Готовимся к ЕГЭ по литературе. М.И.Цветаева
тест по литературе по теме

Жукова Марина Юрьевна

Подборка заданий по творчеству М.и.Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cvetaeva.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

М.Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам её поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со време-нем оказался неизбежным для неё. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нём пошлости, серости, мелочности. Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своём твор-честве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника.

        Основные темы лирики:

1.Тема детства (Каждый миг жизни ребёнка открывает новые истины, обогащает новым опытом)

«В зале»

2.Тема дома (дом как живое существо, преданное и понимающее)

«Зала»

«Прости» волшебному дому»

3.Образ матери (Духовное воздействие  матери на дочерей очень велико. Он ввела их в мир прекрасного)

«Маме»

4.Тема Москвы Тема Родины (Москва – воплощённая гармония. Этот город – средоточие всех путей, сердце Родины Общение с городом, поклонение его святыням врачует душу)

«Домики старой Москвы»

Цикл «Стихи о Москве»

5.Тема души (Душа всегда была главным героем цветаевской лирики. Героиня с присущей ей безоглядностью бесстрашно устремляется навстречу неизведанному. Редкое жизнелю-ие героини парадоксальным образом связано с авторскими размышлениями о смерти, ухо-де из жизни. Мысль о том, что после её ухода ничего не изменится вокруг, жизнь для дру-гих останется прежней – обыденной, полной забот, совершенно нестерпима для героини лирики. Она ждёт, чтобы её любили – за независимый и гордый нрав, за достоинство и великодушие, за пережитые разочарование и боль)

«Молитва»

«В раю»

«Идёшь, на меня похожий…»

«Уж сколько их упало в эту бездну…»

6.Тема бессонности. (Одна из ключевых в творчестве Цветаевой. Бессонность, важнейшее свойство лирической героини, - «растревоженность духа, не знающего безразличия, веч-ный вызов всему неподвижному, застывшему в своём развитии, готовность к подвигу.

Цикл «Бессонница»

«Сегодня ночью я одна…»

7.Поэты-современники в лирике Цветаевой

«Стихи к Блоку» (1916, 1920, 1921) (»Имя твое – птица в руке…»)

«Ахматовой» (1916)

8. Тема любви (Предчувствие любви, ожидание её, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки – все эти состояния цветаевской героини запечатлены в любовной лирике в многочисленных нюансах. Любовь может быть тиха, трепетна, благоговейна, нежна – и безоглядна стихийна. При этом она всегда внутренне драматична. Погружённость в лю-бовь – важная черта лирической героини. Трагическое звучание приобретает тема несо-стоявшейся любви. Главная драма любви  для героини – в «разминовении» душ, невстре-че. Любовь вечна, она, по мысли поэта, воедино слита с миром природы и искусства. Любовь не может умереть – она вечно возрождается, вдохновенно преображаясь. Даже если любящий человекуходит из земной жизни, его любовь остаётся в этом мире.)

«Надпись в альбом» (желание остаться в памяти любимого человека)

«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» (героиня утверждает своё право на поступок в любви)

«Разлука»

«Рас-стояние: версты, мили…» (звучит не бессильная жалоба или сетование, но гневный, яростный крик. Строки стихотворения звучат как обвинение)

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично — на каком

Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен…)

Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне всё — равны, мне всё — равно,

И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина…

1.Каким пафосом пронизано стихотворение?

2.Две последние строки контрастны по содержанию всего стихотворения. Какой приём использован поэтом?

3.В строках «Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи» использован приём, при котором одно явление проясняется путём соотнесения его с другими явлениями. Назовите этот приём.

4.Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям («пленный», «зоркий»)

5.Как в поэтике называется созвучие стихотворных строк (например, в первой строфе: «давно – равно», «морока – одинокой»)?

6.В словосочетаниях «Язык родной», «призыв млечный» определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его  эмоционального воздействия. Какой приём используется в этих случаях?

РОЛАНДОВ РОГ

Как бедный шут о злом своем уродстве,

Я повествую о своем сиротстве:

За князем — род, за серафимом — сонм,

За каждым — тысячи таких, как он,—

Чтоб, пошатнувшись,— на живую стену

Упал — и знал, что тысячи на смену!

Солдат — полком, бес — легионом горд,

За вором — сброд, а за шутом — все горб.

Так, наконец, усталая держаться

Сознаньем: долг и назначеньем: драться,—

Под свист глупца и мещанина смех,—

Одна за всех — из всех — противу всех,

Стою и шлю, закаменев от взлету,

Сей громкий зов в небесные пустоты.

И сей пожар в груди — тому залог,

Что некий Карл тебя услышит, Рог!

7.Какой художественный приём положен в основу первого двустишия стихотворения?

8.Как называется художественный приём, состоящий в чрезмерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления, к которому прибегает поэт для усиления впе-чатления: «За каждым – тысячи таких, как он»?

9.В последнем двустишии стихотворения найдите метафору, с помощью которой Цветаева передаёт состояние души лирической героини.

10.Укажите название стилистической фигуры, встречающейся в следующей строке:

        Одна из всех – за всех – противу всех!

11.Определите размер, которым написано стихотворение «Роландов Рог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...

Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.С.Пушкин.

Подборка заданий по творчеству А.С.Пушкина....

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лермонтов.

Подборка заданий по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Н.В.Гоголь

Подборка заданий по творчеству Н.В.Гоголя....

Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.Н.Островский

Подборка заданий по творчеству Островского...

Готовимся к ЕГЭ по литературе. И.А.Гончаров

Подборка заданий по творчеству И.А.Гончарова...

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Ф.М.Достоевский

Подборка заданий по творчеству Ф.М.Достоевского...