Готовимся к ЕГЭ по литературе. М.Е.Салтыков-Щедрин
тест по литературе по теме
Подборка заданий по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saltykov-shchedrin.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин(1826-1889)
С.-Щ.занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь беспощадному развенчанию зла. Писатель ввёл в мировую литературу сатирическую хронику.
1844 г – С.-Щ. выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства.
1847-1848 выходят 2 первые повести «Противоречия», «Запутанное дело» (Щедрин – псевдоним писателя) , за которые С.Щ. сослан в Вятку., где провёл 7 лет.
1856 г после смерти Николая I С.-Щ. дозволено «проживать и служить, где пожелает».
1856-1857 «Губернские очерки» (на материале наблюдений, полученных в ссылке)
1869-1870 «История одного города»
1863-1874 «Пампадуры и пампадурши»
1880 «Господа Головлёвы» (прообраз Арины Петровны Головлёвой – мать С.-Щ.)
С 1855 г. в составе редакции жур. «Современник»
1868 – член редакции жур. «Отечественные записки»
Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе России того времени определило и общий настрой его произведений. «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей, - утверждал Чернышевский, - картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто…не карал наших общественных язв с большей беспо-щадностью». Это углубление и заострение критической направленности русского реали-зма – характерная черта Щедринской сатиры. Не столько слёзы слышатся сквозь смех в его сатирических произведениях, сколько гнев, жгучая ненависть. Сочетание смешного и трагического – одна из характерных черт сатиры С.-Щ.
Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира. В отличие от юмора, сатира не оставляет надежды на исправление критикуемых жизненных явлений.
Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. (В ироничес-ком высказывании комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказыва-ния замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается). Цель иронии – раскрыть неудовлетворённость автора окружающим миром.
Сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смы-слом.
Эзопов язык – вынужденное иносказание; художественная речь, насыщенная недомолв-ками и ироническими намёками.
Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
Гипербола – средство художественной изобразительности, основанное на преувеличении.
Гротеск - изображение реальности в подчёркнуто искажённых, фантастических формах, в подчёркнутом переплетении ужасного и смешного
Абсурд – нелепость, бессмысица.
Цикл «Сказки» (1869; 1880-1886) (32 сказки)
Первые 3 сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил, «Пропавшая совесть», «Дикий помещик» были написаны в 1869 г., остальные – 1880-1886 г.
Почему С.-Щ. обращается к форме сказки?
- сказка – жанр иносказательный: можно говорить не открыто, а намёками;
- простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок.
Подзаголовок «Для детей изрядного возраста». Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении. В завуалированной форме писатель обращал внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, т.о. хотел пробудить народное самосознание. Поднимая политические, философско-исторические и моральные проблемы своего времени, сказки помогали читателю осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни. Произведения, вызывающие смех, глубже воздействуют на сознание человека, чем просто призывы жить иначе.
- В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки
- Сказки всегда аллегоричны, построены на иносказаниях. Представители животного мира олицетворяют определённые классовые отношения в современном обществе.
- сочетающие фантастическое с достоверным сказки звучат с такой политической остро-той, какой не было в народных сказках
- сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой лицом к лицу стал-киваются представители антагонистических классов
- весь цикл пронизывает стихия смеха, в некоторых сказках комическое преобладает («Премудрый пискарь») , в других комическое переплетается с трагическим («Повесть…»)
-Язык сказок народный с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.
-сказки рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины 19 века, в эпоху становления буржуазного строя.
Вопросы.
1.Назовите первые крупные произведения великого сатирика.
2.За что С.-Щ царское правительство сослало в Вятку?
3.Какое произведение С.-Щ. отразило наблюдения сатирика в период ссылки, бичевало произвол и лихоимство властей?
4.В каких журналах трудился С.-Щ.?
5.Какой творческий метод, основанный на принципах художественного историзма, т.е. признающий существование объективных социально-исторических закономерностей, влияющих на личность и общество, является ведущим в творчестве С.-Щ.?
6.Какую направленность имеет реализм С.-Щ.?
7.Традиции каких писателей продолжает своим творчеством С.-Щ.?
8.Укажите приём, который представляет собой сочетание реального и фантастического и часто используется в сказках С.-Щ.
9.В какие годы создавались писателем «Сказки для детей изрядного возраста»?
10.Форму какого фольклорного жанра избрал С.-Щ для своей «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
11.Каким пафосом (авторским отношением к описываемой действительности) проникнута «Повесть…»?
12.Укажите термин, которым в литературоведении называют выразительную подробность в тексте художественного произведения («…она в ночных рубашках, а на шеях у них ви-сит по ордену…», «…только рубашку изорвал»).
13.Укажите название использованного С.-Щ. приёма фантастического преувеличения, предполагающего соединение фантастики и реальности, который в «Повести…» стано-вится «двигателем» повествования.
14.В какой сказке С.-Щ. изображена духовная деградация помещиков?
15.Укажите название сказки, основными темами которой стали тема обывательского стра-ха: «Кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?» и – шире – тема смысла человеческо-го существования: «Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово ска-зал?»
16. Укажите название сказки, в которой главный герой « с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться… он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках… Утратил способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то победный клик, средний между свистом, шипением и рявканьем, но хвоста ещё не приобрёл».
17.Напишите эпитет, которым С.-Щ. «наградил» героя известной сказки, помещика, суще-ствующего за счёт крестьянства и одновременно молящего избавить его от «мужицкого духу».
18.Кто из персонажей сказок..
А)…думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»?
Б) «…жил дрожал и умирал дрожал»?
В)накормив тунеядцев, свил верёвку, чтобы тунеядцы привязали его к дереву, дабы он не убежал?
19.Какой завет дал отец пискарю из сказки «Премудрый пискарь»?
20.Вспомните заветы отцов своим детям в других классических произведениях.
21.Назовите писателей-сказочников.
Часть 2.
Задание с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5-10 предложений)
1.Какова тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
2.Каков смысл финала «Повести …» и в творчестве каких авторов нашли продолжение традиции щедринской сатиры?
Часть 3.
1.Какие социальные проблемы поднимаются в сказках С.-Щ?
2.Что в сказках С.-Щ. традиционно, а что необычно?
3.Почему С.-Щ. обратился к жанру сказки?
4.Как вы понимаете заголовок «Сказки для детей изрядного возраста»?
5.В чём своеобразие жанра «Истории одного города»?
6.Что становится объектом сатиры в «Истории одного города»?
7.Кто главный герой «Истории одного города»?
8.Какие художественные приёмы использует М.Е. С.-Щ при создании образа «одного города» и его обитателей?
9.Каковы особенности языка «Истории одного города»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том …». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика».
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик..." к УМК под редакцией В.Я.Коровиной...
Тест по литературе для 7 класса М.Е.Салтыков -Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
М.Е.Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Тест по литературе для 7 класса....
Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Малая сатирическая энциклопедия. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки"
Данный урок проводится в разделе "Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина", расширяет представления учащихся о жанре сатирической сказки, приобщает учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литерату...
Урок литературы в 10 классе. М.Е.Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.
Урок литературы в 10 классе.Учитель:Халфина Ребия Аджиметовна Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.Цель:· Рассказать об обществе...
Урок литературы в 7 классе по теме «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Форма занятия: урок изучения нового материалаЦель: подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Печатная основа для практической работы на уроках литературы (Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин) УМК Коровиной В.Я. 7 класс
Печатная основа с практическими заданиями для уроков литературы в 7 классе по творчеству И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина (УМК Коровиной). Может быть использована для подготовки к к...
Презентация к уроку по литературе "М.Е. Салтыков- Щедрин "История одного города"
Презентация к уроку ""М.Е. Салтыков- Щедрин "История одного города"....