Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
методическая разработка по литературе по теме
"Технология " создания опорных схем-конспектов на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логика повествования в опорных схемах-конспектах | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Язык в художественном произведении
силен не сам по себе, а постольку,
поскольку содержит авторскую душу и мысль.
К.Станиславский.
Мы знаем, что каждое произведение имеет свою сюжетную канву, по которой писатель логически строит повествование. Почему же и мы, разбирая произведение, не можем пользоваться теми же приемами, какими писалась книга – искать и находить в ней опорные точки?
Логику повествования я перевожу в опорные схемы-конспекты и предлагаю их своим ученикам. Это для меня вспомогательное средство, развивающее ученика. Конспект-схема дает направление логической цепочке рассуждений. От одной опорной точки к другой нужно идти, опираясь на текст, т.е. поэтапно доказывая правомерность именно такого построения схемы. Это творческий труд, который и обучает самостоятельности логического мышления.
Кроме того, создавая конспект-схему, я ищу его визуальный образ. Иногда на это уходит больше всего времени.
Визуальный образ должен отвечать содержанию произведения: его нельзя взять с потолка – так, мол, мне кажется. Он рождается из мыслей писателя. Каждый визуальный образ есть для учеников, которая стимулирует их активность в разборе произведения.
«Технология» создания опорных схем – конспектов:
Сначала пытаюсь выделить в произведении максимальное количество тем – очертить круг многотемья. Затем определяю, какие побочные темы «работают» на каждую магистральную и объединяю их в блоки. Те и другие обозначаю стрелками – маленькими, короткими или большими, длинными.
Строю схему их взаимозависимостей.
Если строю уроки без опорных схем, то структура их такова:
Деталь ________Интригующая ловушка_______финал
Единство литературоведческого и лингвистического подходов к анализу художественного текста
(Уроки словесности)
На уроках словесности опираюсь на известную триаду:
Слово: образ: идея:
Стиль автора образ автора идейно-
Стиль произведения образ читателя художественно-
образный контекст
Как видно из схемы, первый компонент триады объединяет стиль автора и стиль произведения, весь его речетворческий спектр. На его уровне следует воспринимать и второй компонент – образ, включая в художественно-образную систему произведения и образ автора, и образ читателя. В органическом единстве с художественно-образной речевой системой находится идейно-художественная система.
Уроки словесности помогают мне воспитывать в учениках культуру чувств на основе сопереживания и сотворчества с автором; помогают решать проблемы обучения языку и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В.Ф.Шаталову на уроках литературы
В течении ряда лет я преподавала предметы гуманитарного цикла в физико- математических и информационно- технологических классах. Мышление у этих детей особое: исследования психологов показали, что даж...
Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка
Описание опыта работы по технологии В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала" на уроках русского языка....
Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет. 7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Из книги В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты по кинематике и динамике" описание технологии+ личные разработки опорных конспектов по физике для уроков(см. приложение) и аттестации...
Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала для организации контроля за обучением учащихся с низким уровнем мотивации
Выступление на заседании ГМО от 05.04.2016...
Курсовая работа «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) на уроках русского языка в 5 классе»
Цель использования технологии:Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.Задачи:Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на ...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого университета социального образования. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные...