Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В.Ф.Шаталову на уроках литературы
видеоурок по литературе (11 класс) по теме
В течении ряда лет я преподавала предметы гуманитарного цикла в физико- математических и информационно- технологических классах. Мышление у этих детей особое: исследования психологов показали, что даже внутренняя речь протекает у них с использованием схем. Преподавание русского языка и литературы с использованием традиционных методик, таким образом, будет для подобных детей неэффективным, а деятельность учителя- малорезультативной. Учитывая, что число таких детей в ряде школ составляет 60-70%, можно говорить о том, что перестройка учебного процесса- необходимость. Я заметила, что обучить «физиков» литературе и русскому языку на отличном уровне тем не менее возможно: для этого необходимо лишь использовать родственные математике технологии обучения. И здесь технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В.Ф.Шаталову оказалась едва ли не идеальной. Все материалы для удобства даны в виде презентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_dramaticheskogo_proizvedeniya.ppt | 291 КБ |
vse_o_zhanre.ppt | 1.56 МБ |
sintaksicheskie_figury.ppt | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3. Идейно-тематическое единство драматического произведения Тематика Проблематика Идейное содержание 4. Характеристика драматического действия Сюжетные линии в драматическом произведении Характеристика действия Особенности конфликта Этапы развития сюжета Особенности композиции
5. Система образов в драматическом произведении. Характеристика драматических персонажей. Система образов драматического произведения Внесценические персонажи Второстепенные персонажи Герои-антиподы главному герою Главная героиня произведения Главный герой произведения
6. Авторское отношение к изображаемому. Способы выражения авторской позиции. Прямые Способы выражения авторской позиции в драматическом произведении Речь персонажей Система образов (расстановка в пьесе действующих лиц) Особенности конфликта Косвенные Название Ремарки «Говорящие» фамилии персонажей (в классицистической драме) Монологи или диалоги героя, разделяющего точку зрения писателя Эпиграф
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разновидности жанров (по отношению к разным родам литературы) Жанры (по отношению к разным родам литературы) Лирические Эпические Драматические Лиро-эпические
Название Характеристика Эпические жанры Роман Вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей, круг жизненных явлений, данных в развитии: -большой объем -несколько сюжетных линий -судьба нескольких персонажей во взаимосвязи Разновидности романа по тематике и содержанию: - рыцарский (жанр средневековый куртуазной литературы XII-XIV веков; судьба рыцаря, его необыкновенные приключения в сочетании с любовной линией); - пасторальный (судьбы людей, близких к природе); - плутовской (динамичный сюжет, пародийные элементы); - роман-эпопея (крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей); - исторический (повествование разворачивается на фоне какого-либо исторического периода); - семейно-бытовой (в центре - перипетии семейных взаимоотношений); - приключенческий (в центре - повествование о приключениях персонажей); - психологический (исследование внутреннего мира персонажей); - социальный (исследование социальных проблем); - философский (размышления героя над основными вопросами бытия); - роман-путешествие (эпическое повествование разворачивается на фоне путешествия героя).
Название Характеристика Эпические жанры Повесть Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. Автобиографическая повесть Автобиография Художественное произведение, в котором автор описывает свою жизнь, переработав материал; велика доля художественного вымысла; по-новому переосмысливаются события собственной жизни Последовательное прозаическое описание основных событий собственной жизни Л. Н. Толстой «Детство» Автобиография С. А. Есенина
Повесть Название Характеристика Эпические жанры -средний объем -одна сюжетная линия -судьба одного героя, одной семьи -ощутимость голоса повествователя -преобладание хроникального начала в сюжете Рассказ Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) -маленький объем -один эпизод -одно событие в жизни героя Новелла Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла ≠ рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
Название Характеристика Эпические жанры Очерк Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием. Виды очерка Публицистический Художественный Документальный Выражает злободневный интерес к определенному состоянию или тенденциям развитиям социальной жизни Творчески типизирует характеры в нравоописательном аспекте Жанр публицистики, точно воспроизводящий реальные факты и явления Путевой Мемуары Лирико-философский
Название Характеристика Эпические жанры Басня Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием Лирические жанры Стихо- творение Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами Элегия Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму Эпиграмма Небольшое по объему сатирическое стихотворение Сонет Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета); в катернах повторяются только две рифмы, в терцетах – две или три Эпитафия Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему Песня Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
Название Характеристика Лирические жанры Гимн Торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства Военные Религиозные Государственные Виды гимнов Ода Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение Виды оды Хвалебная Праздничная Плачевная Послание Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
Название Характеристика Лирические жанры Романс Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть положено на музыку Лиро-эпические жанры Баллада Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания Поэма Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя Драматические жанры Трагедия Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель Комедия Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни
Название Характеристика Разновидности комедии по характеру содержания: - комедия положений (источник смешного-события, хитроумная интрига); - комедия характеров (источник смешного-четко типизированные характеры героев); - комедия идей (источник смешного-идея писателя); - трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); - фарс (западноевропейская народная комедия XIV-XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой) Драма Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами Водевиль Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами и танцами Интерме-дия Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: Самостоятельный жанр народного театра в Испании; Галантно-пасторальные сцены в Италии; Вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле в России
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Название синтаксической фигуры Краткая характеристика Пример из поэтического текста Антитеза Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой… (А. С. Пушкин) Инверсия Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи « Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням…» (А. С. Пушкин) Плеоназм Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста «Горьким смехом моим посмеются» (Н. В. Гоголь) Алогизм Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал законы! совесть! веру! (А. С. Грибоедов)
Название синтаксической фигуры Краткая характеристика Пример из поэтического текста Анаколуф Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть… (И. А. Крылов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
"Технология " создания опорных схем-конспектов на уроках литературы....
Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка
Описание опыта работы по технологии В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала" на уроках русского языка....
Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет. 7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Из книги В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты по кинематике и динамике" описание технологии+ личные разработки опорных конспектов по физике для уроков(см. приложение) и аттестации...
Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала для организации контроля за обучением учащихся с низким уровнем мотивации
Выступление на заседании ГМО от 05.04.2016...
Курсовая работа «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) на уроках русского языка в 5 классе»
Цель использования технологии:Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.Задачи:Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на ...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого университета социального образования. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные...