Урок в 5 классе на тему: Образы живописи в музыке. Живописность искусства.
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_zhivopisi_v_muzyke._zhivopisnost_iskusstva.docx | 43.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель: Мамкина Т.А. МОБУ «Подколкинская СОШ» (учитель музыки) с.Подколки, Оренбургская область, Бузулукский район.
Технологическая карта изучения темы.
Предмет | Музыка |
Класс | 5 |
УМК | В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. |
Тема | Образы живописи в музыке. Живописность искусства |
Тип урока | Урок получения новых знаний |
Цель | Показать на примере произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, как они способны рождать живописные образы и музыкальные звучания. |
Планируемые образовательные результаты | |
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения Н.А.Римский – Корсаков опера «Снегурочка», «Пляска птиц», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества несколько видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), исполнение песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку». Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают результаты деятельности. | |
Метапредметные (универсальные учебные действия) | Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; анализируют и делают выводы. Регулятивные: формулируют проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения; умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга. |
Организация пространства | Фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа. |
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска, магнитофон, музыкальный материал: Г.Свиридов «Метель», Г.Свиридов «Тройка»; Н.А.Римский – Корсаков опера «Снегурочка», «Пляска птиц»; Г.Струве «Я хочу увидеть музыку»; слайды: композиторов (Н.А.Римский – Корсаков, А.Н.Скрябин), репродукция И.Э. Грабаря «Зимнее утро», нотный стан с нотами, русская тройка лошадей. |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Этап 1. Включение в учебную деятельность. | ||
Звучит музыка Г.Струве «Я хочу услышать музыку», дети входят в класс. Приветствие. Учитель: Здравствуйте, дети (ритмическое приветствие, хлопки). Психологический этюд «Солнышко». | Дети: Здравствуйте, учитель. Настраиваются на активную работу на уроке. | Личностные: самоопределяют. Регулятивные: целеполагают, самоопределяют учебную деятельность; Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют слышать и понимать других. |
Этап 2. Постановка учебной задачи. | ||
Природа наделила человека воображением, которое он воплощает в своих произведениях через слово, звуки, краски. Искусство открывает нам мир, оно обращено к нашим чувствам, мыслям. Когда художник берет в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, это значит, что он хочет поделиться с людьми своими ощущениями, сокровенными тайнами, открытиями. Чтобы понять смысл созданных произведений, ощутить их эмоциональное воздействие, требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность, знание особенностей языка каждого вида искусства, которым и передается замысел автора. - Как вы думаете ребята, произведения музыки, литературы, изобразительного искусства способны рождать живописные образы и музыкальные звучания? - Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? - Да, мы будем говорить о музыке и постараемся ее увидеть так, как видят ее художники. - Ребята, а как же можно увидеть музыку? Давайте проведем эксперимент – превратимся в творцов, которые способны увидеть звучащую музыку в своем воображении. | Дети отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, используют свой жизненный опыт. | Личностные: формируют мотивацию обучения и целенаправленную познавательную деятельность. Познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения. Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике; прогнозируют результаты художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения, учатся высказываться, отстаивают свое мнение. Доносят свою мысль до других, оформляют свои мысли в устной речи. |
Этап 3. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного и творческого типа. | ||
- Немецкий поэт Л.Тик писал: «Что завистливо разделила воля богов, то соединяет богиня Фантазия», имея в виду, что каждое искусство выражает свое: живопись – цвет, музыка-звук, поэзия-слово. Но если между искусствами существует граница, то в мире природы все живет и дышит в благотворном единстве. 1.Чтение и обсуждение стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». - Перед вами на столе текст стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» - Вы работаете в парах, прочитайте стихотворение и подчеркните карандашом слова и выражения, которые помогли бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. - Кто желает прочитать выразительно? - Назовите какие слова и выражения вы подчеркнули и почему. Посмотрите, как поэт мастерски передал живописность картины прихода зимы. - Какие краски вы бы выбрали для создания образа прихода зимы? - А какие краски вы бы использовали, если бы рисовали этот стих: черные, коричневые тона или яркие, насыщенные? А может быть, пастельные, прозрачные оттенки? Как бы вы назвали этот стих, если были бы поэтами написавшими его? Сегодня мы с вами отправимся в лес, в зимнюю сказку. А на чем мы туда доберемся? Тише …«Слышу звон бубенцов издалека, это тройки знакомый разбег…» Представьте себе, что нас с нетерпеньем ждет тройка лошадей с резными санями…. Весело звенят на дуге колокольчики…. Вот и тройка лошадей нас уже ждет. Слайд «Русская тройка лошадей» Устраивайтесь поудобнее, подыгрываете. Звучит музыка Г.Свиридова «Тройка» Ну вот, мы с вами в зимнем лесу. (слайд репродукции И. Грабаря «Зимнее утро»). | Дети читают стих А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...». Работают в парах, подчеркивают карандашом слова и выражения, которые помогли бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Рисуют яркий зрительный образ приход зимы. Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают. Управляют поведением и деятельностью. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками. Дети берут в руки колокольчики, бубны и на музыку Г.Свиридова «Тройка» звенят в музыкальный такт. | Познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения. Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике. Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения, учатся высказываться, отстаивают свое мнение. Доносят свою мысль до других, оформляют свои мысли в устной речи. |
Этап 4. Самоопределение к деятельности. | ||
- Кто догадался какая тема нашего урока? - Какие мы поставим перед собой задачи? | Дети отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативная: развивают умение слушать и понимать других, строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной речи, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивная: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности; осуществляют поэтапный контроль действий; самоопределяют учебную деятельность. Личностные: формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Этап 5. Работа по теме. | ||
Учитель: Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно… 1. Рассматривание и сравнение собственного восприятия и видения художника в картине И. Грабаря «Зимнее утро». Вопросы: - Какие цвета использовал художник для создания образа зимы? (Нежно-сиреневый, небесно-голубой, желтый.) - Как бы вы изобразили в рисунке иней: в какой технике, в каком цветовом решении? - Почему именно эти цвета выбрал художник для картины? Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что мастер в картине сумел передать прозрачность, легкость морозного зимнего утра посредством использования определенной техники рисования и правильного подбора цветовой гаммы. - Какое музыкальное звучание передает картина? Эту картину написал русский художник Игорь Эммануилович Грабарь, который очень любил родную природу. Игорь Эммануилович Грабарь (1871 – 1960), живописец, историк искусства, реставратор. После окончания университета он поступил в Академию художеств, где его наставником был Илья Репин. Грабарь много путешествовал по Европе, бывал в Египте, США. В 1901году Игорь Грабарь вступил в объединение «Мир Искусства», а в 1904 году в Союз русских художников. В 1913 – 1925 годах он возглавлял Третьяковскую галерею. Велики заслуги Грабаря в области реставрации. С 1919 года он был директором, а с 1944 года – научным руководителем Центральных реставрационных мастерских, созданных по его инициативе и носящих ныне его имя. На картине мы видим лесную зимнюю поляну, занесенную снегом во всей ее красоте и прелести. В белоснежном зимнем покрове художник находит поразительное богатство цвета.По поверхности снега бегут голубые, сиренево-синие, розовые, оранжевые блики. Ощущение холода оставляют у нас холодные тона картины, сочетание белого снега и инея на деревьях. Покрытые инеем ветви деревьев образуют искрящийся красными и золотыми блестками кружевной узор. Солнце освещает опушку, это видно по теням от деревьев. У нас складывается картина морозного, но солнечного зимнего утра. | Дети рассматривают картину И.Грабаря «Зимнее утро». Рисуют яркий зрительный образ приход зимы. Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, анализируют. Аргументируют свою точку зрения. Добывают новые знания. Управляют поведением и деятельностью. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками. | Познавательная: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: понимают, принимают и сохраняют учебную задачу; организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике. Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать других, строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, осваивают диалоговую форму общения, учатся высказываться, отстаивают свое мнение. Доносят свою мысль до других, оформляют свои мысли в устной речи. Познавательная: сопоставляют произведения живописи и литературы, выявляют общее и различное в этих произведениях, анализируют, сравнивают, учатся добывать новые знания. |
Этап 6. Динамическая пауза. | ||
А теперь отправимся с вами в путешествие по зимнему лесу. Только чуть поскрипывают под ногами смерзшиеся снежинки…(тактильные ощущения – имитация при помощи бумаги поскрипывания снега). Выбирать дорогу нужно! Шаткий мостик впереди, ой, смотри, не упади! (боковым приставным шагом) Наклонитесь ниже, детки! Впереди густые ветки! (ходьба в полуприседе) Поднимайте выше ноги – Здесь сугробы и нет дороги! (ходьба с высоким подниманием колен). Вот мы и на поляне. Психологический этюд-игра «Ветер-ветерок-ветрище» «Утром проснулся ветерок и спокойно, нежно пошевелил снежинку (едва заметное колебание пальцами - очень тихо). Она задела соседние снежинки – и вот уже по лесу весело полетел легкий шорох (интенсивно – тихо шевелит пальцами). Ветерок поднялся выше, и вот уже взволнованно задышали сугробы (педагог медленно поднимает кисть правой руки и опускает в ритме дыхания – небольшое крещендо и диминуэндо). Ветерку надоело сидеть внизу, и он тревожно, энергично и быстро залетел на самые верхушки деревьев, устроив там самую настоящую бурю (педагог резко поднимает руки вверх и делает энергичное тремоло кистями – очень громко). Неожиданно ветерок устремился вниз и грустно, затих спрятавшись на земле под сугробами (педагог резко смыкает ладони – тихо, пауза). Потом опять ветерок уверенно решил забраться на верх постепенно, как по лесенке, но добравшись до середины устало упал (педагог разводит руки в стороны – крещендо, тихо). Имитация лесных звуков (снежинки, метель) Гимнастика для глаз. - Ребята, а теперь согреем свои замершие ладошки. (Самомассаж, дыхательная гимнастика). Дидактическая игра «Снеговик» Раз – рука, два – рука! (вытягивают вперед руки: сначала правую, потом левую) Лепим мы Снеговика! («лепят») Катаем снежный ком, вот такой! (опустив руки вниз, изображают «большой ком») А потом поменьше ком, вот такой! (изображают руками на уровне груди «средний ком») А наверх поставили маленький комочек…(на уровне головы – «маленький ком») Вот и вышел Снеговик (ставят руки на пояс, делают повороты вправо – влево) Снег, ведерка и морковка, (изображают руками «нос») Да уменье и сноровка! И готов Снеговичок! Оп! (слайд «Снеговик») Ребята, слышите? Звучит музыка Г.Свиридова «Метель» Начинается метель, нам нужно вернуться в школу, сани нас ждут. Слайд «Русская тройка лошадей» Звучит музыка Г.Свиридова «Тройка» | Дети при помощи бумаги, выполняют имитацию поскрипывания снега. Ученики выполняют имитацию лесных звуков, гимнастику для глаз. Самомассаж, дыхательную гимнастику. Дидактическую игру «Снеговик». Дети слушают музыку Г.Свиридова «Метель». Дети берут в руки колокольчики, бубны и на музыку Г.Свиридова «Тройка» звенят в музыкальный такт. | Личностные: ЗОЖ. Регулятивные: организуют свою деятельность. Познавательные: развивают фантазию и творческое начало, музыкального слуха. |
Этап 7. Продолжение работы по теме. | ||
1.Знакомство с композиторами Н.А. Римский – Корсаков, А.Н. Скрябин. Некоторые композиторы обладают особенным даром – «цветным слухом», при котором каждый звук видится в своем цвете. Этим даром были наделены русские композиторы Николай Андреевич Римский – Корсаков и Александр Николаевич Скрябин. Слайды композиторов Н.А.Римский – Корсаков, А.Н.Скрябин. Звук «до» представлялся композитору белым. Звук «ре» он видел ярко-желтым. Звук «ми» имел синий цвет, а звук «фа» - красный. Попробуйте догадаться, какого цвета следующий звук – «соль»? (Дети отвечают.) Римский – Корсаков видел звук «соль» оранжевым, звук «ля» - зеленым, а звук «си» - голубым. Слайд «Нотный стан с нотами» Вот и представьте себе: когда звучали одновременно несколько звуков, они сливались в воображении композитора в необыкновенную палитру красок! Другой выдающийся композитор – Александр Скрябин – на своих концертах использовал световое оформление, включая цветные лампы, а для большего эффекта от восприятия музыки распылял ароматы духов или включал дымовую машину. Будем с вами художниками и ощутим многообразие цвета и нарисуем свои цветовые ощущения. При этом подбирайте те краски, которые наиболее полно передают ощущения. 2. Слушаниемузыкального фрагмента из оперы Н.А. Римский - Корсаков «Снегурочка», «Пляска птиц»; рисование музыкальногофрагмента из оперы Н.А. Римский – Корсаков «Снегурочка», «Пляска птиц». Мы будем «рисовать» музыкальный фрагмент из оперы Н.А. Римский – Корсаков «Снегурочка», «Пляска птиц». Опера написана на основе сюжета пьесы А.Островского, рассказывается о языческих божествах и силах природы. Снегурочка - дочка Деда Мороза и Весны, приходит в мир людей. Ее холодное сердце зажигает Ярило, из-за чего Снегурочкаи тает в конце сказки. «Пляска птиц» звучит в прологе оперы, где птицы жмутся от холода к Весне и затевают пляски, чтобы согреться. Соло кларнета имитирует зов кукушки, деревянные духовые и скрипки взмывают вместе в воздушном танце, в котором слышится трепетанье крыльев. Постарайтесь сразу «нарисовать» свои впечатления в своем воображении и цветовыми пятнами и линиями на бумаге. - Могу я включить музыку? Н. А. Римский – Корсаков опера «Снегурочка», «Пляска птиц». 4. Обсуждение рисунков. Посмотрите, какие причудливые узоры! Вам удалось увидеть музыку, ведь вы изобразили красками свои музыкальные впечатления. Сегодня вы стали музыкальными художниками. Вывод: произведения музыки, литературы и изобразительного искусства передают живописные образы и музыкальные звучания. Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. 4.Исполнение песни Г.Струве «Я хочу увидеть музыку». | Дети слушают музыку Н.А. Римского-Корсакова опера «Снегурочка», «Пляска птиц»; рисуют в своем воображении художественный образ музыки. Дети рисуют свои впечатления цветовыми пятнами и линиями на бумаге. Выражают собственное мнение о своей работе, рассказывают свои цветовые впечатления от услышанной музыки. Ученики исполняют песню Г.Струве «Я хочу увидеть музыку». | Познавательные: применяют полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Коммуникативная: развивают умение слушать и понимать других. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: развивают фантазию и творческое начало, музыкального слуха. Коммуникативные: передают собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной речи. Регулятивные: планируют собственное действие в процессе восприятия, исполнения музыки. |
Этап 8. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности. | ||
- Над какой темой работали? - Сумели ли ответить на главный вопрос темы? - Что было самым интересным, запоминающимся на уроке? - С каким настроением вы работали на уроке? (мажор, минор). - Оцените свою работу на уроке. Д/З: написать сочинение на тему «Музыка в зимнем лесу» Учитель: «До свидания, ребята». Дети: « До свидания, учитель». Психологический этюд «Солнышко». Звучит музыка Г.Струве «Я хочу увидеть музыку». | Дети повторяют задачи, которые ставили на уроке. Закрепляют новые знания. | Регулятивные: оценивают учебные действия в соответствии с поставленными задачами, осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 3 классе по теме "Образы зимы в различных видах искусства"
Конспект урока в 3 классе по теме " Образы зимы в различных видах искусства"....
Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".
Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...
Методический материал к уроку музыки в 5 классе по теме: "Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"
Данный материал идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве". презентация содержит картины художника-мариниста...
План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"
План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе...
конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"
конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой...
Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля
Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля...
Интересные факты о Ф.Листе к уроку 7 класса по теме "Жанры инструментальной фортепианной музыки"
Дополнительная информация...