Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
учебно-методический материал
Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого университета социального образования. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого университета социального образования. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения.
Классификационные параметры технологии
Уровень и характер применения: общепедагогический.
Философская основа: материалистическая + синкретичная.
Методологический подход: системный, стратегический.
Ведущие факторы развития: социогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + поэтапно- интериоризаторская.
Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная — ЗУН.
Характер содержания: обучающий, светский, технократический, общеобразовательный, дидактоцентрический.
Вид социально-педагогической деятльности: обучающий
Тип управления учебно-воспитаткльный процессом: система малых групп + "репетитор"+консультант.
Организационные формы: традиционная классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая.
Подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия: сотрудничество с элементами дидактоцентризма.
Преобладающие средства: объяснительно-иллюстративные.
Категории объектов : массовая, для всех категорий, без селекции.
Целевые ориентации
- Формирование ЗУН.
- Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.
- Ликвидация неуспеваемости
- Ускоренное обучение (обучение за 9 лет в объеме средней школы).
- Воспитание самостоятельности
Принципы Шаталова
- Применение ориентировочной основы действий в виде наглядных опорных сигналов
- Иучение крупными блоками
- Высокий уровень трудности
- Динамический стереотип деятельности
- Обязательный поэтапный контроль
- Многократное повторение
- Личностно-ориентированный подход
- Гуманизм (все дети талантливы)
- Ученье без принуждения
- Бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха.
- Соединение обучения и воспитания.
Особенности содержания
• Материал вводится укрупненными дозами.
• Поблочная компоновка материала.
• Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов (рис. 2)
Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).
Рис. 2.
Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.
Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение.
Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Особенности методики
Технологическая схема учебного процесса по В.Ф.Шаталову представлена на рис. 3
Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.
Рис. 3 Технологическая схема системы Шаталова
Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) - наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.
- Изучение теории в классе:
а) обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО). б) повторное краткое объяснение по красочному плакату - опорному конспекту; краткое обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими конспектами;
в) фронтальное закрепление по блокам конспекта.
2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.
Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта (кодирование - декодирование); запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.
- Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти; учитель проверяет работы по мере поступления; одновременно идет "тихий" и магнитофонный опрос; после письменной работы - громкий опрос.
Опорный конспект позволяет припомнить твсе гавные идеи, логику рассказа учителя, а с лругой стороны – для его прочтения необходимы определенные творческие усилия, понимание, владение разговорной речью, техникой изложения собственного мнения. Не может быть двух одинаковых прочтенй одного и того же опорного конспекта – это всегда персональный и творческий акт.
4. Устное проговаривание опорного конспекта - необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении (П.А.Гальперин) происходит во время различных видов опроса.
5. Второе повторение - обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; публикация списков зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля (у доски, тихого, письменного и др.); взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).
Контроль, оценка. В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.
Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.
Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый для обозрения лист учета знаний. Он представляет как бы послужной список каждого ученика, а оценки приобретают значение положительной зашифрованной характеристики. Публикация такой характеристики играет огромную воспитательную роль. Очень важным обстоятельством в этой характеристике является то, что каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом. Шаталов исключает эти конфликтные ситуации.
Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:
- каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитываются трудолюбие, воля;
- возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях
- формируются ответственность, честность, товарищество.
Расшифровка к технологической схеме
Введение новой информации:
- укрупненный блок;
- опорный конспект.
Система вырабатывает у учащихся привычку к соответствующим формам работы и поведения – внешнее управление становится внутренним.
Изучение теории в классе:
- обычное объяснение у доски ( с мелом, наглядностью, ТСО);
- повторное объяснение по красочному плакату – опорному конспекту;
- краткое объяснение по плакату;
- индивидуальная работа учащихся со своими конспектами;
- фронтальное закрепление по блокам конспекта.
Экономия времени.
Высокая плотность урока.
Самостоятельная работа дома ( памятка учащемуся):
Опорный конспект; учебник; помощь родителей:
- вспомни объяснение учителя, используя конспект;
- прочти заданный материал по книге;
- сопоставь прочитанное с конспектами;
- расскажи материал учебника с помощью конспекта;
- запомни наизусть конспект как опору рассказа;
- воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.
Кодирование – декодирование.
Первое повторение – фронтальный контроль (урок – контроль конспекта):
- все учащиеся воспроизводят конспект по памяти;
- учитель проверяет работ по мере поступления;
- одновременно идет «тихий» опрос;
- после письменной работы – громкий опрос.
Обратная связь.
Неизбежность контроля.
Важнейший момент – устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении.
Второе повторение – обобщение и систематизация. Взаимоконтроль.:
- публикация списков зачетных вопросов заранее: подготовка;
- использование всех видов контроля (у доски, «тихого», письменного и др.);
- взаимоопрос и взаимопомощь;
- игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и тд.);
- приемы снятия напряжения (музыка, свет, паузы и тп.).
Помощь, доброжелательность.
Происходит образование внутрипредметных связей.
Методические приемы (педагогические микроэлементы):
- полетное повторение;
- релейные контрольные работы;
- десантный метод;
- метод цепочки;
- метод Усыкина;
- «купание» в задачах;
- поиск ошибок в книгах;
- решение задач на листочках;
- убеждение в пользу повторе6ния;
- решение задач по выбору;
- решен6пие в четыре руки;
- урок опытов;
- удар «по мозгам»;
- право на ошибку;
- вариативное повторение;
- поощрение подсказки;
- урок открытых мыслей;
- творческий конспект;
- скороговорки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В.Ф.Шаталову на уроках литературы
В течении ряда лет я преподавала предметы гуманитарного цикла в физико- математических и информационно- технологических классах. Мышление у этих детей особое: исследования психологов показали, что даж...
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
"Технология " создания опорных схем-конспектов на уроках литературы....
Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка
Описание опыта работы по технологии В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала" на уроках русского языка....
Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет. 7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Из книги В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты по кинематике и динамике" описание технологии+ личные разработки опорных конспектов по физике для уроков(см. приложение) и аттестации...
Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала для организации контроля за обучением учащихся с низким уровнем мотивации
Выступление на заседании ГМО от 05.04.2016...
Курсовая работа «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) на уроках русского языка в 5 классе»
Цель использования технологии:Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.Задачи:Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на ...