Курсовая работа «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) на уроках русского языка в 5 классе»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Николаева Анастасия Николаевна

Цель использования технологии:

  • Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.

Задачи:

  1. Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на их умение классифицировать.
  2. Показать влияние СЛС на развитие коммуникативных компетенций, на самосовершенствование личности.

Гипотеза.

СЛС способствуют развитию критического и логического мышления;

СЛС формируют коммуникативные компетенции, влияют на процесс самосовершенствования личности.

Новизна работы заключается в использовании СЛС на всех этапах изучения  русского языка в 5 классе.

Практическая значимость - создание структурно - логических схем для обучающихся 5 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx56.3 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт филологии и межкультурной коммуникации

Высшая школа русской и зарубежной филологии им. Льва Толстого

Кафедра русского языка и прикладной лингвистики

Курсовая работа

«Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

на уроках русского языка в 5 классе»

Работа завершена:

«___»___________ 2018г.                                                  Николаева А. Н.

Научный руководитель –

кандидат филологических наук,

доцент

«___»___________ 2018г.                                                  Корнеева Т.А.

Зав.кафедрой русского языка

и прикладной лингвистики.                                                Горобец Е.А.

«___»___________ 2018г

Казань – 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Особенности технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала…………………………...6

  1. Обоснование технологии и ее принцип…………………………………6
  2. Использование метода СЛС на уроках закрепления и повторения…..11

Глава II. Методические рекомендации по использованию технологии интенсификации обучения на основе использования схемных и знаковых моделей  на уроках русского языка в 5 классе……………………………….14

2.1     Цели и задачи использования технологии интенсификации обучения на основе использования схемных и знаковых моделей на уроках русского языка……………………………………………………………………………..14

2.2 Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме     «Существительные общего рода»…………………………………………………..17

Заключение ……………………………………………………………………..27

Список литературы……………………………………………………………..29

Введение

В настоящее время в учебно-воспитательном процессе применяется множество методик обучения, используются лучшие достижения педагогики и психологии. Уже стало бесспорным, что ученик является субъектом учебно-воспитательного процесса. Широкое распространение получили идеи педагогики сотрудничества, нацеливающие на достижение максимальных результатов в развитии ученика в соответствии с его способностями и склонностями, на выработку потребности саморазвития, то есть формирование творческой личности.

Творчество базируется на наличии определенной суммы знаний, позволяющей приобретать навыки решения практических задач, синтезировать на основе ассоциативных связей знания для выявления и постановки новых, более трудных целей и отслеживать правильность путей их достижения. Это, в свою очередь, способствует воспитанию чувства собственного достоинства, формирует творческую личность.

Многие педагоги решают вопросы воспитания самостоятельности, интереса к учению, развития речи, организации учебной деятельности так, чтобы ученик чувствовал потребность в знаниях, умел оценивать свой труд, учился успешно.

Теоретический материал школьного курса русского языка позволяет преобразовать его путем уплотнения и сведения к единым логическим основаниям, т.е. построить структурно-логические схемы (СЛС).

Математик В.Ф. Шаталов, предложив свои опорные сигналы, которые нашли место применения и в других школьных дисциплинах. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала успешно используется мною на уроках русского языка 5 класса.

Работа с СЛС может иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении.

Актуальность исследования заключается в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения на практике, заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы.

Концептуальная основа технологии:

  • Многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочный основы действий.
  • Личностно ориентированный подход.
  • Гуманизм (все дети талантливы).
  • Ученье без принуждения.
  • Бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспектив для исправления, роста, успеха.
  • Соединение обучения и воспитания.

Системность образовательной модели В.Ф. Шаталова обусловлена взаимосвязью всех ее частей и логикой учебно-воспитательного процесса.

Особенности содержания:

  • Материал вводится крупными дозами, порциями.
  • Поблочная компоновка материала.
  • Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.
  • Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т. п.).

Объект исследования - методика работы с использованием СЛС на уроках русского языка разного типа в 5 классе.

Цель использования технологии:

  • Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.

Задачи:

  1. Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на их умение классифицировать.
  2. Показать влияние СЛС на развитие коммуникативных компетенций, на самосовершенствование личности.

Гипотеза.

СЛС способствуют развитию критического и логического мышления;

СЛС формируют коммуникативные компетенции, влияют на процесс самосовершенствования личности.

Новизна работы заключается в использовании СЛС на всех этапах изучения  русского языка в 5 классе.

Практическая значимость - создание структурно - логических схем для обучающихся 5 класса.

Глава I. Особенности технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

  1. Обоснование технологии и ее принцип

Прочное усвоение учебной информации, по утверждению психологов, очень зависит от преобразования теоретического материала, осознания его частей как единого целого и целого как совокупности взаимосвязанных языковых фактов. В ходе такого преобразования учащиеся вскрывают логическую структуру изучаемого материала.

Одним из способов преобразования является переработка учебной информации в схемы. В них закодирована необходимая для учащихся информация. Запоминая отдельные символы (рисунки, слова, условные обозначения), ученик фактически запоминает и их расшифровку. Иногда это небольшой рассказ, в котором содержится один или несколько абзацев учебника или дополнительной литературы. Умение ученика по данной схеме построить целый рассказ свидетельствует о понимании им изученного учебного материала.

Теоретический материал школьного курса русского языка позволяет преобразовать его путем уплотнения и сведения к единым логическим основаниям. Такая переработка называется структурированием, поэтому схемы, в которые преобразуются теоретические сведения, можно назвать структурно-логическими.

В ходе структурирования информация оформляется в виде схемы, в которой учебный материал, с одной стороны, сжимается, а с другой – группируется, где это возможно, в крупные блоки, объединяя рассредоточенный в учебнике материал. Текстовая информация о том или ином теоретическом материале, представленном в схеме, и будет примером сжатой информации. Но сжать не значит сократить, поэтому схема должна быть информативно емкой, т.е. предельно полно передавать содержание теоретических знаний.

Объем содержания блока информации может быть различным. Это может быть информация обо всех структурных и семантических признаках какого-либо вида предложения или члена предложения; структурные и семантические признаки двух в чем-то сходных видов предложений. Блок информации может быть и более обширным, включающим признаки какого-либо типа предложения, например, сложносочиненного или группы предложений, объединенных некоторыми общими свойствами.

Объединение учебного материала в крупные блоки полезно. Чтобы лучше познать, что такое, например, данный тип предложения, его надо сопоставить с другими, близкими ему, т.е. показать его место в той системе предложений, в которую оно входит как составная часть.

При необходимости можно членить схему, но по окончании изучения темы очень важно свести блоки в единую систему, чтобы сформировать у школьников целостное представление об изучаемом языковом явлении. Некоторые схемы могут быть дополнены учебными алгоритмами, которые составляются учащимися с помощью учителя. Использование алгоритма наряду со схемой ведет к большой прочности теоретических знаний учащихся, а выполнение заданий по алгоритму обеспечивает поисковую деятельность школьников.

Обычно схемы составляются на уроке при активном участии в этой работе учащихся, которых учитель вовлекает в процесс анализа, выявления отличительных свойств изучаемой единицы. Результат каждой мыслительной операции фиксируется в схеме. Система таких операций имеет иерархическую структуру, в которой одна операция извлекается из другой, поэтому ученик овладевает и приемом целостного анализа языковой единицы, алгоритмизированным приемом познания ее. Так процесс получения новой информации сливается для школьников с приобретением умения оперировать знаниями на этапе их применения

По принципу объединения теоретического материала можно давать схемы, например, в 5 классе по теме «Предложение» 

В этом блоке объединяются три параграфа из учебника 5 класса: «Предложение», «Виды предложения по цели высказывания», «Восклицательные предложения».

Как видно из данных примеров, в процессе составления СЛС по целой теме учащиеся привели в систему имевшиеся у них разрозненные знания, выделили основное, лучше осознали связь между отдельными частями темы, нашли то общее, что связывает, объединяет все блоки. Одновременно учащиеся усовершенствовали и приобрели ряд навыков самостоятельной мыслительной деятельности и закрепили навыки составления схемы.

Учащимся вполне можно доверить самостоятельное составление структурно-логических схем. Только, конечно, целесообразно начать с таких, которые не подразумевают большого объема теоретического материала, или это темы, полностью или частично изучавшиеся в начальной школе. Например, пятиклассников можно попросить составить СЛС по теме “Правописание корней с чередующимися гласными”.

О // А

- лаг - - лож - - раст - (ращ) - рос –https://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_12.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_16.png

А Г О Ж А СТ в остальныхhttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_13.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_13.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_15.png

Щ случаях

Излагать Изложить

Исключение: РОСТОК, ОТРАСЛЬ

Как видим, схема очень проста по содержанию, однако далеко не каждый ученик справится с ее составлением, поэтому учителю следует ознакомиться с вариантами схем, предложенными учащимся, если не со всеми, что заняло бы много времени, то, во всяком случае, с несколькими. После этого показать ученикам образец, сравнить схемы, откорректировать и, если требуется, исправить допущенные ошибки и неточности. Такой метод эффективен не только потому, что учащиеся могут логически осмыслить теоретический материал параграфа, вычленить из него основные, ключевые моменты, связать их между собой и кодированно представить модель знаний по теме, но и многократно повторить его. Кроме того, самостоятельность учащихся на данном уроке проявилась в поисках ответов на вопросы, поставленные на основе установления связи с курсом начальной школы. Вся самостоятельная работа класса строилась на базе материала учебника.

До сих пор речь шла о работе со структурно-логическими схемами в классе, теперь речь пойдет о работе с ними дома. Здесь существует ряд правил, с которыми учитель знакомит учащихся еще в пятом классе.

Есть еще один этап работы учителя по данной методике, без которого вся предыдущая работа теряет смысл. Это контроль усвоения знаний. На этом этапе работы учитель решает следующие задачи:

  1. Проверяет усвоение изучаемого материала учениками всего класса;
  2. Вносит коррективы в отдельные, не до конца выясненные вопросы с тем, чтобы не допустить их неправильного запоминания;
  3. Продолжает работу над усвоением материала, его осмыслением, практическим применением.

На этом этапе учитель должен использовать разнообразные приемы контроля знаний, что помогает добиться на просто запоминания схемы, а ее глубокого понимания и осмысления.

Одна из форм контроля- написание по памяти структурно-логической схемы.

Если работы проверяет учитель, он может не делать в них никаких исправлений, пометок. Необходимо только оценить работу. Строгих критериев оценок нет. Главное, чтобы был изложен весь материал, не было допущено грубых ошибок.

Получив работу с оценкой, ученик должен найти ошибки. Для этого ему достаточно сравнить ее со схемой в специальной тетради.

Написание схемы- это лишь одна из форм проверки материала. Как ученик помнит и в определенной степени понимает материал, проверяется путем написания схемы. Понимание и представление материала можно проверить, только выслушав устный рассказ ученика.

Однако при существующей системе опроса учащиеся не учатся говорить, пересказывать материал. Поэтому можно использовать следующие виды опроса.

  1. Тихий опрос.

В то время как все ученики пишут схему, 2-3 ученика у стола учителя тихо рассказывают урок и получают оценку.

  1. Взаимоопрос.

Ученики рассказывают материал по очереди друг другу и взаимно оценивают рассказ друг друга. Учитель в это время ходит по классу, прислушивается к ответу некоторых учащихся, отвечает на возникающие у ребят вопросы, проверяет правильность выставления взаимооценки.

  1. «Щадящая» форма фронтального опроса.

Учитель задает вопрос. На него одна половина класса (первый вариант) отвечает другой половине (второму варианту). Затем на этот же вопрос ответ дает учитель (или сильный ученик), ученики второго варианта, прослушав ответ учителя и сравнив его с ответом своего товарища, выставляют соседу оценку. На следующий вопрос отвечает второй вариант, а остальные выступают в роли учителя. Прослушав верный ответ учителя, теперь они выставляют оценки.

Подобные формы опроса приводят к резкому увеличению времени на проговаривание материала, что способствует не только развитию речи ребят, но и глубокому осмыслению и усвоению материала, а также развивают внимание, приучают логически мыслить, рассуждать, кратко и целенаправленно строить ответ.

При всех формах устного опроса ученик может пользоваться своей схемой, поэтому при ответе он спокоен.

Таким образом, процесс проверки знаний осуществляется в два этапа:

первый этап – ученик пишет по памяти схему и показывает, как он выучил и помнит материал;

второй этап – ученик показывает, как он понимает материал и может ли пересказать его с учетом всех тонкостей и деталей

Нужно отметить, что написание конспекта и его проговаривание не является единственной формой контроля знаний. Диктанты, самостоятельные работы, проверка знаний по вопросам и заданиям и другие приемы работы позволяют разнообразить урок, сделать его вариативным, интересным.

1.2. Использование метода СЛС на уроках закрепления и повторения

Закрепление начинается уже на уроке объяснения нового материала, ведь после составления структурно-логической схемы учитель во время урока постоянно возвращает учащихся к записи. Сначала к отдельным составляющим блока, а в конце урока и к схеме целиком. Работая дома, ученик учит конспект наизусть, перечитывает параграф учебника, что тоже способствует закреплению. На следующем уроке учитель применяет один из методов контроля усвоения знаний, о которых говорилось выше. Написание схемы, ее проговаривание, выполнение практических заданий закрепляет материал в памяти учащихся.

Уроки обобщения проводятся после изучения целого раздела. Например, “Главные члены предложения”.

На предыдущих уроках изучения нового материала и закрепления были составлены следующие структурно-логические схемы: “Подлежащее” и “Сказуемое”.

                          Подлежащееhttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_18.png

( )https://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_3.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_17.png

Вопрос                             Выражается

Кто?                          1. Сущ. И.п.

Что?                           2. Прил. И.п.

                                    3. Глаголом

                                   4. Местоимение

                                   5. Числительное

                                   6. Синтаксич. Неделимым словосочетанием

                             Сказуемое

( )https://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_22.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_22.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_20.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_21.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_24.png

вопрос                            виды сказуемогоhttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_12.png

                                         простое составное

что делает предмет? Лексическое и Лексическое и грамматическое

что с ним происходит? грамматическое значение в разных словах. каков он? значение в одном слове

что такое он?https://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_13.png

кто он такой ?

выраж. Глаг. Глагольное Именноеhttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_13.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_13.png

в любом накл.

Вспом.гл. + Г н гл.-связка+

Им.ч. С.,П.,Мhttps://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_8.png

Ч., сл.соч.https://arhivurokov.ru/multiurok/9/7/6/976fe68459fb4f475ed997a6ef9a34fa4d32d9ef/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-intiensifikatsii-obuchieniia-na-osnovie-skhiemnykh-i-znakovykh-modieliei-uchiebnogho-matieriala-na-urokakh-russkogho-iazyka_4.png

Грам.зн. Лекс.зн. Грам.зн. Лекс.зн.

На уроке обобщения по теме «Главные члены предложения» можно проделать следующую работу. Учитель напоминает, что учащиеся уже знакомы со схемами «Подлежащее» и «Сказуемое». Просит положить их перед собой и обдумать этот материал и составить схему «Главные члены предложения». Дается время на обдумывание. Затем к доске выходит ученик и, пользуясь названными схемами, пишет конспект по предложенной теме. Остальные учащиеся работают на местах.

Глава II. Методические рекомендации по использованию технологии интенсификации обучения на основе использования схемных и знаковых моделей  на уроках русского языка в 5 классе

2.1. Цели и задачи использования технологии интенсификации обучения на основе использования схемных и знаковых моделей на уроках русского языка.

Целевой ориентацией данной системы является обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, ликвидация неуспеваемости, воспитание трудолюбия, самостоятельности.

