Разработка урока "О чём поют колокола?"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок по ОПК в 5 классе по теме "Храм - дом Божий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ОПК "О чём поют колокола?" | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Название работы: «О чём поют колокола?»
- Тип урока: комбинированный
- Цели урока: дать учащимся представление о видах колокольного звона, об их роли в жизни русского народа.
- Задачи урока: познакомить учеников с историей рождения первого колокола;
рассказать о строении колоколов;
расширить и дополнить знания учеников об истории знаменитых
колоколов России;
дать представление о видах колокольного звона, его назначении;
воспитание интереса к истории православной культуры.
- Краткое описание хода урока.
Актуализация знаний
Слово учителя. На этом уроке, ребята, мы узнаем, кто выплавил первый колокол, познакомимся с названиями колоколов, видами церковных звонов, также послушаем разные колокольные звоны, узнаем, о чём же поют колокола?
Знакомство с новым материалом.
Ставим перед учениками задачу: уметь отвечать на вопросы по содержанию слайдов.
«Когда и где родился первый колокол?» (слайд № 2); «Павлин Милостивый» (слайды
№ 3,4); «Колокола на Руси» (слайд № 5)
Выступления учащихся с сообщениями.
«Названия колоколов» (слайд № 6); «Судьба колоколов» (слайд № 7); «Царский серебряный колокол» (слайд № 8); «Царь - колокол» (слайд № 9)
Коллективная работа над схемой устройства колокола (слайд № 10)
«Как устроен колокол?»; «О чём поют колокола?» (слайд № 11); «Виды колокольного звона» (слайд № 12).
Закрепление материала:
- прослушивание колокольных звонов в исполнении разных мастеров колокольного звона, посвящённых разным событиям и праздникам (слайд №12);
- работа со слайдом № 13 «Расскажите о строении колокола»;
- работа со слайдом № 14 «Подумай и ответь»;
Домашнее задание: нарисовать или создать свой макет колокола, уметь отвечать на вопросы по теме.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать: духовно- нравственные ценности предыдущих поколений, историю колокольного искусства
Учащиеся должны уметь: самостоятельно работать с дополнительной литературой, подбирать материал для слайдов.
Учащиеся должны приобрести навыки анализировать данные, полученные в ходе самостоятельной работы.
У учащихся появится интерес к православной культуре, колокольному звону.
Подробный конспект урока
Организационная информация | |
Тема урока | «О чём поют колокола?» |
Предмет | ОПК (основы православной культуры) |
Класс | 6 |
Автор урока (ФИО, должность) | Уринова Наталья Андреевна, учитель ОПК. |
Образовательное учреждение | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 |
Республика/край, город/поселение | Россия, Краснодарский край, Приморско – Ахтарский район, станица Ольгинская. |
Методическая информация | |
Использование ИКТ на уроке | Тип урока: комбинированный |
Форма урока: объяснение нового материала | |
Цели, задачи дидактического материала: актуализация знаний учащихся, интенсификация учебного процесса, повышение мотивации обучения через применение ИКТ. | Цели урока: дать учащимся представление о видах колокольного звона, о его роли в жизни русского народа |
Ресурсы мультимедийного материала: фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные эффекты. Формат ресурса - основного файла ppt, doc. Средства Microsoft Office. форматы ресурсов мультимедиа: DOC, MP3, JPEG | Название учебного пособия и образовательной программы: УМК А.В.Бородиной. История религиозной культуры «Основы православной культуры». Издательство «Основы православной культуры», Москва, 2007год Тема: «Религиозное искусство», раздел «Сорок сороков московских храмов». |
Задачи урока: организация среды активного вовлечения в познавательный процесс средствами мультимедиа. | Задачи урока: познакомить учеников с историей рождения первого колокола; дать представление о строении колоколов; дополнить знания учеников об истории знаменитых колоколов России; расширить знания учеников о видах колокольного звона, его назначении; воспитание интереса к истории православной культуры. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока: - закрепят общеучебные знания; - приобретут умения самостоятельного прохождение материала с оценкой результатов; - навыки индивидуального пути освоения материала; - актуализируют процесс формирования таких видов учебной деятельности: поиск, оценка, отбор, организация информации; - приобретут навыки поисковой деятельности; - закрепятся умения учащихся работать с большими блоками информации. | Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока: познакомятся с историей рождения первого колокола; приобретут знания о строении колоколов; расширят и дополнят свои знания об истории знаменитых колоколов России; закрепят умения отличать разные колокольные звоны и определять их значение; укрепят свой интерес к истории православной культуры; актуализируют навыки самостоятельной исследовательской, поисковой работы, выступления перед аудиторией. |
Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска. | Используемые источники информации: 1.Аудио диск «Большой Пасхальный звон» Посвящается 20-летию возрождения колокольни и звонов Московского Данилова монастыря. 2.«Устройство храма». Обучающая игра. Киностудия «Илья Муромец». Москва, 2005. 3. Бородина А.В. «История религиозной культуры. ЗАО «Творческие мастерские «Преображение». Москва, 20007 год. 4. Национальная доктрина образования. Правительство РФ. Москва, 2001. |
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся музыкальный фон, колокольный звон, анимация, мультимедиа. | Мотивация учащихся Индивидуальные, самостоятельные виды деятельности, выступление учеников - докладчиков перед аудиторией. |
Слово учителя: тема, цели урока (слайд № 1) Знакомство с новым материалом. (Просмотр слайдов № 2 -5) Слайды чередуются автоматически - 4 минуты- время и музыка установлены. 1.«Когда и где родился первый колокол?» (слайд № 2) - На этом этапе урока ученики обучаются самостоятельно анализировать новый материал, делать выводы. «Павлин Милостивый» (слайды № 3 - 4), Анимация автоматическая, без триггера. Слайд № 4 Ученики читают текст слайда под музыку. «Колокола на Руси» (слайд № 5) Ученики читают текст слайда под музыку. Выступления учащихся с сообщениями. (Просмотр слайдов № 6 -9) Слайды чередуются автоматически - 4 минуты. «Названия колоколов» (слайд № 6) - На этом этапе урока ученики обучаются самостоятельно анализировать новый материал. «Судьба колоколов» (слайд № 7). - Эти слайды следуют друг за другом автоматически, без щелчка. «Царский серебряный колокол» - слайд № 8 (автоматически, без щелчка). «Царь - колокол» - слайд № 9 (автоматически, без щелчка). - Этот слайд комментирует ученик. Коллективная работа над схемой устройства колокола - слайд № 10 «Как устроен колокол?» Слайд следует за предыдущим автоматически - 1 минута, без музыкального сопровождения). Просмотр слайдов № 11 – 1 минута, № 12 – 5 минут. Слайды чередуются автоматически. Эти слайды комментирует учитель. Задержка между вопросами 15 секунд, для того, чтобы ответили ученики. - На этом этапе урока ученики обучаются отвечать на вопросы по содержанию нового материала. Закрепление материала: Работа со слайдами № 13- 1минута, № 14 –оставшееся время урока. Работа над этими слайды ведётся в диалоговой форме. Звон колоколов по триггеру. - На этом этапе урока ученики обучаются самостоятельно отвечать на вопросы, находить ответы на слайдах, выполнявших роль схем – опор. Выводы урока «О чём поют колокола?» Применение ИКТ - изменило характер взаимодействия учителя и ученика – учитель – ученик - сотрудничество; - ускорило процесс формирования новых видов учебной деятельности (поиск, оценка, отбор, организация информации; - способствовало формированию межпредметных связей; - создало здоровьесберегающие условия образовательного процесса; - показало адаптируемость разработки к разным моделям урока; - способствовало нтенсификации деятельности учащихся. | Актуализация знаний Слово учителя: в России издавна чтимы колокола, большие и малые, так как от них совершалось и совершается много чудес. На этом уроке, ребята, мы познакомимся с названиями колоколов, видами церковных звонов, также послушаем разные колокольные звоны, узнаем, о чём же поют колокола? Итак, совершим путешествие в далёкое прошлое - в IV-V века. Знакомство с новым материалом. Ставим перед учениками задачу: уметь отвечать на вопросы по содержанию слайдов. Просмотр слайдов № 2 -5. Звучит музыка. Слайд № 2 «Когда и где родился первый колокол?» Древнейшие предки колокола - колокольчик и бубенец - были обнаружены у многих народов; китайцев, египтян, этрусков, скифов. Колокольчики и бубенцы у разных народов при определённых сходствах столь сильно отличались друг от друга, что учёные делают предположение о независимом и почти одновременном рождении колокольчиков и бубенцов сразу в нескольких древних культурных центрах. Слайд № 3 «Павлин Милостивый» Первые христианские колокола появились