Конспект урока в 5 классе по литературе. С.А.Есенин Образ родного дома в стихотворении "Низкий дом с голубыми ставнями"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
УМК: программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2013г.
Учебник литературы, 5 кл., автор - составитель Т.Ф. Курдюмова, 2013г.
Класс: 5
Учитель: Донгак С.И.
Тема урока: Образ родного дома в стихотворении С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»
Цель урока: научить учащихся анализировать и истолковывать произведения малой лирической формы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; воспринимать художественный текст как произведение искусства; сопоставлять произведение с другими произведениями.
Предметные:
-создать условия для овладения элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
Метапредметные:
создать условия для формирования умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
создать условия для формирования умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Личностные:
- создать возможность эмоционального «проживания» картины, выражения своих эмоций;
-создать возможность для понимания эмоций других людей, сочувствия, сопереживания;
– создать условия для выражения своего отношение к произведениям искусства;
- создать условия для формирования читательского мастерства.
Коммуникативных: практическое усвоение морально – этических принципов общения и сотрудничества; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов; умение донести свою позицию, понять других, действовать с учетом позиции другого, согласовывать свои действия.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология: развитие критического мышления.
Средства обучения: медиапроектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку; портрет С.А.Есенина, А.А.Даржая; тексты стихотворений С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями», «Огге йорээл» А.Даржая.; аудиозапись стихотворения С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями», макет дома и юрты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature._s.esenin_nizkiy_dom_s_golubymi_stavnyami.odt | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока литературы, 5 класс
УМК: программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2013г.
Учебник литературы, 5 кл., автор - составитель Т.Ф. Курдюмова, 2013г.
Класс: 5
Учитель: Донгак С.И.
Тема урока: Образ родного дома в стихотворении С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»
Цель урока: научить учащихся анализировать и истолковывать произведения малой лирической формы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; воспринимать художественный текст как произведение искусства; сопоставлять произведение с другими произведениями.
Предметные:
-создать условия для овладения элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
Метапредметные:
создать условия для формирования умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
создать условия для формирования умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Личностные:
- создать возможность эмоционального «проживания» картины, выражения своих эмоций;
-создать возможность для понимания эмоций других людей, сочувствия, сопереживания;
– создать условия для выражения своего отношение к произведениям искусства;
- создать условия для формирования читательского мастерства.
Коммуникативных: практическое усвоение морально – этических принципов общения и сотрудничества; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов; умение донести свою позицию, понять других, действовать с учетом позиции другого, согласовывать свои действия.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология: развитие критического мышления.
Средства обучения: медиапроектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку; портрет С.А.Есенина, А.А.Даржая; тексты стихотворений С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями», «Огге йорээл» А.Даржая.; аудиозапись стихотворения С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями», макет дома и юрты.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение и настрой учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Добрый день, ребята! Я сегодня на урок пришла с хорошим настроением (показ смайлика). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. C каким настроением пришли вы на урок? На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось! Спасибо! Удачи! Урок начну с приветствия, но оно «рассыпалось». Кто поможет мне? «Пусть кипит работа, сильней соревнование! Успех играет не судьба, а ваши знания!» - Как вы понимаете эти слова? - Я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным. | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. «Собирают» и объясняют смысл приветствия. |
II. Актуализация знаний. Приём ТРКМЧП: «Кластер» (составление текста на основе ассоциаций) Цель этапа: актуализировать изученные способы действий, необходимые для последующего открытия знания, активизировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Беседа по вопросам: - С чего начинается строительство дома? Фундамент – основание, основа – то на чем стоит дом. Стены – оболочка, защита дома отвнешнего мира Крыша – (от слова покрывать, кров) создание внутри дома уюта. Труба, дым – тепло домашнего очага. Окно – глаза дома. - Вот и построили мы с вами дом. Красивый? Что он символизирует? - Что такое дом? -Составьте кластер со словом «дом». КЛАСТЕР 1. Написать ключевое слово или предложение в середине листа бумаги. 2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по теме. 3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
Вопросы ученикам: - Какие ассоциации, связанные со словом «дом», возникли у вас? - Для чего нужен дом? А теперь представьте, что этот дом находится на Рязанской земле, в селе Константиново. Там в 1895году родился замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин. Он очень любил свою родину, свой дом. | Коллективная работа Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие – отвечают на проблемные вопросы, опираясь на ранее изученные знания, составляют кластер, выявляют главную проблему произведений, связанных с домом, подтверждают примерами. Ответы учеников: - Ассоциации: мама, забота, чистота, семья, родители, уют… - Чтобы в нем жить… - дом – это жилище, крепость, начало начал… |
III. Постановка учебной задачи Формулирование проблемы, темы, цели и задач урока. Цель этапа: определение проблемы, темы, выявление цели урока, планирование работы. | Слово учителя. -Действительно, образ Родины - это одна из главных тем в творчестве многих поэтов и писателей. -Ребята, сформулируйте тему занятия, опираясь на то, что мы с вами сейчас говорили. Вопросы ученикам: - Что связывает этот дом и писателя, которые будут в центре внимания нашего сегодняшнего урока? - Верно. Стихотворение С.Есенина о родном доме -Определите тему урока? -Я конкретизирую тему: Образ родного дома в стихотворении Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» - Как вы понимаете фразу: «родной дом?» - Подберите однокоренные слова к слову «родной».
Сегодня на уроке мы проанализируем стихотворение С.Есенина и сделаем сравнительный анализ со стихотворением тувинского поэта А.Даржая. | Формулируют тему цель урока, выясняют проблему урока, планируют дальнейшую деятельность. Определяют взаимосвязь между домом и писателем, тему урока, ставят цель, задачи, планируют дальнейшую работу. Ответы учеников: - Дом Есенина. - Тема урока: «Изображение дома в стихотворении С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» - близкий дом, дом родителей Род, родня, родимый, родители Отвечают на вопросы полным ответом, выражают свои мысли. Гипотезы учеников: - Узнать что же значит дом для поэта, сравнить с другими стихотворениями |
2. Работа с текстом – стихотворением С.А.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» Первое впечатление от стихотворения Цель задания: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов связей в объекте исследования. 3. Работа с текстом Словарная работа. Цель задания: выяснить значение непонятных слов, используя различные источники информации | Слушание стихотворения (аудиозапись) -Прослушайте выразительное чтение стихотворения Следите по тексту учебника, запомните содержание, основные эпизоды. Первое впечатление от стихотворения: - Понравилось ли вам стихотворение? Что именно понравилось? -Каким чувством пронизано все стихотворение? - Прочитайте еще раз сами стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями». Вопросы и задания: 1. Подумайте, почему поэт назвал свое произведение «Низкий дом с голубыми ставнями». 2. Сформулируйте главную мысль стихотворения. 3. Опишите картины, поразившие вас. 4. Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? 5. В тексте есть непонятные слова. Объясните их лексическое значение Словарная работа. -Объяснение терминов: Ставни — устройство для прикрытия окон; Выть — участок земли; Ракитник — ивовый кустарник - Ребята, а какие картины увидел поэт,, думая о доме? - Правильно, ребята, вы определили картины. | Высказывают свои мысли, впечатления от прослушанного текста и обосновывают их, опираясь на послушанный текст. Первое впечатление от стихотворения. Вторичное чтение стихотворения. Отвечают на вопросы, создают монологическое высказывание на заданную тему; формулируют главную мысль стихотворения Ученики объясняют термины, обращаются за помощью в справочники, учебники, в интернет. Называют эпизоды, сравнивают, обобщают, делают выводы; стремятся к речевому самосовершенствованию. |
4.Работа с текстом. Анализ эпизодов. Цель задания – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении. 5. Ключевые слова | - С чем связан образ дома для поэта? Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты
- Давайте найдем в тексте ключевые слова. - Для Есенина природа — это вечный источник красоты и гармонии мира. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. Даже когда он спит, вся эта родная природа ему снится во сне. | Ученики читают эпизоды, находят ключевые слова ( находят в тексте средства художественной выразительности; определяют в тексте Главная идея заключена в 1 строфе. Низкий дом с голбыми ставнями не забыть мне тебя никогда. Ключевые слова: поле, лес, луга, небеса, журавли, дали, родимая выть |
III. Физминутка Цель: снять напряженность, усталость. | - Ребята, а сейчас отдохнем. Выполним физминутку. | Ребята под музыку выполняют сначала ритмичные, затем плавные движения. |
6.Работа с текстом. Выразительное средство - эпитет Цель задания – найти в тексте изобразительно-выразительные средства. | О обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства помогают нам в этом?
- В какие цвета окрашены эпитеты? - О чем это говорит? | Ответы учащихся. - изобразительно-выразительные средства. Эпитеты: «сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», « «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник кривой и безлистый» - в тусклые и бледные, грустные тона. - об эмоциональном состоянии героя. |
7. Обучение сравнительному анализу. Цель задания – научиться делать сравнения на основе двух текстов.
| -Ребята, а как называется наше национальное тувинское жилище?
| Ог (юрта) Дети составляют характеристику юрты. |
IV.Работа с текстом А.Даржая «Огге йорээл». Цель этапа: мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний. | Слушание текста ( читает учитель) - Понравилось ли вам стихотворение? Что именно понравилось? -Каким чувством пронизано все стихотворение? В этом стихотворении автор выражает благодарность юрте своих предков, восхваляет жилище, где родился и вырос.
бодей ог — борбак ог, долем черде — даг эдээ черде,
бозага — эргин, ээргииштелип — боолденип, эгииреде — кезээ шагда, башкы кышкым — баштайгы.
- Из ключевых слов мы видим, что в обоих стихотворениях очень много общего. Образ журавля тоже вводится в стихотворениях неслучайно. Ведь журавль это символ свободы, верности. Птицы здесь сравниваются с человеком. Птицы всегда возвращаются в родные края. | Дети слушают текст, отвечают на вопросы и делают анализ Это стихотворение тоже пронизано чувством грусти, тоски. Главная идея этого стихотворения заключена в строчках Башкы кышкым ханазында синп калган Бодей оом сени утпайн эргип чор мен. - хову, хемнер, сылдыстар, ог, дуруяалар, кезек аалдар |
VI. Итог урока. Цель этапа: подведение итогов работы Приём ТРКМЧП: «Синквейн»
| Подводим итог нашей работы. Слово учителя. Что мы узнали из этих двух стихотворений?
СИНКВЕЙН: 1 строка – существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – фраза из 4 слов 5 строка – существительное – синоним первому Объяснить. -Итоговый вопрос: Каким должен быть ваш дом? | Групповая работа Дети обобщают знания, заполняют таблицу, составляют синквейны с разными словами.
Примеры синквейнов: Дом уютный теплый любит ждет надеется мой дом — моя крепость Ответы: |
VII. Рефлексия. Цель этапа: обобщение ценностного отношения к деятельности учащихся, к совместной деятельности, ее оценка. |
( предлагаются варианты слов : доброта, забота, вражда, ненависть, любовь, тепло, уют.. )
Всегда помните о своем родном доме, о своей родине. | Учащимся раздается макет дома или юрты. Они должны выбрать из списка нужные слова и вписать их в свои дома. - Я желаю, чтобы в моем доме всегда царила атмосфера... |
Оценка деятельности | - Что было интересно на уроке? - Что было трудно? - Что нового вы узнали? - Где можно применить эти знания? - Что «возьмете с собой в жизнь»? - О чём заставил задуматься урок, посвящённый родному дому? - Ребята, оцените свою работу на уроке. - Оценка работы школьников учителем. - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? | Анализируют работу на уроке через самооценку, взаимооценку. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. |
VIII. Информация о домашнем задании. (комментирование), выставление отметок за урок.
| Домашнее задание. 1.Выучить стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями» наизусть, ответить на вопросы после стихотворения. 2. Письменно ответить на вопрос « О чём заставил задуматься урок, посвящённый родному дому?» - СПАСИБО всем, кто сегодня своей маленькой удачей помог сделать урок наш успешным! | Самостоятельная домашняя работа |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя образовательная школа №2» с.Кызыл-Мажалык
РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ
«Образ родного дома в стихотворении С.Есенина
«Низкий дом с голубыми ставнями»
Урок разработан учителем
русского языка и литературы
Донгак С.И.
Кызыл-Мажалык - 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока мастер-класс по литературе в 5 классе
Родимый край, воспетый в стихах Сергея Есенина ...
Конспект урока 8 класс литература "Историческая поэма С. Есенина "Пугачев"
Во время урока происходит знакомство с творчеством С. Есенина, с содержанием поэмы "Пугачев"...
Конспект интегрированного урока в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»
ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирован...
Презентация к интегрированному уроку в 5 классе (математика и литература) по теме: «Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»
ТЕМА: Статистический анализ на стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирован...
Конспект урока в 5 классе по литературе. С.А.Есенин Образ родного дома в стихотворении "Низкий дом с голубыми ставнями"
УМК: программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 2013г.Учебник литературы, 5 кл., автор - составитель Т.Ф. Курдюмова, 2013г. Класс: 5Учитель: Донгак С.И.Тема ур...
Конспект открытого урока "Образ родного дома в лирике С.А.Есенина"
Конспект открытого урока...