Готовимся к ЕГЭ по литературе. Л.Н.Толстой
тест по литературе по теме

Жукова Марина Юрьевна

Подборка заданий по творчеству Л.Н.Толстого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolstoy.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Лев Николаевич Толстой. (1828-1910)

Л.Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Истори-ческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого («Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться оши-ться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»-Л.Толстой. По мнению Толстого, основа нравст-венной культуры человека – в самовоспитании чувства ответственности за свои поступки, в требовательности к себе).

1853-1856 – Крымская война

1855 – смерть Николая I

1861 – крестьянская реформа

1866 – покушение Каракозова на Александра II

1871 – Парижская коммуна

1876 – возникновение общества «Земля и воля»

1877 – 1878 – русско-турецкая война

1881 - смерть Александра II

1887 – попытка покушения на Александра III

1904-1905 – русско-японская война

1905 9января – Кровавое воскресенье

Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы  - время создания романа-эпопеи «Война и мир».

Толстой был знаком с Некрасовым, Тургеневым, Герценом, Островским А.Н., Чеховым, Тютчевым и др. писателями.

1831-1838 – первые литературные опыты

1852 – повесть «Детство»

1854 – повесть «Отрочество»

1854-1855 – «Севастопольские рассказы»

1857 – повесть «Юность»

1863-1869 – роман-эпопея «Война и мир»

1870-1877 – роман «Анна Каренина»

1889-1899 – роман «Воскресение»

1903 – рассказ «После бала»

        Роман-эпопея «Война и мир» (1863-1869)

Это одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы»,действие ко-орой должно было начинаться в 1856 г., от неё осталось всего три главы. В процессе ра-боты писатель решил рассказать о восстании декабристов, затем отодвинул начало к 1812 г. – времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 г. Толстой решил начать роман с этого времени.

Шли напряжённые поиски названия: «Три поры» - «1805 год» - «Всё хорошо, что хорошо кончается» - «Война и мир». Написанию романа предшествовала огромная работа над ис-торическими мемуарами, Толстой внимательно изучил Бородинское поле.

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории;

Во 2-м томе – 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии;

3-й том – 1812г. 4- том - 1812-1813гг. Оба посвящены широкому изображению Отечест-венной войны 1812г, которую вела Россия на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г.Так действие охватывает 15 лет.

Круг проблем романа очень широк:

- раскрыты причины военных неудач 1805-1807гг.

- на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в истории

- нарисованы картины партизанской войны

- отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812г.

Раскрыты и актуальные вопросы 60-х г.19 века:

- о роли дворянства в государстве

- о личности истинного гражданина Родины

- об эмансипации женщин

- характер социальных отношений

Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы (Болкон-ские), и Отрадное (Ростовы)

В романе свыше 550 лиц.

Задача, которую Толстой ставил перед собой, - «захватить всё», т.е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века.

Заглавие романа передаёт его смысл. Мир – это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

Война – не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.

Жанр – роман-эпопея.

Композиция 1-й том – мир и война; 2-й том – мир; 3-й том – война, 4-й том – война и мир.

Герои Толстого предстают всегда в настоящем времени.

Герои _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                         Вопросы.

1.Портрет какого писателя юноша Толстой носил на груди вместо нательного креста?

2.Вспомните названия произведений, составляющих автобиографическую трилогию Толстого. Как звали основного героя трилогии.

3.В обороне какого города-героя Толстой принимал участие? Какое произведение явилось отражением впечатлений писателя в этот период?

4.Как называется педагогический журнал, который издавал Толстой?

5.Какой роман Толстого назван именем женщины?

6.Какая повесть названа именем горца?

7.Какой роман вызвал бешеную злобу у правящих кругов и церкви, в результате чего Толстой был отлучён от церкви? Что послужило основой для этого романа?

8.О каком романе Толстого Короленко писал: «Его герой – целая страна, борющаяся с нашествием врага»?

9.Откуда эти строки: «…Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и ве-личественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие»

10.Какое из произведений Толстого первоначально называлось «Тысяча восемьсот пятый год»?

11. Как традиционно определяют жанровую специфику  «Войны и мира»?

12.Какова, по словам Толстого, основная идея романа «война и мир»?

13.Чей это портрет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своём корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках»?

14.Портрет какого исторического деятеля создаёт Толстой: «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах… Белая пухлая шея его резко выступала из-за чёрного воротника мундира; от него пахло одеколоном».

15.Какой персонаж выглядел так: Он «был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого скуча-ющего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность

с его маленькой оживлённой женой»

16.Назовите героя романа, глазами которого читатель наблюдает панораму Бородинского поля накануне сражения: Было одиннадцать утра… Вверх и влево … вилась большая Смо-ленская дорога… Дорога переходила… через мост и через спуски и подъёмы вилась всё выше и выше к видневшемуся вёрст за шесть селению… в разных местах виднелись ды-мящиеся костры и неопределённые массы войск наших и неприятельских… и сколько ни разбирал … он в этой живой местности не мог найти позиции и не мог даже отличить наших войск от неприятельских»

17.Чей это портрет: «… в придврном шитом мундире, в чулках, башмаках и звёздах, с светлым выражением плоского лица… подошёл к Анне Павловне, поцеловал её руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване.

18.Он «был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти… Кроме того, он был рассеян». Кто это?

19. «….невысокий, с восточным типом твёрдого и неподвижного лица, сухой, ещё не старый человек, вышел за главнокомандующим». Кто это?

20. «…лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брез-гливость, а тело было худощаво и слабо». Кто это?

21.Назовите героиню, которой автор даёт следующую характеристику: «…была всё та же робкая, некрасивая, стареющая девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни»?

22.В каком году начинается действие романа Толстого «Война и мир»?

23.Кто из персонажей романа…

        А)…стремился женить своего сына, «беспокойного дурака», на богатой княжне?

        Б)…в Отечественную войну 1812 г. упросила своих родителей при отъезде населения из Москвы оставить вещи, а взять раненых?

        В)…приказал вновь забросать снегом расчищенную дорогу, узнав, что в его имение едет Василий Курагин?

        Г)… упросил оставить его  в партизанском отряде и дать возможность участвовать в настоящем деле, а на следующий день геройски погиб при столкновении с французами?

        Д)… командуя батареей, сдерживал четырьмя никем не прикрытыми пушками на-тиск армии французов, забыв о страхе и смерти, а среди начальников терялся и робел?

        Е)…думал завоевать себе военную славу, но не службой и получением наград при штабе, а в бою, своей храбростью?

        Ё)…безропотно переносила деспотизм своего старика отца, была покорна, религиозна, думала о счастье других людей, а счастья себе не желала?

        Ж)…создавал впечатление «ласки и простоты», «чего-то приятного, успокоитель-ного, круглого»?

        З)… в партизанском отряде Денисова «был самым полезным и храбрым человеком»?

        И)…знал, что решает участь сражения «та неуловимая сила, называемая духом войска, и… следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти»?

24. Кого из знаменитых партизан Отечественной войны 1812 г. изобразил Толстой в романе в образе Василия Денисова?

25.Накануне какого исторического события, изображённого в романе, автор так пишет о Кутузове: «Когда начался молебен, Кутузов подошёл к иконе, тяжело опустился на ко-лена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подёргивалась от усилий. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли»?

26. «Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами». Назовите историческое событие, свидетельницей которого стала Малаша?

27.Кто из героев романа стал для Пьера «самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого»?

28.Противоречивость чьих мыслей, дум, ощущений подчёркивает Толстой двумя краткими монологами, принадлежащими одному лицу: «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было»   «Я не могу, не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…»?

29.Чью холодную расчётливость карьериста, цинично осуществляющего свои корыстные планы, раскрывает Толстой: «…в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды… «Я всегда могу устроиться, чтобы редко видеть её… А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на неё глаза и сказал ей» «Вы знаете мои чувства к вам!»?

30.Какой эпизод раскрывает Толстой в следующем отрывке: «…Худое, бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны»?

31.Кто с таким тёплым юмором описан Толстым в этом отрывке: «Спросив, которая посмирнее… влез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него»?

32.Чьи это слова:

А) «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти… И это глупое общество..»

Б) «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы».

В) «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения – мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти».

33.Как относится к Наполеону Андрей Болконский в начале романа «Война и мир»?

34.Какой герой романа, полюбив Наташу Ростову, чувствует себя так, «как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет божий»?

35.Кто говорит Князю Андрею: «Я знаю, твоя дорога – это дорога чести»?

36. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже, наверное, я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадёт мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда-нибудь». С кем стрелялся Пьер Безухов?

