Поэзия - это живопись, которую слышат
проект (7, 8 класс)
В современном мире, наполненном средствами массовой информации, все реже человек обращается к литературе. А стихами современная молодежь не увлекается совсем. Поэтому так важно приобщать молодое поколение с интересом воспринимать поэзию, учиться понимать и чувствовать красоту русского слова. Мы решили обратить внимание на то, как великие поэты в своих стихотворениях бережно относились к нему.
В учебниках литературы 7-8 классов есть много тем, посвященных изучению лирики. Знакомясь со стихотворениями разных авторов, мы замечали определенную взаимосвязь. Пейзажная лирика имеет свой цвет, каждое произведение воспринимается по-разному.
А поскольку интерес к чтению в последнее время постоянно падает, мы решили обратить внимание на цветопись в поэзии и попробовать определить, в какие цвета окрашены разные стихотворения великих русских поэтов. Может быть, нашей работой заинтересуются учащиеся, и это поможет им с большим интересом относиться к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_proekt.docx | 170.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ -2018
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п.Советский»
Искитимского района
Новосибирской области
Секция - Филология,
предмет - Литература
Тип проекта - Исследовательский
ПРОЕКТ
ПОЭЗИЯ - ЭТО ЖИВОПИСЬ, КОТОРУЮ СЛЫШАТ...
Выполнили:
Жукова Валерия, уч-ся 9 класса;
Чубыкина Ульяна, уч-ся 8 класса
Руководитель:
Богомазова О.А.
Содержание
Введение …..................................................................................................................3
Основная часть
1. Теоретическая часть
1.1История вопроса: звукоцветовые соответствия ……………….………. 4
1.2 Наши наблюдения над соответствием звукобукв и цвета……….…….6
2.Практическая работа по выявлению цветописи в стихотворениях
русских поэтов……………………………………………………………....6
3.А есть ли компьютерная программа для определения цвета?...................8
4. Психологическое тестирование………………………………………….13 Заключение …………………......................................................................................... 15
Список использованной литературы …..................................................................16
Приложение
Введение.
Актуальность темы: В современном мире, наполненном средствами массовой информации, все реже человек обращается к литературе. А стихами современная молодежь не увлекается совсем. Поэтому так важно приобщать молодое поколение с интересом воспринимать поэзию, учиться понимать и чувствовать красоту русского слова. Мы решили обратить внимание на то, как великие поэты в своих стихотворениях бережно относились к нему.
В учебниках литературы 7-8 классов есть много тем, посвященных изучению лирики. Знакомясь со стихотворениями разных авторов, мы замечали определенную взаимосвязь. Пейзажная лирика имеет свой цвет, каждое произведение воспринимается по-разному.
А поскольку интерес к чтению в последнее время постоянно падает, мы решили обратить внимание на цветопись в поэзии и попробовать определить, в какие цвета окрашены разные стихотворения великих русских поэтов. Может быть, нашей работой заинтересуются учащиеся, и это поможет им с большим интересом относиться к родному языку.
В связи с этим мы поставили перед собой цели: проанализировать стихотворения поэтов, которые включают в себя описание природы, обратив внимание на их цветовое восприятие; выявить, какими языковыми средствами создается колористика в стихах.
На основании поставленной цели мы выдвигаем гипотезу: каждое лирическое произведение воспринимается в разных цветах, что влияет на читателя по-разному, и часто изображение природных явлений выступает искусным «врачом», вносящим в нашу жизнь успокоение и гармонию.
Исходя из этого, нам предстоит решить следующие задачи:
1.познакомиться с научными исследованиями, проведенными на эту тему;
2.провести анализ стихотворений русских поэтов на предмет «цветописи»;
3.изучить восприятие разными группами учащихся пейзажной лирики;
4.сравнить результаты нашего исследования с научными разработками;
5.сравнить «цветопись» литературных произведений с другими видами искусства.
Для этого мы будем использовать следующие методы работы: анализ информационного материала по теме, исследовательская работа с разными группами учащихся, психологические наблюдения за восприятием, аналитическая обработка собранного материала, творческая работа.
