Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
методическая разработка по литературе по теме

Чурашова Людмила Петровна

"Технология " создания опорных схем-конспектов  на уроках литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

                                     

       Язык в художественном произведении

силен не сам по себе, а постольку,

поскольку содержит авторскую душу и мысль.

                                               К.Станиславский.

 

Мы знаем, что каждое произведение имеет свою сюжетную канву, по которой писатель логически строит повествование. Почему же и мы, разбирая произведение, не можем пользоваться теми же приемами, какими писалась книга – искать и находить в ней опорные точки?

      Логику повествования я  перевожу в опорные схемы-конспекты и предлагаю их своим ученикам. Это для меня вспомогательное средство, развивающее ученика. Конспект-схема дает направление логической цепочке рассуждений. От одной опорной точки к другой нужно идти, опираясь на текст, т.е. поэтапно доказывая правомерность именно такого построения схемы. Это творческий труд, который и обучает самостоятельности логического мышления.

Кроме того, создавая конспект-схему, я ищу его визуальный образ. Иногда на это уходит больше всего времени.

Визуальный образ должен отвечать содержанию произведения: его нельзя взять с потолка – так, мол, мне кажется. Он рождается из мыслей писателя. Каждый визуальный образ есть для учеников, которая стимулирует их активность в разборе произведения.

 

«Технология»  создания  опорных схем – конспектов:

Сначала пытаюсь выделить в произведении максимальное количество тем – очертить круг многотемья. Затем определяю, какие побочные темы «работают» на каждую магистральную и объединяю их в блоки. Те и другие обозначаю стрелками – маленькими, короткими или большими, длинными.

Строю схему их взаимозависимостей.

      Если строю уроки без опорных схем, то структура их такова:

Деталь ________Интригующая  ловушка_______финал

 

Единство  литературоведческого  и  лингвистического   подходов к  анализу   художественного   текста

(Уроки словесности)

На уроках словесности опираюсь на известную триаду:

         

Слово:                                                 образ:                                                                             идея:

Стиль автора                                образ автора                                                                      идейно-

Стиль произведения                    образ читателя                                                             художественно-

  образный   контекст

 

Как видно из схемы, первый компонент триады объединяет стиль автора и стиль произведения, весь его речетворческий спектр. На его уровне следует воспринимать и второй компонент – образ, включая в художественно-образную систему произведения и образ автора, и образ читателя. В органическом единстве с художественно-образной речевой системой находится идейно-художественная система.

      Уроки словесности помогают мне воспитывать в учениках культуру чувств  на основе сопереживания и сотворчества с автором; помогают решать проблемы обучения языку и речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В.Ф.Шаталову на уроках литературы

В течении ряда лет я преподавала предметы гуманитарного цикла в физико- математических и информационно- технологических классах. Мышление у этих детей особое: исследования психологов показали, что даж...

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка

Описание опыта работы по технологии  В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей  учебного материала" на уроках русского языка....

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Из книги В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты по кинематике и динамике" описание технологии+ личные разработки опорных конспектов по физике для уроков(см. приложение) и аттестации...

Курсовая работа «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) на уроках русского языка в 5 классе»

Цель использования технологии:Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.Задачи:Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на ...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого  университета социального образования. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные...