Готовимся к ЕГЭ по литературе. Л.Н.Толстой
тест по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Лев Николаевич Толстой. (1828-1910)
Л.Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Истори-ческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого («Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться оши-ться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»-Л.Толстой. По мнению Толстого, основа нравст-венной культуры человека – в самовоспитании чувства ответственности за свои поступки, в требовательности к себе).
1853-1856 – Крымская война
1855 – смерть Николая I
1861 – крестьянская реформа
1866 – покушение Каракозова на Александра II
1871 – Парижская коммуна
1876 – возникновение общества «Земля и воля»
1877 – 1878 – русско-турецкая война
1881 - смерть Александра II
1887 – попытка покушения на Александра III
1904-1905 – русско-японская война
1905 9января – Кровавое воскресенье
Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы - время создания романа-эпопеи «Война и мир».
Толстой был знаком с Некрасовым, Тургеневым, Герценом, Островским А.Н., Чеховым, Тютчевым и др. писателями.
1831-1838 – первые литературные опыты
1852 – повесть «Детство»
1854 – повесть «Отрочество»
1854-1855 – «Севастопольские рассказы»
1857 – повесть «Юность»
1863-1869 – роман-эпопея «Война и мир»
1870-1877 – роман «Анна Каренина»
1889-1899 – роман «Воскресение»
1903 – рассказ «После бала»
Роман-эпопея «Война и мир» (1863-1869)
Это одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.
Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы»,действие ко-орой должно было начинаться в 1856 г., от неё осталось всего три главы. В процессе ра-боты писатель решил рассказать о восстании декабристов, затем отодвинул начало к 1812 г. – времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 г. Толстой решил начать роман с этого времени.
Шли напряжённые поиски названия: «Три поры» - «1805 год» - «Всё хорошо, что хорошо кончается» - «Война и мир». Написанию романа предшествовала огромная работа над ис-торическими мемуарами, Толстой внимательно изучил Бородинское поле.
В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории;
Во 2-м томе – 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии;
3-й том – 1812г. 4- том - 1812-1813гг. Оба посвящены широкому изображению Отечест-венной войны 1812г, которую вела Россия на родной земле.
В эпилоге действие происходит в 1820 г.Так действие охватывает 15 лет.
Круг проблем романа очень широк:
- раскрыты причины военных неудач 1805-1807гг.
- на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в истории
- нарисованы картины партизанской войны
- отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812г.
Раскрыты и актуальные вопросы 60-х г.19 века:
- о роли дворянства в государстве
- о личности истинного гражданина Родины
- об эмансипации женщин
- характер социальных отношений
Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы (Болкон-ские), и Отрадное (Ростовы)
В романе свыше 550 лиц.
Задача, которую Толстой ставил перед собой, - «захватить всё», т.е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века.
Заглавие романа передаёт его смысл. Мир – это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.
Война – не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.
Жанр – роман-эпопея.
Композиция 1-й том – мир и война; 2-й том – мир; 3-й том – война, 4-й том – война и мир.
Герои Толстого предстают всегда в настоящем времени.
Герои _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы.
1.Портрет какого писателя юноша Толстой носил на груди вместо нательного креста?
2.Вспомните названия произведений, составляющих автобиографическую трилогию Толстого. Как звали основного героя трилогии.
3.В обороне какого города-героя Толстой принимал участие? Какое произведение явилось отражением впечатлений писателя в этот период?
4.Как называется педагогический журнал, который издавал Толстой?
5.Какой роман Толстого назван именем женщины?
6.Какая повесть названа именем горца?
7.Какой роман вызвал бешеную злобу у правящих кругов и церкви, в результате чего Толстой был отлучён от церкви? Что послужило основой для этого романа?
8.О каком романе Толстого Короленко писал: «Его герой – целая страна, борющаяся с нашествием врага»?
9.Откуда эти строки: «…Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и ве-личественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие»
10.Какое из произведений Толстого первоначально называлось «Тысяча восемьсот пятый год»?
11. Как традиционно определяют жанровую специфику «Войны и мира»?
12.Какова, по словам Толстого, основная идея романа «война и мир»?
13.Чей это портрет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своём корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках»?
14.Портрет какого исторического деятеля создаёт Толстой: «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах… Белая пухлая шея его резко выступала из-за чёрного воротника мундира; от него пахло одеколоном».
15.Какой персонаж выглядел так: Он «был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого скуча-ющего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность
с его маленькой оживлённой женой»
16.Назовите героя романа, глазами которого читатель наблюдает панораму Бородинского поля накануне сражения: Было одиннадцать утра… Вверх и влево … вилась большая Смо-ленская дорога… Дорога переходила… через мост и через спуски и подъёмы вилась всё выше и выше к видневшемуся вёрст за шесть селению… в разных местах виднелись ды-мящиеся костры и неопределённые массы войск наших и неприятельских… и сколько ни разбирал … он в этой живой местности не мог найти позиции и не мог даже отличить наших войск от неприятельских»
17.Чей это портрет: «… в придврном шитом мундире, в чулках, башмаках и звёздах, с светлым выражением плоского лица… подошёл к Анне Павловне, поцеловал её руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване.
18.Он «был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти… Кроме того, он был рассеян». Кто это?
19. «….невысокий, с восточным типом твёрдого и неподвижного лица, сухой, ещё не старый человек, вышел за главнокомандующим». Кто это?
20. «…лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брез-гливость, а тело было худощаво и слабо». Кто это?
21.Назовите героиню, которой автор даёт следующую характеристику: «…была всё та же робкая, некрасивая, стареющая девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни»?
22.В каком году начинается действие романа Толстого «Война и мир»?
23.Кто из персонажей романа…
А)…стремился женить своего сына, «беспокойного дурака», на богатой княжне?
Б)…в Отечественную войну 1812 г. упросила своих родителей при отъезде населения из Москвы оставить вещи, а взять раненых?
В)…приказал вновь забросать снегом расчищенную дорогу, узнав, что в его имение едет Василий Курагин?
Г)… упросил оставить его в партизанском отряде и дать возможность участвовать в настоящем деле, а на следующий день геройски погиб при столкновении с французами?
Д)… командуя батареей, сдерживал четырьмя никем не прикрытыми пушками на-тиск армии французов, забыв о страхе и смерти, а среди начальников терялся и робел?
Е)…думал завоевать себе военную славу, но не службой и получением наград при штабе, а в бою, своей храбростью?
Ё)…безропотно переносила деспотизм своего старика отца, была покорна, религиозна, думала о счастье других людей, а счастья себе не желала?
Ж)…создавал впечатление «ласки и простоты», «чего-то приятного, успокоитель-ного, круглого»?
З)… в партизанском отряде Денисова «был самым полезным и храбрым человеком»?
И)…знал, что решает участь сражения «та неуловимая сила, называемая духом войска, и… следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти»?
24. Кого из знаменитых партизан Отечественной войны 1812 г. изобразил Толстой в романе в образе Василия Денисова?
25.Накануне какого исторического события, изображённого в романе, автор так пишет о Кутузове: «Когда начался молебен, Кутузов подошёл к иконе, тяжело опустился на ко-лена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подёргивалась от усилий. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли»?
26. «Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами». Назовите историческое событие, свидетельницей которого стала Малаша?
27.Кто из героев романа стал для Пьера «самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого»?
28.Противоречивость чьих мыслей, дум, ощущений подчёркивает Толстой двумя краткими монологами, принадлежащими одному лицу: «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было» «Я не могу, не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…»?
29.Чью холодную расчётливость карьериста, цинично осуществляющего свои корыстные планы, раскрывает Толстой: «…в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды… «Я всегда могу устроиться, чтобы редко видеть её… А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на неё глаза и сказал ей» «Вы знаете мои чувства к вам!»?
30.Какой эпизод раскрывает Толстой в следующем отрывке: «…Худое, бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны»?
31.Кто с таким тёплым юмором описан Толстым в этом отрывке: «Спросив, которая посмирнее… влез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него»?
32.Чьи это слова:
А) «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти… И это глупое общество..»
Б) «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы».
В) «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения – мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти».
33.Как относится к Наполеону Андрей Болконский в начале романа «Война и мир»?
34.Какой герой романа, полюбив Наташу Ростову, чувствует себя так, «как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет божий»?
35.Кто говорит Князю Андрею: «Я знаю, твоя дорога – это дорога чести»?
36. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже, наверное, я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадёт мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда-нибудь». С кем стрелялся Пьер Безухов?
37.Кто вызвал другого на дуэль?