в Западной Европе в конце IV - начале V века. По преданию, в Южной Италии, в городке Нола итальянской провинции Кампаньи, которая славилась хорошим качеством меди. Епископ Павлин Милостивый (353-431 гг.) отлил первый колокол для церкви. Однажды, удручённый людским неверием и равнодушием, епископ Павлин с особым сердечным жаром взмолился Спасителю примерно так: «Воззови, Господи, гласом Своим к этой бедной тёмной земле. Соедини сердца наши. Дай нам чувствовать дыхание Твоё, чтобы сердца наши слышали призыв Твой и души не блуждали в безграничной темноте. Открой облака, которые разделяют нас с Тобой». Слайд № 4 Измученный духовными переживаниями и трудами, епископ заснул на высоком холме. И во сне увидел ангелов, сходящих с облаков к холму, усыпанному росшими здесь цветами - колокольчиками. Ангелы раскачивали стебли цветов, и пространство наполнялось дивным, серебристым звоном, исходившим от колокольчиков. После духовного озарения епископ Павлин Милостивый распорядился из сплава меди, олова и висмута отлить первый колокол, по форме похожий на колокольчик, а по звукам - на ту прекрасную музыку, которую он слышал. Слайд № 5 «Колокола на Руси» Колокола постепенно попадали на Русь: в северные русские земли их доставляли с Запада, а в Киев - из Корсуни (Херсонес). Прислушивалась Православная Русь к колоколам, сердцем проверяла. И приняла, но принципиально исправила. И настоящий колокольный звон, ангельское призывное пение колоколов, которым прославилась Россия, действительно родились на русской земле. К 1917 году в России звонило более 1 миллиона колоколов. Колокольные звоны были символом духовного и государственного единства России. В начале XX века в России работало до двадцати колокольных заводов. Выступления учащихся с сообщениями. Ставим перед учениками задачу: уметь отвечать на вопросы по содержанию слайдов. Ученик – докладчик делает своё сообщение. На слайде текст его выступления. Звучит музыка Слайд № 6 «Названия колоколов» Первый ученик: «Сохранились некоторые названия колоколов: Красные колокола – у них звон «красный» то есть красивый, усладительный, радостный. Ростовские колокола признаны лучшими по тону. От самой колокольни тоже зависит красота звона. 30 исторических колоколов расположились в одну линию. Вот одни из них: Сысой, Ясак, Полиелейный, Лебедь, Баран, Голодарь, Козёл, Красный. Мой вывод: народ любил колокола и называл их по своеобразию звона. Слайд № 7 «Судьба колоколов» Второй ученик: «Имеется прекрасный ансамбль колоколов в Саввино – Сторожевском монастыре. Сюда прибыл 16 пудовый (256 кг) колокол, отлитый Александром Григорьевым. В 1667 – 1668 годах был отлит Благовестный 35 тонный колокол, а в 1941 году он погиб во время Великой Отечественной войны. Колокол Пленный Голландец был взят в качестве трофея города». Я пришёл к выводу: среди колоколов есть богатыри, они могу рождаться и погибать, их могут брать в плен. Они как живые. Слайд № 8 «Царский серебряный колокол» Третий ученик: «Царский серебряный колокол в 20 пудов (более 327 кг) появился 5 июня 1890 года в Харькове в память о чудесном спасении семьи Александра III в 1888 году, когда поезд, возвращавший царскую семью из Крыма, сошёл с рельсов на территории Харьковской губернии. Из членов царской семьи никто серьёзно не пострадал. Поэтому духовенство Харьковской епархии решило увековечить это событие отливкой невиданного ранее из чистого серебра колокола в 10 пудов». Я сделал такой вывод: колокола рождались в знак благодарности Богу за его защиту и помощь людям. Слайд № 9 «Царь - колокол» Четвёртый ученик: «9 июня 1701 года во время пожара колокол упал, был повреждён и оставался безгласен до 1731 года, когда царица Анна Иоанновна приказала вновь отлить Царь-колокол. Начал работу талантливый русский мастер Иван Фёдорович Моторин с сыном Михаилом. Переплавляли Царь-колокол дважды, первый раз, в 1731 году - неудачно. Иван Фёдорович умер, и следующая переплавка колокола в 1735 году была поручена его сыну Михаилу Моторину. 23 ноября 1735 года по окончании Литургии в Успенском соборе был совершён крестный ход, потом молебен, после чего начали топить печь для плавки меди. 25 ноября литьё колокола было завершено благополучно». Вывод такой: Царь – колокол – символ единства народа с Богом, символ благодарности Ему. Он никогда не звонил, стал памятником в Москве. Но он напоминает всем: во время пожара в Москве жители бросились спасать от огня не свои дома, а Царь – колокол, заливали его водой, чтобы не погиб красавец. И спасли, хотя кусочек откололся. Беседа с учениками во время коллективной работы над схемой «Устройство колокола». Слайд № 10 «Как устроен колокол?»: - Что венчает колокол? (венец) - Есть ли у колокола уши? (да) - Есть ли у колокола тело? Как оно называется?