РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_9_klass.docx | 63.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г.; программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2011).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Цели обучения в области формирования системы знаний, умений:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Учебно-методический комплекс:
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2010).
Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений \ Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2009 г.
Количество часов в году – 102 часа
Количество плановых контрольных работ – 9.
Темы сочинений и вопросы для контрольных работ представлены в Программе для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2010).
« Слово о полку Игореве». Сочинение . (1 тема на выбор).
Литература 18 века. Сочинение. «Литература 18 века в восприятии современного человека» (на примере 1-2 произведений).
« Горе от ума». Сочинение (1 тема на выбор)
Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века. Комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина.
«Евгений Онегин» в русской критике. Сочинение (1 тема на выбор)
Контрольная работа по лирике, роману М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени».
Литература 19 века. «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (на примере произведений Островского, Достоевского, Толстого, Чехова.) (по выбору учащихся).
Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века
Зачетное занятие по русской лирике 20 века.
Уроков по развитию речи - 11 часов
Формы текущего контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Название раздела | Количество часов | |
1 | Введение | 1 |
2 | Из древнерусской литературы | 3 |
3 | Из литературы 18 века
| 13 |
4 | Из русской литературы 19 века | 54 |
5 | Из русской литературы XX века | 28 |
6 | Из зарубежной литературы
| 3 |
Итого : 102 часа
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Список произведений для заучивания наизусть
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Список литературы для самостоятельного чтения
Д. И. Фонвизин. Бригадир.
Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
Н. В. Гоголь. Петербургские повести.
А. Н. Островский. Пьесы.
Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.
Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.
Ф. М. Достоевский. Белые ночи.
А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.
И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
М. Горький. Мои университеты.
Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.
М. А. Булгаков. Рассказы.
Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.
Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.
Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.
Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.
Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.
Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.
ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения
О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № урока по теме | ТЕМА РАЗДЕЛ | Плановые сроки проведения |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23-24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55-56 57 58 59 60 61 62 63-64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101-102 | 1
1 2 3 1 2
3 1 2 1 2
1 2 1 1 1 2 1 1
1 2 3 4-5 6 7
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 1 2-3 4 5 6 7 1 2 1-2 3 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»-величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Художественные особенности «Слова…». Проблема авторства «Слова…» (подготовка к домашнему сочинению). РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма. М.В.ЛОМОНОСОВ - реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление мира,науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.
Г.Р.ДЕРЖАВИН. Жизнь и творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. «Властителям и судиям».Обличение несправедливости в стихотворении. Ода « Фелица». Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник».Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. А.Н.РАДИЩЕВ. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Н.М.КАРАМЗИН. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
Р\Р. «Литература 18 века в восприятии современного человека» (на примере 1-2 произведений). Подготовка к сочинению. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА. Общая хар-ка русской и мировой литературы 19 века.Понятие о романтизме и реализме. Поэзия,проза,драматургия 19 века. Русская критика,публицистика,мемуарная литература. В.А.ЖУКОВСКИЙ.Романтическая лирика начала 19 века. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Баллада «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Я зык баллады.