37.Кто вызвал другого на дуэль?

38. О ком после дуэли говорит Долохов: «…я убил её, убил… Она не перенесёт этого. Она не перенесёт…»?

39.С каким событием связан сон Николя Болконского в эпилоге «Войны и мира»?

40. «Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…». Кто произносит последнюю «реплику» в романе «Война и мир»?

41.назовите фамилию дворянской семьи, сцена именин в доме которой резко проти-вопоставлена картинам вечера у Анны Павловны Шерер.

42.Кто в начале романа на вечере у Шерер единственный из гостей выразит Пьеру искреннюю симпатию?

43.Образу какого героя, кумира князя Андрея, противопоставлен образ капитана Тушина?

44. «Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела… князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея… Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха…» О каком сражении идёт речь?

45.Назовите особенность творческого метода Толстого, определение которому впервые дал Н.Г.Чернышевский и который заключается в изображении внутреннего психологи-ческого процесса человеческой жизни.

46.Укажите термин, которым в художественном произведении называют противоречие, лежащее в основе развития действия.

47.Какое средство характеристики героя создаётся с помощью детального описания его внешнего облика: Долохов шёл медленно,… вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как всегда, имел на себе подобие улыбки», «губы его дрожали, но всё улыбались; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил»?

48.Как называется способ организации художественной речи, когда герои обмениваются репликами?

49.Толстой противопоставляет «беспокойство и страх» анны Павловны тому, как «радостно, весело улыбнулся» Пьер. Как называется этот приём?

50.Как в литературоведении называется монолог, который герой произносит «про себя» и который характеризует его состояние («Ну-ка, наша Матвеевна», «Ишь задышала опять, задышала»)?

51.Как называется приём, основанный на противопоставлении, с помощью которого Толстой подчёркивает, что, несмотря на физическую слабость и внешнюю нелепость, Тушин силён духовно и велик нравственно?

52.Выпишите слово, являющееся образом-сравнением, с помощью которого Толстой подчёркивает искренность и открытость солдат: «Солдаты, большей частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах».

53.Как в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя («слабый», «тоненький», «нерешительный»)?

54.Как называется средство художественной изобразительности, основанное на исполь-зовании большого числа синонимов («Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрас-невшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей…»)?

55.Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволяющее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «умный, робкий, наблюдательный, естественный».

56.Какое средство иносказательной выразительности использует Толстой, изображая обращение Пьера к тётушке: «пробурлил Пьер»?

57.Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением, выражающим авторское отношение к героям: «кроткая улыбка» Пьера, «злой крик» Долохова и т. д.

58.Каким термином называют художественный приём противопоставления, который позволяет автору обозначить неоднозначность, сложность и противоречивость характера Долохова: «буян, бретёр-Долохов… был самый нежный сын и брат»?

59. Как вы понимаете тезис Толстого: Нет величия там, где нет добра, простоты и правды»?

60.Почему, изображая Кутузова, Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?

61.Почему дуэль с Долоховым стала причиной произошедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота?

62.В чём состоит философия жизни Платона Каратаева?

63.Как показана внутренняя красота человека в романе Толстого «Война и мир»?

64.Как раскрывается «мысль семейная» в романе «Война и мир»?

65. «Какая сила управляет всем»? (Взгляд на историю в романе «Война и мир»)

66.Как показана духовная высота «простого человека» в романе «Война и мир»?

67.Каким предстаёт перед читателем большой свет в романе?

68.Кто является главным героем романа  «Война и мир»?

69.с помощью каких художественных средств рассказана правда о войне в романе «Война и мир»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по литературе «Л. Н. Толстой»

Методическая разработка разделаобщеобразовательной программы по литературе«Л. Н. Толстой»...

К уроку литературы "Л.Н.Толстой "Война и мир" т.3".

Индивидуальные карточки для проверки знаний....

Презентация к уроку литературы. Тема: "А. Толстой "Желтухин"

Данная презентация поможет при проведении урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. Толстой "Желтухин" 1 часть"....

Разработка урока литературы Л.Н.Толстой "В салоне Шерер и доме Ростовых"

Материал содержит разработку урока, тест, рабочий лист, презентацию....

Открытый урок литературы "Л.Н.Толстой. Нет человека достойнее имени гения"

“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость” Л.Н.Толстой...

Разработка урока по литературе "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". 5 класс

Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"...