(да, тулово) - Чем говорит колокол? (языком) - Чем украшен колокол? (каймой) - Что украшает «юбочку» колокола внизу? (музыкальное кольцо) -Зачем у колокола музыкальное кольцо? (для красоты звука) Словарная работа: Учёные предполагают, что слово «колокол» сохраняет корень греческого слова «калкун», что означает клепало или било (от слова «бить»). Это деревянные и металлические приспособления-доски с молотками-колотушками. Такие простые звучные приспособления использовались у многих православных народов для призыва на богослужение. Просмотр слайдов № 11 - 12 «О чём поют колокола?» (слайд № 11) «Виды колокольного звона» (слайд № 12) Закрепление материала: - прослушивание колокольных звонов в исполнении разных мастеров колокольного звона, посвящённых разным событиям и праздникам (слайд №12); - работа со слайдом № 13 «Расскажите о строении колокола»; - работа со слайдом № 14 «Подумай и ответь»; - определи вид колокольного звона (ученики прослушивают звоны и определяют, о чём поют колокола). Выводы урока «О чём поют колокола?» - Ангельское пение колоколов призывает на молитву, призывает к смирению и любви. - Колокольный звон возвещает о празднике, напоминает о печальных и важных событиях. - Колокольные звоны были символом духовного и государственного единства России «во дни побед и бед народных». - Колокольный звон плывет над землёй и напоминает людям о вечном, о нравственных ценностях. - В колокольный звон наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни. Колокола – это душа русского народа, а колокольный звон – это ангельское пение. |
Целесообразность применения на уроке ИКТ. Применение методов интерактивного обучения: - обеспечило все формы работы учащихся компьютерной поддержкой: индивидуальной, групповой, фронтальной, что создаёт условия для организации среды активного вовлечения учеников в познавательный процесс средствами мультимедиа; - применение диалоговых форм проведения занятий способствуют приобретению компетентности в сфере изучаемого предмета, соответствующей возрастному уровню | Целесообразность разработки урока познакомились с историей рождения первого колокола; приобрели знания о строении колоколов; расширили и дополнили свои знания об истории знаменитых колоколов России; закрепили умения отличать разные колокольные звоны и определять их значение; укрепили свой интерес к истории православной культуры; актуализировали навыки самостоятельной исследовательской, поисковой работы, выступления перед аудиторией |
Домашнее задание: самостоятельно изучить новую тему «Московские храмы», подготовить материал для слайдов. | Домашнее задание: нарисовать или создать свой макет колокола, уметь отвечать на вопросы по теме. |
Примечание (методические рекомендации для учителей) | |
| |
| |
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование информационно-коммуникативных технологий на урокаах географии в коррекционной школе
научная разработка по использованию ИКТ на уроках географии в коррекционной школе 8 вида...
Литературно-музыкальная композиция «Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать»
Литературно-музыкальная композициям посвящена 70-летию Сталинградской битвы. Она состоит из 2 частей: 1-ая построена на основе романа Ю.Бондарева "Горячий снег", 2-ая - на основе стихов и песен о Вели...
Поэзия, которую поют...
...Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строках, звуках музыки, мраморе и красках. Своей эмоциональной сило...
Мини- проектная деятельность на занятиях ОПК. "О чём поют колокола?"
"О чём поют колокола?"- описание организации проектной деятельности учащихся на занятиях ОПК. Замечательное дополнение к занятию по теме "Храмы."...
Мультимедийное приложение к уроку "О чём поют колокола"
Мультимедийное приложение к уроку "О чём поют колокола" Только сами виды звонов нужно самим записать....
Использование сети Интернет на урокаах математики и при подготовке к ЕГЭ.
Статья и презентация об использовании очень полезного сайта uztest.ru,рекомендую коллегам и благодарю организатори сайта Ким Н.А....
"Игровые технологии на урокаах русского языка и чтения для обучающихся с ОВЗ"
Игровые технологии одной из форм обучения, которые позволяют сделать увлекательными и интересными работу учащихся по изучению русского языка....