская Ниловна, фадеевские подпольщицы Краснодона. Зоина нежность, доброта, само ее присутствие помогают солдатам. Особенно она необходима лейтенанту Кузнецову и комбату Дроздовскому. Человек большой воли, умный, закаленный, умеющий держать в повиновении солдат – таким мы представляем Дроздовского. И, наоборот, застенчивый, добрый, совсем еще невоенный лейтенант Кузнецов. На Зою, конечно лейтенант Дроздовский производит наилучшее впечатление. Она всем сердцем любит комбата, готова ради него на все. Во время налета фашистов эта девушка не боится за свою жизнь, а, цепко обняв Дроздовского, говорит: «Володя! Не вставай! Прошу тебя!»
В начале романа она не очень хорошо относится к лейтенанту Кузнецову. В его опеках она видит что-то унизительное, старается делать все наоборот. А лейтенант любит Зою. Любит нежно, ничего не прося взамен. Со временем девушка понимает это, в душе ее даже возникает чувство благодарности за эту любовь. Любовь Дроздовского пугает Зою. Дроздовский ее ревнует, скрывает свои чувства от других, просит доказательств любви. Трудно представить Зою рядом с комбатом. Комбат, растерянный, ошеломленный, оправдывается за смерть Сергуненкова: «Я что, хотел его смерти? Зачем он встал? Ты видел, как он встал? Зачем?»
И Зоя, удерживая раненого Касымова, раздирая полы ватника, спеша накладывает чистый бинт на живот его, прямо на гимнастерку, промокшую красными пятнами. Лицо ее бледно, заострено, губы прикушены: «Лейтенант, помоги!» - просит она, еще надеясь спасти Касымова. Эту хрупкую девушку не пугает смерть. Ее пугает только слабость, унижение перед смертью.
Зоя Елагина погибает, как подобает бойцу. В ней выражены лучшие качества защитника Отечества: горячая любовь к Родине, ненависть к врагу, стойкость, готовность к самопожертвованию.
- Выступление ученика «Образ генерала Бессонова»
В произведениях, написанных до романа «Горячий снег», Юрий Бондарев изображал непосредственно то место, где идет бой, участников этого боя, то есть солдат и младший офицерский состав. В романе «Горячий снег» автор впервые описывает генерала, которому свыше дана власть над людьми, его взгляды, его отношение к своему долгу, к людям, с которыми ему пришлось воевать.
Это пожилой, повидавший многое на своем веку человек. Глубокие складки властно сжатого рта, жесткий взгляд из-под бровей говорят о том, что Бессонов не прощал себе то, что не прощал и другим. В его приказах видна жесткость, он отдает приказы таким тоном, что противоречить никому в голову не приходит. Но жесткость Бессонова оправдывается тем, что он делал все от себя зависящее, чтобы остановить танки Манштейна., рвущиеся к Сталинграду. Бессонов относился к своему долгу так, как простой солдат к своему. Он понимал, что обязан остановить танки ценой любых усилий и жертв, что спрос с него такой же, как и с солдата, выполняющего приказ, а может быть и больше. «Он также понимал, что ни командиры дивизий, ни командиры корпусов, а только он, командующий армией, и в силу своей должности Веснин должны будут ровно ответить самой полной мерой в случае роковой неудачи, в случае провала операции, независимо ни от чего и ни от кого». Бессонов знает, что находясь на КП армии, то есть в нескольких километрах от передовой, он может потерять ясную картину происходящих событий, поэтому, иной раз даже рискуя жизнью, этот человек стремится быть как можно ближе к передовой.
Бессонову не чуждо человеческое. Он глубоко переживает за неизвестную судьбу сына, попавшего в окружение, не значащегося в списках убитых и вышедших из окружения. Как отец, Бессонов осознает, что был недостаточно внимателен к сыну, что отношения между ним и сыном могли быть лучше. «В последнее время все молодые лица, которые случайно встречались Бессонову, вызывали у него приступы болезненного одиночества, своей неизъяснимой отцовской вины перед сыном, и чем чаще теперь он думал о нем, тем больше казалось, что вся жизнь сына чудовищно быстро прошла, скользнула мимо него». Но вряд ли кто может сказать, что у этого человека личное горе, что каждое неловкое движение вызывает нестерпимую боль в раненой ноге. Бессонов очень сдержан, личное горе, как он думает, не должно мешать ему выполнять свой воинский долг, не должно вызывать сострадание окружающих. Именно это нежелание быть эдаким стариком, за которым все время надо присматривать, мешало Бессонову сблизиться с Весниным. Бессонов давно уже усвоил, что на войне лишние слова – это пыль, заволакивающая порой истинное положение вещей. Поэтому он сам малоразговорчив и пресекает всякие попытки других говорить ничего не значащие в данный момент слова.
Поражает правдивость Бессонова. Он всегда говорит правду, как бы горька она ни была. При встрече со Сталиным Бессонов высказывает свою точку зрения, говорит то, что не следовало бы говорить Верховному Главнокомандующему. Но он верен себе, правдив и прям в любой ситуации.