1.1.История вопроса: звукоцветовые соответствия
Любое исследование начинается с удивления.
Наверное, вы бы удивились, если вас спросили: «Какого цвета звук И?»
Еще большее недоумение вызовет у любого человека стихотворение В. Шапиро:
Я вижу яркий свет, когда кричат,
Я слышу крик, свет яркий созерцая.
Все звуки светятся, и все цвета звучат.
И ныне я их тайны раскрываю.
А - красная рубаха палача,
А - ахает толпа, на казнь взирая.
Ы - чёрный бык, мычащий по ночам,
О - осень, крона клёна золотая.
Е - это свежесть молодого лета.
Зелёный переплёт Есенина и Фета.
И - птичий свист над синею рекой.
У - это грустный свет её зелёно-синих
Очей её, глубоких, как пучина.
У - это гулкий цвет волны морской.
«Что это - странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков тонко организованной поэтической душой? А может, гласные действительно «окрашены» в восприятии всех носителей языка?»-заинтересовались мы.
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много написано о цветовом слухе А.Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А.Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки: А - черный; белый - Е; И - красный; У - зелёный; О – синий..
Слово «цветопись» певучее, полное красок. Под этим определением понимают такой приём изобразительности, при котором художественный образ создаётся посредством колористики, т.е. науки о цвете, которая включает знания о природе цвета, об основных характеристиках цвета и цветовой гармонии.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь «звук речи – цвет» - редкий сугубо индивидуальный феномен.
Чтобы установить ассоциативную связь между звучанием слова и тем, как воспринимает его человек, мы воспользовались результатами экспериментов А. П. Журавлева, согласно которым каждый звук может быть соотнесен с определенным цветом и вызвать определенные эмоции. Наиболее яркими являются гласные. Именно они определяют цвет слов.
Лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках.
ЗВУКОБУКВА | ЦВЕТ |
А | ГУСТО-КРАСНЫЙ |
Я | ЯРКО-КРАСНЫЙ |
О | СВЕТЛО-ЖЕЛТЫЙ ИЛИ БЕЛЫЙ |
Е | ЗЕЛЕНЫЙ |
Е | ЖЕЛТО-ЗЕЛЕНЫЙ |
И | СИНИЙ |
Й | СИНЕВАТЫЙ |
У | ТЕМНО-СИНИЙ. ТЕМНЫЙ СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЙ, ТЕМНО-ЛИЛОВЫЙ |
Ю | ГОЛУБОВАТЫЙ |
Ы | МРАЧНЫЙ ТЕМНО-КОРИЧНЕВЫЙ |
1.2.НАШИ НАБЛЮДЕНИЯ НАД СООТВЕТСТВИЕМ ЗВУКОБУКВ И ЦВЕТА.
Прежде чем приступить к работе, мы изучили литературу, необходимую для нашего исследования. На основе рекомендаций, найденных в трудах ученых, мы решили приступить сначала к практической работе (анкетирование учащихся школы).
Целью его стало определение восприятия цвета звукобукв.
Сначала дети пребывали в недоумении и задавали нам много вопросов, но затем фантазия начала работать, и учащиеся с удовольствием придумывали, какой же цвет подобрать букве. В эксперименте участвовало 27 учащихся из разных классов. Перед ними стояла задача: определить цвета, соответствующие звукобуквам.
(Приложение №1)
Таким образом, в результате эксперимента мы пришли к следующим выводам:
1. Большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом.
2. Полученные нами данные совпадают с данными научных экспериментов.
Следовательно, звукоцветовые соответствия на самом деле существуют.
2.Практическая работа по выявлению цветописи в стихотворениях русских поэтов
Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно
нарисованы акварелью. Для усиления выразительности образа поэты широко используют «цветовые» эпитеты.
«Цветовой» эпитет – образное определение предмета с использованием прилагательного, обозначающего цвет.
«Цветопись» – использование в поэтическом творчестве «цветовых» эпитетов.
