Урок в 5 классе на тему: Образы живописи в музыке. Живописность искусства.
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Мамкина Татьяна Анатольевна

Музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazy_zhivopisi_v_muzyke._zhivopisnost_iskusstva.docx43.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель: Мамкина Т.А. МОБУ «Подколкинская СОШ» (учитель музыки) с.Подколки, Оренбургская область, Бузулукский район.

Технологическая карта изучения темы.

Предмет

Музыка

Класс

5

УМК

В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Тема

Образы живописи в музыке. Живописность искусства

Тип урока

Урок получения новых знаний

Цель

Показать на примере произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, как они способны рождать живописные образы и музыкальные звучания.

                                                                                  Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения Н.А.Римский – Корсаков опера «Снегурочка», «Пляска птиц», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества несколько видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение,  дыхание, артикуляция, интонирование), исполнение песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают результаты деятельности.

Метапредметные (универсальные учебные действия)

Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые  высказывания; анализируют и делают выводы.

Регулятивные: формулируют проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения; умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга.

Организация пространства

Фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, магнитофон,  музыкальный материал:  Г.Свиридов «Метель», Г.Свиридов «Тройка»;  Н.А.Римский – Корсаков опера «Снегурочка», «Пляска птиц»; Г.Струве «Я хочу увидеть музыку»; слайды: композиторов (Н.А.Римский – Корсаков, А.Н.Скрябин),  репродукция  И.Э.  Грабаря «Зимнее утро», нотный стан с нотами, русская тройка лошадей.

                                                                                                      Технологическая карта урока

Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

 Формирование УУД

                                                                                Этап 1. Включение в учебную деятельность.

Звучит музыка Г.Струве «Я хочу услышать музыку», дети входят в класс.

Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, дети (ритмическое приветствие, хлопки).

Психологический этюд «Солнышко».

Дети: Здравствуйте, учитель.

Настраиваются на активную работу на уроке.

Личностные: самоопределяют.

Регулятивные: целеполагают, самоопределяют  учебную деятельность;

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют слышать и понимать других.

                                                                                           Этап 2. Постановка учебной задачи.

Природа наделила человека воображением, которое он воплощает в своих произведениях через слово, звуки, краски. Искусство открывает нам мир, оно обращено к нашим чувствам, мыслям. Когда художник берет в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, это значит, что он хочет поделиться с людьми своими ощущениями, сокровенными тайнами, открытиями. Чтобы понять смысл созданных произведений, ощутить их эмоциональное воздействие, требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность, знание особенностей языка каждого вида искусства, которым и передается замысел автора.

- Как вы думаете ребята, произведения музыки, литературы, изобразительного искусства способны рождать живописные образы и музыкальные звучания?

- Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Да, мы будем говорить о музыке и постараемся ее увидеть так, как видят ее художники.

- Ребята, а как же можно увидеть музыку?

Давайте проведем эксперимент – превратимся в творцов, которые способны увидеть звучащую музыку в своем воображении.

Дети отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, используют свой жизненный опыт.

Личностные:  формируют мотивацию  обучения и целенаправленную познавательную деятельность.

Познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике; прогнозируют результаты художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с  литературой, изобразительным искусством.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения, учатся высказываться, отстаивают свое мнение. Доносят свою мысль до других, оформляют свои мысли в устной речи.

                             Этап 3. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного и творческого типа.

- Немецкий поэт Л.Тик писал: «Что завистливо разделила воля богов, то соединяет богиня Фантазия», имея в виду, что каждое искусство выражает свое: живопись – цвет, музыка-звук, поэзия-слово. Но если между искусствами существует граница, то в мире природы все живет и дышит в благотворном единстве.

1.Чтение и обсуждение стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…».

- Перед вами на столе текст стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

- Вы работаете в парах, прочитайте стихотворение и подчеркните карандашом слова и выражения, которые помогли бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.

- Кто желает прочитать  выразительно?

- Назовите какие слова и выражения вы подчеркнули и почему.

Посмотрите, как поэт мастерски передал живописность картины прихода зимы.

- Какие  краски вы бы выбрали для создания образа прихода зимы?

- А какие краски вы бы использовали, если бы рисовали этот стих: черные, коричневые тона или яркие, насыщенные? А может быть, пастельные, прозрачные оттенки? Как бы вы назвали этот стих, если были бы поэтами написавшими его?

Сегодня мы с вами отправимся в лес, в зимнюю сказку. А на чем мы туда доберемся? Тише …«Слышу звон бубенцов издалека, это тройки знакомый разбег…»

Представьте себе, что нас с нетерпеньем ждет тройка лошадей с резными санями…. Весело звенят на дуге колокольчики…. Вот и тройка лошадей нас уже ждет.                              

                                                               Слайд «Русская тройка лошадей»

Устраивайтесь поудобнее, подыгрываете.

                                                       Звучит музыка Г.Свиридова «Тройка»

Ну вот, мы с вами в зимнем лесу.

                                      (слайд репродукции И. Грабаря «Зимнее утро»).

Дети читают стих А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...». Работают в парах, подчеркивают карандашом слова и выражения, которые помогли бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.

Рисуют яркий зрительный образ приход зимы. Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают. Управляют поведением и деятельностью.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Дети берут в руки колокольчики, бубны и на музыку Г.Свиридова «Тройка» звенят в музыкальный такт.

Познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения, учатся высказываться, отстаивают свое мнение. Доносят свою мысль до других, оформляют свои мысли в устной речи.

                                                                                           Этап 4. Самоопределение к деятельности.

- Кто догадался какая тема нашего урока?

- Какие мы поставим перед собой задачи?

Дети отвечают на поставленные вопросы.  

Коммуникативная: развивают умение  слушать и понимать других, строят речевое высказывание в соответствии  с поставленными задачами,  оформляют свои мысли в устной речи,  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивная:  самостоятельно обнаруживают  и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности; осуществляют  поэтапный контроль действий; самоопределяют  учебную деятельность.

Личностные: формируют  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

                                                                                                          Этап 5. Работа по теме.

Учитель:     Здесь мало увидеть,

                     Здесь нужно всмотреться,

                     Чтоб ясной любовью

                     Наполнилось сердце.

                     Здесь мало услышать,

                     Здесь вслушаться нужно,

                     Чтоб в душу созвучья

                     Нахлынули дружно…

1. Рассматривание и сравнение собственного восприятия и видения художника в картине И. Грабаря «Зимнее утро».

Вопросы:

- Какие цвета использовал художник  для создания образа зимы? (Нежно-сиреневый, небесно-голубой, желтый.)

- Как бы вы изобразили в рисунке иней: в какой технике, в каком цветовом решении?

- Почему именно эти цвета выбрал художник для картины?

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что мастер в картине сумел передать прозрачность, легкость морозного зимнего утра посредством использования определенной техники рисования и правильного подбора цветовой гаммы.

-  Какое музыкальное звучание передает картина?

Эту картину написал русский художник Игорь Эммануилович  Грабарь, который очень любил родную природу.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871 – 1960), живописец, историк искусства, реставратор. После окончания университета он поступил  в Академию художеств, где его наставником был Илья Репин.  Грабарь много путешествовал по Европе, бывал в Египте, США. В 1901году Игорь Грабарь вступил в объединение «Мир Искусства», а в 1904 году в Союз русских художников. В 1913 – 1925 годах он возглавлял Третьяковскую галерею.

Велики заслуги Грабаря в области реставрации. С 1919 года он был директором, а с 1944 года – научным руководителем Центральных реставрационных мастерских, созданных по его инициативе и носящих ныне его имя.

 На картине мы видим лесную зимнюю поляну, занесенную снегом  во всей ее красоте и прелести. В белоснежном зимнем покрове художник находит поразительное богатство цвета.По поверхности снега бегут голубые, сиренево-синие, розовые, оранжевые блики. Ощущение холода оставляют у нас холодные тона картины, сочетание  белого снега и  инея на деревьях. Покрытые инеем ветви деревьев образуют искрящийся красными и золотыми блестками кружевной узор.  Солнце освещает опушку, это видно по теням от деревьев. У нас складывается картина морозного, но солнечного зимнего утра.
На первый план попадает снег, которому живописец уделил особое внимание. Плотной пуховой простыней покрыл землю снег, впитал в себя все краски лазурного неба и переливается белым, сероватым, голубым и розовым цветами.
Ясные переливы неба и мерцающий от солнца снег передают чувство восторга русской природой. Картина кажется яркой и веселой.
 Недаром Грабарь в шутку называл себя «признанным жизнерадостником»: его  пейзаж всегда полон радостного чувства, восторга перед красотой природы.
Я считаю, что это одно из самых очаровательных произведений художника. Он передал свое ощущение свежести зимнего утра, и того особого состояния природы, которое бывает в такое морозное утро.

Дополнение.  Сравнение стихотворения "Вот север, тучи нагоняя…" А.С. Пушкина и картины "Зимнее утро" художника И.Э. Грабаря.
И поэт, и художник хотели передать с помощью своих произведений красоту зимнего леса, и свои чувства от увиденного. Настроение и у стихотворения, и у картины одинаковое: приподнятое и праздничное. Да и переданные чувства и эмоции идентичны: это восторг и радость от созерцания прелести русской природы. Даже предмет изображения схож: ясный и морозный чудесный день.
Вот только средства изобразительности здесь разные. Поэт рисует нам пейзаж с помощью слов, заставляя их звучать особенной мелодией. А художник изображает тот же пейзаж с помощью красок и кисти, заставляя переклики цветов складываться в одну целую картину.

Дети рассматривают картину И.Грабаря «Зимнее утро». Рисуют яркий зрительный образ приход зимы. Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, анализируют.  Аргументируют свою точку зрения. Добывают новые знания. Управляют поведением и деятельностью.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Познавательная: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения

извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: понимают, принимают и сохраняют учебную задачу; организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Коммуникативные:  развивают умение слушать и понимать других, строят  речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами, осваивают диалоговую форму общения, учатся высказываться, отстаивают свое мнение. Доносят свою мысль до других, оформляют свои мысли в устной речи.

Познавательная: сопоставляют произведения живописи и литературы, выявляют общее и различное в этих произведениях, анализируют, сравнивают, учатся  добывать новые знания.

                                                                                                         Этап 6.  Динамическая пауза.

А теперь отправимся с вами в путешествие по зимнему лесу.

Только чуть поскрипывают под ногами смерзшиеся снежинки…(тактильные ощущения – имитация при помощи бумаги поскрипывания снега).

Выбирать дорогу нужно!

Шаткий мостик впереди, ой, смотри, не упади! (боковым приставным шагом)

Наклонитесь ниже, детки!

Впереди густые ветки! (ходьба в полуприседе)

Поднимайте выше ноги –

Здесь сугробы и нет дороги! (ходьба с высоким подниманием колен).

Вот мы и на поляне.

            Психологический этюд-игра «Ветер-ветерок-ветрище»

 «Утром проснулся ветерок и спокойно, нежно пошевелил снежинку (едва заметное колебание пальцами - очень тихо). Она задела соседние снежинки – и вот уже по лесу  весело полетел  легкий шорох (интенсивно – тихо шевелит пальцами). Ветерок  поднялся выше, и вот уже взволнованно задышали сугробы (педагог  медленно поднимает кисть правой руки и опускает в ритме дыхания – небольшое крещендо и диминуэндо).

Ветерку надоело сидеть внизу, и он тревожно, энергично и быстро залетел на самые верхушки деревьев, устроив там самую настоящую бурю (педагог резко поднимает руки вверх и делает энергичное тремоло кистями – очень громко). Неожиданно ветерок  устремился  вниз и грустно, затих спрятавшись на земле под сугробами (педагог резко смыкает ладони – тихо, пауза). Потом опять ветерок уверенно решил забраться на верх постепенно, как по лесенке, но добравшись до середины устало упал (педагог разводит руки в стороны – крещендо, тихо).

                                            Имитация лесных звуков (снежинки, метель)

                                                                                    Гимнастика для глаз.

- Ребята, а теперь согреем свои замершие ладошки. (Самомассаж, дыхательная гимнастика).

                                 Дидактическая игра «Снеговик»

Раз – рука, два – рука! (вытягивают вперед руки: сначала правую, потом левую)

Лепим мы Снеговика!  («лепят»)

Катаем снежный ком, вот такой! (опустив руки вниз, изображают «большой ком»)

А потом поменьше ком, вот такой! (изображают руками на уровне груди «средний ком»)

А наверх поставили маленький комочек…(на уровне головы – «маленький ком»)

Вот и вышел Снеговик (ставят руки на пояс, делают повороты вправо – влево)

Снег, ведерка и морковка, (изображают руками «нос»)

Да уменье и сноровка!

И готов Снеговичок! Оп!                   (слайд «Снеговик»)

Ребята, слышите?

Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»                                                                                                                                        

Начинается метель, нам нужно вернуться в школу, сани нас ждут.

 Слайд «Русская тройка лошадей»

Звучит музыка Г.Свиридова «Тройка»                                                                                                                                                                                                                                                                                

Дети при помощи бумаги, выполняют имитацию поскрипывания снега.

Ученики  выполняют имитацию лесных звуков, гимнастику для глаз.

Самомассаж, дыхательную гимнастику. Дидактическую игру «Снеговик».

Дети слушают музыку Г.Свиридова «Метель».

Дети берут в руки колокольчики, бубны и на музыку Г.Свиридова «Тройка» звенят в музыкальный такт.

Личностные: ЗОЖ.

Регулятивные: организуют свою деятельность.

Познавательные: развивают  фантазию и творческое  начало, музыкального слуха.

                                                                                             Этап 7. Продолжение работы по теме.

1.Знакомство с композиторами Н.А. Римский – Корсаков, А.Н. Скрябин.

Некоторые композиторы обладают особенным даром – «цветным слухом», при котором каждый звук видится в своем цвете. Этим даром были наделены русские композиторы Николай Андреевич Римский – Корсаков и Александр Николаевич  Скрябин.

Слайды композиторов Н.А.Римский – Корсаков, А.Н.Скрябин.

Звук «до» представлялся композитору белым. Звук «ре» он видел ярко-желтым. Звук «ми» имел синий цвет, а звук «фа» - красный. Попробуйте догадаться, какого цвета следующий  звук – «соль»? (Дети отвечают.) Римский – Корсаков видел звук «соль» оранжевым, звук «ля» - зеленым, а звук «си» - голубым.

  Слайд «Нотный стан с нотами»

 Вот и представьте себе: когда звучали одновременно несколько звуков, они сливались в воображении композитора в необыкновенную палитру красок! Другой выдающийся композитор – Александр Скрябин – на своих концертах использовал световое оформление, включая цветные лампы, а для большего эффекта от  восприятия музыки распылял ароматы духов или включал дымовую машину.

 Будем с вами художниками и ощутим многообразие цвета и нарисуем свои цветовые  ощущения. При этом подбирайте те краски, которые наиболее полно передают ощущения.

2. Слушаниемузыкального фрагмента из оперы Н.А. Римский - Корсаков «Снегурочка», «Пляска птиц»; рисование музыкальногофрагмента из оперы Н.А. Римский – Корсаков «Снегурочка», «Пляска птиц».

Мы будем «рисовать» музыкальный фрагмент из оперы  Н.А. Римский – Корсаков «Снегурочка», «Пляска птиц». Опера написана  на основе сюжета пьесы А.Островского, рассказывается о языческих божествах и силах природы. Снегурочка - дочка Деда Мороза и Весны, приходит в мир людей. Ее холодное сердце   зажигает  Ярило, из-за чего  Снегурочкаи тает в конце сказки. «Пляска птиц» звучит в прологе оперы, где птицы жмутся от холода к Весне и затевают пляски, чтобы согреться.  Соло кларнета имитирует зов кукушки, деревянные духовые и скрипки взмывают вместе в воздушном танце, в котором слышится трепетанье крыльев. Постарайтесь сразу «нарисовать» свои впечатления  в своем воображении и цветовыми пятнами и линиями на бумаге.

-  Могу я включить  музыку?

           Н. А. Римский – Корсаков опера «Снегурочка», «Пляска птиц».

4. Обсуждение рисунков.

Посмотрите, какие причудливые узоры! Вам удалось увидеть музыку, ведь вы изобразили красками свои музыкальные впечатления. Сегодня вы стали музыкальными художниками.

Вывод: произведения музыки, литературы и изобразительного искусства передают живописные образы и музыкальные звучания. Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.

4.Исполнение песни Г.Струве «Я хочу увидеть музыку».

Дети слушают музыку Н.А. Римского-Корсакова опера «Снегурочка», «Пляска птиц»; рисуют в своем воображении художественный образ музыки.

Дети рисуют свои впечатления цветовыми пятнами и линиями на бумаге.

Выражают собственное мнение о своей работе, рассказывают свои цветовые впечатления от услышанной музыки.

Ученики исполняют песню Г.Струве «Я хочу увидеть музыку».

Познавательные: применяют  полученные  знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Коммуникативная: развивают  умение слушать и понимать других. Планируют  учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: развивают  фантазию и творческое  начало, музыкального слуха.

Коммуникативные: передают собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной речи.

Регулятивные: планируют  собственное  действие  в процессе восприятия, исполнения музыки.

                                                                             Этап 8. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.            

- Над какой темой работали?

- Сумели ли ответить на главный  вопрос темы?

- Что было самым интересным, запоминающимся на уроке?

- С каким настроением вы работали на уроке? (мажор, минор).

- Оцените свою работу на уроке.

                     Д/З: написать сочинение на тему «Музыка в зимнем лесу»            

Учитель: «До свидания, ребята».  Дети: « До свидания, учитель».

Психологический этюд «Солнышко».

  Звучит музыка Г.Струве «Я хочу увидеть  музыку».

Дети повторяют задачи, которые ставили на уроке. Закрепляют новые знания.

Регулятивные:  оценивают учебные действия в соответствии с поставленными задачами, осуществляют познавательную  и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 3 классе по теме "Образы зимы в различных видах искусства"

Конспект урока в 3 классе по теме " Образы зимы в различных видах искусства"....

Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".

Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...

Методический материал к уроку музыки в 5 классе по теме: "Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"

Данный материал  идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве". презентация содержит картины художника-мариниста...

План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"

План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе...

конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"

конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой...

Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля

Рабочий лист по музыке для  5 класса  по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля...