« И. А. Крылов. Ворона и лисица»
методическая разработка по литературе по теме

Мисикова Инна Геннадьевна

Урок литературного чтения для обучающихся 3 класса. Урок объяснения нового материала с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок162 байта

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональный лицей № 15

Московской области

Классный час на тему:

 

« О с в о е н и е     к о с м о с а »

Выполнила:

Преподаватель

 Копцева Л.М.

2011 год

        2011 год  -  Год Космонавтики.

        Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день будут помнить всегда, и, я думаю, что именно этот день 12 апреля в недалеком будущем станет красной праздничной датой на все грядущие века.  Ведь именно с этого дня  -  12 апреля 1961 года  -  человек начал освоение космоса.

        С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе  внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

        Сегодня работа в космосе  -  это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему сейчас в космос летают международные экипажи.  Сейчас космос зовет тех, кто  умеет управлять электронно-вычислительными машинами, а условия для работы космонавтов стали совершенно иными.

        Ход  классного часа:  Учитель на фоне компьютерной презентации  рассказывает о освоении людьми космоса, подробно останавливаясь на первом космонавте мира -  Юре Алексеевиче Гагарине. Так же принимают участие ученики, которые читают стихи.

        Цель классного  часа:

Познакомить учащихся с этапами освоения космоса.

        Задачи:

1. Воспитать чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее достижения.

2. Развить стремление к учебе и достижение собственных целей.

3. Закрепление знаний учащихся о космосе и его первооткрывателях.

«Вселенная  принадлежит  человечеству»

К.Э. Циолковский

«Пред нами тайны обнажатся

Возблещут тайные миры»

Блок

1 окно  

 ( Название  «Освоение космоса»)

Слово учителя:   

        Двадцатый век навсегда войдет в историю человечества как век освоения космического пространства. Стремительное развитие ракетно-ядерной техники пришлось на окончание второй мировой войны и самый разгар последовавшей так называемой «холодной войны». Безумная гонка вооружений затронула все области военно-промышленных комплексов СССР и США. Соревновались везде:  в создании новейших систем стрелкового оружия, в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок. Но, пожалуй, самым драматичным было соревнование по созданию ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не подводной частью айсберга, а снежной шапкой на видимой его части.  Обеим супердержавам нужен был эффективный открытый способ демонстрации своих достижений в этой области, который напрямую доказывал бы превосходство той или иной социально-политической системы.

Это могли сделать достижения в мирном освоении космоса:

кто первый, например,  выведет на орбиту первый искусственный спутник Земли,  запустит в космос человека,  «дотронется» до Луны,   достигнет ближайших планет солнечной системы.

        США обогнали СССР по количеству боеголовок, а СССР лидировал в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в апреле 1961 года уже отправил в космос  человека. Американцы не могли долго терпеть столь наглядное превосходство. И в итоге первыми ступили на Луну.  

2 окно

Ученик-1:         ( Стих А.Т. Твардовского «Полночь»)

Полночь, в мое городское окно

Входит с ночными дарами:

Позднее небо полным-полно

Скученных звезд мирами.

Мне еще в детстве, бывало, в ночном,

Где-нибудь в дедовском поле

Скопища эти холодным огнем

Точно  бы в темя кололи.

Сладкой бессонницей юность мою

Звездное небо томило;

Где бы я ни был, казалось стою

В центре вселенского мира…

3 окно

  (фотографии и комментарии к ним о  трех ученых)

         Слово учителя:  Космонавтику давно двигало вперед желание людей найти разумных существ во Вселенной.  Об этом мечтали еще в 16-ом веке Галилео Галилей  (он  изобрел телескоп, обнаружил спутники Юпитера, пятна на Солнце и то, что Млечный путь состоит из множества звезд)  а также   Джордано Бруно. В те времена они за это жестоко пострадали: Галилео Галилей отрекся и скончался, находясь под домашним арестом,  а Джордано Бруно был сожжен на костре. В России о жизни на других планетах думал и писал Михайло Ломоносов (кстати, он обнаружил атмосферу у Венеры)  Романтиков было много и потом, но мы считаем, что эру космонавтики открыл мечтатель из города Калуги Константин Эдуардович Циолковский.