    Данная технология помогает при объяснении нового материала. Информацию ввожу  при помощи наглядных схем, в которых закодирован учебный материал. Сразу с 5 класса прошу детей завести тетрадь для личных опорных сигналов (ЛОС). В эту тетрадь они в схемах записывают новый материал.

   Начинаю изучение новой темы с обычного объяснения у доски (с мелом, наглядностью), далее повторно объясняю материал по опорному конспекту, после чего следует краткое объяснение по плакату.

   После объяснения следует  индивидуальная работа учащихся со своими конспектами.

   Заключительным этапом является фронтальное закрепление по блокам конспекта.

   Дома дети вспоминают объяснение, используя конспект и материал учебника.

   На следующем уроке все учащиеся воспроизводят конспект по памяти. Я проверяю работы по мере поступления. После письменной работы провожу громкий опрос. Таким образом, на уроке использую прием обратной связи.

  Следующий этап в работе – обобщение и систематизация. Заранее готовлю список зачетных вопросов. На данном уроке использую все виды контроля, игровые элементы, приемы снятия напряжения.

   В результате использования данной технологии учащиеся приобщаются к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля, возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях, формируются ответственность, честность, товарищество.

   Я считаю, что система интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала – лучшая опора в подготовке к ГИА.  

    Данная система является универсальной и эффективной. Ее используют не только учителя русского языка, но и учителя начальных классов

2.2.

Технологическая карта урока русского языка по теме «Существительные общего рода»

Тема урока: Существительные общего рода

Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания

Цель урока: усвоить основные понятия по теме урока, знать, как решаются орфографические, пунктуационные, лексические задачи; уметь работать со словарями и справочниками, понимать терминологию по теме «Морфология», владеть ею; уважительно относиться к родному языку, формировать в себе нравственные качества личности.

Задачи урока:

образовательная: продолжить знакомство с новым разделом науки о языке «Морфология», род имен существительных, существительные общего рода;

развивающие: развивать умение широко использовать полученные сведения;

воспитательные: формировать способность к рефлексии, нравственные, эстетические чувства, желание быть образованным;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие схематичного мышления.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Выработка на

личностно значимом

уровне внутренней

готовности выполнения

нормативных требований

учебной деятельности.

  1. Орг. момент.
  2. Приветствие.

 3. Материал для наблюдения.

- Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?

«Умница!» – сказала мама.

«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.

«Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.

- Сравните!

«Умница, дочка!» – сказала мама.

«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.

«Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.

- А сейчас вы можете определить, о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?

- Определите род существительных умница, непоседа, соня.

- А так можно сказать?

«Умница, сынок!» – сказала мама.

«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.

«Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.

- Определите род существительных умница, непоседа, соня.

Мини-исследование

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Задает вопросы

Взаимодействуют с учителем

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

подготовка

мышления учащихся,

организация осознания ими

внутренней потребности к

построению учебных

действий и фиксирование

каждым из них

индивидуального

затруднения в пробном

действии.

- Какое противоречие вы заметили? (Oдно и то же слово может обозначать лиц как мужского пола, так и женского пола).

- Что вам помогло определить род существительных? (Контекст).

- Как вы считаете можно ли их род назвать общим? (Можно).

- Как будут называться такие существительные? (Существительные общего рода).

Проблемный вопрос

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

1. Просит выдвинуть предположение

о теме предстоящего урока.

2. Учитель просит заполнить первые

два столбца таблицы: знаю, хочу

узнать.

Предполагают, о чем пойдет речь на

уроке, исходя из этого, формулируют

индивидуальные цели.

Выявление места и причины затруднения

организовать анализ

учащимися возникшей

ситуации и на этой основе

выявить места и причины

затруднения, осознать то, в

чем именно состоит

недостаточность их знаний,

умений или способностей.

Что это за разряд существительных?

Метод «Инфо-угадайка»

Строят логические рассуждения.

Задает вопросы

Ребята предполагают, что это какой-то новый разряд существительных.

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности;  выбор способа и средств их реализации.

1.        Работа со справочными материалами.

2.        Рубрика «Это интересно»

Рассуждение по алгоритму

Строят логические рассуждения.

Корректируют свою деятельность

Направляет работу по формулированию способов устранения затруднения.

Формулируют  конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения.

Реализация построения проекта

Построение

учащимися нового способа

действий и формирование

умений его применять как

при решении задачи,

вызвавшей затруднение, так

и при решении задач такого

класса или типа вообще.

Существительные общего рода. Практическая работа

«Ролевая игра»

Поиск нужного алгоритма. «Угадай-ка».

Схема-опора

Ищут пути решения поставленных задач.

Руководит работой по выполнению практических заданий.

Существительные общего рода. Практическая работа «Ролевая игра»

Предлагают схему-опору, сравнивают с материалом дополнительным. Поиск примеров. Работа со слайдами по заданию на них.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

усвоение учащимися

нового способа действия

при решении типовых

задач.

«Представление сценок по спецзаданию»: Умница, непоседа, Шура

Интерактивная беседа с участием ведущих учеников.

Построения логического рассуждения, анализ работы;  самооценка. Группируют слова и обороты речи.

Руководит групповыми заданиями. Направляет работу учащихся по заданиям.

Самостоятельная работа в парах. Задание консультантам индивидуальное.

Используют словари и справочники.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

интериоризация

(переход извне внутрь)

нового способа действия и

исполнительская рефлексия

(коллективная и

индивидуальная)

достижения цели пробного

учебного действия,

применение нового знания

в типовых заданиях.

Задание «В школе» (на слайде). Проверка по образцу (в парах).

Сверяют со справочным материалом

Ищут пути решения поставленных задач, группируют слова и обороты речи.

Формулирует задание. Корректирует работу. Контролирует проверку и оценку учащимися результатов. Создаёт ситуацию успеха для каждого ученика, предоставляя возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Самостоятельно выполняют задание на новый способ действия;  организут самопроверку своих решений по эталону.

Физкультминутка

Нарезка из мультфильмов движений.

Во время звучания существительных общего рода хлопают, других существительных- шагают.

Руки, ноги, голова, Плечи, пояс и спина-

Всё имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг

Изучать родной язык!

Здоровье сбережение

Используют полученные знания.

Визуально определяет степень усвоения материала.

Закрепляют знания, физически отдыхают.

Включение в систему знаний и повторение

повторение и

закрепление ранее

изученного и подготовка к

изучению следующих

разделов курса, включение

нового способа действий в

систему знаний.

Выпишите имена существительные общего рода. Вспомните автора произведений, из которых выписаны эти предложения. Что вы можете сказать о жанре большинства его творений?

 1) Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку. 2) Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался и метался. 3) «Ах ты, обжора! ах, злодей!» — тут Ваську Повар укоряет. 4) «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» — про дождик говорит на ниве Камень, лёжа. 5) Невежи судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк

Слово учащихся.

Осознанно используют полученные знания.

Обеспечивает повторение учебного материала. Даёт возможность учащимся применить знания в творческом задании.

Повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности обучения.

Рефлексия учебной деятельности

самооценка

учащимися результатов

своей учебной

деятельности, осознание

метода построения и

границ применения нового способа действия

– Чему научились на уроке?

– Найдите «четвёртое лишнее» ключевое слово темы:

1) Имена существительные.

2) Общий род.

3) Суффикс.

4) Употребление в речи.

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Слово учащихся. «Эстафета пожеланий»

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки.

Объясняет д.з.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Запись д.з.

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Урок составлен с учётом ФГОС второго поколения.

Ресурсы, оборудование и материалы

  1. Презентация, проектор, экран, ПК.
  2. Нарезка из мультфильмов.

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Под ред. Рыбченковой.
  2. Толковый словарь русского языка.
  3. Тетради на печатной основе к учебнику Рыбченковой.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

  1. Проблемное обучение.
  2. Исследовательская деятельность.
  3. Здоровьесберегающие технологии.
  4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Нет.

Дополнительная необходимая информация


Заключение

Составление структурно-логических схем, использование их на уроках объяснения нового материала, закрепления, обобщения и повторения

•систематизируют знания;

• обобщают накопленные знания;

• формируют представление о целостном анализе текста;

• существенно облегчают процесс усвоения сложных теоретических понятий;

• способствуют быстрому запоминанию материала;

• дисциплинируют мышление;

• помогают наиболее эффективно использовать небольшое количество уроков на изучение произведение в средних и старших классах;

• облегчают планирование уроков, а также составление планов сочинений и рефератов.

Структурно-логические схемы позволяют учащимся:

  1. Глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельным положением схемы, и с помощью учителя до конца понять данный материал;
  2. Легче запомнить изучаемый материал;
  3. Используя схему при ответе, грамотно, точно изложить материал;
  4. Приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.
  5. Развивать и формировать познавательный интерес, обеспечивать интенсивность самостоятельной деятельности учащегося, связанной с эмоциональными переживаниями, поиск на основе наблюдения сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерности, самостоятельного формулирования выводов.
  6. Актуализировать и осмысливать приобретенный опыт, обобщать на уровне личностных впечатлений.

Опорные схемы помогают учителю:

  1. Наглядно представить весь изучаемый материал ученикам;
  2. Сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;
  3. Многократно повторять изучаемый материал;
  4. Быстро, без больших временных и энергетических затрат проверить, как ученик понял и запомнил изучаемый материал;
  5. Привлечь к контролю знаний родителей.

Даже не зная и не понимая, что учит их ребенок, они, проверив конспект, могут увидеть, готов он к уроку или нет, особенно если ученик расскажет им материал по схеме.

Структурно-логические схемы рассчитаны в основном на формирование теоретических знаний учащихся, но косвенно они помогают и формированию умений и навыков учащихся, т.к. позволяют значительно экономить время в работе над теоретическим материалом и дают возможность расширить практическую часть урока.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск, 1990 г.
  2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка, Отметка. М.: Знание, 1980.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
  4. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика, № 5, 1994.
  5. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  7. Блинов Г.И. Проблема блоковости в обучении орфографии и пунктуации // Русский язык в школе № 6, 1987 г.

  1. Векслер С.И. Современные требования к уроку. М., 1985.
  2. Воловин М.Б. Наука обучать. М.: Linka-press, 1995.
  3. Давыдов В.К. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  4. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология в действии // Начальная школа, № 4, 1994.
  5. Занков А.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960.
  6. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.: Просвещение, 1988.
  7. Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ. - М.: Просвещение, 1991.
  8. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку.- Просвещение, 1991 г. – 176 с.
  9. Лебедев Н.М. Лингвистические тренажеры как средство интенсификации обучения русскому языку// Русский язык в школе, № 3, 1987 г
  10. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
  11. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993.
  12. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.: Просвещение, 1989.
  13. Маврин С.А. Педагогические системы и технологии. Омск, 1993.
  14. Московкина Р. А. Информативные таблицы по синтаксису // Русский язык в школе № 5, 1988 г.
  15. Е.П. Пронина «Структурно-логические схемы как прием организации изучения теоретического материала по русскому языку» 5-6 кл., 7-9 кл.; Самара, 1993 г.
  16. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1990.
  17. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1990.
  18. Шаталов В.Ф. Путь поиска. - С-Пб : Лань, 1996.
  19. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1990.
  20. Шейман В. М. Технология работы учителя физики - М., 1992 г. – 218с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В.Ф.Шаталову на уроках литературы

В течении ряда лет я преподавала предметы гуманитарного цикла в физико- математических и информационно- технологических классах. Мышление у этих детей особое: исследования психологов показали, что даж...

Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

"Технология " создания опорных схем-конспектов  на уроках литературы....

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка

Описание опыта работы по технологии  В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей  учебного материала" на уроках русского языка....

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Из книги В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты по кинематике и динамике" описание технологии+ личные разработки опорных конспектов по физике для уроков(см. приложение) и аттестации...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого  университета социального образования. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные...