Готовимся к ЕГЭ по литературе. С.А.Есенин
тест по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Сергей Александрович Есенин (1895-1925)
Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины» Есенин: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Творческий путь Есенина продлился всего 10 лет.
Некоторое время Есенин был связан с течением имажинизм, которое провозглашало «победу образа над смыслом». Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами, являться «толпой образов»
1.Тема Родины
«Гой ты, Русь, моя родная…
«Топи да болота»
«Каждый труд благослови, удача»
«Край любимый! Сердцу снится…»
Поэма «Русь» (1914)
«Неуютная жидкая лунность»
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Поэма «Русь советская» (1924)
(Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как её облик. Но остаются неизменными те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить».
2.Тема родной природы.
«Несказанное, синее, нежное…»
«Клён ты мой опавший…»
«Песнь о собаке»
«Корова»
Никто до Есенина не писал с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом о животных.
3.Философские мотивы лирики. Поэзия последних лет отмечена стремлением к гармони-ескому мироощущению. Приятие жизни, родственное пушкинскому, находит порой у Есенина почти декларативное выражение: «Приемлю всё. Как есть всё прнимаю…»
«Не жалею, не зову, не плачу…»
«Отговорила роща золотая…»
«Мы теперь уходим понемногу…»
4.Любовная лирика. Поэт утверждает, что прекрасен любящий и страшна замена живого чувства суррогатом, неизбежна жестокая расплата за то, что человек «себя не сберёг». Любовь предстает в стихах Есенина как живая сила, освещающая душу сиянием поэзии и красоты. Чувство к женщине сливается с чувством любви к родине и жизни.
«Письмо к женщине»
Цикл «Персидские мотивы»: «Улеглась моя былая рана…»
«Ты сказала, что Саади…»
«Голубая да весёлая страна»
«Шагане ты моя, Шагане…» и др.
Цикл «Любовь хулигана» Спасение заблудшего человека возможно только через любовь:
«Заметался пожар голубой…»
«Ты такая ж простая, как все…»
«Пускай ты выпита другим…»
«Дорогая, сядем рядом…»
Мне грустно на тебя смотреть…»
«Ты прохладой меня не мучай…»
«Вечер чёрные брови насопил…»
Айседора Дункан – последняя любовь Есенина.
Поэма «Чёрный человек» (1925)
Поэма «Анна Снегина» (1925)
В поэме слились основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская».
Жанр – сам Есенин определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. События поэмы раскрываются через судьбу, сознание и чувства поэта и главной героини Считал лучшим произведением.
Тема угасания «дворянских гнезд», начатая Тургеневым, развитая Чеховым, получила у Есенина свою интерпретацию: он поставил точку в развитии этой темы: с приходом советской власти «дворянские гнёзда исчезли».
Главная тема – Октябрь и деревня.
Действие поэмы начинается со времени февральской революции и заканчивается рассказом о событиях гражданской войны.
Снегина – символ чистоты, как снег, символ утраченной навсегда юности.
Герои ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы.
1.Укажите название художественного приёма, к которому прибегает Есенин для создания образа живой природы:
Дымом половодье зализало ил,
Жёлтые поводья месяц уронил.
2.Какой приём используется в приведённом ниже фрагменте из стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…»:
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
3.К какому литературному течению одно время принадлежал Есенин и которое оказало влияние на его творчество?
4.Опрелите художественное средство выразительности, используемое Есениным:
А)Белая берёза Принакрылась снегом
Под моим окном Точно серебром
Б) «Рассвет рукой прохлады росно Сшибает яблоки зари»
В) «Синь то дремлет, то вздыхает»
Г) «Как серёжки, зазвенит девичий смех»
Д) «Звонко чахнут тополя»
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.ч
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
5.Как называется художественный приём, использованный Есениным для изображения зимы: «Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает?
6.Как называется изобразительное средство, которое Есенин использует во второй строфе («воробышки игривые, как детки сиротливые»)?
7.Укажите термин, которым обозначается средство выразительности «А по двору метелица ковром шелковым стелется».
8.Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении («Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака»)?
ПЕСНЬ О СОБАКЕ
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
9.Как называется повтор согласных звуков, который помогает передать чувство умиления и теплоты во 2 строфе и неприятие грубости и жестокости в 3 строфе?
10. Назовите поэтический приём, дважды использованный в 4 строфе, который передаёт напряжённость, драматизм ситуации.
11.Укажите пару глаголов-антонимов, передающих контраст в состоянии собаки и в настроении стихотворения.
12Как называется художественный приём, основанный на резком противопоставлении (мир собаки-матери и мир хмурого хозяина)?
13.Какой приём иносказательной выразительности использован в двух последних строках стихотворения?
14. В каком году написана «Анна Снегина»?
15. С каким произведением русской классики первой половины XIX века роднит «Анну Снегину» отсутствие экспозиции, открытый финал, наличие ретроспективных описаний, использование формы писем, тема дворянских гнезд, описание первой любви героев, дистанция между автором и героем?
16. Назовите жанр, к которому принадлежит произведение С.А.Есенина «Анна Снегина».
17. Кто был прототипом Анны Снегиной?
18. Любовный сюжет в «Анне Снегиной» раскрывается импрессионистично, как череда фрагментов, цепь впечатлений, ощущений. Как называется такой тип композиции?
19. Что ответил лирический герой «Анны Снегиной» на вопрос: «Скажи, кто такой Ленин?»
20. Узнайте героя по портрету.
Мужик – что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольский трус.
Таких вы, конечно, видали.
Их рок болтовнёй наградил.
Носил он две белых медали
С японской войны на груди.
21. Кто расстрелял Прона Оглобина?
Узнай, что в двадцатом годе
Расстрелян Оглобин Прон.
22. Назовите термин, определяющий художественный образ, повторяющийся в «Анне Снегиной», создающий настроение, являющийся эмоциональным фоном произведения:
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
23. Откуда на имя Сергея пришло письмо, начинающееся словами:
Вы живы?.. Я очень рада…
Я тоже, как вы, жива
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова
Теперь я от вас далеко…
Письмо матери
24.Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчёркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова?
25.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения. Впишите соответствующие номера в порядке возрастания.
1)ирония 2)эпитет 3)повтор 4)риторический вопрос
5)сравнение
26.Какое художественное средство, являющее собой повтор начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения: Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось…
27.Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке: «Ты одна мне несказанный свет»?
28.Каким размером написано стихотворение «Письмо матери»?
Задания с развёрнутым ответом ограниченного содержания
С1.В каких образах стихотворения «Письмо матери» воплощено представление лирического героя о родине?
С2.Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»? (Приведите 2-3 примера стихотворений с указанием их авторов и обоснуйте свой выбор)
С3.Как вы понимаете основную мысль стихотворения «Поёт зима – аукает…»
С4.Каково ведущее настроение стихотворения «Поёт зима – аукает…»
С5.Какую тему, отражённую «Поёт зима – аукает…» и в лирике С.Есенина, можно считать одной из главных тем российской поэзии 19 века (на примере творчества нескольких поэтов)?
С6.Почему Есенин определил жанр стихотворения «Песнь о собаке» как «песнь»?
С7.Как различные поэтические приёмы помогают автору выразить пафос стихотворения
С8.Как в стихотворении «Песнь о собаке» рассматривается проблема взаимоотношений человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
Задания с развёрнутым ответом (сочинения)
1.Как раскрывается тема любви в лирике Есенина?
2.С помощью каких художественных средств Есенин раскрывает перед нами мир природы?
3.Каковы взаимоотношения между человеком и природой в лирике Есенина?
4.Как раскрывается тема «малой родины» в творчестве Есенина?
5.Согласны ли вы с у4тверждением, что лирика Есенина носит «исповедальный характер»?
6.Как биография Есенина отразилась в его творчестве?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс
Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс презентация
продолжение презентации по творчеству Есенина,анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом"...
«Мир природы в художественной литературе. Сергей Александрович Есенин – великий певец России»
«Мир природы в художественной литературе. Сергей Александрович Есенин – великий певец России»...
План-конспект урока по литературе. С. А. Есенин. Родина и природа в лирике поэта
Конспект урока " Родина и природа в лирике С.А. Есенина" предназначен для учащихся 11 класса....
Конспект урока в 5 классе по литературе. С.А.Есенин Образ родного дома в стихотворении "Низкий дом с голубыми ставнями"
УМК: программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2013г.Учебник литературы, 5 кл., автор - составитель Т.Ф. Курдюмова, 2013г. Класс: 5Учитель: Донгак С.И.Тема ур...
Конспект урока в 5 классе по литературе. С.А.Есенин Образ родного дома в стихотворении "Низкий дом с голубыми ставнями"
УМК: программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2013г.Учебник литературы, 5 кл., автор - составитель Т.Ф. Курдюмова, 2013г. Класс: 5Учитель: Донгак С.И.Тема ур...
Урок литературы по творчеству Есенина С.А. 11 класс
Урок разработан с учётом требований ФГОС. Даны рекомендации по индивидуальной работе на каждом этапе урока....