                                         

       

4 окно    

   Ученик-2                  Стих  «Звездные дали»

О глубокие звездные дали!

Звезд скопления, галактик узоры.

Вы пленили нас и сковали!

Грандиозностью маните взоры.

Блеск созвездий на небосводе..

Мы молились о ясной погоде!

Мы встречали светила с закатом

 Проводили ночь с телескопом!

Узнавали о звездных порядках,

И о космических загадках,

Что таит в себе Вселенная

Бескрайняя и великолепная.

5 окно

 (фотография Циолковского и комментарии к ней)

Слово учителя:  

Годы жизни Константина Эдуардовича  5(17) сентября 1857  -  

19 сентября 1935 годы.    Это российский и советский ученый-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики.  Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим.  Представитель русского космизма, Член Русского общества любителей мировоззрения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства.  Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь во Вселенной.

Циолковский мечтал, писал фантастические рассказы о других планетах и научные статьи о устройстве космических кораблей, но практически воплотили его мысли в жизнь  разработчики космических аппаратов под руководством Сергея Павловича Королева.

6 окно

(фотография Королева и комментарии к ней)

Слово учителя:

Годы жизни Сергея Павловича  30 декабря (12 января) 1907 года  -  14 января1969 годы.  Это советский ученый, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР.   Основатель практической космонавтики.  Положил начало новой эпохе в истории человечества, космической эре.  Создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности,  является создателем советской ракетно-космической техники,  обеспечивавшей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой  ракетно-космической державой.   Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии Наук СССР.

7 окно    

Этапы освоения космоса.

Слово учителя:

        Циолковский в начале 20 века утверждал: « Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Первый этап:  1933 год Первая настоящая жидкостная ракета СССР, Московская область поселок Нахабино.

Второй этап:  1953 год. Начало официальный  космических исследований  СССР и США.

Третий этап: 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут Московского времени с космодрома Байконур в СССР стартовал первый в мире искусственный спутник  Земли. При поперечине в 580 мм масса первого спутника составляла 83,6  кг. Он просуществовал 92 суток.

3 ноября того же года Советский союз сообщил о выведении на орбиту  «Спутника-2». В отдельной герметической кабине находились собака Лайка и телеметрическая система для регистрации ее поведения в невесомости.

        Американцы долго ждать не стали и дали СССР ответ:  запустили спутник «Авангард-1»  6 декабря 1957 года, но ракета упала.  И 31 января 1958 года запустили спутник «Эксплорер-1».  Дальнейшие попытки США были неуспешны.

Также закончилась неудачей попытка США послать  в окрестности Луны зонд с научной аппаратурой.

         Так же как и при запуске спутника Земли, приоритет в запуске первого зонда принадлежит СССР:  2 января  1959 года вышла на околосолнечную орбиту советская космическая ракета «Луна-1». Она стала спутником Солнца. На западе ее назвали лунником.  За 34 часа полета ракета  прошла 370 тысяч км, пересекла орбиту Луны и вышла в околосолнечное пространство.

        А 12 сентября 1959 года   «Луна-2» совершила первый в мире полет на другое небесное тело.

        4 октября 1959 года  была запущена «Луна-3».  Установленная в ней аппаратура сфотографировала и передала на землю изображение невидимой нами обратной стороны Луны.

        Прочно овладев техникой запуска автоматических аппаратов, советские ученые  приступили к созданию космического корабля для полетов человека.

Десятки неразрешенных вопросов стояли перед наукой:

  1. создание более мощных ракетоносителей для выведения на орбиту космических кораблей
  2. конструирование и построение летательных аппаратов, не только полностью обеспечивающих безопасность космонавта на всех этапах полета, но и создающих необходимые условия для его жизни и работы.
  3. Разработка целого комплекса специальных тренировок для будущих космонавтов

Несмотря на всю сложность этой грандиозной проблемы, советская наука и техника блестяще справилась с ее решением.

Четвертый этап: С 1960 по 1961 годы было запущено пять кораблей-спутников, когда место в кабине занимали различные живые существа  -  от грибков и бактерий до известных всему миру собак Белки и Стрелки, а также собак  Пчелки и Мушки  -  конструкция космического корабля со всеми его сложными системами выведения на орбиту, стабилизации полета и обратного спуска на Землю была полностью отработана.

Американский ответ СССР  терпел неудачи. И лишь первый беспилотный блистательный полет капсулы «Меркурий» прошел 19 декабря 1960 года.  А 31 января 1961 года в космос полетел шимпанзе Хэм, полет длился 16 минут 39 секунд.

21 февраля 1961 года  -  новое успешное американское испытание, теперь уже на штатной  ракетоносителе  «Атлас».  NASA  решило подстраховаться и на 24 марта 1961 года назначило внеплановый  беспилотный полет. Но его пришлось отложить.  И к великому разочарованию американцев, Гагарин полетел в космос первым!…

Пятый этап: 1961 год Человек в космосе. СССР. Юрий Алексеевич Гагарин на Востоке-1.

  Слово учителя:   

Издавна  далекий и неведомый мир космоса представлялся человеку царством безмолвия. И вот апрельским днем 1961 года космос заговорил!  Заговорил по-русски! Можно сказать, что тогда вся наша планета с волнением вслушивалась в голос русского парня, доносившийся сквозь радиопомехи из космоса. Это был голос Гагарина.

        Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года  в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области в крестьянской семье. В 1949 году он поступил в Люберецкое ремесленное училище под Москвой, где учился на формовщика-литейщика. Два года спустя как один из лучших учеников Юрий был направлен для продолжения учебы в Саратовский индустриальный техникум. Во время учебы  в техникуме он начал  заниматься в Саратовском аэроклубе, что  окончательно предопределило его судьбу:  он решил посвятить себя авиации. По рекомендации комиссии  аэроклуба Юрий Гагарин поступил в первое Чкаловское военно-авиационное училище в Оренбурге,  которое окончил в 1957 году, и был  направлен на службу в Заполярье.

        В 1959 году Гагарин участвовал в конкурсном отборе кандидатов для полета в космос, и был зачислен в первый отряд космонавтов  в числе других 20 офицеров-летчиков. В 1960 году он начал готовиться к полету в космос в центре подготовки космонавтов, ныне носящим его имя. Гагарин работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил.  Каждый из космонавтов горел желанием полететь в космос первым.  Но когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Гагарина.

        «Автобус  быстро мчался по шоссе, - вспоминал то памятное апрельское утро Юрий Гагарин.  -  Я еще издали увидел устремленный ввысь  серебристый корпус ракеты, оснащенной шестью двигателями общей мощностью в двадцать миллионов лошадиных сил.  Она напоминала гигантский маяк, и первый луч восходящего солнца горел на ее острой вершине».

        Автобус доставил его к подножию ракеты. Через несколько минут Гагарин займет место в кабине корабля.  Он прощается с учеными, специалистами, товарищами-космонавтами.

        И вот с какими словами Гагарин обратился  к провожающим в это утро:

        «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти  последние минуты перед стартом?  Вся моя жизнь кажется  мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты.

        Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь  в далекий путь. Как бы хотелось вас всех  обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!  До скорой встречи!»

        Гагарин вошел в лифт, и тот доставил его на площадку, расположенную у люка корабля «Восток». Он поднял руку и еще раз попрощался.  

        Прозвучали последние предстартовые команды, и, наконец, последняя: "Поехали!". Все на космодроме потонуло в грохоте ракетных двигателей. Первый человек Земли стартовал в космос.

        "Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства,  -  так вспоминал о первых секундах своего полета космонавт Юрий Гагарин.  -  Начали расти перегрузки. Я почувствовал, какая-то непреоборимая сила все больше вдавливает меня в кресло. Секунды тянулись как минуты."