К.Н.БАТЮШКОВ. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение…». Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Элегическая грусть о скоротечности человеческой жизни. Е.А.БАРАТЫНСКИЙ. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог..» Разочарование в любви как черта лирики Баратынского. А.С.ГРИБОЕДОВ. Личность и судьба драматурга. «Горе от ума».Обзор содержания. Особенности композиции комедии. Фамусовская Москва в комедии. «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. (обучение анализу эпизода драматического произведения). И.А.ГОНЧАРОВ. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». А.С.ПУШКИН. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в тв-ве .С.Пушкина. Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в стих-ниях «Деревня», «К Чаадаеву». Тема свободы и власти в лирике Пушкина «К морю», «Анчар». Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновение…». Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни. «Пророк», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века. Комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина. ВН.\ЧТ. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко. Роман «Евгений Онегин». История создания, жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.Трагические итоги жизненного пути Татьяна Ларина-нравственный идеал Пушнина. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни .Реализм романа. Р\Р. Роман «Евгений Онегин» в русской критике. (Белинский, Писарев, Григорьев, Достоевский). Подготовка к сочинению. ВН\ЧТ. «Моцарт и Сольери». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. В.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Парус», «И скучно и грустно…». Образ поэта-пророка в стихотв. Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». Любовная лирика «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Эпоха безвременья в лирике Лермонтова .«Дума». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии. «Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель «портрета поколения». Загадка образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань» «Княжна Мери». «Фаталист». Загадочный образ Печорина. Печорин в системе мужских образов. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина. Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению. Контрольная работа по лирике, роману М.Ю.Лермонтова. Н.Г.ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя. «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Система образов поэмы «Мертвые души».Анализ эпизода. Образ города в поэме. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. «Мертвые души»- поэма о величии России Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. «Мертвые души» в оценке В.Г.Белинского.
А.Н..ОСТРОВСКИЙ. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы. Комедия как жанр драматургии. ФМ.ДОСТОЕВСКИЙ. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести .Черты его внутреннего мира. Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести. Л.Н.ТОЛСТОЙ. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками. Особенности поэтики повести. А.П.ЧЕХОВ. Эволюция «маленького человека» в русской литературе 19 века. «Смерть чиновника». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Р\Р. «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (на примере произведений Островского, Достоевского, Толстого, Чехова.) (по выбору учащихся). ВН.\ЧТ. Жанровое разнообразие стихов Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА И.А.БУНИН. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.
М.А.БУЛГАКОВ». Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов повести. Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. М.А.ШОЛОХОВ. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Особенности авторского повествования в рассказе. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
А.И.СОЛЖЕНИЦЫН. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи, Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА А.А.БЛОК. Трагедия лирического героя в «страшном мире» («Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей…».) Трагедия утраченной любви. «О доблестях, о подвигах, о славе…» Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта.
С.А.ЕСЕНИН. Тема родины в лирике поэта. Размышление о жизни, природе, предназначения человека в лирике Есенина. В.В.МАЯКОВСКИЙ. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие ритма, стиха, интонации. Словотворчество поэта. М.И.ЦВЕТАЕВА. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Н.А.ЗАБОЛОЦКИЙ. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого. А.А.АХМАТОВА. Трагические интонации в любовной лирике Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Б.Л.ПАСТЕРНАК. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики Пастернака. А.Т.ТВАРДОВСКИЙ. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. Образ Никиты Моргунова и его смысловая роль в поэме..
ВН.\ЧТ. Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков.
Зачетное занятие по русской лирике 20 века. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Античная лирика: КАТУЛЛ. Чувства и разум в любовной лирике поэта. ГОРАЦИЙ. Традиции оды Горация в русской поэзии. ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ. «Божественная комедия» (фрагменты). Множестенность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. У. ШЕКСПИР.(обзор). «Гамлет» Общечеловеческое значение героев Шекспира. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. И.-В. ГЕТЕ.(обзор). «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Фауст и Вагнер, Фауст и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2006.
Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., М.: Просвещение, 2009
Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2008.
Фонохрестоматия для 9 класса.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС. ( учебная программа под ред. М.М. Разумовской)
Рабочая программа по рускому языку: Пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, учебно-методические средства обучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. М.М. Разумовской)
Рабочая программа по русскому языку: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе под ред. В. Я. Коровиной
Данная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2004 года и программой под редакцией В. Я. Коровиной за 2008 год. Программа состоит из:- титульного листа,...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса по программе В. Я. Коровиной
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литер...
Календарно-тематическое планирование 6 класс. Учебная программа: Английский язык. 5—9 классы: О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова. М.: Дрофа, 2017.
Календарно-тематическое планирование разработано на основе рабочей программы по английскому языку основной общеобразовательной программы основногообщего образования, утвержденной приказом от 01.09.202...