Следующим нашим шагом стала работа над звуковым восприятием стихотворений. Для примера мы взяли 8 стихотворений, которые изучаются в 7, 8 классах. Они посвящены разным временам года, и, по нашему мнению, должны иметь разную цветовую окраску. В эксперименте участвовало 27 человек. Результаты представлены в следующей таблице.
Название стихотворения | Звукобуквенный ряд | Цветовые эпитеты | Цвет произведения |
М.Ю.Лермонтов «Осень» | Преобладающие ударные гласные: «о»-9 повторений «и»-7 «э»-7 «у»-5 | Светлые цвета чередуются с тёмными. В последней строфе цвета становятся темнее. | Преобладают зелёный и тёмно-зелёный цвет. Общий цвет- зелёный |
А.А.Фет «Первый ландыш» | «е»-24 ударных «о»-15 ударных «и»-9 ударных | Разные оттенки голубого чередуются с жёлтым, который символизирует яркие всплески весеннего солнца. | Преобладают синий, голубой и жёлтый цвета. Общий цвет - бирюзовый |
Ф.И.Тютчев «Осенний вечер» | «е»-19 ударных «у»-9 ударных «а»-8 ударных | Одно из самых светлых стихотворений. Общий зеленый фон с темными и яркими пятнами. | Основные цвета: зеленый, красный.. Общий цвет- коричневый. |
А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…» | «о»-15 ударных «е»-11 ударных | В стихотворении постоянно смешиваются цвета, присутствует многоголосие ярких и пёстрых красок. | Основные цвета: жёлтый и зелёный. Общий цвет - зелёный. |
М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» | Позиционное чередование всех гласных | Стихотворение наполнено яркими впечатлениями от полноты дня. Использованы разные цвета. | Основные цвета: жёлтый, коричневый, красный и зелёный. Общий цвет – тёмно-розовый. |
В.Я.Брюсов «Первый снег» | Больше всего «е»-11 в безударной позиции, «ы»-6 ударных. В каждой строке ударные «о» и «а» | Автор создал неживую, застывшую картину, наполненную блеском серебра и золота. | Основные цвета: серебристый, голубой и жёлтый. Общий цвет – бирюзовый. |
С.А.Есенин «Топи да болота» | Позиционное чередование ударных «о»-12 и «и»-9. | Чередование спокойного цвета и ярких пятен в каждой строке. | Основные цвета: синий, зелёный и жёлтый. Общий цвет - бирюзовый. |
И.А.Бунин «Родина» | Все гласные ударные попеременно | Создаётся многоцветие, но однообразное, говорящее о мечтах поэта. | Основные цвета: серый, красный, чёрный и рыжий. Общий цвет – тёмно-зелёный |
Наблюдения показали, что ребята воспринимают лирические произведения по-разному. Но есть общее в цветовой гамме стихотворений, описывающих разные времена года. Мы решили провести эксперимент и попросили учащихся 5-9 классов изобразить на бумаге своё восприятие разных стихотворений в цвете (приложение №2). В творческой работе участвовало 27 человек. Результаты исследования оказались очень интересны. Цветовая гамма художественного изображения практически полностью совпала со звукобуквенной цветописью.
3. А есть ли компьютерная программа для определения цвета?
После окончания творческой работы мы решили узнать: есть ли специальная программа для определения цветовой гаммы стихотворений. Мы выяснили, что такой программой является Звукоцвет.ru
Мы сравнили результаты нашего исследования с компьютерной программой. Они практически идентичны. Таким образом, мы выяснили, что цветовое восприятие действительно существует. Было решено составить сравнительную таблицу. А также диаграммы стихотворений (приложение №3)
И.А.Бунин. Родина
Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет когда лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
Средний цвет произведения
R:0 G:183 B:0 HEX: #00B700
Произведение попадает в зелёный каталог.
М.Ю Лермонтов . Когда волнуется желтеющая нива
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой;
Когда студеный клюя играет по оврагу
И погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
Средний цвет произведения
R:204 G:100 B:128 HEX: #CC6480
Произведение попадает в розовый каталог.
В.Я. Брюсов. Первый снег
Серебро, огни и блестки-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горя березки,
Черно-голые вчера.