        Взлетая, первый космонавт планеты докладывал на Землю:  "Самочувствие отличное. Несколько растет перегрузка, вибрация, все переношу нормально. Настроение бодрое. В иллюминатор вижу Землю, различаю складки местности, снег, лес"...

        Наконец корабль вышел на орбиту. Наступила невесомость. "Сначала это чувство было необычным,  -  вспоминал позднее Гагарин,  -  но я вскоре привык к нему, освоился".

        И вот он летит на корабле-спутнике, названном "Восток", в безмолвной пустоте космоса. Он первый человек, который видит нашу планету со стороны, в голубом ареоле атмосферы. Первым он может окинуть одним взглядом континенты и моря. Теперь он точно знает, что принесет из космических далей весть о том, что человек, может, и будет летать в космос. Он доберется до других  планет, разгадает загадки мироздания,  подчинит силе своего разума  таинственные силы Вселенной.

        Пока же наземные станции слежения, тревожась за пилота, спрашивают, как проходит полет, как он себя чувствует.  С космических высот долетает голос первого космонавта:

        "Самочувствие отличное. Слышу вас отлично. Полет проходит хорошо."

        108 минут продолжался первый рейс человека в космос. Когда, облетев планету, космонавт снова появился над территорией своей страны, с Земли была подана команда на спуск.

        "Корабль стал входить в плотные слои атмосферы,  -  рассказывал потом Юрий Гагарин.  -  Его наружная оболочка  быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего 20 градусов тепла. Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления. От избытка счастья я громко запел любимую песню".

Родина слышит, Родина знает,

Где в облаках ее сын пролетает...

        Совершив один оборот по орбите, корабль приземлился в 10 часов 55 минут в степи неподалеку от приволжского города Саратова. Пилот корабля катапультировался за несколько минут до приземления спускаемого аппарата с спустился на Землю на парашюте.

        Когда подошвы тяжелых ботинок скафандра коснулись травы, Гагарин мягко упал на правый бок и заученным движением погасил купол парашюта. Первым Гагарина увидела пожилая крестьянка Анна Тахтарова и ее внучка Рита.  "Увидев меня в оранжевом скафандре и белом шлеме, свалившегося с неба,  -  вспоминал Юрий Гагарин,  -   старушка закрестилась и даже хотела бежать. Внучка же смело тянула ее ко мне. Я расцеловал их обоих..."

        Теперь на месте приземления Юрия Гагарина в деревне Смеловка в  центральной России установлена стела, устремленная в небо ракетой, под которой встал Гагарин.

        Ликовал весь мир!  "Гражданин Вселенной"  -  так назвали Гагарина люди на всех континентах Земли.  Поздно вечером в день космонавтики на площадях  выступали известные писатели и поэты. Все концерты и спектакли начинались с поздравления зрителей с  успешным завершением полета Гагарина.

        Полет Гагарина  -  прорыв СССР в космос.  Это одно из величайших достижений в истории человечества. И удивительно то, что этого достигла нация, которая  еще век  назад была в основном неграмотной".

        И какая же реакция США?

        Они сказали: "Данное поражение Америки в освоении космоса должно быть последним!"

        12 апреля 1961 года весь мир искренне праздновал победу человека. На улицах Европы, Азии, Африки собирались стихийные митинги, люди танцевали, пели. Буквально на следующий день везде появились самодельные скафандры.  И лишь в США праздником не пахло!

Шестой  этап:   1965 год. Человек в открытом космосе. СССР. А. Леонов Восход-2.

18 марта .   Космонавт чуть не погиб при выходе в открытый космос, ибо удержаться снаружи корабля оказалось очень сложно.

Седьмой этап:   1969 год. Человек на Луне.  Американские космонавты на корабле «Аполлон-11».  Нил Армстронг.

Восьмой этап:  1971 год.  Первая орбитальная станция СССР Салют-1. 

Девятый этап:  1981 год. Первый корабль многоразового использования. США.  Космический челнок «Колумбия»

Десятый этап:  1998 год.  Международная космическая станция «МКС».  Россия  (Роскосмос),  США  (НАСА)

Одиннадцатый этап:  2002 год. Первый космический турист. Американец Д.Тито на МКС на российском Союзе.