38. О ком после дуэли говорит Долохов: «…я убил её, убил… Она не перенесёт этого. Она не перенесёт…»?
39.С каким событием связан сон Николя Болконского в эпилоге «Войны и мира»?
40. «Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…». Кто произносит последнюю «реплику» в романе «Война и мир»?
41.назовите фамилию дворянской семьи, сцена именин в доме которой резко проти-вопоставлена картинам вечера у Анны Павловны Шерер.
42.Кто в начале романа на вечере у Шерер единственный из гостей выразит Пьеру искреннюю симпатию?
43.Образу какого героя, кумира князя Андрея, противопоставлен образ капитана Тушина?
44. «Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела… князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея… Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха…» О каком сражении идёт речь?
45.Назовите особенность творческого метода Толстого, определение которому впервые дал Н.Г.Чернышевский и который заключается в изображении внутреннего психологи-ческого процесса человеческой жизни.
46.Укажите термин, которым в художественном произведении называют противоречие, лежащее в основе развития действия.
47.Какое средство характеристики героя создаётся с помощью детального описания его внешнего облика: Долохов шёл медленно,… вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как всегда, имел на себе подобие улыбки», «губы его дрожали, но всё улыбались; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил»?
48.Как называется способ организации художественной речи, когда герои обмениваются репликами?
49.Толстой противопоставляет «беспокойство и страх» анны Павловны тому, как «радостно, весело улыбнулся» Пьер. Как называется этот приём?
50.Как в литературоведении называется монолог, который герой произносит «про себя» и который характеризует его состояние («Ну-ка, наша Матвеевна», «Ишь задышала опять, задышала»)?
51.Как называется приём, основанный на противопоставлении, с помощью которого Толстой подчёркивает, что, несмотря на физическую слабость и внешнюю нелепость, Тушин силён духовно и велик нравственно?
52.Выпишите слово, являющееся образом-сравнением, с помощью которого Толстой подчёркивает искренность и открытость солдат: «Солдаты, большей частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах».
53.Как в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя («слабый», «тоненький», «нерешительный»)?
54.Как называется средство художественной изобразительности, основанное на исполь-зовании большого числа синонимов («Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрас-невшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей…»)?
55.Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволяющее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «умный, робкий, наблюдательный, естественный».
56.Какое средство иносказательной выразительности использует Толстой, изображая обращение Пьера к тётушке: «пробурлил Пьер»?
57.Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением, выражающим авторское отношение к героям: «кроткая улыбка» Пьера, «злой крик» Долохова и т. д.
58.Каким термином называют художественный приём противопоставления, который позволяет автору обозначить неоднозначность, сложность и противоречивость характера Долохова: «буян, бретёр-Долохов… был самый нежный сын и брат»?
59. Как вы понимаете тезис Толстого: Нет величия там, где нет добра, простоты и правды»?
60.Почему, изображая Кутузова, Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?
61.Почему дуэль с Долоховым стала причиной произошедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота?
62.В чём состоит философия жизни Платона Каратаева?
63.Как показана внутренняя красота человека в романе Толстого «Война и мир»?
64.Как раскрывается «мысль семейная» в романе «Война и мир»?
65. «Какая сила управляет всем»? (Взгляд на историю в романе «Война и мир»)
66.Как показана духовная высота «простого человека» в романе «Война и мир»?
67.Каким предстаёт перед читателем большой свет в романе?
68.Кто является главным героем романа «Война и мир»?
69.с помощью каких художественных средств рассказана правда о войне в романе «Война и мир»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к уроку литературы. Л.Н Толстой "После бала"
Прием контраста в произведении...
Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по литературе «Л. Н. Толстой»
Методическая разработка разделаобщеобразовательной программы по литературе«Л. Н. Толстой»...
К уроку литературы "Л.Н.Толстой "Война и мир" т.3".
Индивидуальные карточки для проверки знаний....
Презентация к уроку литературы. Тема: "А. Толстой "Желтухин"
Данная презентация поможет при проведении урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. Толстой "Желтухин" 1 часть"....
Разработка урока литературы Л.Н.Толстой "В салоне Шерер и доме Ростовых"
Материал содержит разработку урока, тест, рабочий лист, презентацию....
Открытый урок литературы "Л.Н.Толстой. Нет человека достойнее имени гения"
“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость” Л.Н.Толстой...
Разработка урока по литературе "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". 5 класс
Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"...