Это- область чьей-то грезы,
Это- призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Всемогущего игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Средний цвет произведения
R:32 G:181 B:182 HEX: #20B5B6
Произведение попадает в циан каталог.
С.Есенин. Топи да болота
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
Средний цвет произведения
R:36 G:98 B:147 HEX: #246293
Произведение попадает в бирюзовый каталог.
А.А.Фет. Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей:
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Тае дева в первый раз вздыхает
О чем-неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
Средний цвет произведения
R:120 G:216 B:122 HEX: #78D87A
Произведение попадает в бирюзовый каталог.
А.Н.Майков
Поле зыблется цветами...
Поле зыблется цветами...
В небе льются света волны...
Вешних жаворонков пеья
Голубые бездны полны.
Взор мой тонет в блеске полдня...
Не видать певцов за светом...
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом...
И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю...
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.
Средний цвет произведения
R:139 G:208 B:0 HEX: #8BD000
Произведение попадает в зелёный каталог.
Сравнительный анализ цветописи стихотворений.
Наши исследования показали, что «цветопись» стихотворений, созданная в компьютерной программе, часто совпадала с восприятием эпитетов учащимися.
Название стихотворения | Цвет в программе | Наши цветовые эпитеты |
М.Ю.Лермонтов «Осень» | Зелёный | Зелёный |
А.А.Фет «Первый ландыш» | Бирюзовый | Бирюзовый |
Ф.И.Тютчев «Осенний вечер» | Зелёный | Коричневый |
А.Н.Майков «Поле зыблется цветами» | Зелёный | Зелёный |
М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» | Розовый | Тёмно-розовый |
В.Я.Брюсов «Первый снег» | Тёмно-бирюзовый | Бирюзовый |
С.А.Есенин «Топи да болота» | Бирюзовый | Бирюзовый |
И.А.Бунин «Родина» | Зелёный | Тёмно-зелёный |
4.Психологическое тестирование
Известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Ранее мы рассмотрели наше восприятие цвета в стихотворениях , давайте теперь посмотрим тот же вопрос с психологической точки зрения на примере знаменитого психологического теста М. Люшера, чтобы окончательно убедиться в правильности выводов, сделанных нами. Он основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Так, по Люшеру, характеризуется психологическое состояние человека в зависимости от выбора цвета.
1. темно-синий: покой, гармония, удовлетворенность.
2. темно-зеленый: воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
3. оранжево-красный: экспансия, расширение "Я", подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
4. лимонно-желтый: новые горизонты, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.
5. светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт.
6. черный: пустота, ночь, смерть, уничтожение.
Если сравнить наши выводы с этим тестом, то выходит, что они оказались действительными. Так с помощью теста Макса Люшера, мы окончательно убедились в том, что выбор цвета в тот или иной период жизни поэта зависит от его психологического состояния.
При работе со стихотворениями мы заметили ещё одну закономерность: при чтении стихотворения в сознании читателя возникают определённые эмоции, и они напрямую связаны со звукобуквой и цветовыми эпитетами (приложение №4).
Цветовой эпитет | Положительные характеристики | Негативные характеристики |
Белый | Добро Чистота Легкость Спокойствие Открытость | Лень Грусть Отрешенность Безразличие |
Черный | Отвага Единство Удивление Самопознание | Зло Безысходность Страх Траур |
Серебристый | Чистота помыслов Гордость Мудрость Радость | Холодность Уныние Безумство Голод |
Серый | Покой Нежность Постоянство Единение | Тоска Холод Горе |
Коричневый | Беспечность Волнение Мудрость | Угроза Разочарование Трусость |
Красный | Страсть Ярость Любовь Созидание | Яркость Упрямство Тщеславие Враждебность |
Желтый | Благодать Веселье Миролюбие Восхищение | Лень Самоуверенность Предательство Разлука |
Синий | Вдохновение Спокойствие Равновесие Открытость | Холод Ненависть Безразличие |
Зеленый | Честность Красота Духовность Терпимость | Тоска Эгоизм Меланхолия |
Параллельно нашей работе учащиеся выполняли (по желанию) задание - рисовали иллюстрации к стихотворениям. Мы, закончив свою работу, ждали, когда ребята принесут нам свои рисунки. Увидев их, мы отметили, что они выдержаны в той же цветовой гамме (хотя никаких пояснений ребятам предварительно не давалось). Эти иллюстрации учащихся будут представлены при защите нашей работы.