Двенадцатый этап:  2004 год. Корабль в межзвездном пространстве США, Вояджер-1, который был запущен в 1977 году.

Слово учителя:

        Потом  прекратилось политическое соревнование двух систем США и СССР, а также появилась космогоническая теория Отто Юльевича Шмидта, который доказывал, что возникновение планет у звезд редчайшее событие.  Появилось мнение, что пилотируемая космонавтика не нужна вообще, слишком дорога.  Были закрыты очень интересные, но дорогостоящие программы, такие как «Буран»  (наш российский челнок).   В основном идут  беспилотные полеты , так как расходы  на пилотируемую космонавтику не сопоставимы с расходами на беспилотную.  Люди же сейчас работают на орбите, на Международной Космической станции, которую построили Россия и США при участии европейских агентств.  Планируются полеты на Луну и на Марс, но это еще очень не скоро.

        Экспедиции в космос продолжаются и в настоящее время.

 Последняя экспедиция закончилась  16 марта 2011 года, а началась 8 октября 2010 года.

Это был 26 экипаж Международной Космической станции.  Срок этой экспедиции составил около 6 месяцев.  Экипаж космического корабля состоял из трех космонавтов: два русских космонавта Александр Калери  и  Олег Скрипочка  и международный турист   NASA из Америки  Скотт Келли   (астронафт).

Космонавты приземлились на территории Казахстана.  

         И в настоящее время на Международной Космической станции  осуществляется 27-я экспедиция, в состав которой входят: Дмитрий Кондратьев, Кэтрин Колкан и Паоло Несполи.

         После полета в космос Гагарин  учился в академии.  Позже квалифицировался как летчик-истребитель.    27 марта 1968 года в 10:30 утра в районе  деревни Новоселово в 18-ти километрах от города Киржач Владимирской области  разбился самолет УТИ МиГ-15  с Юрием Гагариным и его инструктором, Героем Советского Союза полковником Владимиром Серегиным.  Это случилось в условиях нормальной видимости  -  нижняя кромка облаков была в 900 метрах над землей.  Самолет якобы вошел в штопор, для того чтобы вывести его, пилотам не хватило несколько секунд. На ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина, права водителя, а в бумажнике нашли фотографию Сергея Павловича Королева.  А исследования останков самолета подтвердили, что тело Гагарина найдено не было.

        

                                                Со дня великого события  -  Полета Юрия Алексеевича Гагарина в космос  -  прошло 50 лет.   Это имя не вычеркнуть из истории человечества.  Человеческой цивилизации всего 7 тысяч лет от роду, и несчетное количество лет впереди. Но куда бы не путешествовали  будущие искатели приключений, что бы они не находили в черных, холодных просторах космоса, они всегда будут помнить космический корабль «Восток»  и майора Юрия Алексеевича Гагарина.

8 окно  

Ученик-3                    Стих  «Одинокая Планета»

В тьме и холоде безбрежном,

Словно в море бесконечном,

Без звезды плывет планета,

Встречи ждет с светилом где-то.

Одинока и печальна.

Одна осталась неслучайно.

Как в мире сказочных людей

Закрылась перед нею дверь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» 3 класс

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»...

Крылов И.А. Ворона и Лисица

Презентация подготовлена мной к уроку чтения и развития речи...

Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Урок литературного чтения для учащихся 3 класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова. Урок может использовать учитель, работающий и по другим системам обучения....

Литературная гостиная:" И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

Конспект по чтению поможет Вам познакомить ребят с биографией Крылова, с басней, с ее моралью....

И.А. Крылов " Ворона и Лисица"

конспект урока по литературе с использованием приемов: Ромашка Блума и Кубик Блума...

Открытый урок литературы в 5классе И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен. 5-й класс

Урок - сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова. Все структуры урока сформированы исходя из поставленных целей и задач и были направлены на освоение новой темы.На уроке обучающиеся знакомятся с новы...

Карта урока Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.

Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.Предмет: литература.Учебник: Коровина, Коровин, Журавлев: Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х ч...