Глубоко переживает он смерть Веснина, всегда старавшегося смягчить жесткость его слов, преодолеть бессмысленную недоговоренность между ними: «Да, Веснин…- думал Бессонов, прикрывая глаза отяжелевшими веками. – Да, теперь я один. Никто сейчас не заменит мне Веснина. Он верил мне. А я боялся раскрыться перед ним, замыкался. Эх, дорогой мой Виталий Исаевич, всю жизнь, всю жизнь учись, поздно мы, поздно начинаем ценить истинное. Если можешь, прости за холодность, за черствость мою. Ведь сам страдаю от этого, но вторую натуру выбить из себя не могу».
Бессонов оставался таким, как есть – жестким, сдержанным человеком, солдатом, выполняющим свой долг. Он был беспощаден к себе и к другим и был по-своему прав. Это человек со своей точкой зрения на все, как и всем людям, ему свойственно ошибаться, поэтому он близок нам как живой, существующий человек.
Когда Бондарев написал роман «Горячий снег», писатели, придерживающиеся в своих произведениях «масштабной» правды войны, говорили, что «масштабная» правда наиболее точно отражает военные события. На это Бондарев ответил: «Правомерно ли говорить в отдельности об «окопной» и «масштабной» правде? Ни химический, ни критический анализ не покажет разницы между ними. На войне эту правду называют проще – долг. Долг – это категория, имеющая отношение к смыслу человеческой жизни. Долг – это понятие высшего порядка, оно всегда заключает в себе нравственность на грани быть или не быть.
Существует одна правда – правда войны».
6.Заключительное слово учителя
Роман Юрия Васильевича Бондарева «Горячий снег» - большая книга о героико-трагическом прошлом – актуальна и на сегодняшний день. Прошло уже 70 лет со времени Сталинградской битвы, но роман Бондарева по-прежнему заставляет задуматься над вечными вопросами смысла человеческого бытия, над Добром и Злом, Красотой и Истиной, Жизнью и Смертью. Сам автор сказал о своем романе так: «Я хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, недолюбив, не дожив, многое не узнав. Но они узнали самое главное – прошли проверку на человечность, через испытание огнем. Мне близки их ощущения, и я, как много лет назад, верю в их мужскую дружбу, в их открытость, в их первую любовь, в их честность и чистоту».
Часть II
«Все преходящее, а музыка вечна…»
(Из фильма «В бой идут одни старики»)
Учитель: А сейчас мы обратимся к песням, которые звучали во время Великой Отечественной войны, и к песням о войне, созданным позже.
Несмотря на то, что в романе Бондарева мы не встречаемся с пением героев и со слушанием ими музыки, жизненные факты того, что песня помогала бойцам выстоять в смертельной схватке с врагом, существуют.
Композитор Марк Фрадкин вспоминал, как он провел 2 месяца под Сталинградом в качестве дирижера ансамбля Юго-Западного фронта.
«С подаренным мне бойцами превосходным трофейным аккордеоном за плечами переползал я от землянки к землянке. В глубине земли, куда не проникал гром сражений, меня тесным кругом обступали люди-богатыри и жадно слушали песни. Мы пели песни, нередко создаваемые коллективно с бойцами и офицерами. Их исполняли на баяне, балалайках, дудках — как придется, где придется... Сталинград — источник мужественного вдохновения — явился для меня святой купелью, где произошло мое рождение композитора- фронтовика».
Ведущий 1:
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыку вдвойне! ( В.Лебедев-Кумач «Только на фронте»)
Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: и горечь отступления, и радость побед.
Ведущий 2:
От песен сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой.
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой. ( В.Лебедев-Кумач «Только на фронте»)
Песни Великой Отечественной… Они и сегодня, по прошествии многих лет, по-прежнему волнуют души людей. С первого дня войны и до победного салюта песни всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух бойцов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой.
Ведущий 1:
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а 24 июня 1941 года газеты опубликовали стихотворение В.И.Лебедева-Кумача:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой.
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!.. (В.И.Лебедев-Кумач «Священная война»)
Ведущий 2:
Стихи произвели такое сильное впечатление на руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски А.В.Александрова, что он сразу же сел за рояль. И уже вечером 26 июня, на шестой день войны, на Белорусском вокзале перед частями, уходящими на фронт, впервые была исполнена песня «Священная война».
Звучит песня «Священная война»
Ведущий 1:
Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердца на привале, помогали выстоять, выжить.
Инсценирование песни «Солдаты идут»
Ведущий 2:
Солдаты Второй мировой… Молодые, красивые. Все они мечтали с победой вернуться домой. Оптимизм, сила духа, вера в плечо друга помогали им в этом. Словно о героях романа Ю.Бондарева «Горячий снег» создана «Песня артиллеристов».
Звучит «Песня артиллеристов»
Ведущий 1:
Пожалуй, одна из самых любимых песен военных лет, та, которую мы можем назвать поистине народной, и теперь исполняется часто, звучит не только у нас в стране, но и за рубежом. Ее можно назвать визитной карточкой нашей страны.