Заключение
В результате проведенного исследования (анкетирования учащихся, анализа звукоцветового соответствия стихотворений, анализа иллюстраций к стихотворениям), мы решили главную задачу нашей работы - доказали, что действительно "все звуки светятся, и все цвета звучат". Цветопись помогает лучше понять смысл стихотворения, почувствовать отношение поэта к родной земле, которую он любит, и помогает донести эту любовь до каждого, кто читает его стихотворение.
Таким образом, данные исследования подтверждают:
*существует ассоциативная связь между звукобуквой, цветом и эмоциями человека;
*восприятие стихотворений разных авторов имеет много общего;
* в сознании читателя возникают художественные образы, созданные поэтами, благодаря информации, которую несут звуки и буквы.
Результаты работы: по окончании исследовательской работы мы выступили на уроках литературы перед учащимися школы, создали буклет для библиотеки (приложение № 5).
Выводы: Проектная работа помогла нам приобщиться к чтению, научила наблюдать за красивым русским словом. Анализ творчества различных поэтов показал, что каждый великий автор является неповторимым и самобытным, и современная молодежь должна гордиться своей национальной культурой.
Стихотворение «Родные просторы»
Всмотрись в родной земли просторы,
Постой, подумай, осмотрись!
Поле родное, лес и горы-
Все это наша с вами жизнь.
Имеет каждый день на свете
Свой нрав и прелесть бытия.
Я представляю мир наш в цвете
И думаю, не только я.
Наш мир раскрашен, уникален,
Нам цвет поможет мир понять,
Стихи родной земли поэтов
Читать, узнать, любить, принять.
Список литературы
- Журавлев А.П. Звук и смысл – М.: Просвещение, 1991 – 160 с.
- Литература.7 класс. В.Я Коровин - М.: Просвещение, 2012
- Литература.8 класс. В.Я Коровин - М.: Просвещение, 2012
- Компьютерная программа Звукоцвет.ru
- Интернет- ресурсы
Приложение3
М.Ю.Лермонтов И.А.Бунин «Родина»
«Когда волнуется желтеющая нива…»
В.Я.Брюсов «Первый снег» С.А.Есенин «Топи да болота…»
М.Ю.Лермонтов «Осень» Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»
А.А.Фет «Первый ландыш» А.Н.Майков «Поле зыблется цветами «
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэзия, которую поют...
...Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строках, звуках музыки, мраморе и красках. Своей эмоциональной сило...
Урок "Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат... (об омонимах и каламбуре)"
Урок-игра по теме «Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат… (об омонимах и каламбуре)» проводится в 5 классе во время изучения раздела «Лексика». Тип урока – усвоение и закрепление нового материала....
Литературная гостиная "Поэзия, которую поют".
Сценарий проведения литературного вечера....
"Поэзия, которую поют" (Вечер русского романса)
Музыкальная композиция: «Вечер русского романса»Цель: приобщить учащихся к искусству русского романса.Задачи:1. Расширить представления учащихся о поэтическом наследии;2. Раскрыть значимос...
Социальный урок "Знакомимся с людьми, которые не видят и не слышат"
Сценарий социального урока, где освещены проблемы людей, которые не видят и не слышат. Занятие актуально на сегодняшний день. Проблемы толерантости....
презентация "Синтез искусств...музыка, поэзия, живопись."
В данной презентации показано, как взаимосвязаны эти три сферы искусства, насколько тесно они переплетены, чтобы разбудить воображение ребёнка в процессе исполнения музыкального произведения....
Социальный урок "Знакомимся с людьми, которые не видят и не слышат"
Открытое общешкольное мероприятие для формирования гуманного отношения и сопереживания к проблемам людей с одновременным нарушением зрения и слуха....