Звучит песня «Катюша»
Ведущий 2:
Песня вдохновляла и сплачивала людей в борьбе с врагом, и могучую силу ее не раз сравнивали с силой боевого оружия.
Ведущий 1:
В действующую армию было отправлено 12 тысяч гармошек, а всего их имелось в войсках свыше 60 тысяч. Конечно же, мы понимаем, что гармошки «воевали» именно тогда, когда замолкали пушки, во время коротких передышек между боями. Не случайно любимый народный герой Василий Теркин А.Т.Твардовского частенько берет в руки гармонь.
Инсценирование песни «На солнечной поляночке»
Ведущий 2:
Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности. Они пелись бойцами в землянках, в лесу, у костра. От них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.
Исполняется вальс под песню «В лесу прифронтовом»
Ведущий 1:
В годы войны было создано много песен о Сталинграде: «У нас в Сталингграде...», песня-шутка сталинградцев «Колечко», «Вперед, за Отчизну!» и другие.Но не забывали об этом великом городе и о подвиге русских солдат и после войны.
Звучит песня «В парке у Мамаева кургана»
Ведущий 2:
Подвиг женщин на войне особенно значим. Им было намного тяжелее мужчин. Но несмотря на хрупкость, они выносили с поля боя сотни раненых, спасая тем самым их жизни.
Ведущий 1:
Сестренка, сестра фронтовая... Сколько видела она в жизни горя, страданий, крови — жизней, оборванных в самом начале. Скольким сумела помочь своим милосердием. Сколько увидела она в тех, с кем шла рядом по фронтовым дорогам, мужества,чести, верности, праведности.
Ведущий 2:
Поэтесса Юлия Друнина,будучи на фронте медсестрой, навсегда сохранила память сердца...
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив и кто отнят войной.
Ведущий 1:
О санитарках, медсестрах, врачах созданы фильмы, написаны стихи, сложены песни.
Звучит песня «Медсестра Анюта»
Ведущий 2:
Боевая дружба — дружба особая, особое боевое братство.Стоит ветеранам увидеть своих, и светлеют лица, молодеет душа. Кажется, сейчас пустятся в пляс. Но все меньше и меньше остается их рядом с нами. Одна из самых лирических песен — песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане...» Созданная давно, она и сегодня тревожит души ветеранов, призывая вспомнить тех, кого нет рядом.
Звучит песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане...»
Ведущий 1:
Песни — это душа народа. Именно в них сохранилось наше уважение, поклонение памяти защитников Отечества, защитников Сталинграда. Когда слушаешь песню «Растет в Волгограде березка», то понимаешь, что в ней живет русская душа. Это та память, которая проросла в деревьях, цветах, траве, та память, которая не иссякнет, потому что она в политой кровью земле, в пшеничном поле, в голубом небе.
Звучит песня «Растет в Волгограде березка»
Ведущий 2:
Победа! Кажется, весь смысл жизни вложен в это слово. Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После битвы на Волге началось массовое изгнание оккупантов из нашей страны. И люди помнят — смерть в Сталинграде наступала мгновенно. Скорбь длится годами. Солдаты отдали свои жизни во имя общего счастья!
Ведущий 1: Поклон земле, суровой и прекрасной,
Что вечно будет людям дорога!
Здесь виден новый город — светлый, ясный,
Степная ширь и Волги берега.
Став на земле суровой и прекрасной,
Копнешь песок, а он не желтый весь,
Не золотистый он, а темно-красный,
Как кровь героев, пролитая здесь.
Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина...»
Учитель: Ребята, мы увидели сегодня, как велика роль музыки и песни в годы Великой Отечественной войны. Песня вела за собой в бой, поднимала боевой дух, ее значение в победе нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками огромна.
Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала.
Любовь
обещала,
Родина.
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?
Пламя
ударило в небо!-
Ты помнишь,
Родина?..
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь...» -
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я
или
Родина...
(Р.Рождественский)
Список использованной литературы
- Бондарев Ю. Горячий снег. - М., Издательство РАГС, 2002
- Венок Славы. Сталинградская битва. - М., «Современник»,1987
- Где же вы, друзья-однополчане? Песни Великой Отечественной
войны. Песенник. Изд. «Музыка», М., 1965
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- http:pobeda.mosreg.ru/defence/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Идут по войне девчата, похожие на парней..." (литературно-музыкальная композиция)
Сценарий литературно-музыкальной композиции...
Литературно – музыкальная композиция Идут по войне девчата, похожие на парней…
Звучит песня «Что может быть лучше России»Выходят мальчик и девочка в русских костюмах (Шестопалов Н.и Ковш А.)...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 400 - летию со дня смерти У.Шекспира (в рамках предмета английская литература, 10 класс)
Наступающий 2016 год объявлен Годом языка и литературы Великобритании и России. Его центральной темой станет 400-летие со дня смерти Уильяма Шекспира. Со дня рождения легендарного английского др...
Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...
Литературно-музыкальная композиция "Об этом хочется забыть, но знать об этом нужно..."
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети на войне" для учащихся 5-11 классов....
Литературно-музыкальная композиция "А душу можно ль рассказать?"
Мероприятие в рамках предметной недели...